Методики обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:06, шпаргалка

Краткое описание

В основе многочисленных педагогических концепций лежат различные философские теории. На западную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм и бихевиоризм.

Файлы: 1 файл

Методы обучения и воспитания.docx

— 74.69 Кб (Скачать)

7.Отеч.концепции вос-я и их взаимосвязь с современной методикой.

Теория и методика воспитания как наука имеет долгую историю становления, в ходе которой люди, пытаясь осмыслить свое бытие и свой социальный опыт, вели поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. Специфика этих моделей была обусловлена как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский обосновал антропологическую концепцию воспитания, в которой убедительно доказал, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками. Большая заслуга К. Д. Ушинского заключается в разработке идеи народности воспитания, реализация которой предполагала следующее:1) необходимо создать широкую сеть народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей;2) делом воспитания должен руководить сам народ; 3) воспитание должно развивать умственные способности детей с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;4) центральное место в воспитании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа» народа; 5) воспитание должно формировать человека, первой потребностью которого является труд, патриота с твердой волей и характером; 6) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; 7) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных воспитательных систем, не соответствующих духу русской народности.

В 1960-1970-х гг. в отечественной педагогике (А. И. Донцов, Ю. М. Гордин, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Л. И. Уманский и др.) была выдвинута и последовательно разработана идея детского воспитательного коллектива как «научно организованной системы нравственно воспитывающей детской жизни» (И. Ф. Козлов). Основными функциями детского воспитательного коллектива выступали: 1) введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений; 2) формирование в рамках коллектива межличностных отношений по типу деловых отношений общества; 3) формирование моральной сущности личности, ее нравственно-эстетического отношения к миру и самой себе; 3) оказание эффективного педагогического воздействия на личность или группу лиц, коррекция и регулирование их поведения и деятельности.

Современный этап развития теории и методики воспитания (В. И. Андреев, Е. П. Белозерцев, Т. Н. Мальков екая, Л. И. Новикова, И. П. Подласый, С. А. Смирнов, B. C. Селиванов, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.) ориентирует педагога на гуманистическое воспитание и социальное взаимодействие с личностью, что предполагает решение следующих задач: 1) приобщение воспитанников к системе общечеловеческих ценностей; 2) выявление творческого потенциала каждой личности; 3) формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; 4) уважение к правилам и нормам совместной жизни; 5) воспитание положительного отношения к труду; 6) формирование культуры межличностного общения, основанное на толерантности и чувстве национального достоинства.

И.И. Бецкой полагал возможным создать “новую породу людей путем воспитания. Главными средствами нравственного воспитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство.

Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также “увеселение невинными забавами и играми, чтобы мысли всегда в ободрение приводить, искореняя все, что скукою, задумчивостью и прискорбием назваться может”. Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера достойными людьми”, он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью. Но, провозглашая прогрессивные идеи, Бецкой мало заботился об их выполнении в создаваемых правительством детских учреждениях.

Взгляды Бецкого имели отпечаток классовой, дворянской ограниченности.

Педагогические взгляды Белинского.

В его многочисленных работах поставлены основные проблемы педагогики научного и практического характера, решаемые им с позиции гуманизма и демократизма.В работе «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее всего для молодых людей» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает материальную мысль о том, что человек не имея врожденных идей и понятий, в тоже время одарен от природы возможностями развития, ему присуще также любопытство и стремление к познанию.Он выступил против вульгарно - материалистических представлений о том, что ребенок « чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с периодами развития ребенка.

В.Г. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой дисциплины, неразумных требований. В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание общечеловеческим. Орудием воспитания является любовь, говорит В.Г. Белинский, а целью – человечность. Согласно концепции В.Г. Белинского, не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием.Основное требование к нравственному воспитанию в младшем возрасте состоит в том, чтобы оградить детей от всего дурного, поставить перед их глазами положительные примеры.

1.Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка

В основе многочисленных педагогических концепций лежат различные философские теории. На западную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм и бихевиоризм.

Но в современном мире, стремящемся к интеграции, различия между различными педагогическими системами стираются, все разными словами говорят об одном и том же. Так, целью воспитания детей в любой стране является: · формирование дружественного и позитивного отношения к окружающему; · развитие самодеятельности и обучение взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми); · воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогическому общению; · пробуждение чувства национальной принадлежности; · воспитание международной солидарности.

Во всем мире очень важным представляется экологическое воспитание. Новая экологическая идеология явилась следствием назревшей необходимости сохранить и защитить природные ресурсы от катастрофического уничтожения. Экологическое воспитание в промышленно развитых и густонаселенных странах (например, в Германии, США, Великобритании, Японии и Южной Корее) направлено не только на формирование чувства любви к природе, но и на воспитание правильного поведения в повседневной жизни. Важным считается физическое развитие в связи с теориями здорового образа жизни, и владения способами безопасного поведения и жизнедеятельности. В связи с этим получили широкое распространение представления о том, что произвольность в организации двигательного поведения напрямую связана с произвольностью социального поведения и может влиять на социальную успешность и благополучие человека.

Поэтому в современной западной педагогике большое значение придается подвижной и свободной ролевой игре. Поэтому следует принимать любые игры детей, за исключением лишь вредных и опасных, с одобрением.

Данные различных исследований показали, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют между собой в отсутствии взрослого. В связи с этим встал вопрос о создании разновозрастных групп. Однако на практике не было отмечено ни одного случая, когда младший повторил бы положительный поступок старшего. Научные эксперименты, проведенные в Германии, показали, что объединение детей в разновозрастные группы должно быть тщательно продумано во избежание негативных последствий.

Первый детский сад в Америке был создан в 1855 году эмигрантами-немцами и работал по системе Фребеля. К началу ХХ века в каждом большом городе были общественные детские сады. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной педагогике.

Содержание работы с детьми определяется задачами воспитания. Образовательная система Америки позволяет детям стать независимыми, уверенными в себе, самостоятельными, умеющими отстаивать собственное мнение. Для этого детям предлагаются различные варианты выбора: в каком центре играть, с кем заниматься и чем, о чем рассказывать и т. д.

Правительство рекомендует педагогам ориентироваться на программу развития одаренности по системе Б. Блума. Согласно теории Блума, когнитивные цели преподавания можно представить в виде определенной последовательности, включающей 6 уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку.

В сотрудничество с педагогами активно включаются родители. Реализуется программа «Headstart», т. е. «опережающий старт» - создаются центры раннего вмешательства. Их задача - максимальное развитие потенциальных возможностей, а также педагогических и социальных потенциалов каждого члена семьи, успешная интеграция семьи и ребенка в общество.

В 90-е годы стал популярен проект «Highscope», «высокая планка». Его сторонники были ориентированы на воспитание свободы и ответственности при предоставлении широких возможностей. Они подчеркивали, что ребенок вырастет таким, каким его воспитывают (это относилось и к обычным и к нестандартным детям). Если его критиковать - он станет осуждать, если не доверять - будет агрессивным и т.д.

Очень популярен в Америке метод Марии Монтессори, благодаря ее методике ребенок закрепляет связь со своим «Святым Я Христа» - тем, что Штайнер называет «Высшим Я», или «душой».

Ее концепция основана на том, что главным побуждающим мотивом всех действий ребенка является природное, инстинктивное стремление развиваться. У каждого это развитие происходит по индивидуальному плану (в соответствии с задачами души, по мнению верующих). Мария Монтессори разработала систему дидактических материалов, которая вкупе с современными дополнениями, вроде электрического утюга, состоит сейчас из пяти тысяч различных пособий.

В классе Монтессори детей обучают следовать нескольким правилам:· Не мешать тому, кто занимается.

· Позанимавшись с материалом, убрать все за собой.

· Взяв впервые новый материал, попросить учителя показать, как с ним надо работать.

Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар, видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создала свою, оригинальную, теорию и практику общественного воспитания детей дошкольного возраста. Разработанная под ее руководством программа воспитания в материнских школах с небольшими изменениями применяется и в настоящее время в дошкольных учреждениях Франции.

Материнские школы создавались для маленьких детей, которые в силу жизненных условий были лишены присмотра родителей - мать не могла оставить ребенка одного дома. Заботу о нем брала на себя материнская школа.

П. Кергомар предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Младшая от 2 до 4 лет, средняя от 4 до 5, и старшая от 5 до 6.

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинён тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества.

 

 

13. гендерн.воп-е - это комплекс воспит-х и просвет-х возд-й на реб, напр-х на приобщение его в сист.половых ролей и отношений м/у полами в обществ.и личн.жизни. Основные задачи: формир-ние гендер.принадлежности и связанной с ней соц-ной составл-щей лич-ти реб.

Средства: худ.ср-ва (сказки), сюж.-рол.игры, беседа – ситуатив. и эстетические, организация труддеят-ти, орг-ция праздников.

 

 

14.эколог.воспитание – это ознокомление детей с природой, в основу кот.положен эк-кий подход, при кот.педаг-кий процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ – главный метод ЭВ.

Наблюдения – метод чувственного познания природы – зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Игра как метод ЭВ.

Средства: общение, беседы, собственный пример, трудовая деятельность.

 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного  отношения к природе (нравственное  воспитание) ;

-формирование системы  экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

-развитие эстетических  чувств (умения увидеть и прочувствовать  красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .

-участие детей в посильной  для них деятельности по уходу  за растениями и животными, по  охране и защите природы.

 Важнейшим условием  успешной реализации комплексного  подхода является создание среды, в которой взрослые личным  примером демонстрируют детям  правильное отношение к природе  и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют  в природоохранной деятельности.

 

9. Нравств.воспитание - целенаправ.процесс приобщения детей к моральным ценностям челов-ва и конкр-го общ-ва. Мех-зм нрав.в-я: знания и представ-я + мотивы+ чув-ва и отнош-я+навыки и привычки + поступки и поведение=нравств.кач-во.

Задачи: формир-ние представ-й, нравств-х чув-в, нрав.привычек и норм, практики поведения; воспит-ие гуманных чув-в и отношений, коллектив-ма, друж-х взаимоотн-й, культуры повед-я, дисцип-ти, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

принципы: 1.единства и целостности воспит-го процесса; 2.воспитание детей в коллективе; 3.требов-ти к реб.в сочетании с уваж-ем его лич-ти; 4.учет возр-х и индив-х особ-тей детей; 5.единство возд-й на чув-ва, созн-е и повед-е детей; 6.системат-ть и послед-ть; 7.ед-во треб-й к детям в д/с и семье.

 

 

 

 

 

 

 

5.Закономер-ти  и принципы В и О дош-ков.

 Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук. Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности. Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития. Внешние  закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода. Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Принципы обучения можно разделить на общедидактические  и методические. Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.  Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации. Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом также связано с разработкой новых концепций обучения и теорий.

2.Модели построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.  В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов—участников мониторинга являются:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под  редМ.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. К омаровой),

• «Истоки» (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

• «Детство» (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

• «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

• «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

• «Из детства — в отрочество» (ред. Т.Н. Доронова),

• «Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

• «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Д ьяченко и др.),

 В последнее время  отмечается тенденция увеличения  количества ДОУ, которые работают  по так называемым традиционным  программам, таким, как «Программа  воспитания и обучения в детском  саду», подготовленная под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой.Эта ситуация, обусловлена рядом причин:

-желание педагогов облегчить  решение профессиональных задач.-традиционные программы более соответствуют лицензионным и аккредитационным требованиям.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь-  игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения... в других (Д.Б. Элъконин имеет в виду не учебной) видах деятельности». Методического обеспечения потребуют не только такая форма образовательной деятельности  как « занятие», но и другие формы по видам деятельности. Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования. 

Задача ДОУ - разработать не саму программу, а модель организации педагогического процесса.

Под каждую образовательную область необходимо выделить:

- Перечень технологий  и пособий, которыми  пользуетесь  на переходный период из того, что есть.

- Формы организации той  или иной образовательной области.

На разработку модели организации педагогического или образовательного процесса должны быть сейчас направлены усилия всех методических служб и конкретного детского сада. Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, что ДОУ уже все написало или хочет написать новую образовательную программу как модель организации этого процесса. В ней должно быть отражено то, что есть в ДОУ необычного. Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и все другие условия

В 2007 году специалисты  в области дошкольного образования проанализировали все варианты организации педагогического процесса и выделила три модели.

 Это учебная модель, комплексно-тематическая модель, идущая  от педагогической системы Жана  АвидеяДеклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовая модель.

Классическая форма этой предметно-средовой модели - педагогика Марии Монтессори. Выделив в этих моделях плюсы и минусы, нужно сегодня «вытянуть» из каждой модели лучшее, не отказываясь ни от чего того, что уже на современном этапе достигнуто. Для чего нужно знать эти модели, их плюсы и минусы? Для того чтобы выстроить потом свою модель.

До принятия ФГТ были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды и на которую вообще времени у воспитателя не хватало, потому что образовательные программы настолько были перенасыщены первым блоком, что даже самый великий воспитатель не смог бы выполнить ни одной из комплексных программ, ни одной из задач, которые там сформулированы, в полном объеме. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все эти образовательные области.

Принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели

- на сегодняшний день  не из трех, а из двух частей  может состоять образовательный  процесс: первое - это непосредственная  образовательная деятельность и  решение содержания еще в режимных  моментах;

- второе - самостоятельная  деятельность детей, где очень  большое внимание нужно уделить  предметно-средовой модели организации  детского пространства.

Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться.

Если раньше была позиция - игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим - игра и другие виды детской деятельности.

ФГТ нас сегодня к этому призывает, получается, что сегодня один из вариантов организации педпроцесса - комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе.

В образовательном процессе очень важно уделить огромное внимание режиму дня. Сегодня режим дня не должен повторять программу. Режим дня должен включать интересные моменты: и минутки здоровья, и творческие проекты, и чтение литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого какие-то минутки.

4.Особен-ти процесса  обучения дош-в

Воспитание – это процесс целенапр-го сист-го воспит-я лич-ти, в целях подгот-ки ее к актив.участию произв.культур.жизни.

Обучение – это процесс взаимодействия педагога и обучаемого, входе кот.осущ-ся образ-нии чел-ка.

В и О взаимосвязаны: 1) единая соц-ная природа (возникли и функц-ют, как ответ на потребность чел-ва сохр-ть воспр-ть своей общественно-истор.опыт и передовать его подрастающему поколению); 2) родственны по способам своего осуществления (адаптир-ся к опр-ной возр.гр.детей, передаются с помощью мех-мов соц-го взаимод-я- общение); 3) направлены на целостное развитие лич-ти реб.

Но цели процессов В и О дифференцируются: 1. В направлено на формирование способов поведения; 2. О направлено на формирование системы знаний и умений.

Т.О., В и О детей дошк.в-та – это единый целостный педагог.процесс, кот осущ-ся на протяжении всего пребывания реб. в ДОУ во всех видах деят-ти, напр-н на решение задач его всесторонненого развития и подг-ку к школе.

Цели В и О – это ожидаемый рез-т деят-ти; всесторонне развитая гармоничная лич-ть. Реал.цель – это цель, кот.может быть реал-на в общ-ве и к конкр.людям; она изменчива от условий.

Ее особенности: исторический характер; носит объективный характер (цель отражает принятые в обществе цен-ти и напр-на на восп-ние необх-х общ-ву людей); носят субъект-ый хар-р (мнение наше собственное).

Госу-ные образ-ные учр-ния не имеют право формир-ть такую цель, кот.не совпадает.

Частные образ.учр-я могут принимать субъект.цели, но не должны вступать в против-чия с гос-вом.

Цель О и В явл-ся основоп-щей категорией педагогики.

17.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей

К ним относятся словесные(рассказ, беседа, лекция, дискуссия, объяснение), наглядные (В реализации наглядных методов большую помощь оказывают различного рода технические средства, обеспечивая более яркое, живое и образное восприятие)и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

 

19.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и т.д.Познавательные игры с учётом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

18.Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и т.д.) и самоконтроля в процессе обучения.

Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. Обобщённые и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики.

 Предварительный контроль - направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся  по предмету или разделу, который  будет изучаться. Чтобы спланировать  свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это  поможет определить ему, на чём  следует больше задерживать внимание  учащихся, какие вопросы требуют  больше времени, а на чём следует  только остановиться , поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала т выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

 Тематический контроль - осуществляется периодически по  мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию  знаний учащихся. Этот вид контроля  проходит на повторительно-обобщающих  уроках и подготавливает к  контрольным мероприятиям: устным  и письменным зачётам.

 Итоговый контроль - проводится  в конце четверти, полугодия, всего  учебного года, а также по окончании  обучения в начальной, неполной  средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Самоконтроль - учащихся нужно самостоятельно научить находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.продолжение

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей  и задач воспитательной работы  конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами  и позициями, правовыми рамками  трудовой деятельности. В этой  закономерности отражена социальная  детерминированность воспитания, являющегося  важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве.

2. Зависимость результатов  воспитания не только от воспитательной  деятельности, но и от реальных  условий, характера взаимодействия  с ними в конкретных процессах  и ситуациях. В соответствии с  данной закономерностью организатор  воспитательного процесса должен  обеспечивать нормальные условия  жизни и деятельности человека.

3. Процесс развития личности  приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом  обучения. Только в условиях полноправного  учебного сотрудничества и взаимодействия  возможно гармоничное развитие  личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление  учащегося к саморазвитию, создает  условия для его личностного  роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям: содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания); организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий); принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение.

16.Определение понятия и классификация методов ДО

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Традиционная классификация методов обучения включает:

1)словесные методы обучения (или методы устного изложения  материала); 2)наглядные; 3)практические.

Словестные методы обучения:

рассказ;лекция;беседа;работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

21.Методы формирования сознания личности

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

1) Рассказ — это последовательное  изложение преимущественно фактического  материала, осуществляемое в описательной  или повествовательной форме. Он  широко применяется в преподавании  гуманитарных предметов, а также  при изложении биографического  материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К  рассказу как методу педагогической  деятельности предъявляется ряд  требований: логичность, последовательность  и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет  возрастных особенностей, в том  числе в отношении.

 Большое значение, особенно  в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации  ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять  и усвоить смысл заключенных  в нем нравственных оценок  и норм поведения.

2) Метод объяснения. Для  объяснения характерна доказательная  форма изложения, основанная на  использовании логически связанных  умозаключений, устанавливающих истинность  данного суждения. Во многих случаях  объяснение сочетается с наблюдениями  учащихся, с вопросами учителя  к учащимся и учеников к  учителю и может перерасти  в беседу.

3)  Беседа как метод  воспитания использовалась с  давних времен. Это вопросно-ответный  метод активного взаимодействия  педагога и учащихся.

 Основное в беседе  — это тщательно продуманная  система вопросов, постепенно подводящих  учащихся к получению новых  знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать  основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

4)  Рассказ и беседа  подготавливают переход к более  сложному методу организации  познавательной деятельности —  к лекции. Лекцию как метод  надо отличать от лекции как  организационного оформления взаимодействия  педагога и учащихся в учебно-воспитательном  процессе. Лекция в школе во  многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается  большей информативно-познавательной  емкостью, большей сложностью логических  построений, образов, доказательств  и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются  в основном в старших классах  средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах.

5) В структуре целостного  педагогического процесса используется  метод примера. Формирующееся сознание  школьника постоянно ищет опору  в реально действующих, живых, конкретных  образцах, которые олицетворяют  усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует  явление подражательности, которая  служит психологической основой  примера как метода педагогического  влияния. Подражание не есть слепое  копирование: оно формирует у  детей действия нового типа, как  совпадающие в общих чертах  с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера.

 

 

 

 

 

 

 

20.Формы и средства дошкольного обучения

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П. И. Пидкасистый).

Материальные средства обучения – предметы материальной культуры, технические средства обучения, учебно-методическое обеспечение.

Идеальные средства обучения – художественные средства, средства наглядности, средства общения, средства стимулирования познавательной деятельности.

Форма  обучения - это способ организации , который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Основной формой организации обучения детей в дошкольном учреждении  являются занятия.  Они организуются и проводятся  педагогом в соответствии с программой.

Исторически сложились 3 формы организации обучения:

индивидуальная,групповая (с подгруппой),фронтальная (со всей группой).

Индивидуальная форма  организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

Групповые формы обучения предполагает,  что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия  также  необходимы  в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

22.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. А.Н.Леонтьев обращал внимание на то, что деятельность воспитывает лишь тогда, когда она личностно значима и имеет «личностный смысл». Позиция воспитуемых должна быть активной, а их функции постоянно меняться - все проходят роли исполнителей и организаторов. Вот почему руководство деятельностью воспитуемых должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

 В отечественной педагогике  последних лет организация деятельности  рассматривается в качестве ведущего  подхода в воспитании.

Группа этих методов включает в себя:

 педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача или как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По средствам требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид непосредственного указания или инструкции. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительно применяются косвенные требования.

Коллективное мнение как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых с оценкой их деятельности.

Приучение - это организация регулярного выполнения воспитуемыми определенных действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Оно содействует формированию устойчивых привычек. Его средствами выступает соблюдение установленных этических и нравственных норм, а также выполнение существующих правил (личной гигиены, общения и др.). Приучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методика требует объяснять воспитуемым, что, как и зачем нужно делать. В то же время приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.

 

 

23.Методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Поощрение  - совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Этот метод также может рассматриваться как выражение положительной оценки, одобрения и признания качеств, поступков и поведения воспитуемого или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует человека к улучшению его поведения. К числу средств поощрения относятся похвала, благодарность педагога и взрослых, награждение книгами или другие материальные награды. При этом эффективным также считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений воспитателя, его поощрительных обращений; выделение поступка или действий воспитуемого как примера для подражания.

Принуждение - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. С точки зрения отечественной педагогики оно выступает крайним методов воспитания и применяется лишь тогда, когда другие не позволяют достичь желаемого воспитательного эффекта.

 В воспитательной деятельности  необходимо учитывать, что метод  принуждения требует обдуманных  действий, анализа причин проступка  и выбора таких средств его  реализации, которые не унижают  достоинство личности. К их числу  можно отнести замечание или  категоричное требование педагога, предупреждение о возможном привлечении  к более строгой ответственности, обсуждение в коллективе или  вызов на педсовет, перевод в  другой класс, школу, исключение  из школы.

 

 

8. Умств.воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умств.развитие детей, с целью сообщения знаний необходимых для развития, для адаптации к окруж.жизни, формирование познавательных процессов, умение применить усвоенные знания к деятельности.

задачи: сенсорное воспитание, развитие мыслит.деят-ти,становление речи, воспитание любознательности и познавательных интересов, формирование системы элемен-х знаний о предметах и явлениях окруж.жизни: процесс познания реб.предметов окруж.мира за счет ощущений и восприятий; овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями; учится мыслить, т.е.говорить про себя или свлух, а говорить - значит думать; любознательность направлена на познание окруж-х предметов, явлений, на овладение деятельностью, стремление реб.познавать новое.

Средства: 1.деят-ть детей: бытовая, игровая, продуктивная, трудовая. 2. Произведение духов. и матер-ной культуры: игры и игрушки, пособия, книги и т.д. 3. Беседы, исследования, наблюдения, ощущения.

24.Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса. Данная группа методов направлена на оценку эффек-ти воспитательного процесса, т. е. на изучение деят-ти и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).

К основным методам контроля относятся: а) педагог.наблюдение за учениками; б) беседы, направленные на выявление воспитанности; в) опросы (анкетные, устные и т. п.); г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; д) создание педагог.ситуаций для изучения поведения воспитанников.

Педагог.наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деят-ти, общения, поведения лич-ти в целост-ти и динамике их изменения. Различают разнообразные виды набл-я: непоср-ное и опоср-ное, открытое и закрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и др.

Для эффек-ти испол-ния дан. метода необх-мо, чтобы наблюдение: а) носило систематический характер; б) велось с конкретной целью; в) опиралось на знание программы изучения личности, критериев оценки ее воспитанности; г) имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспит-ками помогают педагогам выяснить степень информ-ти учащихся в области нравст. проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

Психолог. опросники выявляют хар-р отнош-й м/у членами коллектива, товарищеские привязанности или негативные отношения к тем или иным его членам. Опросники позволяют своевременно обнаружить возникающие противоречия и принять меры по их разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например, не ставить вопросы в прямолинейной форме, следить за тем, чтобы содержание ответов включало взаимопроверяемые сведения и т. п.

Методы самоконтроля, направленные на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствуют переводу процесса воспитания в самовоспитание. Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание.

Сущность метода самоанализа заключается в том, что ребенок (чаще всего подросток) проявляет интерес к самому себе как к личности и все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру и собственным поступкам, дает нравственную оценку своему положению в социуме, своим желаниям и потребностям. Методическая инструментовка процесса самоанализа предполагает учет следующих требований: во-первых, важно своевременно внушить школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу закономерно, поскольку помогает ему правильно сориентироваться в окружающем мире и утвердиться в нем; во-вторых, необходимо научить школьников способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).

