Методика обучения скорочтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Мы живем во времена бурного развития информационных технологий, с каждым днем вокруг нас все больше и больше новой информации. Конечно, современная техника помогает нам ориентироваться в этом потоке, но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда остается за человеком.

Оглавление

Введение…...............................................................................................................3
1 Виды чтения………………………………………………….............................5
2 Методы чтения………………………………………………………………….6
2.1 Метод ускоренного чтения работы по специальности………………..6
2.2 Повторные «Прохождения текста»………………………………...........10
2.3 Метод «Комплексного восприятия текста» Кузнецова – Хромова….11
2.4 Метод вертикального штурма……………………………………............13
2.5 Метод маркировки…………………………………………………………14
Заключение...............................................................................................................16
Список использованных источников…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

реферат по психолингвистике.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Комсомольский - на - Амуре государственный

технический университет» 
 
 

Институт  КнАГТУ

Кафедра «ЛМК» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

  по дисциплине «Психолингвистика» 

Методика  обучения скорочтению 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы 9МК                                                                                А.В. Калинина 

Преподаватель                                                                                            Н.В. Малышева 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

Содержание

 

Введение…...............................................................................................................3

1 Виды чтения………………………………………………….............................5

2 Методы чтения………………………………………………………………….6

    2.1 Метод ускоренного  чтения работы  по специальности………………..6

    2.2 Повторные «Прохождения  текста»………………………………...........10

    2.3 Метод «Комплексного  восприятия текста»  Кузнецова – Хромова….11

    2.4 Метод вертикального штурма……………………………………............13

    2.5 Метод маркировки…………………………………………………………14

Заключение...............................................................................................................16

Список  использованных источников…………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВСТУПЛЕНИЕ 

     Мы  живем во времена бурного развития информационных технологий, с каждым днем вокруг нас все больше и больше новой информации. Конечно, современная техника помогает нам ориентироваться в этом потоке, но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда остается за человеком.

Наблюдения  ученых показали, что большая часть  населения планеты читает с такой  же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но в истории также известны факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой, Чернышевский, Горький, Марк Твен и многие-многие другие. Но способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

     За  счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и  запоминание читаемого материала?

 В  процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации.

Традиционное  чтение имеет ряд недостатков: это  отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда  все тексты читаются одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения - это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция).

     И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным. Велика, мол, мудрость бери и читай!

Но каждый ли грамотный человек действительно  умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский талант природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Виды чтения 

     Выделяются несколько видов чтения в зависимости от цели: углубленное (применяется при знакомстве с новым материалом, подразумевает детальный анализ текста, выделение непонятных моментов, оценку аргументации, самостоятельное толкование выводов); выборочное (читаются только отдельные, наиболее необходимые вам места); просмотровое (улавливается лишь общая структура и тематика текста; цель такого чтения – определить, стоит ли вам вообще работать с этим текстом); чтение-поиск, или сканирование (материал быстро проглядывается подряд, но без всякой фиксации на смысле читаемого; ищутся только интересующие вас элементы - то или иное имя или понятие). Как правило, при работе с любым текстом все эти виды чтения комбинируются. И все они могут быть существенно ускорены за счет применения некоторых приемов. Обычное углубленное чтение идет со скоростью 200—250 слов в минуту. Быстрое (динамическое) чтение — со скоростью 400—500 слов в минуту и более, даже если вы находитесь на начальной стадии овладения соответствующей техникой. Объясняется это тем, что на скорость чтения и восприятия прочитанного влияет множество факторов — от техники самого чтения до ясного осознания цели чтения и окружающей обстановки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Методы чтения 

     Рассмотрим  несколько методов скорочтения:

     2.1 Метод ускоренного чтения работы по специальности

     Такое чтение нужно с самого начала четко  разделить на пять этапов: обзор, постановка вопросов, чтение, обобщение, повторение.

     Обзор. Сначала надо узнать, какую информацию несет книга в целом. Читать при этом надо: предисловие и введение; оглавление: заключение, резюме и выводы; рубрикацию и подзаголовки глав. Познакомиться с индексами (предметными и поименными указателями) в конце работы. И больше пока ничего не  читать: во многой мудрости много печали.

     Постановка вопросов. Пассивного восприятия информации для нашего чтения недостаточно Необходимо мысленно проанкетировать читаемое, памятуя лозунг: Дробили кости — скелет сознался». Анкета включает! следующие вопросы: Что известного, а что нового в работе? В какой степени речь идет о фактах, в какой  об общепринятых мнениях, в какой  о спорных гипотезах? Каковы были намерения автора? С чем вы изначально готовы согласиться, а с чем не согласны и почему? Каких предварительных знаний требует текст? В каких его разделах содержится важная для вас информация? Того, что вы прочитали на первом этапе, достаточно, чтобы ответить на все эти вопросы. А ответив на них, вы будете относительно точно знать, какие разделы читать, как их воспринимать и чем дополнительно пользоваться для понимания прочитанного.

     Чтение, как таковое. Целевое и концентрированное изучение материала тех разделов, которые вы определили как наиболее необходимые, — и никаких других. Естественно, нечто ценное при таком селективном методе вы пропустите. Но всего все равно не перечитаешь, а неизбежные потери вы с лихвой скомпенсируете за счет того, что в итоге за одно и то же время сможете проработать куда больше книг, чем раньше.

     Внимательнее  следите за смысловым содержанием, идеей текста. Отслеживайте в первую голову высказывания частного и общего порядка и определяйте их содержательную и логическую взаимосвязь. Не останавливайтесь на всяческих дополнениях, отступлениях, абзацах, напечатанных мелким шрифтом, статистических данных и доказательствах. Лишь помечайте их мысленно или при помощи различных методов маркировки. Сейчас для вас главное — уяснить себе тезисы автора, их смысл, взаимосвязь и структуру; к тому, чем он их обосновывает, вы еще вернетесь при необходимости. Часто исчерпывающие доказательства в пользу или против данного тезиса в одной работе делают излишним изучение соответствующего досье в другой.

     Если  то или иное построение автора включает в качестве необходимого элемента тезис, ложность которого уже вам известна, — опycкайте все построение и не тратьте зря времени на его изучение. Конечно, и в этом виде она может содержать какие-то рациональные элементы и здравые связи, но общая их картина все равно окажется искаженной, а с этими элементами и связями вы и без того познакомитесь в других работах.

     Не  забывайте внимательно отслеживать  ссылки и примечания: часто в них  содержится Дольше полезной для вас  информации, чем в ; основном тексте. Обращайте особое внимание на ключевые фразы, вводные и заключительные формулировки: именно в них содержится выжимка содержания, а заодно кодировка логической структуры и развития рассуждений текста. Подобные сигнальные слова и словосочетания делятся на несколько групп. Это:

  • вводные сигналы типа «особенно», «следовательно», «поэтому», «так как» и т.д., указывающие на логическое следование;
  • усиливающие сигналы («также», «кроме того» и т. д.), подчеркивающие или дополнительно подтверждающие мысль, высказанную ранее;
  • сигналы, указывающие на противоречие, альтернативу, изменение направления логического движения мысли («но», «однако», «с другой стороны», «тем не менее», «скорее» и т. д.);
  • подчеркивающие сигналы («таким образом», «в сущности», «итак» и т.д.)— выделяют главную мысль в пассаже;
  • обобщающие сигналы («в итоге», «итак», «в общем») — вводят общие и частные резюме;
  • завершающие сигналы («наконец») — заканчивают некий ряд.

     При чтении сразу  отслеживайте такие слова-сигналы, служащие вам путеводной нитью при осмыслении логики построения и рассуждения текста. Отследив их, сразу пропускайте ; одни связанные с такими сигналами блоки и уберитесь за другие. Например, при первом чтении можно спокойно опускать текстовые блоки, введенные усиливающими сигналами: с тезисом и основным доказательством вы ознакомились, а дополнительные вас до поры до времени не волнуют.

     Учитывайте  при всем этом специфику построения текстов различных жанров и их частей:

  • справочные тексты наиболее важную информацию содержат в начале, менее важную — в конце;
  • в комментариях и примечаниях самое существенное (выводы автора) приводится, как правило, в последнем предложении, а все предыдущее представляет собой изложение - дискуссии и соображений по теме;
  • специальные статьи в норме содержат: во введении — описание и (при необходимости) историографию проблемы, а в заключении — детальные выводы по теме, часто (но не всегда!) с кратким повторением основных аргументов или отсылкой к ним.

     Учитывайте и графическое оформление текста (слова и фразы, выделенные курсивом, жирным шрифтом, напечатанные вразрядку); при помощи всего этого автор сам норовит помочь вам понять, что в его тексте главное и ключевое.

Особое  внимание обращайте на таблицы, диаграммы, схемы и графики. Как правило, они также в уже препарированном и концентрированном виде представляют все то главное в тексте, что потом подробно разжевывается в изложении. В какой-то мере такие схемы сами являются черновиками денотатной карты текста или ее элементов. 

       Обобщение. Сведение воедино всего прочитанного и включение его в вашу собственную систему сведений и знаний (вашу сводную денотатную карту соответствующих тем). Вот теперь вы возвращаетесь к доказательствам тезисов (сохраняющим, с вашей точки зрения, актуальность и ценность) и осмысляете их. На всем этом этапе большим подспорьем являются вопросы, поставленные вами на втором этапе (то есть, конечно, не сами вопросы, а ответы на них). 

       Повторение. (С учетом сделанной маркировки.) Этап мысленной проверки, корректировки и дополнения результатов, достигнутых на предшествующем этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.2 Повторные «Прохождения текста»

        Иногда рациональное чтение (особенно чтение обильной литературы и источников при подготовке сводной работы по теме) требует многократного возвращения к уже прочитанному материалу. Каждое из них естественно проводить с определенными изменениями в цели чтения, например: первое прохождение — отбор материала и установление последующих шагов; второе — ориентирующее, углубленное и обобщающее чтение (именно оно подробно рассматривалось в предыдущем разделе); третье — углубленное (быстрое) чтение с пометками и автокорректировкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Метод «Комплексного восприятия текста» Кузнецова-Хромова

     Применяется при углубленном чтении,  главная  цель которого — составить как можно более полное представление о самом тексте (например, вы должны подготовить обзор или реферат данного произведения). Метод представляет собой алгоритм усвоения и «расфасовки» данных текста по подсознательным рубрикам. У рубрик имеется четкая мысленная последовательность, но, конечно, заполняются они не по порядку номеров в этой последовательности, а по мере поступления соответствующего материала при чтении. Ценность рубрик состоит в том, что, во-первых, структурированный материал усваивается и запоминается куда лучше неструктурированного, а во-вторых, четкая «последовательность» рубрик поможет вашему подсознанию легче и быстрее маневрировать уже размещенным в них материалом при дальнейшем чтении и сопоставлении с новыми данными. Сами рубрики нацелены на то, чтобы в совокупности как можно полнее охватить все свойства текста. Рубрики эти таковы:

Информация о работе Методика обучения скорочтению