Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа
Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
Таблица 2.9. – Таблица количественно-качественного анализа результатов исследования самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением
Поведение |
Уровень самооценки | |||||
завышенная | адекватная | заниженная | ||||
АВ | % | АВ | % | АВ | % | |
нормативное | 4 | 20 | 16 | 80 | 0 | 0 |
девиантное | 5 | 25 | 3 | 15 | 12 | 60 |
Результаты количественно-качественного анализа позволяют говорить, что подростки с девиантным поведением могут обладать завышенной самооценкой в большей степени, чем подростки с нормативным поведением.
Также подростки с девиантным поведением часто могут иметь заниженную самооценку. В то время как подростки с нормативным поведением имеют в большинстве случаев адекватную самооценку.
Результаты исследования самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением наглядно представлены в гистограмме 2.1.
Рисунок 2.7-Самооценка подростков с нормативным и девиантным поведением
Результаты количественно-качественного анализа социометрического статуса подростков с нормативным и девиантным поведением отражены в таблице 2.10 (см. таблицу 2.10.).
Таблица 2.10. – Таблица количественно-качественного анализа результатов исследования социометрического статуса у подростков с нормативным и девиантным поведением
Поведение | Социометрический статус | |||||||
звезда | предпочетаемый | непринятый | изолированный | |||||
АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | |
нормативное | 8 | 40 | 9 | 45 | 3 | 15 | 0 | 0 |
девиантное | 0 | 0 | 1 | 5 | 17 | 85 | 2 | 10 |
Результаты
количественно-качественного
Результаты исследования социометрического статуса подростков с нормативным и девиантным поведением наглядно представлены в гистограмме 2.2.
Рисунок 2.8- Социометрический статус подростков с нормативным и девиантным поведением
Для статистического подтверждения выявленных различий использовался n критерий Манна-Уитни. Для этого на основе таблицы первичных эмпирических данных была составлена сводная приведенная таблица эмпирических данных (см. приложение 10).
Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни представлены в приложении (см. приложение 11) и отражены в таблице 2.11 (см. таблицу 2.11.)
Таблица 2.11.
Таблица результатов расчета U критерия Манна-Уитни
Название переменных | U | Р |
самооценка подростков с нормативным поведением | 114,0000 | 0,020003 |
самооценка подростков с девиантным поведением | ||
социометрический статус подростков с нормативным поведением | 33,0000 | 0,000006 |
социометрический статус подростков с девиантным поведением |
Результаты в таблице позволяют сделать вывод, что существует статистически значимые различия в самооценке и социометрическом статусе у подростков с нормативным и девиантным поведением, т.е. можно сделать вывод, что у подростков с нормативным поведением чаще встречается более высокая самооценка. Также можно сделать вывод, что у подростков с нормативным поведением чаще встречается высокий социометрический статус.
С целью исследования различий во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением были сопоставлены результаты таблиц 2.7. и 2.8.
Можно сделать вывод, что различие заключается в том, что у подростков с нормативным поведением самооценки и социометрический статус находятся в статистической зависимости, а у подростков с девиантным поведением зависимости в этих величинах нет.
ВЫВОДЫ
Для исследования взаимосвязи социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением были использованы такие методы, как количественно-качественный анализ; статистический метод расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена и расчета U-критерия Манна-Уитни. В результате эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. В исследуемой выборке подростков преобладает социометрический статус «непринятый», что говорит о несформированности данной группы как коллектива.
2. В
данной группе сверстников
3. В
группе подростков с
По
результатам расчета
5. В
группе подростков с
6. Результаты
расчета коэффициента ранговой
корреляции Спирмена позволяют
говорить, что у подростков с
девиантным поведением в
7. В
результате проведенного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.В результате теоретического анализа литературы можно заключить, что старший подростковый возраст очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке старшего подростка происходят следующие преобразования: углубляется содержательный аспект его самооценки и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества; влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности старшего подростка, регулирует процесс общения.
2. В результате решения второй задачи можно сделать следующие выводы.
Социометрический статус – это одни из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного человека по сравнению с остальными членами группы. Девиантное поведение – это отклоняющееся от норм принятых в обществе, несоциализированное поведение, обусловленное психолого-педагогическими, социально – психологическими, личностными и социальными факторами развития индивида; нормативное поведение – это поведение не отклоняющееся от норм и правил общественной жизни. Группа сверстников может оказывать положительное и отрицательное влияние на личностное развитие и установление межличностных отношений внутри коллектива:
3.
В результате эмпирического
У подростков с нормативным поведением самооценка и социометрический статус находятся в слабой обратной статистически значимой зависимости. Т.е. чем выше самооценка подростков, тем ниже их социометрический статус.
4.
В результате эмпирического
5.
Исследовав различия в
По результатам
расчета U-критерия Манна-Уитни мы можем
сказать, что существуют статистически
значимые различия в самооценке у подростков
с нормативным и девиантным поведением,
а также различия в социометрическом статусе
у подростков с нормативным и девиантным
поведением. Так, для подростков с нормативным
поведением характерен более высокий
уровень самооценки в сравнении с подростками,
демонстрирующими девиантное поведение.
Что касается социометрического статуса,
то подростки с девиантным поведением
обладают более низким социометрическим
статусом в отличие от подростков с нормативным
поведением, имеющих чаще более высокий
социометрический статус.