Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, реферат
Мы живем во времена бурного развития информационных технологий, с каждым днем вокруг нас все больше и больше новой информации. Конечно, современная техника помогает нам ориентироваться в этом потоке, но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда остается за человеком.
Введение…...............................................................................................................3
1 Виды чтения………………………………………………….............................5
2 Методы чтения………………………………………………………………….6
2.1 Метод ускоренного чтения работы по специальности………………..6
2.2 Повторные «Прохождения текста»………………………………...........10
2.3 Метод «Комплексного восприятия текста» Кузнецова – Хромова….11
2.4 Метод вертикального штурма……………………………………............13
2.5 Метод маркировки…………………………………………………………14
Заключение...............................................................................................................16
Список использованных источников…………………………………………..18
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Комсомольский - на - Амуре государственный
технический
университет»
Институт КнАГТУ
Кафедра
«ЛМК»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психолингвистика»
Методика
обучения скорочтению
Студент
группы 9МК
Преподаватель
2011
Содержание
Введение….....................
2
Методы чтения………………………………………………………………
2.1 Метод ускоренного чтения работы по специальности………………..6
2.2 Повторные «Прохождения
текста»………………………………...........
2.3 Метод «Комплексного восприятия текста» Кузнецова – Хромова….11
2.4 Метод вертикального
штурма……………………………………..........
2.5 Метод маркировки……………………………………………………
Заключение....................
Список
использованных источников…………………………………………..18
ВСТУПЛЕНИЕ
Мы живем во времена бурного развития информационных технологий, с каждым днем вокруг нас все больше и больше новой информации. Конечно, современная техника помогает нам ориентироваться в этом потоке, но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда остается за человеком.
Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но в истории также известны факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой, Чернышевский, Горький, Марк Твен и многие-многие другие. Но способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.
За
счет чего происходит увеличение скорости
чтения? Останется ли понимание и
запоминание читаемого
В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации.
Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения - это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция).
И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.
Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным. Велика, мол, мудрость бери и читай!
Но каждый
ли грамотный человек
1 Виды чтения
Выделяются
несколько видов чтения в зависимости
от цели: углубленное (применяется при
знакомстве с новым материалом, подразумевает
детальный анализ текста, выделение непонятных
моментов, оценку аргументации, самостоятельное
толкование выводов); выборочное (читаются
только отдельные, наиболее необходимые
вам места); просмотровое (улавливается
лишь общая структура и тематика текста;
цель такого чтения – определить, стоит
ли вам вообще работать с этим текстом);
чтение-поиск, или сканирование (материал
быстро проглядывается подряд, но без
всякой фиксации на смысле читаемого;
ищутся только интересующие вас элементы
- то или иное имя или понятие). Как правило,
при работе с любым текстом все эти виды
чтения комбинируются. И все они могут
быть существенно ускорены за счет применения
некоторых приемов. Обычное углубленное
чтение идет со скоростью 200—250 слов в
минуту. Быстрое (динамическое) чтение
— со скоростью 400—500 слов в минуту и более,
даже если вы находитесь на начальной
стадии овладения соответствующей техникой.
Объясняется это тем, что на скорость чтения
и восприятия прочитанного влияет множество
факторов — от техники самого чтения до
ясного осознания цели чтения и окружающей
обстановки.
2
Методы чтения
Рассмотрим несколько методов скорочтения:
2.1 Метод ускоренного чтения работы по специальности
Такое чтение нужно с самого начала четко разделить на пять этапов: обзор, постановка вопросов, чтение, обобщение, повторение.
Обзор. Сначала надо узнать, какую информацию несет книга в целом. Читать при этом надо: предисловие и введение; оглавление: заключение, резюме и выводы; рубрикацию и подзаголовки глав. Познакомиться с индексами (предметными и поименными указателями) в конце работы. И больше пока ничего не читать: во многой мудрости много печали.
Постановка вопросов. Пассивного восприятия информации для нашего чтения недостаточно Необходимо мысленно проанкетировать читаемое, памятуя лозунг: Дробили кости — скелет сознался». Анкета включает! следующие вопросы: Что известного, а что нового в работе? В какой степени речь идет о фактах, в какой об общепринятых мнениях, в какой о спорных гипотезах? Каковы были намерения автора? С чем вы изначально готовы согласиться, а с чем не согласны и почему? Каких предварительных знаний требует текст? В каких его разделах содержится важная для вас информация? Того, что вы прочитали на первом этапе, достаточно, чтобы ответить на все эти вопросы. А ответив на них, вы будете относительно точно знать, какие разделы читать, как их воспринимать и чем дополнительно пользоваться для понимания прочитанного.
