Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

   Внутренняя  позиция, считает Л.И. Божович,   представляет собой систему, которая складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать.[4, с.78].

   Важно отметить, что в позицию включается и объективное положение человека, и его отношение к положению, его притязания в данной области. То есть положение человека в группе сверстников входит в структуру его позиции. Положение в группе интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы. Причем социометрический статус — это одни из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного человека по сравнению с остальными членами группы.

   Другим  фактором положения является взаимность межличностных установок индивида. Третий элемент в структуре позиции  личности в подсистеме личных отношений  - это осознание, переживание своего положения и взаимоотношений, а также притязаний в этой области.

   В социометрическом опросе личность оценивается  как желательный партнер по деятельности. В результате социометрического  исследования выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение выбирающего к выбираемому. Выявляется социометрический статус человека в группе. Социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного ребенка, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.

   В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая  система, описывающая уровни статуса.

   Испытуемых  относят к категории «звезд»,  «изолированных»,  
«пренебрегаемых» и «отверженных». Некоторые авторы описывали статус в  
терминах популярности  -  непопулярности. В настоящее время в  
большинстве случаев применяется терминология, выработанная Х.И. Лийметсом и И.П. Волковым. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. «Отверженным» считается испытуемый, который в эксперименте, где используются отрицательные критерий, получает отрицательные «выборы». Нередко лиц, получивших наибольшее число выборов, называют «лидерами», а наименьшее -   «оттесненными». Но, необходимо учитывать, что социометрический статус является элементом подструктуры личных взаимоотношений и его уровни описывают положение члена группы именно в этой подсистеме. Личность может иметь другое положение в разных групповых подструктурах. В связи с этим нельзя отождествлять понятие «лидер» и понятие «звезда». Лидерство относится к подсистеме общения, а не личных взаимоотношений. «Звезда» же не всегда выступает доминирующей в общении. Также и лидер не обязательно является социометрической «звездой». «Звезда» чаще всего исполняет такую социальную роль как «любимец класса». Звезды, как избранники коллектива, не обязательно являются его лидерами.

   Лидер - это вожак, который активно ведет других к достижению определенной цели. Группа предъявляет разные требования к личности звезд и лидеров.  Конечно, не исключено, что лидер может одновременно быть и социометрической «звездой».

   Также, статус «изолированный» совсем не значит, что член группы реально не общается со сверстниками. Это означает только то, что в данной ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не обнаружено симпатии.

   Мы  говорили, что статусы в разных подструктурах могут различаться. Но эти подструктуры между собой неразрывно связаны, а следовательно связаны между собой и статусы. Поэтому чаще всего член группы с высоким социометрическим статусом и в процессе общения находится в более благоприятном положении, чем тот, у кого статус низкий.

   Одни ученые выделили те качества личности, которые больше всего ценятся старшеклассниками: честность; готовность помочь товарищу в учебе, в трудные минуты жизни. На втором месте -  волевые качества личности. На третьем - интеллектуальные особенности. Другие в исследовании получили иные данные, эти ученые доминирующими считают такие качества как:

    1. Интеллектуальные качества личности;
    2. Отношение к людям (доброта, отзывчивость и др.);
    3. Моральные качества;
    4. Волевые качества;
    5. Деловые качества;
    6. Внешние данные.

   В качестве мотивов антипатии выделены следующие черты: высокомерие, нечестность, двуличие, неискренность, самовлюбленность, завистливость, лицемерие, зазнайство, грубость.[29, с.89].

   Так же психологи выяснили, что школьники, получившие в группе наибольшее число выборов, обладают теми качествами, которые больше всего ценятся всей группой. То есть лидером является тот, кто соответствует ценностным ориентациям группы.

   Высокий социометрический статус, пишет Е.С.Маклах, обеспечивается сочетанием трех факторов:

    1. Фактическое развитие положительных качеств личности, ценимых классом;
    2. Совпадение ценностей учащегося с ценностями класса;
    3. Заниженная самооценка по особенно ценимым качествам личности.[4, с.46].

   Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, заметил Я.Л. Коломинский, тем выше его положительный социометрический статус. Однако сочетание высокой самооценки и высокого уровня притязаний ведет к понижению положительного или повышению отрицательного социометрического статуса в зависимости от поведенческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе.[14, с.129]. Л.Я. Белозерова считает, что низкий социометрический статус может быть следствием качеств личности и особенностей поведения данного конкретного ребенка. Изолированное положение подростка в школьном классе обусловлено в первую очередь неадекватностью его коммуникативных особенностей требования к общению, которые ученическая группа предъявляет ему. Активную неприязнь сверстников вызывают и те, кто компенсирует свою неуверенность сверхагрессивностью, заносчивостью, кто саркастичен, бестактен, эгоистичен [2, с.178].

