Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа
Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………………….7
1.2Понятие самооценки в психологической науке и ее влияние на учебную деятельность в младших классах…………………………….13
Вывод по главе 1………………………………………………………………………19
Глава 2. Практическая часть. Исследование уровня самооценки и зависимость степени адекватной оценки и уровня успеваемости детей младшего возраста.
2.1 Организация и описание методик исследования………………………20
2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
2.3. Исследование самооценки по методике А.И.Липкиной «Три оценки»………………………………………………………………………………..24
2.4. Исследование самооценки по методике В.Г.Шур «Лесенка»………28
2.5. Анализ результатов по трем методикам……………………………..32
Вывод по главе 2……………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………..34
Библиографический список………………………………………………………….36
Исходя из концепций восточных философий, самооценка - это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие, ее нельзя понять умом, можно только почувствовать.
А.В. Аркушенко выделяет три основных вида самооценки:
-завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя;
-адекватная самооценка, соответствующая действительным способностям и возможностям человека;
-заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Неадекватная заниженная
самооценка у младших школьников
проявляется ярко в их поведении
и чертах личности. Дети выбирают легкие
задачи. Они как бы берегут свой
успех, боятся его потерять и в
силу этого в чем-то боятся самой
учебной деятельности.
По мнению О.И. Романчук, А.Б. Долгина, оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что всё в жизни ему поможет реализовать свои способности.
Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности - совпадение самооценки с уровнем практического осуществления учебного задания. Если ребёнок недооценивает себя по сравнению с тем, что в действительности он есть, мы говорим о наличии у него заниженной самооценки, и, наоборот, когда он переоценивает свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества - о завышенной.[3;71]
Активность, находчивость, чувство
юмора, общительность – это те
качества, которые свойственны детям
с адекватной самооценкой. Они охотно
участвуют в играх, не обижаются,
если оказались проигравшими и не
дразнят других в случае проигрыша.
Дети с адекватной самооценкой довольны
собой. Они знают о своих сильных
сторонах, относятся к себе с уважением,
ощущают собственную ценность.[
Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития.[28;67]
Формирование у младших школьников адекватной положительной самооценки в связи с учебными достижениями влияет на отношение к школе и к процессу обучения в целом, способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейших задач на начальном этапе обучения. Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и формирования педагогом у детей младшего школьного возраста адекватной самооценки.[28;42]
Если в детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к поступлению в школу дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми, используя социальное сравнение, то есть показатель успешности в реальных видах деятельности. Ребёнок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон младшего школьника – его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика. Если ребёнок, по его мнению, – лучший хотя бы в какой-то одной области, то он, как правило, имеет адекватную, или высокую, самооценку.[26;46]
Таким образом, адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Нужно стремиться развивать у детей адекватную самооценку на основе самопознания.
Вывод по главе II.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Глава II. Практическая часть.
Исследование уровня самооценки и зависимость степени адекватной оценки и уровня успеваемости детей младшего возраста.
Гипотезой исследования послужило
предположение о том, что самооценка влияет
на успеваемость обучающихся: на протяжении
младшего школьного возраста наблюдается
динамика развития самооценки, первоначально
успешность обучения влияет на самооценку,
а затем самооценка влияет на успеваемость.
Эффективность учебной деятельности школьника
зависит не только от системы хорошо усвоенных
знаний и владения приемами умственной
деятельности, но и от уровня самооценки.
2.1. Организация
и описание методик
Цель практического исследования - изучить уровень самооценки и её влияние на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Исследования проводились на базе Ушовская средней школе, Ишимского района, Тюменской области.
Для проведения исследования были выбраны 3-й и 4-й классы - 31 человек, из них 17 девочек и 14 мальчиков в возрасте 9-11лет.
Программа исследовательской работы:
1. подобрать диагностические
2. провести диагностику
3. обработать полученные
4. оформить протоколы
Диагностическую работу я разбила на три этапа:
I этап – выявление успеваемости учеников.
II этап – выявление самооценки детей.
III этап – сравнение результатов, полученных в I и II этапах, то есть выявление взаимосвязи самооценки и успеваемости.
I этап исследования - выявление успеваемости.
Чтобы выявить уровень успеваемости я использовала метод математической статистики и высчитала средний балл успеваемости каждого школьника, учащихся разделила на 3 подгруппы. К слабым ученикам я отнесла детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5. На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5. К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.
№ |
Фамилия. Имя |
Матема- тика |
Русский язык |
Внеклас- сное чтение |
Окружающий мир |
Ин.язык |
Музыка |
Физ-ра |
Средний балл |
1 |
Майер Вероника |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,7 |
2 |
Королевских Наташа |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,7 |
3 |
Рутц Настя |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
4 |
Титова Аля |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,4 |
5 |
Першакова Настя |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4,2 |
6 |
Зайцева Юля |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3,7 |
7 |
Пермякова Наташа |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,8 |
8 |
Прудникова Настя |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,1 |
9 |
Узлова Галя |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Чупина Оксана |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,1 |
11 |
Рейн Наташа |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3.6 |
12 |
Долгих Таня |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,4 |
13 |
Москвина Наташа |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4.2 |
14 |
Гилева Вика |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4,2 |
15 |
Бушуева Таня |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,1 |
16 |
Донцева Вика |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3,6 |
17 |
Шмакова Вита |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,8 |
18 |
Обыскалов Влад |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3.8 |
19 |
Ложкин Дима |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,4 |
20 |
Питулин Артем |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,1 |
21 |
Иванов Денис |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,7 |
22 |
Гнездилов Миша |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3,6 |
23 |
Сирихин Андрей |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,1 |
24 |
Попов Вова |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,2 |
25 |
Безбородов Саша |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,4 |
26 |
Пятилетов Ваня |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
27 |
Мальцев Коля |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3,6 |
28 |
Архипов Вова |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
29 |
Мясников Саша |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4,4 |
30 |
Арсентьев Игорь |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
31 |
Гетман Стас |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,2 |
Анализируя полученные результаты, я получила следующие данные, которые представлены в виде диаграммы и таблицы:
Уровень успеваемости учеников младших классов.
Сильные ученики |
Средние ученики |
Слабые ученики | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
5чел. |
15% |
17чел. |
55% |
9чел. |
30% |
II этап исследования – выявления самооценки
После того как мы выявили уровень успешности младших школьников, необходимо было проверить уровень самооценки младших школьников, для того чтобы проследить взаимосвязь этих понятий и доказать, что адекватная самооценка является условием успешности обучения младших школьников.
Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Для решения наших задач были использованы следующие диагностические методики:
1) модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (методика №1).
2) методика А.и. Липкиной «Три оценки» (методика №2);
3) модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №3);
Эти методики доступны для детей младшего школьного возраста и в совокупности позволяют получить точную и объективную информацию о самооценке младших школьников.
Описание методик дано в приложении.
Рассмотрим полученные результаты.
2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Мной была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике она бытует под домашним названием «линеечки»
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.
Материал для исследования: калькулятор, ручка, готовые бланки. Методика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Инструкция по применению этой методике приведена в приложении 1.
Полученные результаты представлены в таблицах.
Информация о работе Зависимость успеваемости обучающихся младших классов от степени обучающихся