Чтение, как таковое. Целевое и концентрированное изучение материала тех разделов, которые вы определили как наиболее необходимые, — и никаких других. Естественно, нечто ценное при таком селективном методе вы пропустите. Но всего все равно не перечитаешь, а неизбежные потери вы с лихвой скомпенсируете за счет того, что в итоге за одно и то же время сможете проработать куда больше книг, чем раньше.
Внимательнее следите за смысловым содержанием, идеей текста. Отслеживайте в первую голову высказывания частного и общего порядка и определяйте их содержательную и логическую взаимосвязь. Не останавливайтесь на всяческих дополнениях, отступлениях, абзацах, напечатанных мелким шрифтом, статистических данных и доказательствах. Лишь помечайте их мысленно или при помощи различных методов маркировки. Сейчас для вас главное — уяснить себе тезисы автора, их смысл, взаимосвязь и структуру; к тому, чем он их обосновывает, вы еще вернетесь при необходимости. Часто исчерпывающие доказательства в пользу или против данного тезиса в одной работе делают излишним изучение соответствующего досье в другой.
Если то или иное построение автора включает в качестве необходимого элемента тезис, ложность которого уже вам известна, — опycкайте все построение и не тратьте зря времени на его изучение. Конечно, и в этом виде она может содержать какие-то рациональные элементы и здравые связи, но общая их картина все равно окажется искаженной, а с этими элементами и связями вы и без того познакомитесь в других работах.
Не
забывайте внимательно
При чтении сразу отслеживайте такие слова-сигналы, служащие вам путеводной нитью при осмыслении логики построения и рассуждения текста. Отследив их, сразу пропускайте ; одни связанные с такими сигналами блоки и уберитесь за другие. Например, при первом чтении можно спокойно опускать текстовые блоки, введенные усиливающими сигналами: с тезисом и основным доказательством вы ознакомились, а дополнительные вас до поры до времени не волнуют.
Учитывайте при всем этом специфику построения текстов различных жанров и их частей:
Учитывайте и графическое оформление текста (слова и фразы, выделенные курсивом, жирным шрифтом, напечатанные вразрядку); при помощи всего этого автор сам норовит помочь вам понять, что в его тексте главное и ключевое.
Особое внимание обращайте на таблицы, диаграммы, схемы и графики. Как правило, они также в уже препарированном и концентрированном виде представляют все то главное в тексте, что потом подробно разжевывается в изложении. В какой-то мере такие схемы сами являются черновиками денотатной карты текста или ее элементов.
Обобщение. Сведение воедино всего прочитанного и включение его в вашу собственную систему сведений и знаний (вашу сводную денотатную карту соответствующих тем). Вот теперь вы возвращаетесь к доказательствам тезисов (сохраняющим, с вашей точки зрения, актуальность и ценность) и осмысляете их. На всем этом этапе большим подспорьем являются вопросы, поставленные вами на втором этапе (то есть, конечно, не сами вопросы, а ответы на них).
Повторение.
(С учетом сделанной маркировки.) Этап
мысленной проверки, корректировки и дополнения
результатов, достигнутых на предшествующем
этапе.
2.2 Повторные «Прохождения текста»
Иногда рациональное
чтение (особенно чтение обильной литературы
и источников при подготовке сводной
работы по теме) требует многократного
возвращения к уже прочитанному материалу.
Каждое из них естественно проводить с
определенными изменениями в цели чтения,
например: первое прохождение — отбор
материала и установление последующих
шагов; второе — ориентирующее, углубленное
и обобщающее чтение (именно оно подробно
рассматривалось в предыдущем разделе);
третье — углубленное (быстрое) чтение
с пометками и автокорректировкой.
2.3 Метод «Комплексного восприятия текста» Кузнецова-Хромова
Применяется при углубленном чтении, главная цель которого — составить как можно более полное представление о самом тексте (например, вы должны подготовить обзор или реферат данного произведения). Метод представляет собой алгоритм усвоения и «расфасовки» данных текста по подсознательным рубрикам. У рубрик имеется четкая мысленная последовательность, но, конечно, заполняются они не по порядку номеров в этой последовательности, а по мере поступления соответствующего материала при чтении. Ценность рубрик состоит в том, что, во-первых, структурированный материал усваивается и запоминается куда лучше неструктурированного, а во-вторых, четкая «последовательность» рубрик поможет вашему подсознанию легче и быстрее маневрировать уже размещенным в них материалом при дальнейшем чтении и сопоставлении с новыми данными. Сами рубрики нацелены на то, чтобы в совокупности как можно полнее охватить все свойства текста. Рубрики эти таковы: