Методика обучения технике броска одной рукой в прыжке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ В ПРЫЖКЕ ……………….......4
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРОСКА В ПРЫЖКЕ……………………………..18
2.1 МЕТОДИКА НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ КИСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Файлы: 1 файл

Анетько (4).doc

— 738.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    ГЛАВА 1.  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ В ПРЫЖКЕ ……………….......4

    ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРОСКА В ПРЫЖКЕ……………………………..18

    2.1 МЕТОДИКА   НАПРАВЛЕННОГО   РАЗВИТИЯ   ПОДВИЖНОСТИ   КИСТИ   У  БАСКЕТБОЛИСТОВ…………………………………………………..23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    В современной жизни все больше использование занятий физическими  упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

    Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

    Баскетбол является одним из средств физического  развития и воспитания молодежи. Для  нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

    Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

    Разнообразие  технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей среднего школьного возраста, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

    ГЛАВА 1.  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ В ПРЫЖКЕ

    В  современном баскетболе  забрасывание  мяча  в  корзину  считается  одним  из  важных  элементов,  которым  должен  владеть  спортсмен.  Команды,  имеющие  в  своем  составе  хороших  снайперов,  часто выигрывают у команд, имеющих более высокорослых игроков.

        Совершенствование точности бросков, как и совершенствование  других сложных технических приемов, закрепление правильного навыка  их  выполнения,  требует большого  количества  повторений.  В  то  же  время, несмотря на большой объем тренировочной работы, часто случается,  что точность  бросков повышается  недостаточно,  а время,  затраченное на их совершенствование, используется  неэффективно. Все это вызывает особый интерес к поиску методов и методических приемов, с  помощью  которых  можно  добиться  повышения  точности  бросков  в процессе тренировок и игровой деятельности.

    На  протяжении ряда лет внимание исследователей сосредоточено на выявлении факторов, влияющих на точность бросков, а также разработке  и  апробированию  различных  методов  и  методических  приемов,  повышающих данный показатель. К таким методам, в первую очередь,  относятся методы, основанные на физиологических механизмах так называемого  дифференцированного  торможения.  В  спорте  данная  проблема разрабатывалась В.С.  Фарфелем  и была  конкретизирована  в методе "сближаемых заданий". Суть метода заключается в том, что в процессе тренировки  спортсмены,  выполняя  резко  контрастные  задания  с  постепенным их сближением, вырабатывают умение дифференцировать  мышечные  усилия.  Используя  этот  метод  для  совершенствования  точности бросков, баскетболисты выполняют поочередно броски с дальней  и с ближней дистанций с постепенным снижением контрастности, в результате чего вырабатывается дифференцировка мышечных усилий при  выполнении точных бросков с разных дистанций.

    Применение  данного метода при совершенствовании  бросков мяча  в  корзину свидетельствует  о  более  высоких  результатах,  чем  при  простом   многократном   повторении   бросков.   Использование   метода  "сближаемых  заданий"  эффективно  только  тогда,  когда  баскетболисты хорошо овладели техникой выполнения приема. Для достижения прочного навыка при выполнении броска в корзину, независимо от способа  его  выполнения,  наиболее  эффективным  методом  является  метод  повторений, при котором броски выполняются с какой-либо определенной  точки.

    Так, С.А. Кераминас в своем исследовании, проведенном на начинающих  спортсменах,  выявила,  что лучший  эффект  наблюдается  тогда, когда испытуемые выполняют броски из стандартных положений  до тех пор, пока у них прочно не закрепится навык и не стабилизируется техника выполнения. В дальнейшем лучшие результаты были получены при использовании метода "постановки задач труднее основной",  схожего с методом сближаемых задач.

    Смысл метода  "постановки  задачи  труднее основной"  заключается в том, что броски выполняются сначала с более дальней дистанции, а  затем  уже  с  основной  -  тренирующей.  Результаты,  полученные  при  использовании этого метода, были значительно лучше, чем результаты,  достигнутые методом постоянного увеличения дистанции.

    Широкое применение в последнее время получил метод, при котором броски выполняются в кольцо с меньшим диаметром. По мнению  ряда специалистов и тренеров, это способствует значительному  увеличению  процента попадания при  выполнении бросков с  разных  дистанций.

    Однако  убедительных экспериментальных данных по этому поводу не обнаружено. Все рассуждения о целесообразности применения колец уменьшенного  диаметра  строятся  на  субъективных  мнениях  авторов, говоривших о том, что броски в кольца с меньшим диаметром  требуют  более  сосредоточенного  внимания,  строгости  в организации движения и т.д.

    Попытки же исследования фактора варьирования цели (в частности размеров баскетбольного кольца) не позволяют с уверенностью сказать о целесообразности применения колец меньшего диаметра.

    Ряд  авторов,  большое значение  придает  использованию  дополнительных ориентиров, как при обучении, так и в совершенствовании бросков  в  корзину.  Применение  данного  методического  приема  уточняет  бросковое  движение,  акцентирует  внимание  на  необходимых  мышечных ощущениях, которые создаются при правильном выполнении движения.

      При совершенствовании бросков в корзину применение дополнительных ориентиров зависит от характера ошибок баскетболистов. Применение дополнительных ориентиров при совершенствовании бросков в тренировочном процессе оправдано на начальном  его  этапе.  Постоянное  применение  данного  методического  приема может привести к нежелательным последствиям, так как в игровых  условиях  отсутствие  тех  или  иных  дополнительных  ориентиров  может  привести  к  нарушению  двигательного  навыка,  выработанного  в  процессе тренировки с их применением.

    Выключение  зрения при совершенствовании бросков мяча в корзину является также одним из методических приемов, повышающих точность  попаданий.  Выключение  зрения  при  выполнении  движений  точностного  характера  повышает  их  точность  за  счет  обострения  двигательной  чувствительности  испытуемых.  При совершенствовании бросков  мяча  в  корзину  выполнение  броскового  движения  с  закрытыми  глазами  повышает  точность  за  счет  улучшения  дифференцирования  мышечных усилий и точности мышечных ощущений.

    Эффективность  технических  движений  в  баскетболе  в  большой  мере определяется скоростью и точностью выполнения. Сочетание скорости и точности движений с разных дистанций - необходимое условие,  выполнение которого обеспечивает точность броска.

    Говоря  о том, как  влияет вес снаряда на эффективность технических  действий, следует отметить два направления исследований, которые проводились рядом авторов. Это влияние веса и размера снарядов  на скорость и точность выполнения технических действий.

    Использование  методических  приемов  при  совершенствовании  бросков мяча в корзину без  учета специфики игровой деятельности не  приводит к увеличению процента попаданий в игре. В условиях соревнования баскетболисты   значительно   снижают   точность   бросков   по  сравнению с бросками с тех же дистанций в тренировочных условиях.

    Хороший снайпер должен знать основы механики броска. Не следует  следить  глазами  за  полетом  мяча,  в  течение всего процесса  забрасывания взгляд должен быть сконцентрирован на корзине.

    На  какую часть корзины надо смотреть? Здесь пока нет единого  мнения  некоторые  считают,  что основной  точкой  является  передняя  часть кольца другие – задняя. Поэтому следует проанализировать взаимосвязь мяч-корзина.  
 
 

    

    

 

    На  рис. 43 показаны два обычных баскетбольных мяча, проходящих  в  корзину  одновременно.  Можно  предположить,  что  наилучшим  является  взгляд  на  приблизительный  центр  корзины,  поскольку  свою  ошибку  вы  можете  компенсировать  следующим  образом:  если  бросок  короткий,  мяч.  можно  забрасывать,  в  центр (рис.  43);  если  бросок  немного  длиннее,  мяч  забрасывается  так,  чтобы  он  задел  задний  край  кольца (рис. 44); при длинном броске игрок может забросить мяч с отскока от щита (рис. 44) [6, с.96].

        Основным звеном техники движения руки с мячом является координационное  взаимоотношение  в  движении  предплечья  и  кисти.  В  рабочей фазе броска одной рукой в прыжке на фоне торможения локтевого  сустава происходит резкое увеличение скорости разгибания лучезапястного сустава (движение приобретает хлестообразный характер). 

       Это  связано  с  тем,  что  оптимальное  использование  пассивных  сил  достигается в случае, когда в рабочей фазе броска на фоне начавшегося  разгибания   в   локтевом   суставе   продолжается   обратнонаправленное  движение  в  лучезапястном  суставе,  и  только после  максимального  его  разгибания  начинается  стабильное  движение  кисти.  Для  этого  должен осуществится  «захлест»  кисти,  после чего  сгибание  в лучезапястном  суставе  осуществляется  за  счет  использования  кинетической  энергии,  накопленной  в  предыдущих  движениях.  Положение кистей  является  важной частью хорошего броска. 

    При броске в прыжке спортсмен держит ступни приблизительно  на ширине плеч, носки направлены в сторону корзины. Последний удар  мяча  об  пол  выполняется  немного  сильнее,  чтобы  мяч  быстрее  отскочил. Самым важным при броске в прыжке является время отрыва мяча  от  руки:  быстрый  и  плавный  отрыв  более  важен,  чем  высота  прыжка,  предшествующего броску[3,с.195].

      Основные ошибки при бросках:

      I. Если угол, образованный локтевым суставом составляет менее 90°, бросок превращается в метание.

    2. Если мяч отрывается не от  указательного и среднего пальцев, а  от среднего и безымянного пальцев кисти, это ведет к боковому вращению. 

    3.  Игрок  не  должен  следить   за  полетом,  особенно  при   броске  в  движении.

    4. Если спина и плечи слишком  сильно отклонены назад, это укорачивает амплитуду движения игрока. 

    5. При забрасывании не надо продолжать движение вперед; чтобы обеспечить хорошее равновесие, игроку следует сделать отметки на  полу для отталкивания и приземления. 

      6. При забрасывании игрок должен направлять локоть к корзине.

      7. Другая рука не должна оказывать влияние на отрыв мяча или его направление.

    Следует отметить, что  важным  элементом  при  выполнении  броска одной рукой в прыжке является правильное расположение ног перед  отталкиванием. Ступни должны располагаться параллельно друг другу,  ось их должна быть ориентирована на центр корзины. При таком расположении ступней перед выпрыгиванием тело в полете имеет кинетический  момент,  направление  которого  совпадает  с  направлением  выполняемого броска.  Если  это  правило  нарушено,  то  спортсмену  в  фазе  прыжка  придется  корректировать  направление  броска,  при  этом  кинетическая энергия тела не вкладывается в бросок мяча; напротив, спортсмен  должен  приложить  дополнительные  усилия,  чтобы  погасить  ее.  Естественно, как дальность, так и точность броска при этом существенно снизятся. Поскольку перед фазой выпрыгивания спортсмен находится  в фазе  разбега, то  правильная  установка  ступней ног  должна  завершать названную фазу. У спортсмена при этом, как правило, нет времени  на  дополнительные  движения  для  правильной  установки  ступней  ног,  поэтому  этот  навык  должен  быть  доведен  до  автоматизма,  что  может  быть достигнуто только путем целенаправленных тренировок.

Информация о работе Методика обучения технике броска одной рукой в прыжке