Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

    Личность ребенка и подростка  формируется не по себе. А в  окружающей его среде. Особенно  важна роль малых групп, в  которых подросток взаимодействует  с другими людьми. Прежде всего,  это касается семьи.  Сочетание  неблагоприятных  биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную школу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих группах обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

    Интенсивное развития самосознания  и самокритичности приводит к  тому, что ребенок в подростковом  возрасте обнаруживает противоречие  не только в окружающем мире, но и собственного представления  о себе.

   Стихийно складывающиеся компании  сверстников объединяют подростков, близких по уровню развитию, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения.  Утрачиваемое  подростками чувства дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиями. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков  в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению. Плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений»

    Дети подросткового возраста  особенно зависимы от микросреды  и конкретной ситуации. Одним  из определяющих элементов микросреды  в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав- полная, неполная, распавшаяся, - а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В тоже время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семьи подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Традиционно официальной задачей средней  школы в нашей стране признаётся обучение ребёнка, то есть формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Причём, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся на «основные» и «косвенные». К последним относятся изобразительное искусство, мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности и другие, хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересована в том, чтобы из её стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлечённые, не имеющие проблем, характеризующихся психологической наукой как девиантное поведение. Школа должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. И важнейшей для школы на современном этапе её развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

       Первые  проявления девиантного поведения  иногда наблюдаются уже в младшем  школьном возрасте и объясняются  относительно низким уровнем интеллектуального  развития ребёнка, "дефектами" процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребёнок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов.

Из выше сказанного можно сделать  следующие  выводы:

- поведение  подростка зависит от семейного  микроклимата;

- поведение подростка зависит от состояния психического здоровья;

- поведение  подростка зависит от влияния  группы, которая является для  него референтной.

    Выводы

   1. Старший подростковый возраст – это переходный период жизни, период начала новых отношений со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные отношения в этот период дают старшему подростку бесценный опыт социализации, который очень необходим для их дальнейшей жизни. Для старшего подростка важны и отношения со сверстниками и отношения с взрослыми. В общений со взрослыми старший подросток стремится решить какую-нибудь сложную жизненную проблему, связанную с его планами на будущее. Общение со сверстниками поддерживает самопринятие и самоуважение ребенка.

   2. В конце подросткового возраста проявляется рост самосознания, важнейшие элементы которого – это становление самооценки и развитие личностной рефлексии. Самооценка становится самостоятельной и критичной, и выступает в качестве регулятора поведения и деятельности старшего подростка.

   3. Старший подросток решает не только задачу взаимоотношений, но и задачу занятия определенного места в обществе, определения себя в обществе и через общество. Для подростка чрезвычайно важно, какое место он занимает в группе сверстников. Социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в системе личных отношений. Он характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного человека по сравнению с остальными членами группы. Однако социометрический статус и вообще развитие отношений в группе зависят от особенностей самооценки старшего подростка.

     4. Нормативное поведение – это поведение не отклоняющееся от норм и правил общественной жизни. Девиантное поведение – это отклоняющееся от норм принятых в обществе, несоциализированное поведение, обусловленное психолого-педагогическими, социально-психологическими, личностными и социальными факторами развития индивида. Подростки с дивиантным  поведением имеют, как правило, завышенную либо заниженную самооценку, и поведение таких подростков зависит от группы, которая является для них референтной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2.

    ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САММОЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С НОРМАТИВНЫМ И ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 

    2.1. Исследование социометрического статуса подростков

      В исследовании приняли участие 40 человек, учащихся 10 класса средней школы №10 г. Слуцка

      В эмпирическом исследовании использовалась методика «Социометрия» (7) этот метод традиционно используется в психологии при изучении межличностных отношений в малой группе.

      У подростков в психическом развитии ведущим видом деятельности является межличностное общение. Поэтому  нами был выбран такой социометрический критерий, в котором испытуемый выбирал  партнёра по общению. При проведении эксперимента были розданы бланки, которые содержали вопрос: «Кого бы ты пригласил на день рождение?» (см. приложение 1)

      Количество  выборов было ограничено. Испытуемый мог выбрать трёх человек из группы сверстников.

      В результате проведенной методики было выявлено, что 8 человек относятся  к первой статусной группе – «звездам»; к «предпочитаемым» относятся 10 человек; к группе «непринятые» относятся 20 человек; и 2 человека не получили выборов, а считаются «изолированными».

      В работе использовался количественно-качественный анализ, результаты которого отражены в таблице 2.1 

Таблица 2.1. – Таблица результатов количественно-качественного анализа исследования социометрического статуса подростков

Социометрический  статус АВ %
Продолжение таблицы 2.1
изолированный 2 5
непринятый 20 50
предпочитаемый 10 25
звезда 8 20
Итого: 40 100
 

По результатам  количественно-качественного анализа  можно сделать вывод, что в  данной группе преобладает социометрическая позиция «непринятый». Это говорит  о том, что группа еще не сформировалась как единый коллектив. Об этом говорит и то, что 2 ученика является «изолированными», и лишь 45% испытуемых находятся в выгодных социальных позициях. Эти результаты могут быть обусловлены тем, что в группе не существует близких личных контактов, так как группа существует короткий временной промежуток.

Результаты  исследования социометрического статуса  подростков наглядно отражает диаграмма 2.1

Рисунок 2.1- Социометрический статус подростков 
 
 

      2.2. Исследование самооценки  в подростковом  возрасте

      Для определения уровня самооценки подростков в работе бала использована методика «Самооценки личности» И.Я. Киселёва (см. приложение 2.)

      Испытуемым  было предложено оценить каждое из 20 слов, характеризующих качества личности. Сначала подростки рассматривали эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желаемости. Они оценивали эти качества от 20 баллов за самое желанное и полезное, и 1 балл за качество менее всего значимое и полезное.

      Затем испытуемым было предложено загнуть  левую часть бланка таким образом, чтобы они не были видны. Далее респонденты оценивали эти качества также от 20 баллов до 1 балла в зависимости от того, насколько эти качества присущи им самим.

Проделав  обработку данных, мы определили коэффициент  ранговой корреляции r, который имел значения от +1 до –1.

        На основании этого мы получили  следующие данные: в группе подростков 12 человек имеют заниженную самооценку. Что выражается в том, что  они ставят перед собой более  низкие цели, чем те, которых могут  достичь, преувеличивают значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость. Также было выявлено, что 19 человек данной группы имеют адекватную самооценку. Они трезво относятся к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. В данной группе подростков 9 человек имеют завышенную самооценку. Этим людям свойственно ставить перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут достичь. Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе эти подростки не критичны, считают себя самыми хорошими, умными, добрыми, с оценкой, которую им ставят другие, не соглашаются. Чертами их характера могут быть зазнайство, высокомерие, неуважительное отношение к окружающим.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением