Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

    «Трудные дети», в-третьих, особенно  нуждаются в индивидуальном подходе  со стороны воспитателей и  внимания коллектива сверстников.  Это не плохие, безнадежно испорченные  школьники, как не правильно  считают некоторые взрослые, а  требующие особого внимания и участия окружающих.

    Основные причины трудности в  воспитании отдельных школьников  и в неправильных отношениях  в семье, в просчетах школы,  изоляция от товарищей, стремление  утвердить себя любым способом  и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.[28, с.156 ]

    На возникновение недостатков  характера влияет не учет воспитателями возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворение потребностей подростков быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с учителем, скрытую или явную войну с ним.

    Сказывается на закреплении отрицательных  черт характера отношение к  ним учителей и самих учащихся. Например, родители не всегда  своевременно реагируют на появление  недостатков характера у детей.  А между тем, чем быстрее  с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастает» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

   Неблагоприятно влияет на ребенка  переоценка или недооценка недостатков  его характера учителем. Так, некоторые  родители склонны объяснять чрезвычайную  капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью,  болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлению чувства  вседозволенности.

    Плохо  когда родители не  обращают внимание на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. Тогда надо немедленно обращаться к врачу.

    Нередко бывает, что сами учащиеся  неправильно квалифицируют свои  черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

    Недостатки характера – это  устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведения воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно  и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней внимание школьника. Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

   В категории привычных недостатков характера выделяют два вида недостатков характера учащихся: проявляющихся в работе ученика и в отношении его к себе и другим людям.

    Первый вид: леность, пассивность,  неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости.

    Второй вид: эгоизм.

    Леность проявляется в отсутствии  желания трудиться и учиться.  По многим причинам леность  справедливо считается крупнейшим  недостатком характера детей  и взрослых. Во-первых, общество построено  на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда.

    Во-вторых, трудовая и учебная  деятельности необходимы для  психического и физического развития  человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адоптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

    Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

    Ребенок может стать ленивым  не только под влиянием взглядов  своих родителей на труд, но  и из-за отсутствия трудовой  обстановке в семье.

    Сильным отрицательным фактором  может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

    Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников чаще  имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба- это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

    Понятие « пассивный »  в  словаре С.И.Ожегова раскрывается  как « не проявляющий деятельность, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящей от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии « пассивный » обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у многих  исследователей лишено, поэтому собственно позитивного содержания.

   Основной причиной интеллектуальной  пассивности у подростков часто  является невозможность проявить  в учебе свою активность, самостоятельность,  взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить.

    Пассивность нередко возникает  из-за переутомления школьников. Этому способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашнее задание, слишком частый просмотр теле- и видеофильмов и т.д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся в отношении учебы и многих других видов деятельности. Это нередко случается со школьниками-подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

    Пассивное поведение школьников  может быть связано как с неправильным отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого школьника. Они возникают, во-первых, при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Пассивность может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителям.

    Причины пассивности ребенка  могут быть внутреннего распорядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным  воздействием темперамента ребенка.  Так, флегматик-школьник нередко  бывает, инертен, вял, малоподвижен  и сонлив. Для преодоления такого  состояния школьника важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

   Способствуют возникновению и  закреплению пассивности у детей  такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаются в жизнь детского коллектива. Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой группы, в выполнении общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать меру, чтобы не сработал механизм сверх компенсации у ребенка. Дело в том, что при воспитательных воздействий  некоторые застенчивые люди не только совсем утрачивают эту черту, но становятся  излишне самоуверенными, даже нескромными и конфликтными.

   Ребенок и подросток должны  научиться укреплять своей активностью,  регулировать ее, а также помогать, другим школьникам вырабатывать  у себя это психологическое  качество. Называется оно организованностью. Понятие «активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, то есть умеет управлять своей активностью, держать себя в руках.

    К неорганизованным учащимся  относятся дезорганизаторы.  Прежде всего, надо сказать о проявляющихся новых неформальных лидерах в классных коллективах подростков и старшеклассников. Активность такого лидера рекомендуется не подавлять, а направлять в разумные цели.

    Мало организованные дети не  умеют управлять своей активностью.  Многие из них импульсивны.  Это происходит не только  из-за  отсутствия у них знания о  навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками.

    Эгоист – это себялюбец, предпочитающий  во всем свои личные интересы, интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста  собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других).

        Крайним выражением эгоизма является  эгоцентризм. Он,  заключается  в  том, что в центре всякой жизни школьник или взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной потребностью является нахождение в центре внимания классного коллектива, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Такой ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось ему.

    У детей и подростков групповой  эгоизм бывает, связан с семьей, дворовой или приятельской компанией,  коллективом класса или части  его.

    Устранить или свести к минимуму  действий тех причин, которые  вызывают эгоизм различных видов можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом.      

       Недисциплинированные  дети – это  учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникает конфликт.

    Прежде всего, надо выяснить  причины подобного нежелательного  поведения. Наиболее распространенной  причиной недисциплинированности  у детей и, особенно у подростков  является избыток энергии и  неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направлять проявления их активности.

    Грубые дети - один из тех, кто  часто вызывает конфликтную ситуацию  или попадает в нее. Для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым. Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением