Методика развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей

Оглавление

1.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и степень их подготовки к овладению грамотой.
2.Подготовка к обучению письму.
3.Составить два фрагмента занятий по обучению детей элементам письма.

Файлы: 1 файл

методика речи.docx

— 146.36 Кб (Скачать)

                                                     Борисовский государственный колледж

 

 

 

 

 

                          Методика развития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Подготовила учащаяся

                                                                                                                          Группы 43 Д

                                                                                                                          Кругляк Вероника Вячеславовна

                                                                                                                          В-9

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Борисов 2011

План:

1.Психологические особенности  детей старшего дошкольного возраста  и степень их подготовки к  овладению грамотой.

2.Подготовка к обучению письму.

3.Составить два фрагмента занятий  по обучению детей элементам  письма.

 

1.Психологические особенности  детей старшего дошкольного возраста  и степень их подготовки к  овладению грамотой.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические  механизмы деятельности и поведения.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание  своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место  они занимают в жизни. Поэтому  осознанное стремление измениться у  них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест  и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок  впервые осознает расхождение между  тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более  «взрослое» положение в жизни  и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Ребенок начинает осознавать свое место  среди других людей, у него формируется  внутренняя социальная позиция и  стремление к соответствующей его  потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности.

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся  к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную - знания и представления  о себе (Кто я?) - и оценочную, или  самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный  аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о  себе, всякое самоописание в той  или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают  и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется  не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я  есть»), но также и представление  о том, каким он должен быть, каким  его хотят видеть окружающие (образ  идеального «Я» - «каким бы я хотел  быть»). Совпадение реального «Я»  с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной  ценности и положительного отношения  ко всему, что входит в представления  о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии способности  анализировать свою деятельность и  соотносить свои мнения, переживания  и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей  старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных  ситуациях и привычных видах  деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных  видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей  дошкольного возраста рассматривается  как отклонение в развитии личности.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

 

- уметь четко произносить все звуки речи

 

- уметь интонационно выделять звук в словах

 

- уметь выделять заданный звук в потоке речи

 

- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

 

- уметь составлять предложения из 3-4-5 слов

 

- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.

 

- уметь использовать обобщающие понятия медведь, лиса, волк - это животные

 

- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)

 

- уметь составлять несколько предложений о предмете

 

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

 

- уметь наизусть читать любимые стихотворения

 

- знать автора прочитанного стихотворения

 

- уметь последовательно передавать содержание сказки

 

К началу обучения в школе у ребенка  должны быть развиты элементарные математические представления:

 

- знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

 

- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.

 

- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка

 

- знать знаки +,-,=, <, >

 

- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7< 8, 5 > 4, 6 = 6)

 

- уметь соотносить цифру и число предметов

 

- уметь сравнивать 2 группы предметов

 

- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

 

- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

 

- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

 

- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»

 

- уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

 

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

 

- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки

 

- уметь различать диких и домашних животных

 

- уметь различать по внешнему виду птиц

 

- иметь представления о сезонных признаках природы

 

- знать 1 -2-3 комнатных растения

 

- знать названия 12 месяцев года

 

- знать названия всех дней недели.

 

Кроме того, ребенок, поступающий в  первый класс должен знать:

 

- в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме

 

- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности

 

- знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в  развитии мышления и в саморегуляции  поведения. Направленная с конца  раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет  ребенку овладевать собственным  поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс  развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности.

 

2.Подготовка к обучению письму.

Письмо – сложный навык и  в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным  направлениям работы и часто без  учета возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует  особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных  игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а  осознанная творчес­кая деятельность ребенка под руководством и при  помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям.

 

1. Развитие руки.

 

2. Подготовка к технике письма.

 

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

 

4. Формирование элементарных графических  умений.

 

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

 

1. Развитие руки.

 А) Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые  игры (особенно для большого и указательного  пальцев), упражнения с карандашом (»Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».

Б) Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такое распределение подразумевает  быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление -когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределения  мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

В) Развивать мелкую моторику рук.

 

2. Подготовка к технике письма.

А) Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться  в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и  относительно человека, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона  туловища. Во время физкультминутки  можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под  ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с  помощью упражнений.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести»  на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется  ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее  задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит  лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант  продолжается, пока не будут заполнены  все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка  о пространственных отношениях между  предметами можно использовать сюжетную картинку. Дать задания:

 

- показать, какая из птиц сидит  на дереве вверху, а какая –  внизу, какая из них сидит  выше, а какая ниже;

 

- показать, что на картинке изображено  далеко, что близко;

 

- сравнить предметы, изображенные  на картинке, между собой (выше  – ниже, впереди – сзади, справа  – слева);

 

- назвать расположение изображений  по отношению к ребенку.

 

У детей, испытывающих трудности в  различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают  затруднения в усвоении зрительного  образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного  расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

Б) Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать  ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается  его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики  вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой  слух, речевая память. Движения с  музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

Информация о работе Методика развития речи