Самопознание способствует превращению ребенка в субъект воспитания на основе восприятия себя как самостоятельной, неповторимой, уникальной личности (создание «Я-концепции»). Самопознание связано с открытием ребенком своего внутреннего мира, что предполагает, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).

Грамотное управление процессом самопознания основывается на учете следующих факторов: 1) педагог должен следить за тем, чтобы процесс самопознания не вызвал у ребенка душевного кризиса, основанного на осознании несоответствия своего внутреннего мира идеалам и ценностным ориентациям; 2) нельзя допустить, чтобы в процессе самопознания ребенок «ушел в себя», создав тем самым реальную опасность для возникновения устойчивого эгоцентризма или комплекса неполноценности, выражающихся в неадекватной самооценке и плохих межличностных контактах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Инновационная деятельность педагогов в доу,  как источник развития методики дошкольного воспитания и обучения

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный  процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного  процесса;

- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные  между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет  аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное  соединение элементов существующих  методик, которые в новом сочетании  ранее не применялись (комбинаторные  нововведения);

- радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо  конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования  формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида  услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Критериями оценки педагогических инноваций являются новизна, оптимальность, высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Рассмотри их содержание.

  1. Основным критерием  инновации выступает новизна. Выделяют  несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности  и областью применения (М.С.Бургин).

  2. Оптимальность означает  введение в процесс обучения  педагогические инновации и достижение  высоких результатов при наименьших  физических, умственных и временных  затратах участников инновационной  деятельности.

  3. Результативность означает  определенную устойчивость положительных  результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдательность  и фиксируемость результатов, однозначность  в понимании и изложении делают  этот критерий необходимым в  оценке значимости новых приемов, способов воспитания, образования  и развития обучающихся.

  4. Возможность творческого  применения инновации в массовом  опыте. На начальном этапе она  подтверждается в деятельности  отдельных педагогов, а после  апробации и объективной оценки  инновации может быть рекомендована  к массовому внедрению.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового пед.опыта и проблема достижений психоло-гопедагогичекой науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретичеких, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Трудов.восп-е - это целенаправленный процесс формирования у подростающего поколения готовности трудиться. Т.В. направлено на успешное усвоение трудового опыта, вкл-щего знания, умения и навыки труд.деят-ти, нрав.отнош-е к труду и трудящемуся чел-ку, на всестороннее развитие личности.

Задачи: восп-ние полож-го отнош-я к тр.взрослых, стремления оказывать им посильную помощь; формир-ние труд.навыков и их дальнейшее соверш-ние, постепенное расш-ние содерж-я труд.деят-ти, овладение умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе; воспит-е у детей личн-х кач-в; воспит-ие навыков орг-ции своей и общей работы; формир-ние полож-х взаимоотн-й м/у детьми в процессе труда.

Виды труда: 1.самообслуживание - это труд реб., направл. на обслуживание им самого себя. 2.хоз.-бытовой тр.- это вид тр., имеющий обществ.направленность - удовлетворение потребностей др.детей или взрослых. 3.труд в природе - это вид тр., который, с одной стороны, направлен на удовлетворение потребностей группы в целом, с другой - на охрану природы; имеет отсроченный результат; результатом труда может быть материальный продукт; реб.имеет дело с живыми объектами. 4.ручной труд - это вид труда наиболее приближается по результатам, использованию иснструментов к созидательному труду взрослых.

В.12.Компоненты дош.воспит.: социальное воспитание.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми, учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социальным компетентным.

Процесс социализации происходит в семье. Атмосфера семьи, стиль воспитания, родители передают детям.

 Но в дет.саду в этот процесс включаются воспитатель и другие работники. На восп-ля ложится основная ответственность по форм-нию личности ребенка, его мышления и поведения. Он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи. Составляющими являются развитие общения, установление отношений, формирование дружеских отношений со сверстниками.

Общение – это процесс взаимодействия людей. На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют себя несколько форм общения: 1.непосредственно-эмоциональное общение – в основе лежит потребность во внимании и доброжелательном отношении, общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста, основное средство общения – мимическое движение; 2.ситуативно-деловое общение – (с 6 месяцев до 2 лет) – практическое взаимодействие ребенка и взрослого, ребенок и взрослый сотрудничают (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям), это помогает узнать предмет и способы действия с ним;

3.внеситуативно-познавательное общение – (3-5 лет) – признаки: вопросы о предметах, их разнообразных взаимосвязях, важнейшим средством на этом этапе является речь, ребенок обсуждает со взрослым предметы и явления мира вещей, сюда относятся сообщения новостей, познавательные вопросы, фантазии, просьбы почитать; 4.внеситуативно-личностное – (6 до7 лет) – эта форма служит целям познания социального мира людей, этот вид существует самостоятельно и представляет коммуникативную деятельность, ведущим мотивом является личностные мотивы, предметом обсуждения является человек, в основе лежит потребность в эмоциональной поддержке, стремление к взаимопониманию, сопереживанию.

Как способствовать соц. развитию? Поощрять различные формы игры, ведь она является ведущей деятельностью, а общение является частью и условием ее. В игре происходит мощное развитие у ребенка всех психологических, эмоц.сферы, социальных умений и навыков.

Сюжетно-ролевая игра позволяет создать в наглядной действенной форме окруж. мир, воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции. Игра социальна по своему происхождению, природе, содержанию. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, в действиях которых воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к соц.жизни, становится ее участником. Отношения по поводу игры способствует развитию у детей нравственных мотивов поведения. Игровая деятельность станет средством социализации, если дети будут уметь играть. Игра – результат всего воспитательно-образовательного процесса. Соц. развитию способствуют игры, занятия, упражнения, беседы, знакомство с литературой, музыкой. Усвоение ребенком этических норм и требований, форм-ние гуманного отношения к природе и окружающим людям – это и есть соц. развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнед-ть в дет. саду.

11.эстет.воспитание.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстет. развития, т.е. становления и совершенствования эстет. сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания: 1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр). 2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).

3- Художественная деятельность  – деятельность, связанная с видами  искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная  деятельность).

Педагогические условия реализации задач худож.-эстет.воспитания:

1- Учет возрастных и  индивидуальных особенностей детей.

2- Взаимосвязь художественно-творческой  деятельности детей со всеми  направлениями воспитательно-образовательной  работы (ознакомление с окружающим, работа по развитию речи, игра).

3- Интеграция различных  видов искусства и видов художественно-творческой  деят-ти, способ-щая более глубокому эстет. осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения. Возможность интеграции обусловливает общность худож. ср-в музыки, живописи и литературы.

4- Уважительное отношение  к результатам творчества детей, широкое 

включение их произведений в жизнь ДОУ.

5- Орг-ция выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды. Для орг-ции самост. худож. деят-ти детей необходимо предоставлять детям в свободное пользование различные художественные материалы, книжки с иллюстрациями, игрушки для театрализованной и музыкальной деятельности.

6- Вариативность содержания, форм и методов работы с  детьми по разным направлениям  эстетического воспитания.

7- Обеспечение преемственности  в художественно-эстетическом воспитании  между всеми возрастными группами  детского сада.

8- Взаимодействие детского  сада с семьей. Художественный  опыт, который ребенок получает  в детском саду, побуждает его  и дома заниматься любимым  делом.

Класс-ция методов эстет.воспит.дошкольников (Н. А. Ветлугина).

В основе – формирование у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

Метод убеждения Особ-ть метода применительно к эстет. воспит. состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.Метод приучения, упражнения в практ.действиях -Это систематические упражнения в художественной деят-ти, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения.

Метод проблемных ситуаций.  Восп-ль предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Варианты творч.заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать); выбор материалов, цветовых сочетаний, форм; придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок; создание новых композиций в танце. Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задания.

к сопереживанию предполагает стимулирование эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире.

6.Компоненты дошкольн.воспит.: физ.воспит.- это деятельность взрослого направленная на укрепление здоровья ребенка, что при определенных условиях обеспечивает физ.развитие детей. Задачи: оздоровительные - обеспечивают всю жизнь ребенка (ср-ва: гигиенич., соц.-бытов., полноценное питание, воздух, купание, рациональный режим жизни, физ.упражнения); воспитательные- направлены на развитие качеств личности и потребностей в физ.совершенстве (ср-ва: игры, деят-ть детей, худож.ср-ва); формирование осознанного отношения к своему здоровью (худож.ср-ва, наглядный пример, собств.деят-ть детей, эксперим-ние, беседы).

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств


 


Информация о работе Методики обучения и воспитания