Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей
1.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и степень их подготовки к овладению грамотой.
2.Подготовка к обучению письму.
3.Составить два фрагмента занятий по обучению детей элементам письма.
То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).
В) Познакомить с разлиновкой и на учить ориентироваться в ней.
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.
В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.
Г) Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.
Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.
Сначала ребенка обучают ставить
точки, с которых начинается печатание
и письмо, затем – рисовать стрелочки,
указывающие направление
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
3. Аналитико-синтетическая
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
А) Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.
Игровые упражнения данного направления
предшествуют работе с буквами. Они
основаны на анализе и синтезе
упрощенных графических изображений,
состоящих из знакомых детям элементов
(что позволяет ребенку
Б) Анализ образа букв.
Этот процесс состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
- характеристику элементов (
-пространственное
В) Синтез образа букв.
Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
Г) Дифференциация образа букв.
В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
4. Формирование элементарных
А)Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).
Б)Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (»Клубочки», «Волны»).
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Примерное распределение работы по возрастам.
Старшая группа – 1-е направление, 2-е направление (2.а. – ориентировка в пространстве относительно себя и относительно какого-либо предмета), 3-е направление (З.а.), 4-е направление (4.б.).
Подготовительная к школе
Если занятия проводятся с детьми среднего дошкольного возраста, – 1-е направление, 2-е направление (2.а. – ориентировка в пространстве относительно себя).
3.Составить два фрагмента
Занятие по теме: «Буква Т или забавные путешествия букв».
Цели:
вспомнить букву, которой обозначается изучаемый звук;
учить читать букву, слоги, слова;
учить писать печатные буквы;
развивать фонематический слух;
развивать мелкую моторику и познавательные процессы;
формировать интерес к чтению.
Наглядность: все задания изготовлены на каждого ребёнка, формат А4 и вложены в папку.
1. Оргмомент
Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные и согласные)
2.Сообщение темы. Сегодня, мы проведем занятие вместе с буквой Т и узнаем, в какие игры любит играть наша буква.
3. Характеристика буквы. Буквы отправились в путь, но внезапно, подул ветер и ….
Дети отвечают на вопросы: Что случилось? Как починить? Сколько палочек нужно для этой буквы? Сколько букв получилось?
4.Игра «Найди каждому
5. Образуем слоги. Игра «Кто
быстрее доберётся до приза»,
необходимо в дороге
6.Чтение слогов. Узнай маршрут паровозика, если его песенка, звучит так: ту-ту.
Мишкины следы» - догадайся, по каким словам прошелся Мишка.
7. Чтение слогов
8. Письмо букв. Определи первый звук в каждом слове и напиши букву в том же месте, но в коврике справа.
9. Итог занятия. Дополнительно кроссворд из книги Шибаева «Язык родной, дружи со мной» с буквой Т.( Т+ ёлка) и др.
2. Конспект
Знакомство с детьми. Установление
эмоционально-позитивного
Цели:
Установление эмоционально-
Определение умений детей в области развития мелкой моторики.
Знакомство с тетрадкой.
Развитие мелкой моторики.
Подготовка к письму.
Развитие внимания и памяти.
Оборудование: доска, мел, картинки, тетрадные листочки, наглядные пособия по теме «Играем пальчиками».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Дорогие ребята! Вы собрались в школу. Зачем вы идете в школу?
• Для того, чтобы научиться
красиво писать, надо развивать
пальцы рук. Овладеть
увлекателен процесс
• Послушайте стихотворение.
Вы теперь ученики,
Вам не до гулянья.
На дом я задам крючки —
Первое заданье.
Вот вы с мамой над столом
Дружно говорите:
«Вниз ведем, ведем, ведем —
Плавно закругляем».
Это стихотворение про вас, как вы будете дома выполнять задания в тетради.
Писать в тетради и на
листочках вы будете
• Ручки бывают разные! Одни заправляются чернилами, другие
заправлены пастой — они называются шариковыми. А сейчас появились ручки гелиевые, которыми вы любите писать, так как они пишут очень тоненько. Можно писать и мелками и фломастерами. А какого
цвета чернила вы знаете?
В школе вы будете учиться писать буквы, слоги, слова, а на наших занятиях мы будем учиться прописывать элементы букв.
• Я вам сейчас покажу алфавит (печатный читают, прописной пишут).
Знакомство с пальчиками (большой, указательный, средний, безымянный и мизинец).
Давайте мы поздороваемся с пальчиками (локти на парту, ладошки в верх — соединяем с мизинца до большого и размыкаем с большого до мизинца).
• Я знаю сказку про пальчики. Начинаем с мизинчика.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистил,
Этот пальчик мыл,
А этот сел и все поел,
От того и растолстел (показ на себе, совместно с детьми, можно хором).
3. Физкультминутка. 4.
Показ фигурок: «домик», «очки» (педагог + дети).
По описанию без показа: «флажок» «лодка». 5.
Сейчас мы будем знакомиться с тетрадным листом. Какие бывают тетради (линеечка, клеточка, крупная, мелкая). Для чего нужна красная полосочка — поля (на них не пишут).
На доске картинка. Ориентировка по картинке (лево, право, центр, верх, низ). Ориентировка на листе. Педагог объясняет, что пишут слева направо.
• Работа с тетрадью (листок обследования умений детей):
— образец на доске;
обвести в воздухе;
по пунктирам;
по опорным точкам;
самостоятельное письмо.
6. Итог занятия.
Что понравилось на занятии?
Что трудно?
Что нового узнали?
Поощрение детей.
1. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: Олимп, 1999. Коноваленко С.В.
2. Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте. - М., 1988.
3. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. - СПб., 1997.
4. Занков Л.В. Избранные труды. - М., 1990.
5. Методика Н.А. Зайцева «Обучение чтению и счету» в практике работы дошкольных учреждений г. Гродно: Из опыта работы. - Гр., 2004.
6. Максимук, Н.Н. Особенности обучения грамоте по букварю А. Клышки // Пачат. шк. - 2002.- №1.
7. Сторожева Н.А., Шанько Т.М. Букварь А: Учебное пособие для подготовительного класса. - Мн., 1998.
8. Уроки чтения в 1 классе/ Сост. И отв. Ред. В.Г. Горецкий. - М., 1986.
9. . Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Хочу в школу», м.: Аркти, 1999г.