Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа
Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
Грубое поведение может быть
ответом на несправедливые
действия взрослых. В таком случае
конфликт устраняется
Лживость детей вызвана
Важное значение имеет для
учащихся школа. Отмечено, что
многочисленные случаи плохого
поведения учащихся чаще всего
обусловлены двумя основными
факторами: частой
Таким образом, личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важно указать на роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Понятие «трудные дети» широкое по своему содержанию, и трактуется психологами по разному. Но все ученые сходятся во мнении, что эта категория детей требует особого психологического и педагогического подхода в воспитании и обучении.
1.5. Причины девиантного поведения подростков
Проблема
отклонения в поведении – одна
из центральных психолого-
Подростковый
возраст – один из наиболее сложных
периодов развития человека. Несмотря
на относительную
Девиантное поведение
Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.[12, с.5]
В числе разнообразных и
1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружающим в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочтительной среде общения, к нормам и ценностям всего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
5. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.[3, с.19]
Выявление негативных влияний
затруднено, прежде всего, потому
что они не выступают
Можно заметить, что в возрасте
12-13 лет поведение напрямую
Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она и в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а предоставляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.
Приобретает особую
Среди форм агрессивных
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
2. Косвенная агрессия – действия,
как окольными путями
3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивость, резкости, грубости;
5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
1. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
2. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Также
к детям с нарушением поведения
относятся и агрессивные
Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительна, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые.
Часто такие подростки
Раскрытие причин и характера
агрессивности детей и
Подростки с
Подростки, отличающиеся не
Существуют несколько типов
Выделяют четыре группы:
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциями социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиций. При этом у молодых людей развивается чувства протеста, часто неосознанного. И вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общей социальной заинтересованности ведет к эгоизму.