Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

      В работе использовался количественно-качественный анализ, результаты которого отражены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2. – Таблица результатов количественно-качественного анализа исследования самооценки подростков

Самооценка АВ %
заниженная 12 30
адекватная 19 47
завышенная 9 23
Итого: 40 100
 

По результатам  количественно-качественного анализа можно говорить о том, что почти половина подростков данной группы имеют адекватную самооценку. Но в тоже время значительная часть подростков имеют заниженную   самооценку. Заниженная самооценка может быть связана с неадекватным образом себя в подростковом возрасте.

Результаты  исследования самооценки подростков наглядно представлены в диаграмме2.2

Рисунок 2.2- Самооценка подростков

2.3. Исследование взаимосвязи социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным поведением

      В данной группе детей 20 человек из 40 не имеют отклонений в поведении. Эти дети активны в труде и  учебе, ответственно относятся к  поручениям, с ними нет трудностей у учителей. Эти ученики не стоят  ни на одном из видов учета.

      На  основе данных обследования этих подростков была составлена таблица первичных эмпирических данных (см. приложение 3).

      На  основе данных был проведен количественно-качественный анализ социометрического статуса  подростков с нормативным поведением (см. таблицу 2.3.) . 

Таблица 2.3. – Таблица результатов количественно-качественного анализа исследования социометрического статуса подростков с нормативным поведением

Социометрический  статус АВ %
Изолированный 0 0
Непринятый 3 15
Предпочитаемый 9 45
Звезда 8 40
Итого: 20 100

      В результате проведенного количественно-качественного  анализа можно сделать вывод, что в группе подростков с нормативным  поведением преобладают такие социометрические позиции как «предпочитаемый» и  «звезда». Также в данной группе подростков нет детей, которые отвергаются, т.е. являются изолированными, однако 15% имеют статус «непринятый», что может говорить об узком круге их общения и ограниченных взаимных симпатиях.

Результаты  исследования социометрического статуса  подростков с нормативным поведением наглядно отражены в диаграмме 2.3.

Рисунок 2.3- Социометрический статус подростков с нормативным поведением 

На основе данных обследования был проведен количественно-качественный анализ самооценки подростков с нормативным поведением (см. таблицу 2.4.) 

Таблица 2.4. – Таблица результатов количественно-качественного анализа исследования самооценки подростков с нормативным поведением

Самооценка АВ %
Заниженная 0 0
Адекватная 16 80
Завышенная 4 20
Итого: 20 100

      По  результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что в группе подростков с нормативным поведением преобладает адекватная самооценка, что может говорить о том, что у этих детей образ себя уже достаточно сформировался. Подростки данной группы не имеют заниженной самооценки.

Результаты  исследования самооценки подростков с  нормативным поведением наглядно представлены в диаграмме 2.4.

 

Рисунок 2.4- Самооценка подростков с нормативным  поведением

      Для изучения взаимосвязи социометрического статуса и самооценки в качестве метода статистической обработки данных был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

      Для этого на основе таблицы первичных  эмпирических данных была составлена сводная приведенная таблица  данных (см. приложение 4).

      Результаты  расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена отражены в таблице (см. таблицу 2.5.) и представлены в приложении (см. приложение 5). 

Таблица 2.5. – Таблица результатов расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена (нормативное поведение)

Номера  переменных Названия переменных  
 
Коэффициент ранговой корреляции
 
Уровень значимости

p

Сила

взаимосвязи

Направление взаимосвязи
VAR 1 самооценка - 0,318623 0,170944 слабая обратная
VAR 2 социомет- рический статус -0,318623 0,170944 слабая обратная

      Результаты  в таблице позволяют сделать  вывод, что сущетсвует тенденция к тому, что самооценка и социометрический статус в группе подростков с нормативным поведением могут находиться в слабой обратной статистически значимой зависимости. Т.е. можно сделать вывод, что чем более высокой является самооценка, тем более низкий социометрический статус имеют подростки с нормативным поведением, и наоборот. Т.о. можно сказать, что завышенная самооценка может являться причиной низкой социометрической позиции подростка в группе. 

2.4. Исследование  взаимосвязи социометрического статуса и самооценки в подростковом возрасте у детей с девиантным поведением

        В данной группе подростков  состоящей из 40 человек, 20 человек  можно отнести к так называемым  «трудным подросткам». Это дети с девиантным поведением, стоящие на учете в ИДН (4 человека), состоящие на учете в школе (ВШК) (6 человек), стоящие на учете внутри классного коллектива (ВКУ) (10 человек).

      На  основе данных обследования подростков с девиантным поведением  была составлена таблица первичных эмпирических данных (см. приложение 6)

      По  результатам обследования был проведен количественно-качественный анализ социометрического  статуса подростков с девиантным поведением (см. таблицу 2.6.). 

Таблица 2.6. – Таблица результатов количественно-качественного исследования социометрического статуса подростков с девиантным поведением

Социометрический  статус АВ %
изолированный 2 10
непринятый 17 85
предпочитаемый 1 5
звезда 0 0
Итого: 20 100

      В результате проведенного количественно-качественного анализа можно сделать следующий вывод. В группе подростков с девиантным поведением преобладает социометрическая позиция «непринятый». В данной группе детей есть подростки, которые отвергаются, т. е. являются изолированными.

Результаты исследования социометрического статуса подростков с девиантным поведением наглядно представлены в диаграмме 2.5. 

Рисунок 2.5-Социометрический статус подростков с девиантным поведением

Также на основе данных обследования был проведен количественно-качественный анализ самооценки подростков с девиантным поведением (см. таблицу 2.7.).

Таблица 2.7. – Таблица результатов количественно-качественного исследования самооценки подростков с нормативным поведением

Самооценка АВ %
заниженная 12 60
адекватная 3 15
завышенная 5 25
Итого: 20 100

  В результате проведенного анализа можно сказать, что в данной группе подростков с девиантным поведением преобладает заниженный уровень самооценки. Но также в группе есть подростки, имеющие адекватную и завышенную самооценку.

Результаты  исследования самооценки подростков с  девиантным поведением наглядно отражены в диаграмме 2.6.

Рисунок 2.6-Самооценка подростков с девиантным поведением

      Для изучения взаимосвязи социометрического статуса и самооценки в качестве метода статистической обработки данных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

      Для этого на основе таблицы первичных  эмпирических данных была составлена сводная приведенная таблица  данных (см. приложение 7)

      Результаты  расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена отражены в таблице (см. таблицу 2.8.) и представлены в приложении (см. приложение 8).

Таблица 2.8-Таблица результатов расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена (девиантное поведение)

Номера  переменных Названия переменных Коэффициент

коэффициент

ранговой  корреляции

Уровень значимости

Р

Сила взаимосвязи Направление взаимосвязи
VAR 1 самооценка - 0,004838 0,983848 нет взаимосвязи нет
VAR 2 социомет- рический статус -0,004838 0,983848 нет взаимосвязи нет
 

     Результаты  в таблице позволят сделать вывод, что у подростков с девиантным поведением в данной группе не выявлено взаимосвязи между самооценкой  и социометрическим статусом. Это может быть связано с недостаточным количеством испытуемых подростков с девиантным поведением в данной группе.

2.5. Исследование различий в самооценке и социометрическом статусе и их взаимосвязей у подростков с нормативным и девиантным поведением

      С целью исследования различий самооценки и социометрического статуса у подростков с нормативным и девиантным поведением была составлена таблица первичных эмпирических данных (см. приложение 9), результаты которой позволяют сделать количественно-качественный анализ. Результаты количественно-качественного анализа самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением отражены в таблице 2.9.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением