Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

    Грубое поведение может быть  ответом  на несправедливые  действия взрослых. В таком случае  конфликт устраняется исправлением  взрослыми своей ошибки. Ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.

       Лживость детей вызвана разными  причинами: боязнью наказания,  стремления, во что бы то ни  стало привлечь к себе внимание окружающих, желание прикрыть совершившего проступка товарища. Следует проявлять к правдивости ребенка, сообщить ему, что лживость – презренное качества человека, оттягивающее дурной  поступок, но надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувства страха и глубокой подавленности. 

     Важное значение имеет для  учащихся школа. Отмечено, что  многочисленные случаи плохого  поведения учащихся чаще всего  обусловлены двумя основными  факторами: частой сменяемостью  учителей и социально-психологическими процессами внутри классного коллектива.    «Трудные» школьники были, есть и конечно, будут. Задача психологии     найти подход к таким детям. Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника.

   Таким образом, личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важно указать на роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Понятие «трудные дети» широкое по своему содержанию, и трактуется  психологами по разному. Но все ученые сходятся во мнении, что эта категория детей требует особого психологического и педагогического подхода в воспитании и обучении. 

   1.5. Причины девиантного поведения подростков

   Проблема  отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

   Подростковый  возраст – один из наиболее сложных  периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влиянием среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимым в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.[12,с. 5]

   Девиантное поведение несовершеннолетних  имеет свою специфическую природу  и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.[3, с. 20]

   Девиантное поведение является  сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.[12, с.5]

   В числе разнообразных и взаимосвязанных  факторов, обуславливающих проявление  отклоняющегося поведения, можно  выделить такие как:

   1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

   2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

   3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружающим в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

   4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочтительной среде общения, к нормам и ценностям всего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

   5. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.[3, с.19]

   Выявление негативных влияний  затруднено, прежде всего, потому  что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие  самых разнообразных факторов, действующих  с разным негативным вкладом  в развитие отклоняющегося поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

   Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано  с ситуационными факторами, безнадзорностью  и некритичностью в отношении  поведения микросоциума.[11, с. 9]

   Истоки учебных неуспехов и  аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она и в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а предоставляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.

   Приобретает особую актуальность  исследование девиантного поведения  несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.

   Среди форм агрессивных реакций,  встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующее:

   1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;

   2. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные  на другое лицо (сплетни, злобные  шутки), так и ни на кого не направленные взрывы яркости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);

   3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

   4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивость, резкости, грубости;

   5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

   Из форм враждебных реакций  отмечаются:

   1. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

   2. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.      

Также к детям с нарушением поведения  относятся и агрессивные подростки.

Агрессивные  подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительна, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность,  страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые.

    Часто такие подростки находятся  по отношению к официальному  руководству школы в некоторой  оппозиции, выражающейся в их  подчеркнутой независимости от  учителей. Они предпочитают  неформальную, но более авторитетную власть, опирающуюся на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков, способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».

    Раскрытие причин и характера  агрессивности детей и подростков  требует проведения определенной  классификации.

    Подростки с социализированными  формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.

     Подростки, отличающиеся не социализированным  агрессивным поведением. Для которых  характерны психические нарушения. 

    Существуют несколько типов классификаций:

  • с педагогической запущенностью;
  • с социальной запущенностью (нравственно испорченных );
  • с крайней социальной запущенностью.

  Выделяют  четыре группы:

  • Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
  • Подростки с деформированным потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
  • Подростки, у которых конфликт между деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

         Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциями социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано  четкой жизненной позиций. При этом у молодых людей развивается чувства протеста, часто неосознанного. И вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общей социальной заинтересованности ведет к эгоизму.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением