Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей
1.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и степень их подготовки к овладению грамотой.
2.Подготовка к обучению письму.
3.Составить два фрагмента занятий по обучению детей элементам письма.
Методика развития речи.
План:
1.Психологические особенности
детей старшего дошкольного
2.Подготовка к обучению
3.Составить два фрагмента
1.Психологические особенности
детей старшего дошкольного
Старший дошкольный возраст играет
особую роль в психическом развитии
ребенка: в этот период жизни начинают
формироваться новые
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Под словом «самосознание» в психологии
обычно имеют в виду существующую
в сознании человека систему представлений,
образов и оценок, относящихся
к нему самому. В самосознании выделяют
две взаимосвязанные
Содержательный и оценочный
аспекты самосознания являются единым
неразделимым целым. Всякое суждение о
себе, всякое самоописание в той
или иной мере включают и самооценку.
Представления о своих
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь четко произносить все звуки речи
- уметь интонационно выделять звук в словах
- уметь выделять заданный звук в потоке речи
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
- уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
- уметь использовать обобщающие понятия медведь, лиса, волк - это животные
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
- уметь составлять несколько предложений о предмете
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
- уметь наизусть читать любимые стихотворения
- знать автора прочитанного стихотворения
- уметь последовательно передавать содержание сказки
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- знать знаки +,-,=, <, >
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7< 8, 5 > 4, 6 = 6)
- уметь соотносить цифру и число предметов
- уметь сравнивать 2 группы предметов
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
- уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки
- уметь различать диких и домашних животных
- уметь различать по внешнему виду птиц
- иметь представления о сезонных признаках природы
- знать 1 -2-3 комнатных растения
- знать названия 12 месяцев года
- знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать:
- в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме
- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
- знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Для ребенка речь является не только
незаменимым средством общения,
но также играет важнейшую роль в
развитии мышления и в саморегуляции
поведения. Направленная с конца
раннего детства не только на окружающих
людей, но и на самого себя, речь позволяет
ребенку овладевать собственным
поведением и собственными психическими
процессами, делать их в определенной
степени произвольно
Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности.
2.Подготовка к обучению
Письмо – сложный навык и
в полном объеме недоступен дошкольнику.
Анализ методик по подготовке к обучению
письму показал, что данной проблеме
уделяется недостаточное
Подготовка к обучению письму требует
особого педагогического
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям.
1. Развитие руки.
2. Подготовка к технике письма.
3. Аналитико-синтетическая
4. Формирование элементарных
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1. Развитие руки.
А) Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом (»Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».
Б) Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление -когда пишем снизу вверх.)
Формирование правильного
В) Развивать мелкую моторику рук.
2. Подготовка к технике письма.
А) Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).
При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».
Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.
Полученные знания по ориентировке
в пространстве дети должны «перенести»
на лист бумаги (половина формата А4).
Насколько правильно
Для выяснения представлений
- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;
- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;
- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);
- назвать расположение
У детей, испытывающих трудности в
различении левой и правой сторон,
при обучении грамоте часто возникают
затруднения в усвоении зрительного
образа букв (наблюдается склонность
к их «зеркальному» изображению).
Поэтому на занятиях с таким ребенком
следует использовать дополнительные
пояснения и достаточное
Б) Развивать чувство ритма.
Учить детей слышать ритм и воссоздавать
его (по образцу и собственный), фиксировать
ритм посредством ритмических
Известно: чем выше двигательная активность
ребенка, тем интенсивней развивается
его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов,
поговорок способствует развитию координации,
общей и тонкой произвольной моторики.
С помощью стихотворной ритмики
вырабатываются правильный темп речи,
ритм дыхания, развивается речевой
слух, речевая память. Движения с
музыкальным сопровождением положительно
влияют на развитие слуха, внимания, памяти,
формируют временную