   Развитию  отношений с одноклассниками  мешают и особенности самооценки. Самооценка выступает не только в  качестве «регулятора отношений» ребенка  с самим собой, но и как один из важнейших факторов, определяющих включаемость в группу. В ходе исследований Л.И.Белозеровой установлено, что большинство изолированных учащихся, имеют ошибочную самооценку -  либо заниженную, либо завышенную. Л.И. Белозерова изучала индивидуальные особенности низкостатусных подростков и выделяла 4 типа изолированных учащихся:

  1. Многочисленную группу составили подростки, у которых главная причина ухудшения отношений со сверстниками - несоблюдение требований, предъявляемых коллективом;
  2. Подростки с несоответствием моральных установок личности требованиям коллектива;
  3. Подростки данной группы отличались несоответствием возрастных психологических особенностей личности возрастным особенностям  
    сверстников;
  4. Эти подростки характеризуются тем, что в результате прожитой жизни у них прочно сформировались завышенная самооценка и непомерно высокие притязания. Эти подростки стремились командовать другими ребятами, не  
    считаясь с их требованиями и не подчиняясь им. Такое поведение становилось причиной низкого статуса этих подростков [2, с.57].

   Таким образом, группа может оказывать положительное и отрицательное влияние на личностное развитие и установление межличностных отношений внутри коллектива:

    • межличностные отношения со сверстниками являются школой социально- моральной взрослости для подростка;
    • в общении со сверстниками подросток развивает и совершенствует многие коммуникативные качества, в том числе и лидерские, необходимые ему в последующей «взрослой» жизни;
    • межличностные отношения со сверстниками - мощный стимул к самосовершенствованию и самовоспитанию, в общении со сверстниками происходит также взаимовоспитание подростков;
    • сильная потребность в самоутверждении приводят иногда к тому, что старший подросток стремится достичь популярности в группе даже антисоциальными способами;
    • часто подростки некритично подчиняются большинству, способны совершать противоправные поступки, оправдывая их групповой солидарности;
    • благодаря сильному групповому давлению и влиянию группа старших и юношей способна обезличивать и нивелировать личность  
      подростка;
    • мальчики больше чем девочки подвержены влиянию группы в силу их психологических особенностей.

В старшем  подростковом возрасте самооценка становится более устойчивой. Как только самооценка сформировалась, она имеет тенденцию к самоподкреплению, а это значит, что чувство неполноценности или собственного превосходства может преследовать человека всю жизнь. А на данном этапе развития в старшем подростковом возрасте, неадекватная самооценка мешает взаимоотношению в группе и, безусловно, влияет на статус подростка в коллективе. А детей, у которых наблюдается реалистичность самооценки, сверстники обычно принимают с большой готовностью. Эти дети становятся полноправными членами подростковой группы.

 1.4. Сущность понятия  « трудные дети»

 Сколько неожиданностей и неприятных событий  ожидает ребенка уже в начале жизненного пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание,  затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш.

   Как известно, многим детям свойственны  временные отклонения от поведения.  Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекает с затруднениями, не принося желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».

    В последнее время о трудных  школьниках пишется, и говориться  немало. Как правило, так называют  неуспевающих, недисциплинированных  школьников, то есть не поддающихся  обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток,  «трудный»  школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

    Когда говорят о трудных детях,  обычно имеют в виду педагогическую  трудность. При этом чаще всего  берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто ни столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

    Состав трудных детей далеко  неоднороден, и причины этой  трудности неодинаковы. Трудность  школьников обуславливается тремя  основными факторами:

  1. педагогической запущенностью;
  2. социальной запущенностью;
  3. отклонениями в состоянии здоровья.

В одних  случаях трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность  преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносят и те  дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

      Учителя, родители, работники других  детских учреждений включают  в число трудных неподдающихся  воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей обуславливается педагогической и социальной   запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни.

       Проблема «трудных» учащихся  – одно из центральных психолого-педагогических  проблем. Ведь если бы не  было трудностей в воспитании  подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методике просто отпала бы. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться  жестокость и агрессивность.

   На основании анализа современной  научной литературы можно выделить  три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

    Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки,  нарушения поведения, которых  не легко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением