Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

   Подростковый  возраст занимает особое положение  в цикле детского развития. Этот период определяют как переход от детства к взрослости, он накладывает  отпечаток на все стороны психического развития подростка.

   Кризисность и трудность подросткового возраста обусловлены резким взрослением, скачком из детства в новую возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, он обнаруживает в себе новые чувства и побуждения. В подростковом возрасте особый интерес представляют дети 14-15 лет, так называемые старшие подростки. В этот период активно развивается самосознание подростка, особенно самооценка, как структурный компонент самосознания. Самооценка влияет как на развитие личности в целом, так и на характер межличностных отношений. Самооценка выступает и в качестве регулятора отношений старшего подростка с самим собой, и в качестве одного из важнейших факторов, определяющих место подростка в группе сверстников. Это даёт основание полагать, что тема данного исследования является актуальной.

   Цель  данного исследования: изучить взаимосвязь  социометрического статуса и  самооценки  подростков с нормативным и девиантным поведением.

   В работе были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования самооценки в  подростковом возрасте.
  2. Провести теоретический анализ литературы по изучению межличностных взаимоотношений и статусного положения подростков в группе сверстников.
  3. Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным поведением.
  4. Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и самооценки  подростков с девиантным поведением.
  5. Исследовать различия во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

  Объектом  исследования являются  подростки в возрасте 14-15 лет.

  Предмет исследования: различия во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки  подростков с нормативным и девиантным поведением.

  Гипотеза представлена следующим утверждением: существуют различия во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением. 

  Методы  исследования: теоретический анализ литературы, социометрия, количественно-качественный анализ, методы статистической обработки данных, методы стандартизированного самоотчета.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1.

   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО  СТАТУСА И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ  ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

   1.1. Общая характеристика старшего подросткового возраста

  Подростковый  возраст один из самых сложных  периодов детского развития, о чем  свидетельствуют и другие его  названия – «переходный», «трудный», «критический». Граница подросткового  возраста устанавливаются достаточно неопределенно (от 10 – 11 до 15 – 16 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

  Подростковый  возраст характеризуется бурными  изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается  масса тела, развивается сердечнососудистая система, идет половое созревание. В психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношения других к подростку и сравнения себя с  другими. [8,с.29].

  Существуют  внутренние и внешние причины  кризисного состояния подростка. Внешние – это изменение характера учебной деятельности: многопредметность, усложнение содержания учебного материала. К подростку предъявляются множество требований со стороны учителей. У ребенка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности. В семье к старшему подростку тоже предъявляются новые требования (помощь по хозяйству), и подросток начинает интенсивно рефлектировать себя.

  Внутренние  предпосылки кризисного состояния  связаны с физическим ростам и  половым созреванием. Неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, возбудимости. К концу подросткового возраста эти проявления значительно снижаются. С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развитие в подростковом возрасте.

  Исследователи выделяют несколько групп интересов подростка:

  1. «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
  2. «доминанта дали» - установка на большие масштабы;
  3. «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
  4. «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.[18,с.25].

    Психологами сформированы задачи развития в подростковом возрасте относительно четырёх основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

  1. Пуберантное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

    во-первых – это необходимость реконструкции  телесного  образа «Я» и построения мужской или женской идентичности, во-вторых  - это постепенный переход к взрослой сексуальности.

  1. Когнитивное развитие. Это развитие интеллектуальной сферы подростка, характеризующееся качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: 1 -развитием способности к абстрактному мышлению, 2 – расширением временной перспективы.
  2. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
    1. освобождение от родительской опеки;
    1. постепенное вхождение в группу сверстников.
  1. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
    1. осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей позицию себя в будущем;
    2. осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
    3. осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

  Центральные новообразования охватывают в подростковый период все стороны субъективного  развития: изменения происходят в  моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере. Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

  Однако  мораль подростка не имеет опоры  в моральных убеждениях, поэтому легко может изменяться под влиянием сверстников.

  В качестве условия, повышающего моральную  устойчивость, выступает идеал. Воспринятый  или созданный ребенком идеал  означает наличие у него постоянно  действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения.

  Центральные новообразования подросткового  возраста это: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости»; переоценка ценностей; автономная мораль.

  Центральным и специфическим новообразованием этого возраста является чувство  взрослости. Подросток начинает чувствовать  себя взрослым, стремиться быть и считаться  взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

  Ведущую позицию в подростковом возрасте начинает занимать общественно-полезная деятельность. Она является для подростка той сферой, где он может реализовать свои взрослые возможности, стремление к самостоятельности.

  Подросток старается выйти за рамки ученических  дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. И именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом и с  профессиональными намерениями. В это время общество требует от старшего подростка профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Учение приобретает для многих подростков значимый личностный смысл.

  Важнейшим новообразованием в подростковом возрасте является формирование самосознания, важнейшие стороны которого – становление самооценки и развитие личностной рефлексии. Л.С.Выготский говорил, что самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка.

  Активное  формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами групповыми стремлениями.

  Как же протекает процесс личностного развития в старшем подростковом возрасте? Поиски смысла жизни, своего места в этом мире уже начинают волновать старших подростков. Старший подростковый возраст не приходится на кульминационную точку кризиса подросткового возраста. Этот период — это посткритическая фаза, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Бывает, что некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются по реке жизни и относительно легко, затем включаются в новую систему отношений. Эти дети больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих. У таких старших подростков, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

  Тем не менее, при таком благополучном  протекании этого периода жизни, существуют и некоторые минусы в  личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще, считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.

  Одни  дети рано определяют свои жизненные  цели и настойчиво стремятся к  их достижению. Однако, при высокой  произвольности, самодисциплине, у  них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

  Вариант развития других детей - старших подростков связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Недостаточное развитие рефлексия, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируются высокой производительностью. Такие старшие подростки импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. В дальнейшей своей взрослой жизни они могут продолжать метаться и долго остаются неприкаянными.

  Динамика  развития в старший подростковый период зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения  со значимыми людьми, существенно влияющих на процесс самоопределения. В этот период времени у детей возникает особый интерес к общению с взрослыми.  Далее эта тенденция еще усиливается. В старшем подростковом возрасте, в старших классах дети обычно восстанавливают эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением