Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков с нормативным и девиантным поведением.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

  Старшие подростки больше всего хотели бы видеть в родителях друзей. Родительское понимание для старшеклассников очень важно. При всем своем стремлении к самостоятельности дети в этот период нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; в семье они чувствуют себя спокойно и уверенно. Жизненные планы старшие подростки могут обсуждать не только с родителями, но и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. В отличие от подростков в кульминационной фазе кризиса, для которых скорее характерно отчуждение от взрослых, старшие подростки 15-16 лет в людях ценят разные качества, которые выступают как эталоны в различных сферах. Например — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности.

  Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для старших подростков, но это не интимная информация. Кроме того, в общении с взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками — общении «на равных».

  Общение со сверстниками — это необходимость для становления самоопределения в старшем подростковом возрасте. Это общение имеет другие функции, чем общение с взрослыми. Если к доверительному общению с взрослыми старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным,  
исповедальным. Он, так же как и в период явного кризиса, приобщает друга 
к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам,  
увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». В то же время в общении с взрослыми старший подросток как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать во взрослой жизни. Общение со сверстниками поддерживает самопринятие, самоуважение.

  Дружба  старшеклассников уникальна, она занимает особое положение в ряду других привязанностей. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Сами старшие подростки считают настоящую дружбу редкой. Существует мнение, что в нашем современном мире дружба подростков видоизменяется, главным образом не с позиции целей, а с позиции используемых средств общения и способов структурирования времени.[15,с. 26].

  В настоящее время в дружеских отношениях возрастает доля общения,  
опосредованного современными техническими средствами (Интернет-чаты, сотовый телефон и т.п.), подростки в этом плане более мобильны, чем раньше. Однако цели дружбы остаются прежними: эмоциональная поддержка, взаимопонимание, взаимопомощь.

  Как правило, в подростковом возрасте приходит первая романтическая любовь. Любовь старшего подростка предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Исследователи отмечают естественную разорванность эмоциональных и сексуальных компонентов в качестве характерной черты близких отношений  
старших подростков [23, с. 68].

  Сами  подростки определяют, являются ли их эмоциональные отношения дружбой или любовью по следующим критериям:

  1. Качественные критерии различия этих явлений. То есть дружба и любовь различаются по своему психологическому содержанию. «Дружба — преданность, а любовь — это душевная радость, это чувства двух людей».
  2. Количественные критерии. Дружба и любовь различаются по интенсивности (любовь связана с более интенсивными переживаниями).

   Эмоциональные отношения со сверстниками — это сфера, в  которой  
старшие подростки часто переживают психологические трудности. Отношения со сверстниками характеризуются неизменно высокими показателями проблемной озабоченности, уступая только переживаниям, касающимся собственного будущего. Например, часто возникают проблемы одиночества и неприятия окружающими, переживания после разрыва эмоциональных отношений, ситуации неразделенной любви и т. п.

   Иногда  со стороны взрослых эмоциональные отношения  подростков могут  восприниматься как  наивные и бессмысленные. Однако субъективная реальность ребенка отличается от взрослого. Если с позиции «взрослой» логики начать убеждать старшего подростка в незначительности его переживаний и необходимости вместо них «заняться делом» - это приведет только к конфликту и утрате взаимопонимания.

   Эмоциональные отношения дают подросткам опыт социализации, который очень  важен для их дальнейшего  развития. Наверстать этот опыт потом гораздо  сложнее.

   Таким образом, старший  подросток учится строить свои отношения  со сверстниками и  интересующими его  взрослыми, он как бы накапливает социальный опыт, который будет ему необходим в дальнейшей жизни. Конечно, старший подросток сталкивается с массой трудностей при определении конкретных путей развития, поэтому ему необходимо чувствовать общность, совместность его жизни и жизни взрослого. С подростком необходимо сотрудничать и устанавливать новые способы социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия для дальнейшего развития старшего подростка. 

    
1.2. Особенности самооценки в старшем подростковом возрасте

   Наиболее  важным отличительным признаком  подросткового периода является фундаментальное изменение в  сфере его самосознания, которые  имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабильности личности.

   В подростковом возрасте у молодых  людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая  система эталонов самооценивания и  самоотношения, все более развиваются  способности проникновения в свой собственный мир. В этот период возникает необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход  к взрослой сексуальности является одним из основных задач  подросткового периода. Этими задачами во многом и определяется развитие «Я-концепции» подростков, и в частности их самооценка[11, с.633 ].

   В жизни старшего подростка другой человек начинает занимать совершенно особое место. С этим связана специфика  восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. Вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

   Так, именно в подростковом возрасте, когда  происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик  подростка и его физические черты  начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положение в группе. Осознание особенностей своей внешности также  влияет ан формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенность в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

   В ряде исследований было обнаружено, что  Я-концепция девушек сильнее коррелирует  с оценкой привлекательности  своего тела, чем с оценкой его  эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности у подростка во многом завит от того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

   Описывая  особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость в младшем подростковом возрасте. В старшем же подростковом возрасте самооценка приобретает большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности. В процессе развития самосознания центр внимания подростков переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Самооценка представляет собой центральное образование личности.  Она в значительной мере определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.  Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным, эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

  1. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуации, в которых реализуются оцениваемые качества; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений.
  2. Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на  мнение окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания.
  3. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.[12,с. 56]

   Многие  исследователи отмечают постепенное  увеличение адекватности самооценки в  подростковом возрасте. Р. Бернс объясняет  это тем, что подростки оценивают  себя ниже по тем показателям, которые  представляются им самыми важными, и  это снижение указывает на их большой реализм. В.П. Трусов высказал мнение о том, что адекватную самооценку предсказывает достоверно сильная ориентация старшего подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку у подростка предсказывает низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку – низкая психологическая устойчивость [3, c 95].

   Характер  самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается связь характера самооценки с учебой и общественной активностью. Старшие подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

   Старшие подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют  достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

   Старшие подростки с низкой самооценкой  подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что  низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

   Наиболее  очевидны изменения в содержательной стороне самооценки старших подростков. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников.

   Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной  личности – их самооценка становиться  все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.

   В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки старших  подростков превалируют основные моральные  черты: доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности  подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.[12,с. 34]

   Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми  качествами своего Я для юноши-старшеклассника  выступают коммуникативные, волевые  и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценного отношения старшего подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые принимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у подростков с нормативным и девиантным поведением