Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

   Содержание  самооценки девочек касается в большей  степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

   Динамика  оценочных суждений от подросткового  возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения старших подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос,   каков он среди других, насколько он похож на них.

     Среди источников социальной  поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку старшего подростка.

   Результаты  многочисленных исследований показывают заметное снижение влияния родителей  и повышение влияния сверстников  как референтной группы на самооценку старших подростков.

   Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии  родительского мнения и последующей  отстройки от него, к выработке  собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя». Однако при этом нельзя сказать, что у старших подростков происходит отчуждение от родителей вообще. На вопрос, где они чувствуют большую защищенность, ответ в «семье» встречается так же часто, как и ответ «среди друзей».

   Психологами была исследована степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку старших подростков. В результате был сделан вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку.

   Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

   Тепло и внимательное отношение родителей являются основными условиями формирования и дальнейшего подкрепления положительной  самооценки старшего подростка. Жесткое же, негативное отношение родителей имеет обратное действие.

   Итак, все же влияние семьи и родительского  отношения на формирование самооценки старших подростков имеет меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самооценки подростка определяется не только реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т.е. ожидаемой оценкой.

   У молодых людей в этот период активно  формируется самосознание, вырабатывается независимая система эталонов самооценивания, все более развиваются способности  проникновения в свой внутренний мир.

      В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, происходит переориентация с внешних  оценок на внутренние. То есть, постепенно у старшеклассников формируется  своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодых людей.

   Таким образом, можно сказать, что старший подростковый возраст очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на  процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в  целом развития личности. В самооценке старшего подростка происходят следующие преобразования: углубляется сдержанный аспект его самооценки и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества; влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности старшего подростка, регулирует процесс общения.

   1.3.  Межличностное взаимодействие в старшем подростковом возрасте

   В развитии человеческой психики важная роль принадлежит общению. Через  общение с другими людьми, социализируясь, человек приобретает высшие познавательные способности и развивает личностные качества. В общении происходит развитие межличностных взаимоотношений. О взаимоотношении старших подростков мы поговорим более подробно.

   Интимно-личностное общение как ведущий тип общения  в подростковом возрасте формируется  благодаря интенсивному развитию взаимоотношений подростков со своими сверстниками. В старшем подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы отношений: одна с взрослыми, другая со сверстниками. С взрослыми отношения не простые, хоть в старшем подростковом возрасте они и выходят на новый, более глубокий уровень. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Они приносят подростку больше удовлетворенности в решении актуальных, накопившихся сегодня проблем.

   Свои  потребности в общении подростки  реализуют через дружбу, любовь и группирование. Если подростка не понимают дома, то он вынужден искать поддержку и понимание в группе сверстников.

   Чем же так привлекательна группа сверстников для подростка, и каким образом она влияет на формирование его личности?

В подростковом возрасте общение со сверстниками имеет  свои функции:  
1. Общение со сверстниками -
очень важный специфический канал информации. По этому каналу старшие подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам не сообщают им взрослые. Старший подросток свои личные проблемы обсуждает со сверстниками, он глубже познает окружающих и самого себя.  
2. Общение – «специфический вид межличностных отношений» [15, с. 128]. Групповые виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные и общественные интересы. Многие коммуникативные качества, в частности лидерские, формируются в среде равных, там, где высокий статус нужно заслужить и уметь поддерживать.

З. «Специфический вид эмоционального контакта» [15, с. 128]. Группа является формой протеста против опеки старших; сознание солидарности групповой принадлежности облегчает для подростка автономизацию от взрослых. Общение со сверстниками может давать подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, иметь огромное значение для самоуважения подростка.

   Наряду  с непосредственным интересом друг к другу, который характерен  
и для общения младших школьников, у подростков выявляют 3 типа  
отношений:

    • товарищеские, характерные для младшего подростка;
    • дружеские;
    • деловые, характерные для старшего подростка.

   Последние служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность.

   Важнейшим фактором дружеского сближения подростков является сходство в интересах: общие  любимые занятия, интересность общения  и разговоров. Дети стремятся к  сотрудничеству с близкими товарищами, и симпатия к товарищу является причиной возникновения интереса к делу, которым занимается сверстник. В результате возникают новые познавательные интересы.

   Достоинства понравившегося сверстника заставляют старшего подростка задуматься о себе, своих личностных качествах, и у подростка возникает стремление к самовоспитанию. Т.В.Драгунова говорила, что общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует, как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения. Старший подросток стремится исправить не только свои недостатки, его активность направлена также на исправление недостатков товарища. Каждый подросток предъявляет другому определенную систему требований к отношению и поведению, и следит за их выполнением. Если же эти требования не выполняются, то подростки могут перестать общаться.

   Круг  общения подростка довольно широк, но часто неустойчив. Неустойчивость отношений связана у подростков с неустойчивой самооценкой и повышенными требованиями к своим товарищам.

   К концу подросткового возраста у  детей возникает интерес к  представителям противоположного пола. На основе романтических отношений  у подростков возникает желание  становиться лучше, потребность  в самосовершенствовании, появляется стимул к самовоспитанию. В этот период оформляется переживание подростками своего пола.

   Потребность в общении, которую подростки  реализовывают в группе сверстников, занимает в этом возрасте ведущее  место, хотя у разных детей она  удовлетворяется не одинаково. Как считает Я.Л. Коломинский, это обусловлено тем, что «для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение в системе личных и в системе деловых отношений» [13,с. 110]. «Положение ребенка в системе личных отношений, продолжает Я.Л. Коломинский, - само по себе является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, которые рассматриваются как факторы, обусловливающие положение человека, могут быть поняты как результат воздействия на личность определенного положения в коллективе» [13,с. 137].

   Старшие подростки очень остро переживают свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Для большинства подростков одобрение и признание сверстников очень важно. Во время перехода во взрослую жизнь старшие подростки психологически чувствуют свою незащищенность сильнее, чем дети 12 лет. Находясь в специфической группе ровесников, подростки чувствуют себя стоящими людьми, имеющими социальную власть и принадлежащими к какой-либо другой части мира, кроме своей семьи.

   Одной из причин, объясняющих столь весомое  влияние группы на подростка, является потребность в самоутверждении. Она настолько сильна в этом возрасте, что подросток готов на многое, он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями. Степень влияния группы на поведение подростка обусловлена следующими факторами:

    1. Индивидуальными психологическими особенностями подростка.
    2. Структурной и социальной направленностью группы.

   Кроме свойств личности и свойств группы, определенную роль играет та «ступенька», которую занимает ребенок в иерархии внутригрупповых взаимоотношений.

   Степень влияния группы на подростка зависит и от половых различий. В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин. Привязанность к ней сохраняется даже после возникновения смешанной компании и появления «своей» девушки.

   Дружеские отношения старших подростков и  юношей нередко поддерживаются всю жизнь. Всё это обуславливает большую подверженность мальчиков групповому влиянию (в отличие от девочек).

   Нередко группа, предъявляя ко всем своим членам одинаковые требования, унифицирует  личность своим влиянием. Одинаковость требований ко всем без учета их индивидуальности приводит к деиндивидуализации или обезличиванию. Группа старших подростков также способна «усреднять» своих членов.

   Следует отметить, что конечно не все старшие  подростки зависимы от мнения группы и ищут в ней подтверждения  своей человеческой ценности. Некоторые подростки имеют свои определенные цели и интересы и твердо осознают себя как личность, они не нуждаются в одобрении сверстников и не ищут его. Однако большинство детей в этом возрасте в значительной мере судят, о своей значимости по отношению к ним окружающих, особенно сверстников и их самооценка зависит от одобрения или порицания со стороны наиболее уважаемых сверстников.

   Как известно любое общество дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Одной из таких групп является школьный коллектив. В школе складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархии, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу». Также происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. В старшем подростковом возрасте дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше.

   В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно-ролевая структура, в которой закреплены  
формальные и неформальные роли членов группы, их положение в ранговом  
распределений относительно характерной для нее эталонной шкалы ценностей.[13, с.157]. Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально - психологических координат является понятие «позиция» и социометрический статус. В понятие позиция слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, отклик личности, который выражается в осознании и переживании этого своего положения.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением