Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа
Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития. Этот период определяют как переход от детства к взрослости, он накладывает отпечаток на все стороны психического развития подростка.
Кризисность
и трудность подросткового
Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
В работе были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования: различия во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
Гипотеза представлена следующим утверждением: существуют различия во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, социометрия, количественно-качественный анализ, методы статистической обработки данных, методы стандартизированного самоотчета.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Общая характеристика старшего подросткового возраста
Подростковый возраст один из самых сложных периодов детского развития, о чем свидетельствуют и другие его названия – «переходный», «трудный», «критический». Граница подросткового возраста устанавливаются достаточно неопределенно (от 10 – 11 до 15 – 16 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.
Подростковый
возраст характеризуется
Существуют внутренние и внешние причины кризисного состояния подростка. Внешние – это изменение характера учебной деятельности: многопредметность, усложнение содержания учебного материала. К подростку предъявляются множество требований со стороны учителей. У ребенка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности. В семье к старшему подростку тоже предъявляются новые требования (помощь по хозяйству), и подросток начинает интенсивно рефлектировать себя.
Внутренние предпосылки кризисного состояния связаны с физическим ростам и половым созреванием. Неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, возбудимости. К концу подросткового возраста эти проявления значительно снижаются. С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развитие в подростковом возрасте.
Исследователи выделяют несколько групп интересов подростка:
Психологами сформированы задачи развития в подростковом возрасте относительно четырёх основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
во-первых
– это необходимость
Центральные новообразования охватывают в подростковый период все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере. Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, поэтому легко может изменяться под влиянием сверстников.
В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения.
Центральные новообразования подросткового возраста это: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости»; переоценка ценностей; автономная мораль.
Центральным
и специфическим
Ведущую позицию в подростковом возрасте начинает занимать общественно-полезная деятельность. Она является для подростка той сферой, где он может реализовать свои взрослые возможности, стремление к самостоятельности.
Подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. И именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом и с профессиональными намерениями. В это время общество требует от старшего подростка профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Учение приобретает для многих подростков значимый личностный смысл.
Важнейшим новообразованием в подростковом возрасте является формирование самосознания, важнейшие стороны которого – становление самооценки и развитие личностной рефлексии. Л.С.Выготский говорил, что самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка.
Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами групповыми стремлениями.
Как же протекает процесс личностного развития в старшем подростковом возрасте? Поиски смысла жизни, своего места в этом мире уже начинают волновать старших подростков. Старший подростковый возраст не приходится на кульминационную точку кризиса подросткового возраста. Этот период — это посткритическая фаза, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Бывает, что некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются по реке жизни и относительно легко, затем включаются в новую систему отношений. Эти дети больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих. У таких старших подростков, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.
Тем не менее, при таком благополучном протекании этого периода жизни, существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще, считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.
Одни дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако, при высокой произвольности, самодисциплине, у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.
Вариант развития других детей - старших подростков связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Недостаточное развитие рефлексия, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируются высокой производительностью. Такие старшие подростки импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. В дальнейшей своей взрослой жизни они могут продолжать метаться и долго остаются неприкаянными.
Динамика развития в старший подростковый период зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющих на процесс самоопределения. В этот период времени у детей возникает особый интерес к общению с взрослыми. Далее эта тенденция еще усиливается. В старшем подростковом возрасте, в старших классах дети обычно восстанавливают эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.