Методика обучения письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала.

Оглавление

Введение
Глава I. Письменная речевая деятельность учащихся при изучении иностранного языка
1.1письменная речь как форма речевого общения.
1.2специфика письменной и монологической речи
Выводы по главе 1
Глава II. Цели Обучения письму на среднем этапе изучения иностранного языка
2.1 Социокультурный компонент письменной речи
Упражнения как средство формирования навыков письменного общения
2.2 Письмо как средство обучения
2.3контроль сформированности навыков письма
Выводы по главе 2
Заключение

Файлы: 1 файл

Киренкина к. курсовая.docx

— 67.90 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 

Введение 

Глава I. Письменная речевая деятельность учащихся при  изучении иностранного языка 

1.1письменная речь как форма речевого общения.

1.2специфика письменной и монологической речи

Выводы по главе 1 

Глава II. Цели Обучения письму на среднем этапе изучения иностранного языка 

2.1 Социокультурный  компонент письменной речи

Упражнения как  средство формирования навыков письменного  общения

2.2 Письмо как  средство обучения 

2.3контроль сформированности  навыков письма 

Выводы по главе 2

Заключение

Список литры 
 
 

Введение 

Актуальность  исследования. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку  постепенно повышается, и, в некотором  смысле, письмо начинают рассматривать  как резерв в повышении эффективности  обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в  свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. В последнем случае письмо как вид речевого общения  развивается на основе только аутентичного материала.

Актуальность  проблемы вызвала всплеск отечественных  публикаций в области методики обучения иноязычной письменной речи: Н.И. Гез, Г.В. Роговой, И.Л. Бим, И.А. Зимняя , Н.Д.Гальскова , С.П.Шатилов и др.)

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны  с созданием условий для овладения  содержанием обучения письменной речи. Они включают в себя формирование у учащихся необходимых графических  автоматизмов, речемыслительных навыков  и умений формулировать мысль  в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение  культурой и интеллектуальной готовностью  создавать содержание письменного  произведения речи, формирование аутентичных  представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической  форме письменного текста.

Письменная речь позволяет сохранить языковые и  фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует  говорение, слушание и чтение на иностранном  языке.

Если правильно  определить цели обучения письму и  письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие  цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и  логичнее.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке  грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого  подхода, что создаёт необходимые  условия для запоминания. Без  опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

Письменная речь рассматривается в качестве творческого  коммуникативного умения, понимаемого  как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими  навыками, умением композиционно  построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением  выбрать адекватные лексические  и грамматические единицы. 

Предмет исследования –  упражнения как средство формирования данных навыков на среднем этапе в общеобразовательной школе. 

Цель исследования: изучить специфику процесса Обучения письменной речи на уроках английского языка.

Исходя из цели были сформулированы задачи исследования:

  • Изучить письменную речевую деятельность учащихся на уроках английского языка.
  • Рассмотреть психолого-педагогические особенности монологической письменной речи
  • Разработать технологию обучения иноязычной письменной речи
 
 
 

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
  • Обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов;
 
 
 
 

Глава I. Письменная речевая деятельность учащихся при  изучении иностранного языка 

1.1 Письменная  речевая деятельность

Письмо –  продуктивная аналитическо-синтаксическая деятельность, связанная с порождением  и фиксацией письменного текста.

Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыт , как зеркало культуры и традиций каждой страны. «Подобно тому, как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива , создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность» [Лотман  Ю.М.,1987,с 3]

При построении письменного текста автор следует, как правило логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат .Эта  цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико-грамматической структуре текста.

При письменном высказывании мыслей, как и при  говорении ,функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами .При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. В процессе говорения действует переход от слова , произносимого про себя, к слову, произносимому вслух[см.: Жинкин Н.И.,1962,с.318].Пишущий сначала представляет  себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами.

Выдвинутое Н.И. Жинкиным положения об «интонационным укладе» , записываемого предложения, свидетельствует о том, что связанное письменное высказывание упреждается не только проговариванием, порождаемого текста, но и сокращенным прослеживанием порядка изложения, включая ход развития мыслей. Упреждающий синтез предполагает прежде всего умение выбирать нужные слова, распределять предметные признаки, (т. е. элементы содержания) в соответствии с замыслом, находить синтаксические структуры, наиболее подходящее для выражения тек или иных мыслей, выделять предикат как основную часть смысловой организации предложения и т. д.

Из всех форм устного и письменного общения  письмо и говорение наиболее взаимозависимы.Тесная связь между ними проявляется не только в близости моделей порождения, о чем упоминалось выше, но и в корреляции психологических механизмов- речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а так же вместе в использовании таких анализаторов как зрительной, речедвигательный и слуховой так как «сначала мы пишем под диктовку собственного голоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, вслушиваясь в ритм и интонацию» [Хекболдт П.,1963 с.40] 
 
В процессе письма функционируют не только перечисленные выше анализаторы наряду с кратковременной и долговременной памятью, но и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная (рукодвигательная) виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

Разница между  устным и письменным высказыванием  сводится к тому, что в первом случае общение завершается передачей  информации, причем этот процесс отличается большей степенью автоматизации, при  которой содержание текста и его  языковое оформление передается синхронно. Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуацией непосредственного общения , оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное общение. С учетом вышесказанного письменный текст должен быть развернутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств. Отсутствие  партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи»[Колшанский Г.Б.,1974, с.22]. Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает  внимание реципиента на те факты, которые он считает особенно важными. Наиболее часто употребляются с этой целью восклицательные знаки со скобками – «приглушенная восклицательность» [Троянская Е.С., 1982, с. 164].

Восклицательный знак обладает, по мнению некоторых  авторов, сходством с лексическими средствами с выражениями типа: обратите внимание, еще раз подчеркиваю/повторяю и т .д. Разные оттенки дополнительной информации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием восклицательного знака с вопросительным и т .д. Все перечисленные средства употребляются не для маркирования грамматической структуры высказывания, а для облегчения адекватного понимания письменного текста реципиентом. Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:

  1. композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой ;
  2. единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
  3. соотнесенностью заголовка с содержанием;
  4. индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента;
  5. предметным содержанием;
  6. коммуникативными качествами;
  7. многообъектными или полиобъектными связями

    [см.: Мусницкая Е.В., 1983 ; Москальская О.И., 1981]. 

В отличие от говорения или слушания письмо –  процесс более медленный, так  как при порождении текста пишущий  может изменить первоначальный замысел , скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его. Из-за  возможности возврата  к тексту с целью контроля и исправления написанного многие авторы считают письмо более легкой речевой деятельностью и в отдельных случаях , как это имело место в аудиовизуальном методе, рекомендуют переходить от слушания и к говорения не к чтению, а к письму, усматривая в последнем надежное средство для совершенствования форм устного обучения.

Связь письма с  чтением объясняется тем, что  обе формы общения базируются на графическом коммуникативном  коде, хотя преследуют при этом разные вещи. 
 
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной  компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием  и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны  с созданием условий для овладения  содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у  учащихся необходимых графических  автоматизмов, речемыслительных навыков  и умений формулировать мысль  в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение  культурой и интеллектуальной готовностью  создавать содержание письменного  произведения речи, формирование аутентичных  представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической  форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности  практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с  достигнутым программным уровнем  овладения иностранным языком.

Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).

Содержание письменного  речевого произведения определяется его  деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого  потенциала человека.

(во 2ю главу+ статья журнал 2007 год номер 8)Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе), вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), подписи к рисункам, объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, т.е. bread-and-butter letters, письма с протестами и жалобами, обращения (к руководителю, к общественности), ответы на заявления, автобиографические сведения, т.е. curriculum vitae, характеристики, т.е. confidential references, заполненные анкеты и бланки, справки, опорные схемы типа mind-maps (для выступления перед аудиторией), инструкции (по технике безопасности, для выполнения задания), рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные), дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии (произведения автора, книги по проблеме), конспекты, т.е. notes (краткое изложение содержания прочитанного), заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии, т.е. reviews (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства), отчеты, т.е. reports (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе), доклады (о состоянии проблемы. Об изучении конкретных случаев типа case-studies), изложение, т.е. reproduction (прочитанного, услышанного), резюме, т.е. summary (основная идея прочитанного, услышанного), сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры (статей в газете, событий за неделю), аннотации, т.е. précis (основное содержание рассказа, книги, фильма), рефераты, т.е. synopses (краткий обзор прочитанного), тезисы, т.е. abstracts (краткое изложение выступления), проекты, т.е. projects (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки, т.е. essays (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация темы или проблемы), рассказы (придумывание фабулы и сюжета), стихи (создание стихотворных произведений разной формы).

Информация о работе Методика обучения письменной речи