Методика обучения письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала.

Оглавление

Введение
Глава I. Письменная речевая деятельность учащихся при изучении иностранного языка
1.1письменная речь как форма речевого общения.
1.2специфика письменной и монологической речи
Выводы по главе 1
Глава II. Цели Обучения письму на среднем этапе изучения иностранного языка
2.1 Социокультурный компонент письменной речи
Упражнения как средство формирования навыков письменного общения
2.2 Письмо как средство обучения
2.3контроль сформированности навыков письма
Выводы по главе 2
Заключение

Файлы: 1 файл

Киренкина к. курсовая.docx

— 67.90 Кб (Скачать)

Для кратких  посланий в связи с событиями  существуют привычные обороты письменной речи: “It’s with deep sorrow that we learned about…”.

В подписях к  рисункам нередко используется прием  «озвучивания» персонажей: “I’ve just discovered why I’ so clumsy. I’ve got ten toes.” – “But everybody has ten toes.” – “Seven on one foot and three on the other?”.

Личные письма оформляются следующим образом: 

Адресотправителя:

21 West Drive, Whitley Bay, Tyne and Ware, NE 21 9PQ UK.

Дата: 30 December 2008.

Обращение: Dear …

Текст письма.

Завершение (Preclosing phrase): Looking forward to hearing from you.

Окончание: Loveor see you soon … .

Деловые письма имеют отличительные черты. В  самих письмах указывается не только адрес отправителя, но и адрес  получателя. Адрес получателя размещается  так, чтобы он был виден через  прозрачное окошко в конверте. Если в обращении не указывается имя  адресата, то в окончании принята  форма: Yoursfaithfully, … . Если в обращении указано имя адресата, то окончание меняется: Yourssincerely, … . Письмо о приеме на работу может содержать фразу типа “Iamwritingtoaskaboutavacancyfora …”. В случае отказа возможен следующий ответ на письмо: “Further to your letter, I regret to advise you that there is no suitable vacancies at present in line with your qualifications and experience. However, I would like to thank you for your interest in …”. 

Полезно знать  письменные обороты речи типа «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем…» (“We, theundersigned, herebydeclare…”).

Большие возможности  для обучения творческому письму имеет диктант. Бывают следующие  виды современных диктантов: репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий. Репродуктивный диктант – это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант  выполняется как письменное произведение речи объемом не более 150 слов, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложенного  тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного  произведения речи обговариваются в  индивидуальном общении с педагогом, и ученик должен как можно подробнее  учесть результаты этого обсуждения). Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. Для коллективного творческого диктанта учащиеся могут также вместе нарисовать на доске картину (первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Диктант может также проходить в форме составления плана или резюме услышанного, извлечения из текста ключевых слов (заданного количества) и т.п. Возможен диктант в виде записи «телефонограммы», в форме игры в «испорченный телефон» и т.п.

Излучение конкретных случаев (case-study) включает выбор проблемы, оценку состояния ее решения, сбор фактов, применение статистических методов. Формулирование гипотезы, использование доказательств, сравнение с другими точками зрения, формулирование окончательного вывода. Так, структура доклада по проблеме “TheprimarySchoolinaChangingWorld” может быть следующей:

Foreword. The objectives of primary education. Examples illustrating the primary education system. Evaluation technique of effectiveness in primary education. Graphs and diagrams. Advocacy of differentiated type of teaching. Pros and cons. Gap between social and educational change. Conclusion. 

Форма газетного сообщения бывает краткой и максимально информативной:

Schoolsevacuated

All the schools suffered disruption and damage when Hurricane Andrew hit the east coast of Florida. The capital, one of the worst hit areas, was forced to evacuate the pupils and close the schools… .

Творческие работы типа очерка или сочинения, выполняемые  на определенную тему, начинаются с  так называемого тематического  вступления (TopicIntroduction – TI), за которым следует тематическая фраза (TopicalSentence – TS), развиваемая в тематических примерах (ExampleSentence – ES) и завершаемая переформулированием тематической фразы (RestatementSentence – RS). Например, на заданную тему может возникнут следующая структура.

ASlapintheFace

TI. Human relations are something difficult to understand.

TS. A slap in the face may be a sign of love or hatred.

ES. A friend of mine told me he had never been so happy as when … .

ES. … .

ES. … . Etc.

RS. As you see, a slap in the face may be a slip of love.

Творческой формой письменной речи может быть и собственное  стихотворение. Стихи возможны в следующих видах: limericks, general poetry, rhythmic prose, poetic prose, question-answer poetry, lexical grid poetry, shape poetry.

В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи. Для  того чтобы сделать управляемым  написание кратких письменных произведений речи, используется прием заполнения пропусков из предложенных вариантов. Например, в следующей записке  сделаны пропуски и даны на выбор  возможные варианты для их заполнения: 

Dear Liz,

Mum, Dad and I have gone to the … so could you … because … (shop, garage, baker’s, let the dog in, wait for us, it is freezing, they are expecting it, there is no way we can give you a key).

При выполнении задания возможно заполнение пропусков  по смыслу (clozeprocedure). Варианты ответов при этом не даются, и учащиеся пытаются догадаться о значениях пропущенных слов по контексту, а также по привычным словосочетаниям:

Computer for … (sale) has been in … for only 6 … (use, months) all the modern …, Windows, etc. (software) for … $699 (only) the price is … (negotiable) please … after 6 p.m. (call).

Полезным письменным заданием является подражание образцу. Например, учащиеся получают образец  инструкции для занятий спортивной гимнастикой: Standfacingawallthatisapproximately 1 metreaway. Lean forward and place the palms of your hands against the wall. Keep your heels firmly on the floor … . Now look at the other pictures and write clear instructions as a simple guide to fitness. A reader should be able to understand your instructions without looking at the pictures. 

Управлять заданием можно через структуру письменного  произведения речи. Так, письмо-жалоба может иметь следующую структуру:

Opening paragraph –  states the reason for the letter.

Middle paragraph 1 –  gives the precise nature of the complaint.

Middle paragraph 2 –  explains the implications of the matter.

Closing paragraph –  describes what action is needed to put the matter right. 

Содержание каждого  параграфа предварительно обсуждается  с учащимися, и в результате дискуссии  рождается детализированная идея письменного  произведения речи. 

Важной частью письменного задания является разработка идеи. Такое задание, как правило, предшествует любой письменной работе. Это упражнение нередко принимает  форму мозгового штурма (brain-storming) – привлечения коллективных ресурсов. Например, для разработки рекламы необходимо вначале определить объем текста, шрифт и расположение фраз, характер фраз, отобрать легко узнаваемые и запоминаемые слова, придумать «приманку для покупателя», т.е. gimmick. 

Письменное задание  может быть основано на использовании  статистического материала. Например, для подготовки отчета или доклада  предлагаются фактические данные для  анализа: 

The Aims of Education

What do you think the main aim of children’s education should be? Is it to prepare them for a career?

Children – 73% yes, teachers – 3% yes, parents – 48% yes.

Is it to help them develop their true selves?

Children – 6% yes, teachers – 42% yes, parents – 19% yes. Etc. 

Для выполнения письменного задания используется также фактический материал. Так, учащиеся могут получить задание  подготовить советы любителям домашних животных и птиц: “AGuidetoPets”. Дляэтогоонииспользуютследующиеданные: 

Canaries

Price – fairy cheap.

Running costs – very low. A cage is needed.

Maintenance – very little. Average 8 minutes a day.

Enjoyment time – rather little. Less than 20 minutes a day for most people.

Durability – fairy good. Maximum about 14 years.

Satisfaction – average. Assorted reasons given.

Useful information –  seed diet. Added vitamins. The bigger the cage the better, etc. 

Учащиеся получают и сравнивают аналогичную информацию о других животных и птицах. На этой основе готовятся рекомендации любителям  домашних животных и птиц.

Важной частью задания является планирование письменного  произведения речи. Так, по теме “My First Work Experience” возможен следующий план:Main points

Scene-setting.

Need for money as a student.

Expectations of the job.

The first day – learning the ropes.

Some memorable incidents.

Reflections on the experience.

Conclusion.Language resources

was a student, was doing languages

was hard up

stood a good chance

felt more dead than alive

the first pay

great satisfaction

valuable experience, etc. 

Планирование  письменного произведения речи может  принимать форму речевой схемы (mind-map). В ее центре – главное понятие. Например, по теме “Holidays” возможна схема, в которой раскрывается индивидуальное представление ученика о том, что может составить содержание его собственного письменного текста: 

Holidays to sunbathe on the beach

to have a picnic

to check into a hotel

to complain about

spotlessly clean, etc.a flight to exotic place

to miss your …

to go sightseeing

suitcase (lose, pack, weigh)

to enjoy oneself, etc. 

Данные схемы  могут рассматриваться как самостоятельные  произведения письменной речи или как  этап к подготовке расширенного письменного  текста. 

В письменном задании  варьируется объем письменного  произведения речи. Он определяется количеством  слов, включая служебные слова, артикли.

В ходе выполнения задания объем, выраженный в количестве слов, строго соблюдается. Часть задания, превышающая этот объем, как правило, не проверяется. В случае уменьшения объема письменного текста оценка может  быть снижена за недостаточно полное и глубокое содержание.

Исполнение письменного  замысла зависит от того, как учащиеся владеют варьированием стиля  и объема письменного произведения речи. Формированию этого умения способствует сравнение и анализ разных текстов:

1. Police appealed to Belgians yesterday to remove all garments from clothes-lines to frustrate 37 criminals who escaped from prison in standard striped prison attire during a strike by warders … .

2. While warders were on strike, 37 prisoners escaped from a Brussels jail, Belgian police said yesterday.

3. I was totally amazed …  when I … er … learned about the … er … the escape from … er … from that prison in Brussels and … er … I certainly took everything from clothes-lines because … you know …, etc. 

Подобный опыт позволяет учащимся подражать в  письменной речи как официальному, так и разговорному стилю.

При обучении письменной речи важна тренировка воображения. Возможно следующее задание: Imagine that you are a social historian living 100 years from now. Write an article for a popular magazine describing what everyday life was like in the distant 1990s. refer to features of the 21st century. Show scorn, pity or envy. Use illustrations and photos. Make use of a “typical housewife diary”. Remembertoframeyouraccountwithintroductionandconclusion.

Письменное задание  может выполняться в форме  рецензии на литературное произведение, выставку, художественный или документальный фильм и т.д. для написания рецензии возможна схема: Thenew … allowsyouto … . This … is aimed at … . all the … are grouped … . The … is meant to … . It can be used in … . Moreover it can … . Some … though don’t appeal to me because … . But on the … extremely useful in … . This small … will enable me to … .

Полезным письменным заданием является рецензия «за» и  «против». Особое значение имеет умение всестороннего анализа (balancedreport). Все «за» и «против» находят свое отражение в письменном тексте. Первая часть текста может содержать положительную информацию, вторая – отрицательную. Положительная и отрицательная информации могут перемежаться. Количество положительных и отрицательных суждений должно быть равным: Talkingof … muchcanbesaidofboth. On the one hand … is certainly right as … . One the other hand … does not seem to hold water as … . Further on … seems correct when … but at a closer look it becomes clear that … . Etc. 

Исполнение речевого замысла в письменном тексте невозможно без адекватного применения соединяющих  конструкций (connectives). К ним относятся элементы типа actually, in fact, on the contrary, predictably, but, indeed, and, however, consequently, perhaps, hence, moreover и др.

Успешное исполнение речевого замысла зависит также  от умения применять специальные  выражения. Например, для анализа  статистического материала нужны  выражения типа threeoutoffour, almosthalf, onlythreeineveryhundred и др.

Формой письменного  задания является подготовка проекта. Выполнение задания включает следующие стадии: selecting the topic, selecting the main ideas, evaluating the validity of ideas, using skimming and scanning techniques, drawing conclusions, defending one’s case, deducting the result, weighing merits and demerits of the project.

Письменные задания  могут иметь форму психологических  опытов. Например, учащимся предлагается ответить на вопросы: Whatanimalwouldyouliketobe? What other animal would you like to be? If not the first and the second, what third animal would you like to be? Интерпретация рассказа следующая: качества первого животного – то, что хочет иметь ученик (смелость, хитрость, силу и т.п.); второе животное – реальные качества, которыми обладает ученик; третье животное – качества ученика в глазах окружающих. Подобная интерпретация рассказов повышает интерес учащихся к письменным произведениям речи.

Информация о работе Методика обучения письменной речи