Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа
Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.
Внутренняя позиция, считает Л.И. Божович, представляет собой систему, которая складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать.[4, с.78].
Важно
отметить, что в позицию включается
и объективное положение
Другим
фактором положения является взаимность
межличностных установок
В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. В результате социометрического исследования выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение выбирающего к выбираемому. Выявляется социометрический статус человека в группе. Социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного ребенка, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.
В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса.
Испытуемых
относят к категории «звезд»,
«изолированных»,
«пренебрегаемых» и «отверженных». Некоторые
авторы описывали статус в
терминах популярности - непопулярности.
В настоящее время в
большинстве случаев применяется терминология,
выработанная Х.И. Лийметсом и И.П. Волковым.
Термином «звезда» обозначают индивидов,
которые получают наибольшее число выборов.
Если количество выборов, полученное членом
группы, находится ниже среднего уровня,
его относят к категории «пренебрегаемых».
К «изолированным» относят тех испытуемых,
которые в эксперименте не получили ни
одного выбора. «Отверженным» считается
испытуемый, который в эксперименте, где
используются отрицательные критерий,
получает отрицательные «выборы». Нередко
лиц, получивших наибольшее число выборов,
называют «лидерами», а наименьшее -
«оттесненными». Но, необходимо учитывать,
что социометрический статус является
элементом подструктуры личных взаимоотношений
и его уровни описывают положение члена
группы именно в этой подсистеме. Личность
может иметь другое положение в разных
групповых подструктурах. В связи с этим
нельзя отождествлять понятие «лидер»
и понятие «звезда». Лидерство относится
к подсистеме общения, а не личных взаимоотношений.
«Звезда» же не всегда выступает доминирующей
в общении. Также и лидер не обязательно
является социометрической «звездой».
«Звезда» чаще всего исполняет такую социальную
роль как «любимец класса». Звезды, как
избранники коллектива, не обязательно
являются его лидерами.
Лидер - это вожак, который активно ведет других к достижению определенной цели. Группа предъявляет разные требования к личности звезд и лидеров. Конечно, не исключено, что лидер может одновременно быть и социометрической «звездой».
Также, статус «изолированный» совсем не значит, что член группы реально не общается со сверстниками. Это означает только то, что в данной ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не обнаружено симпатии.
Мы
говорили, что статусы в разных
подструктурах могут
Одни ученые выделили те качества личности, которые больше всего ценятся старшеклассниками: честность; готовность помочь товарищу в учебе, в трудные минуты жизни. На втором месте - волевые качества личности. На третьем - интеллектуальные особенности. Другие в исследовании получили иные данные, эти ученые доминирующими считают такие качества как:
В качестве мотивов антипатии выделены следующие черты: высокомерие, нечестность, двуличие, неискренность, самовлюбленность, завистливость, лицемерие, зазнайство, грубость.[29, с.89].
Так же психологи выяснили, что школьники, получившие в группе наибольшее число выборов, обладают теми качествами, которые больше всего ценятся всей группой. То есть лидером является тот, кто соответствует ценностным ориентациям группы.
Высокий социометрический статус, пишет Е.С.Маклах, обеспечивается сочетанием трех факторов:
Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, заметил Я.Л. Коломинский, тем выше его положительный социометрический статус. Однако сочетание высокой самооценки и высокого уровня притязаний ведет к понижению положительного или повышению отрицательного социометрического статуса в зависимости от поведенческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе.[14, с.129]. Л.Я. Белозерова считает, что низкий социометрический статус может быть следствием качеств личности и особенностей поведения данного конкретного ребенка. Изолированное положение подростка в школьном классе обусловлено в первую очередь неадекватностью его коммуникативных особенностей требования к общению, которые ученическая группа предъявляет ему. Активную неприязнь сверстников вызывают и те, кто компенсирует свою неуверенность сверхагрессивностью, заносчивостью, кто саркастичен, бестактен, эгоистичен [2, с.178].
Развитию отношений с одноклассниками мешают и особенности самооценки. Самооценка выступает не только в качестве «регулятора отношений» ребенка с самим собой, но и как один из важнейших факторов, определяющих включаемость в группу. В ходе исследований Л.И.Белозеровой установлено, что большинство изолированных учащихся, имеют ошибочную самооценку - либо заниженную, либо завышенную. Л.И. Белозерова изучала индивидуальные особенности низкостатусных подростков и выделяла 4 типа изолированных учащихся:
Таким образом, группа может оказывать положительное и отрицательное влияние на личностное развитие и установление межличностных отношений внутри коллектива:
В старшем подростковом возрасте самооценка становится более устойчивой. Как только самооценка сформировалась, она имеет тенденцию к самоподкреплению, а это значит, что чувство неполноценности или собственного превосходства может преследовать человека всю жизнь. А на данном этапе развития в старшем подростковом возрасте, неадекватная самооценка мешает взаимоотношению в группе и, безусловно, влияет на статус подростка в коллективе. А детей, у которых наблюдается реалистичность самооценки, сверстники обычно принимают с большой готовностью. Эти дети становятся полноправными членами подростковой группы.
1.4. Сущность понятия « трудные дети»
Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает ребенка уже в начале жизненного пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш.
Как известно, многим детям свойственны
временные отклонения от
В последнее время о трудных
школьниках пишется, и
Когда говорят о трудных детях,
Состав трудных детей далеко
неоднороден, и причины этой
трудности неодинаковы.
В одних случаях трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносят и те дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Учителя, родители, работники других
детских учреждений включают
в число трудных неподдающихся
воздействию, неуспевающих и
Проблема «трудных» учащихся
– одно из центральных
На основании анализа
Под «трудными» школьниками