Методика развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей

Оглавление

1.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и степень их подготовки к овладению грамотой.
2.Подготовка к обучению письму.
3.Составить два фрагмента занятий по обучению детей элементам письма.

Файлы: 1 файл

методика речи.docx

— 146.36 Кб (Скачать)

То же можно сказать и о  выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит  повторяемости элементов (ритма). В  данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении  ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

 

В) Познакомить с разлиновкой и на учить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными  опорными линиями. Через игровые  упражнения закрепляют умения ориентироваться  в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это  делать и когда сформированы предпосылки  к письму.

В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном  листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются  в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила  письма в разлиновке.

Г) Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные  – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить  точки, с которых начинается печатание  и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно  начиналось в нужной точке и ребенок  научился понимать, чувствовать, что  рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и  правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие  линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

 

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие  дошкольники работают только с печатными  буквами.

А) Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направления  предшествуют работе с буквами. Они  основаны на анализе и синтезе  упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать  части, из которых состоит рисунок).

Б) Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

 

- количество элементов (сколько  элементов составляет букву?);

 

- характеристику элементов (какие  это элементы?);

 

-пространственное расположение  элементов в букве.

 

В) Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы  из бумаги, разрезать на элементы и  попросить ребенка воссоздать образ  путем составления из элементов.

Г) Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок  сопоставляет, сравнивает схожие по написанию  буквы.

 

4. Формирование элементарных графических  умений.

 

А)Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).

Б)Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (»Клубочки», «Волны»).

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к  обучению письму следует включить в  ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

 

Примерное распределение работы по возрастам.

 

Старшая группа – 1-е направление, 2-е направление (2.а. – ориентировка в пространстве относительно себя и относительно какого-либо предмета), 3-е направление (З.а.), 4-е направление (4.б.).

 

Подготовительная к школе группа – все направления.

 

Если занятия проводятся с детьми среднего дошкольного возраста, – 1-е  направление, 2-е направление (2.а. – ориентировка в пространстве относительно себя).

 

3.Составить два фрагмента занятий  по обучению детей элементам  письма.

Занятие по теме: «Буква Т  или забавные путешествия букв».

Цели:

вспомнить букву, которой обозначается изучаемый звук;

учить читать букву, слоги, слова;

учить писать печатные буквы;

развивать фонематический слух;

развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

формировать интерес к чтению.

Наглядность: все задания изготовлены  на каждого ребёнка, формат А4 и вложены  в папку.

1. Оргмомент

Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные  и согласные)

 

 

 

2.Сообщение темы. Сегодня, мы  проведем занятие вместе с  буквой Т и узнаем, в какие  игры любит играть наша буква.

3. Характеристика буквы. Буквы  отправились в путь, но внезапно, подул ветер и ….

 

 

Дети отвечают на вопросы: Что случилось? Как починить? Сколько палочек  нужно для этой буквы? Сколько  букв получилось?

 

4.Игра «Найди каждому пассажиру  билет?»

 

 

5. Образуем слоги. Игра «Кто  быстрее доберётся до приза», необходимо в дороге подкрепиться.

 

 

 

6.Чтение слогов. Узнай маршрут  паровозика, если его песенка,  звучит так: ту-ту.

 

Мишкины следы» - догадайся, по каким  словам прошелся Мишка.

 

 

 

7. Чтение слогов

 

 

8. Письмо букв. Определи первый  звук в каждом слове и напиши  букву в том же месте, но  в коврике справа.

 

 

9. Итог занятия. Дополнительно  кроссворд из книги Шибаева  «Язык родной, дружи со мной»  с буквой Т.( Т+ ёлка) и др.

 

 

 

 

2. Конспект

Знакомство с детьми. Установление эмоционально-позитивного контакта

Цели:

Установление эмоционально-позитивного  контакта с детьми.

Определение умений детей в области  развития мелкой моторики.

Знакомство с тетрадкой.

Развитие мелкой моторики.

Подготовка к письму.

Развитие внимания и памяти.

Оборудование: доска, мел, картинки, тетрадные  листочки, наглядные пособия по теме «Играем пальчиками».

 ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дорогие ребята! Вы собрались  в школу. Зачем вы идете в  школу?

 • Для того, чтобы научиться  красиво писать, надо развивать  пальцы рук. Овладеть искусством  письма доступно каждому. Наши  занятия покажут вам, каких  прекрасных результатов вы можете  добиться и как

 увлекателен процесс подготовки  к письму. Я вам всем желаю  успехов!

 • Послушайте стихотворение.

 Вы теперь ученики,

 Вам не до гулянья.

 На дом я задам крючки  —

 Первое заданье.

 Вот вы с мамой над столом

 Дружно говорите:

 «Вниз ведем, ведем, ведем  —

 Плавно закругляем».

Это стихотворение про вас, как  вы будете дома выполнять задания  в тетради.

 Писать в тетради и на  листочках вы будете карандашом. А чем еще можно писать?

 • Ручки бывают разные! Одни  заправляются чернилами, другие

 заправлены пастой — они  называются шариковыми. А сейчас  появились ручки гелиевые, которыми  вы любите писать, так как они  пишут очень тоненько. Можно писать  и мелками и фломастерами. А  какого

 цвета чернила вы знаете?

 В школе вы будете учиться  писать буквы, слоги, слова,  а на наших занятиях мы будем  учиться прописывать элементы  букв.

 • Я вам сейчас покажу  алфавит (печатный читают, прописной  пишут).

Знакомство с пальчиками (большой, указательный, средний, безымянный и  мизинец).

Давайте мы поздороваемся с пальчиками (локти на парту, ладошки в верх — соединяем с мизинца до большого и размыкаем с большого до мизинца).

• Я знаю сказку про пальчики. Начинаем с мизинчика.

 Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистил,

 Этот пальчик мыл,

 А этот сел и все поел,

 От того и растолстел (показ  на себе, совместно с детьми, можно  хором).

3. Физкультминутка. 4.

Показ фигурок: «домик», «очки» (педагог + дети).

По описанию без показа: «флажок» «лодка». 5.

Сейчас мы будем знакомиться  с тетрадным листом. Какие бывают тетради (линеечка, клеточка, крупная, мелкая). Для чего нужна красная  полосочка — поля (на них не пишут).

На доске картинка. Ориентировка по картинке (лево, право, центр, верх, низ). Ориентировка на листе. Педагог объясняет, что пишут слева направо.

• Работа с тетрадью (листок обследования умений детей):

 — образец на доске;

обвести в воздухе;

по пунктирам;

по опорным точкам;

самостоятельное письмо.

6. Итог занятия.

Что понравилось на занятии?

Что трудно?

Что нового узнали?

Поощрение детей.

 

                                                           Содержание:

1. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: Олимп, 1999. Коноваленко С.В.

2. Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте. - М., 1988.

3. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. - СПб., 1997.

4. Занков Л.В. Избранные труды. - М., 1990.

5. Методика Н.А. Зайцева «Обучение чтению и счету» в практике работы дошкольных учреждений г. Гродно: Из опыта работы. - Гр., 2004.

6. Максимук, Н.Н. Особенности обучения грамоте по букварю А. Клышки // Пачат. шк. - 2002.- №1.

7. Сторожева Н.А., Шанько Т.М. Букварь А: Учебное пособие для подготовительного класса. - Мн., 1998.

8. Уроки чтения в 1 классе/ Сост. И отв. Ред. В.Г. Горецкий. - М., 1986.

9. . Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Хочу в школу», м.: Аркти, 1999г.

 


Информация о работе Методика развития речи