Методика обучения скорочтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Мы живем во времена бурного развития информационных технологий, с каждым днем вокруг нас все больше и больше новой информации. Конечно, современная техника помогает нам ориентироваться в этом потоке, но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда остается за человеком.

Оглавление

Введение…...............................................................................................................3
1 Виды чтения………………………………………………….............................5
2 Методы чтения………………………………………………………………….6
2.1 Метод ускоренного чтения работы по специальности………………..6
2.2 Повторные «Прохождения текста»………………………………...........10
2.3 Метод «Комплексного восприятия текста» Кузнецова – Хромова….11
2.4 Метод вертикального штурма……………………………………............13
2.5 Метод маркировки…………………………………………………………14
Заключение...............................................................................................................16
Список использованных источников…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

реферат по психолингвистике.doc

— 115.00 Кб (Скачать)
  • название и тематика (без комментариев);
  • автор (включая характеристики авторского стиля, ясность или запутанность аргументации, позицию, осведомленность, полемические привычки);
  • источник/источники (к каким категориям принадлежат источники автора, насколько они достоверны, насколько полны, насколько они достоверны, насколько полны, насколько преломляют действительность, насколько автор все это учитывает при работе с ними);
  • основное содержание (совокупность тезисов и выводов автора в их взаимосвязи);
  • факты (первичные фактические данные, извлеченные из источников, на которые автор опирается в своей аргументации; часто сохраняют ценность независимо от того, правильно ли автор их использовал и могут или должны быть перегруппированы);
  • особенности материала (сугубо личная оценка прочитанного, основанная на вашем опыте и знании существа материала и сравнении с прочими вашими представлениями по теме);
  • новизна материала (без комментариев);
  • верное в этой новизне (помните известную фразу: «В вашей работе много нового и верного, К сожалению, то, что в ней верно, — не ново, а то, что ново, — не верно») и соответственно возможности использования работы.
  • Для улучшения работы с рубриками рекомендуется разработать собственный зрительный образ метода (стол с ящиками, комната, где в разных местах лежат папки с материалами разных рубрик или что-нибудь более оригинальное и близкое сердцу).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Метод вертикального штурма

     Применяется для максимально ускоренного чтения без потерь информации. Представляет собой сочетание предыдущего метода со всеми техническими приемами быстрого чтения и вертикальным движением глаза по странице. На самом деле читать при помощи вертикального скольжения взгляда по середине страницы сверху вниз хотя и очень неожиданно, но возможно. Края страницы при этом не попадают в поле зрения, но домысливать их содержание по контексту вполне возможно (это легко проверить — закройте край на два-три сантиметра и читайте текст. Увидите сами, что смысл пассажей в целом восстанавливается без затруднений, хотя отдельные слова и могут остаться неизвестными). Другое дело, что ваша задача — сделать эту реконструкцию автоматической, быстрой и подсознательной. В этом вам помогут следующие приемы и упражнения:

  • поставьте себе железной целью прочесть страницу при вертикальном просмотре за пятнадцать секунд и запомнить все, что можете. Форс-мажорная, чрезвычайная ситуация мобилизует вас и разрушит психологический барьер, который почти у каждого возникает перед вертикальным чтением. Повторяя процедуру, вы вскоре научитесь читать вертикально без особых потерь;
  •    первоначально (в первые два-три дня) понимание текста при этом упражнении не важно. Главное — прочесть (увидеть, схватить взглядом) как можно больше текста.
  •    затем три-четыре дня читать таким же образом те же тексты, стараясь, однако, усвоить смысл прочитанного.
  •    еще три-четыре дня — то же самое, но с  новыми текстами. 

      
 
 
 

     2.5 Метод маркировки

     КПД вашего чтения существенно возрастет, если в процессе и после чтения вы будете использовать различные методы маркировок. Закончив чтение текста, надо возвратиться к прочитанному и бегло повторить его, опираясь на эти маркировки. Разумеется, поступать так с библиотечными книгами нельзя, но со своими-то можно! «Книга не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

     Польза  маркировок заключается в том, что  они выделяют приоритеты (важные места), помогают дополнительно структурировать  текст, облегчают нахождение и повторное  прочтение ключевых мест и, наконец, способствуют более тщательному обдумыванию и лучшему запоминанию смысла и структуры всего текста (в значительной степени благодаря зрительному выделению и запоминанию самих пометок). Словом, это вехи, зрительно размечающие вашу идеальную денотатную карту текста. После прочтения текста бывает достаточно пробежаться по отмеченным местам, чтобы подтвердить и закрепить понимание логической структуры и самого содержания текста.

     Помимо стандартных способов маркировки (подчеркивания, записи на полях типа пресловутого NB), желательно пользоваться придуманными для самих себя условными знаками, каждый из которых обозначает определенный интересующий вас аспект выделенного места. Так, отдельными знаками следует обозначать:

  •   ключевые пункты текста с точки зрения его собственного содержания;
  •   важность и исключительную важность информации для вас (например, восклицательными знаками);
  • сомнительность/неясность и необходимость проверки и уточнения информации (например, вопросительными знаками);
  •   необходимость сделать выписку или обратить внимание при перечитывании;
  • необходимость снять ксерокопию;
  •    необходимость занести в базу данных/ картотеку;
  •    постановку вопроса;
  •    примеры и доказательства;
  •    резюме, обобщения, заключения;
  •    новизну;
  •    заимствования;
  • устаревшие и ошибочные с вашей точки зрения данные/построения;
  •    противоречия;
  •    имена и цифровые данные.

    Работать  с маркированным таким образом текстом легко и приятно. Естественно, на разработку столь подробной системы «маркографии» и привыкание к ней уйдет какое-то время, но и оно многократно окупится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Человек, читающей быстро, не становится рабом  скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения. А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. «Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этот метод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте...»

     Освоение  техники быстрого чтения действительно  представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны  психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.

     Наша  заключительная, десятая беседа посвящена  подведению итогов освоения техники быстрого чтения.

     Как суммировать все, чему вы научились? Вот золотые правила быстрого чтения, которые могут служить  и дальнейшим руководством в совершенствовании  техники чтения:

  • читать без регрессий.
  • читать по интегральному алгоритму чтения.
  • всегда выделять доминанту — основное смысловое значение текста.
  • читать без артикуляции.
  • читать вертикальным движением глаз.
  • постоянно развивать свое внимание и память.
  • выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50—100 страниц любой книги.

     Скорочтение – это уникальный способ развить  скорость мышления и память, динамику восприятия, это большой шаг на пути к гениальности, успешности в  любой сфере деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1 Немировский, А.А., Никитенко, Н.В. Справочник студента/ А.А. Немировский.-М. : Издательство Астрель, Олимп, АСТ, 1990.-200 с.

2 Кларк, Л. Изучаем скорочтение/Л.Кларк.-Duncaville USA : World Wide Printing, 1997.-352 с.

Информация о работе Методика обучения скорочтению