Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа
Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
Личность ребенка и подростка
формируется не по себе. А в
окружающей его среде.
Интенсивное развития
Стихийно складывающиеся
Дети подросткового возраста
особенно зависимы от
Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признаётся обучение ребёнка, то есть формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Причём, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся на «основные» и «косвенные». К последним относятся изобразительное искусство, мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности и другие, хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересована в том, чтобы из её стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлечённые, не имеющие проблем, характеризующихся психологической наукой как девиантное поведение. Школа должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. И важнейшей для школы на современном этапе её развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребёнка, "дефектами" процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребёнок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- поведение
подростка зависит от
- поведение подростка зависит от состояния психического здоровья;
- поведение подростка зависит от влияния группы, которая является для него референтной.
Выводы
1. Старший подростковый возраст – это переходный период жизни, период начала новых отношений со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные отношения в этот период дают старшему подростку бесценный опыт социализации, который очень необходим для их дальнейшей жизни. Для старшего подростка важны и отношения со сверстниками и отношения с взрослыми. В общений со взрослыми старший подросток стремится решить какую-нибудь сложную жизненную проблему, связанную с его планами на будущее. Общение со сверстниками поддерживает самопринятие и самоуважение ребенка.
2. В конце подросткового возраста проявляется рост самосознания, важнейшие элементы которого – это становление самооценки и развитие личностной рефлексии. Самооценка становится самостоятельной и критичной, и выступает в качестве регулятора поведения и деятельности старшего подростка.
3. Старший подросток решает не только задачу взаимоотношений, но и задачу занятия определенного места в обществе, определения себя в обществе и через общество. Для подростка чрезвычайно важно, какое место он занимает в группе сверстников. Социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в системе личных отношений. Он характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного человека по сравнению с остальными членами группы. Однако социометрический статус и вообще развитие отношений в группе зависят от особенностей самооценки старшего подростка.
4. Нормативное поведение – это поведение
не отклоняющееся от норм и правил общественной
жизни. Девиантное поведение – это отклоняющееся
от норм принятых в обществе, несоциализированное
поведение, обусловленное психолого-педагогическими,
социально-психологическими, личностными
и социальными факторами развития индивида.
Подростки с дивиантным поведением
имеют, как правило, завышенную либо заниженную
самооценку, и поведение таких подростков
зависит от группы, которая является для
них референтной.
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО
СТАТУСА И САММОЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С НОРМАТИВНЫМ
И ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1. Исследование социометрического статуса подростков
В исследовании приняли участие 40 человек, учащихся 10 класса средней школы №10 г. Слуцка
В эмпирическом исследовании использовалась методика «Социометрия» (7) этот метод традиционно используется в психологии при изучении межличностных отношений в малой группе.
У подростков в психическом развитии ведущим видом деятельности является межличностное общение. Поэтому нами был выбран такой социометрический критерий, в котором испытуемый выбирал партнёра по общению. При проведении эксперимента были розданы бланки, которые содержали вопрос: «Кого бы ты пригласил на день рождение?» (см. приложение 1)
Количество выборов было ограничено. Испытуемый мог выбрать трёх человек из группы сверстников.
В результате проведенной методики было выявлено, что 8 человек относятся к первой статусной группе – «звездам»; к «предпочитаемым» относятся 10 человек; к группе «непринятые» относятся 20 человек; и 2 человека не получили выборов, а считаются «изолированными».
В
работе использовался количественно-
Таблица 2.1. – Таблица результатов количественно-качественного анализа исследования социометрического статуса подростков
Социометрический статус | АВ | % |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
изолированный | 2 | 5 |
непринятый | 20 | 50 |
предпочитаемый | 10 | 25 |
звезда | 8 | 20 |
Итого: | 40 | 100 |
По результатам
количественно-качественного
Результаты исследования социометрического статуса подростков наглядно отражает диаграмма 2.1
Рисунок
2.1- Социометрический статус подростков
2.2. Исследование самооценки в подростковом возрасте
Для определения уровня самооценки подростков в работе бала использована методика «Самооценки личности» И.Я. Киселёва (см. приложение 2.)
Испытуемым
было предложено оценить каждое из
20 слов, характеризующих качества личности.
Сначала подростки
Затем испытуемым было предложено загнуть левую часть бланка таким образом, чтобы они не были видны. Далее респонденты оценивали эти качества также от 20 баллов до 1 балла в зависимости от того, насколько эти качества присущи им самим.
Проделав обработку данных, мы определили коэффициент ранговой корреляции r, который имел значения от +1 до –1.
На основании этого мы