Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.9. – Таблица количественно-качественного анализа результатов исследования самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

 
Поведение
Уровень самооценки
завышенная адекватная заниженная
АВ % АВ % АВ %
нормативное 4 20 16 80 0 0
девиантное 5 25 3 15 12 60

  Результаты количественно-качественного анализа позволяют говорить, что подростки с девиантным поведением могут обладать завышенной самооценкой в большей степени, чем подростки с нормативным поведением.

Также подростки с девиантным поведением часто могут иметь заниженную самооценку. В то время как подростки  с нормативным поведением имеют  в большинстве случаев адекватную самооценку.

Результаты  исследования самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением наглядно представлены в гистограмме 2.1.

Рисунок 2.7-Самооценка подростков с нормативным и девиантным поведением

Результаты  количественно-качественного анализа социометрического статуса подростков с нормативным и девиантным поведением отражены в таблице 2.10 (см. таблицу 2.10.).

Таблица 2.10. – Таблица количественно-качественного анализа результатов исследования социометрического статуса у подростков с нормативным и девиантным поведением

Поведение Социометрический  статус
звезда предпочетаемый непринятый изолированный
АВ % АВ % АВ % АВ %
нормативное 8 40 9 45 3 15 0 0
девиантное 0 0 1 5 17 85 2 10

      Результаты  количественно-качественного анализа позволяют сделать вывод, что подростки, имеющие в группе статус «непринятый» могут демонстрировать девиантное поведение. С другой стороны статусная позиция «изолированный» может быть причиной девиантного поведения. Подростки с нормативным поведением в большинстве случаев имеют высокий социометрический статус, и занимают позиции «звезда» или «предпочитаемый».

Результаты  исследования социометрического статуса  подростков с нормативным и девиантным поведением наглядно представлены в гистограмме 2.2.

Рисунок 2.8- Социометрический статус подростков с нормативным и девиантным поведением

      Для статистического подтверждения  выявленных различий использовался n критерий  Манна-Уитни. Для этого на основе таблицы первичных эмпирических данных была составлена сводная приведенная таблица эмпирических данных (см. приложение 10).

      Результаты  расчета U-критерия Манна-Уитни представлены в приложении (см. приложение 11) и отражены в таблице 2.11 (см. таблицу 2.11.)

Таблица 2.11.

Таблица результатов расчета U критерия Манна-Уитни

Название  переменных U Р
самооценка  подростков с нормативным поведением 114,0000 0,020003
самооценка  подростков с девиантным поведением
социометрический  статус подростков с нормативным  поведением 33,0000 0,000006
социометрический  статус подростков с девиантным поведением
 

      Результаты  в таблице позволяют сделать  вывод, что существует статистически  значимые различия в самооценке и  социометрическом статусе у подростков с нормативным и девиантным поведением, т.е. можно сделать вывод, что у подростков с нормативным поведением чаще встречается более высокая самооценка. Также можно сделать вывод, что у подростков с нормативным поведением чаще встречается высокий социометрический статус.

      С целью исследования различий во взаимосвязи социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением были сопоставлены результаты таблиц 2.7. и 2.8.

      Можно сделать вывод, что различие заключается  в том, что у подростков с нормативным  поведением самооценки и социометрический статус находятся в статистической зависимости, а у подростков с девиантным поведением зависимости в этих величинах нет. 

 

ВЫВОДЫ

      Для исследования взаимосвязи социометрического  статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением были использованы такие методы, как количественно-качественный анализ; статистический метод расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена и расчета U-критерия Манна-Уитни. В результате эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

1. В  исследуемой выборке подростков преобладает социометрический статус «непринятый», что говорит о несформированности данной группы как коллектива.

2. В  данной группе сверстников почти  половина подростков имеют адекватную  самооценку. Так же в группе есть дети, имеющие заниженную, либо завышенную самооценку.

3. В  группе подростков с нормативным  поведением преобладают такие  социометрические позиции как  «предпочитаемый» и «звезда». Также  в этой группе детей преобладают  адекватный уровень самооценки.

      По  результатам расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена самооценки и социометрический статус у подростков с нормативным поведением находятся  в слабой обратной статистической зависимости. Т.е. с повышением самооценки у подростков с нормативным поведением может понижаться их социометрический статус. Чем выше самооценка подростка, тем более низкую социометрическую позицию подросток может занимать в группе.

5. В  группе подростков с девиантным  поведением преобладает социометрическая позиция «непринятый». Также в этой группе детей преобладает заниженный уровень самооценки.

6. Результаты  расчета коэффициента ранговой  корреляции Спирмена позволяют  говорить, что у подростков с  девиантным поведением в данной  группе не выявлено взаимосвязи  между самооценкой и социометрическим статусом.

7. В  результате проведенного исследования  различий в самооценке и социометрическом  статусе и их взаимосвязей  можно сделать вывод, что существуют  статистически значимые различия  в самооценке и социометрическом  статусе у подростков с нормативным и девиантным  поведением. Т. е. у подростков с нормативным поведением чаще встречается высокий уровень самооценки и чаще встречается высокий социометрический статус.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   1.В результате теоретического анализа литературы можно заключить, что старший подростковый возраст очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на  процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в  целом развития личности. В самооценке старшего подростка происходят следующие преобразования: углубляется содержательный аспект его самооценки и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества; влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности старшего подростка, регулирует процесс общения.

   2. В результате решения второй задачи можно сделать следующие выводы. 

Социометрический статус – это одни из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного человека по сравнению с остальными членами группы. Девиантное поведение – это отклоняющееся от норм принятых в обществе, несоциализированное поведение, обусловленное психолого-педагогическими, социально – психологическими, личностными и социальными факторами развития индивида; нормативное поведение – это поведение не отклоняющееся от норм и правил общественной жизни. Группа сверстников может оказывать положительное и отрицательное влияние на личностное развитие и установление межличностных отношений внутри коллектива:

  • межличностные отношения со сверстниками являются школой социально- моральной взрослости для подростка;
  • в общении со сверстниками подросток развивает и совершенствует многие коммуникативные качества, в том числе и лидерские, необходимые ему в последующей «взрослой» жизни;
  • межличностные отношения со сверстниками - мощный стимул к самосовершенствованию и самовоспитанию, в общении со сверстниками происходит также взаимовоспитание подростков;
  • сильная потребность в самоутверждении приводят иногда к тому, что старший подросток стремится достичь популярности в группе даже антисоциальными способами;
  • часто подростки некритично подчиняются большинству, способны совершать противоправные поступки, оправдывая их групповой солидарности;
  • благодаря сильному групповому давлению и влиянию группа старших и юношей способна обезличивать и нивелировать личность  
    подростка;
  • мальчики больше чем девочки подвержены влиянию группы в силу их психологических особенностей.

   3. В результате эмпирического исследования  социометрического статуса и  самооценки подростков с нормативным  поведением мы пришли к выводу, что в данной группе подростков  преобладают такие социометрические  позиции как «предпочитаемый»  и «звезда». Так же у этих детей преобладает адекватная самооценка.

         У подростков с нормативным поведением самооценка и социометрический статус находятся в слабой обратной статистически значимой зависимости. Т.е.  чем выше самооценка подростков, тем ниже их социометрический статус.

   4. В результате эмпирического исследования  социометрического статуса и  самооценки подростков с девиантным  поведением можно сделать вывод,  что в этой группе подростков  преобладают социометрический статус «непринятый» и заниженный уровень самооценки. Однако расчеты коэффициента ранговой корреляции Спирмена показали, что у подростков с девиантным поведением не существует статистической зависимости между самооценкой и социометрическим статусом.

   5. Исследовав различия в самооценке  и социометрическом статусе и их взаимосвязей у подростков с нормативным и девиантным поведением, мы сделали вывод, что подростки с нормативным поведением могут обладать высокой самооценкой в большей степени, чем подростки с девиантным поведением. Также подростки с девиантным поведением часто имеют заниженную самооценку, в то время, как подростки с нормативным поведением имеют в большинстве случаев адекватную самооценку. Также подростки с девиантным поведением чаще имеют статус «непринятых». С другой стороны статусная позиция «изолированный» может быть причиной девиантного поведения. Подростки с нормативным поведением в большинстве случаев имеют высокий социометрический статус.

         По результатам  расчета  U-критерия Манна-Уитни мы можем сказать, что существуют статистически значимые различия в самооценке у подростков с нормативным и девиантным поведением, а также различия в социометрическом статусе у подростков с нормативным и девиантным поведением. Так, для подростков с нормативным поведением характерен более высокий уровень самооценки в сравнении с подростками, демонстрирующими девиантное поведение. Что касается социометрического статуса, то подростки с девиантным поведением обладают более низким социометрическим статусом в отличие от подростков с нормативным поведением, имеющих чаще более высокий социометрический статус. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением