Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала.
Введение
Глава I. Письменная речевая деятельность учащихся при изучении иностранного языка
1.1письменная речь как форма речевого общения.
1.2специфика письменной и монологической речи
Выводы по главе 1
Глава II. Цели Обучения письму на среднем этапе изучения иностранного языка
2.1 Социокультурный компонент письменной речи
Упражнения как средство формирования навыков письменного общения
2.2 Письмо как средство обучения
2.3контроль сформированности навыков письма
Выводы по главе 2
Заключение
Среди творческих письменных заданий особое место занимает написание рассказов (storywriting). Для того чтобы управлять исполнением задания, учащимся могут быть предложены вопросы, на которые им предлагается ответить в форме придумывания рассказа. Так, для написания рассказа “AStrangeSound” могут быть предложены следующие вопросы:
1. Can you describe the sound?
2. Can you describe the creature?
3. Can you say more about the creature’s appearance?
4. How did it go through the wall?
5. How did you escape? Etc.
Отвечая на данные
вопросы, ученик нумерует каждую строку
своего рассказа, так как ответ
на вопрос не должен превышать длины
строки. Рассказ может принять следующий
вид:
Once in the morning I heard a scratching sound.
I looked around and saw a shaggy animal.
It was half beast, half man.
It went through the wall as though there was a door there.
I jumped off my bed and hid behind the wardrobe. Etc.
Интересной формой
письменных заданий является поэтическое
творчество. В процессе этого творчества
учащиеся, например, могут самостоятельно
сочинять лимерики по образцу. Управляемые
поэтическим упражнением
Получается следующее
прозаическое стихотворение:
Red, and purple, and blue.
A horse standing in deep water.
The horses riding across the blue and red road.
Coloured balloons everywhere around me.
The coloured balloons are all
gone … .
Стихотворение
может быть написано в ответ на
следующие задания:
Line 1. Compare autumn to a leaf.
Line 2. Compare autumn to a vegetable garden.
Line 3. Compare autumn to the sky.
Line 4. Compare autumn to life.
В написании
«белого стиха» могут помочь ассоциации,
образующие «лексическую решетку» (lexicalgrid):
Associate the Sun with 4 nouns.
Associate the Sun with 4 adjectives.
Associate the Sun with 4 verbs.
Associate the Sun with 4 adverbs.
Подсказки в написании стихотворения могут также быть следующие:
Use the simile.
Use the rhyme.
Use the rhythm.
Use the metaphor.
Стихотворение может иметь определенную конфигурацию, напоминающую форму описываемого предмета (shapepoetry):
An Egg
A t i n y
white egg
lying on the ground
resting in its
warm
bed.
1.2 Специфика письменной монологической речи
(теория ссылки)
Письменная монологическая
речь может выступать в различных
формах: в форме письменного сообщения,
доклада, письменного повествования,
письменного выражения мысли
или рассуждения и т. д. Во всех
этих случаях структура письменной
речи резко отличается от структуры
устной диалогической или устной
монологической речи. Эти отличия
имеют ряд психологических
Письменная монологическая
речь — это речь без собеседника,
ее мотив и замысел полностью
определяются субъектом. Если мотивом
письменной речи является контакт («-такт»)
или желание, требование («-манд»), то пищущий
должен представить себе мысленно того,
к кому он обращается, представить его
реакцию на свое сообщение. Особенность
письменной речи состоит именно в том,
что весь процесс контроля над письменной
речью остается в пределах деятельности
самого пишущего, без коррекции со стороны
слушателя. Но в тех случаях, когда письменная
речь направлена на уточнение понятия
(«-цепт»), она не имеет никакого собеседника,
человек пишет только для того, чтобы уяснить
мысль, чтобы вербализовать свой замысел,
развернуть его без какого-либо даже мысленного
контакта с лицом, которому адресуется
сообщение.
Письменная речь
не имеет почти никаких
Отсюда письменная
речь должна быть максимально синсемантична
и грамматические средства, которые она
использует, должны быть полностью достаточными
для выражения передаваемого сообщения.
Пишущий должен строить свое сообщение
так, чтобы читающий мог проделать весь
обратный путь от развернутой, внешней
речи к внутреннему смыслу излагаемого
текста.
Процесс понимания
письменной речи резко отличается от
процесса понимания устной речи тем,
что написанное всегда можно перечитать,
т. е. произвольно возвратиться ко всем
включенным в него звеньям, что совершенно
невозможно при понимании устной
речи.
Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом совершенно различного происхождения обоих видов речи.
Устная речь
формируется в процессе естественного
общения ребенка со взрослым, которое
раньше было симпрактический и лишь потом
становится особой самостоятельной формой
устного речевого общения. Однако в ней,
как мы уже видели, всегда сохраняются
элементы связи с практической ситуацией,
жестом и мимикой.
Письменная речь
имеет совсем иное происхождение
и иную психологическую структуру.
Письменная речь
появляется в результате специального
обучения, которое начинается с сознательного
овладения всеми средствами письменного
выражения мысли. На ранних ступенях
ее формирования ее предметом является
не столько мысль, которая подлежит
выражению, сколько те технические
средства написания звуков, букв, а
затем слов, которые никогда не
являлись предметом осознания в
устной диалогической или в устной
монологической речи. На этих этапах у
ребенка происходит формирование двигательных
навыков письма.
Ребенок, который
учится писать, оперирует сначала
не столько мыслями, сколько средствами
их внешнего выражения, способами обозначения
звуков, букв и слов. Лишь значительно
позднее предметом сознательных
действий ребенка становится выражение
мыслей. Таким образом, письменная речь
в отличие от устной, формирующейся в процессе
живого общения, с самого начала является
сознательным произвольным актом, в котором
средства выражения выступают как основной
предмет деятельности. Такие промежуточные
операции, как выделение фонем, изображение
этих фонем буквой, синтез букв в слове,
последовательный переход от одного слова
к другому, никогда не осознававшиеся
в устной речи, в письменной речи остаются
еще в течение длительного времени предметом
сознательного действия. Лишь после того
как письменная речь автоматизируется,
эти сознательные действия превращаются
в неосознаваемые операции и начинают
занимать то место, которое сходные операции
(выделение звука, нахождение артикуляции
и т. д.) занимают в устной речи.
Таким образом, письменная речь как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.
Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня — поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование- отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо вне языковые компоненты (жесты, мимика и т. д.), и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяют существенные особенности ее строения.
Таким образом, письменная речь радикально отличается от устной речи тем, что она неизбежно должна протекать по правилам развернутой (эксплицитной) грамматики, необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих ее жестов и интонаций. Поэтому всякое сближение монологической, письменной речи со структурой устной диалогической речи невозможно. Это проявляется, в частности, в том, что те эллипсы и грамматическая неполнота, которые оправданы в устной речи, становятся совершенно неприменимы в письменной речи.
Итак, письменная
монологическая речь по своему строю
представляет собой всегда полные,
грамматически организованные развернутые
структуры, почти не использующие форм
прямой речи. Вот почему длина фразы
в письменной речи значительно превышает
длину фразы в устной речи, так
как в развернутой письменной
речи встречаются значительно более
сложные формы управления, например,
включение придаточных
Письменная речь является существенным средством в процессах мышления. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Известно, что для уяснения мысли лучше всего попытаться написать, выразить эту мысль письменно. Именно поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления. Уточнение самой мысли с помощью письменной речи отчетливо проявляется, например, при подготовке доклада или статьи. Работа переводчика также не просто перевод с одной системы кодов на другую; это сложная форма аналитической деятельности, самой важной задачей которой является осознание самого логического строя мысли, ее логической структуры.
Следует отметить, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые
при обучении письменной речи, связаны
с созданием условий для
Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт («-такт») или желание, требование («-манд»), то пищущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия («-цепт»), она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение.
Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи.
Таким образом,
письменная речь как по своему происхождению,
так и по своему психологическому строению
коренным образом отличается от устной
речи, и сознательный анализ средств ее
выражения становится основной психологической
характеристикой письменной речи.
Глава II. Обучение
письменной речи учащихся на среднем этапе
изучения иностранного языка