Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий,. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным.

Файлы: 1 файл

Девиант реферат.docx

— 33.80 Кб (Скачать)

1.1 Понятие и  причины девиантного поведения

 

Оценка любого поведения  подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий,. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным.

Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются  отклонения от социальных норм: корыстной  ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную  выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной  ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). Исследованию структуры мотивов правонарушений у несовершеннолетних посвящены работы Н.А.Дремовой, Г.Л.Исуриной. Формы девиантного поведения весьма разнообразны. [3, с.48-50]

Социальные отклонения можно  классифицировать по ряду оснований:

  • в зависимости от типа нарушений (право, мораль, этикет);
  • по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, с отрицанием цели и средств);
  • по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.

Асоциальность рассматривается  как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение.1

В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации - это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.

Девиантное поведение подразделяется на две группы.

1. Поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной  или скрытной психопатологии. Эту  группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести  к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся  от морально–нравственных норм  человеческого общежития и проявляющееся  в различных формах социальной  патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид  девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками. [5, с.78-83]

Психические расстройства проявляются  в двух формах:

  • акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических последствий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
  • психопатия-это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.

Психические расстройства в  форме акцентуаций возникают  у молодых людей по ряду причин.

1.Часто психические расстройства  обусловлены тем, что к молодому  человеку среда и общество  предъявляют непосильные требования  в виде усложненных программ  в старших классах или высшей  школе, что ведет к появлению  умственной отсталости, т.е. сознательному  или бессознательному недовольству  чертами своего характера. Если  на врожденные отклонения в  характере накладываются болезненные  переживания с отрицательным  эмоциональным знаком, то формируется  комплекс неполноценности и как  следствие возникает необходимость  в искусственных компенсаторах  - алкоголе, наркотиках, агрессивном  поведении. Переходный возраст  делает подростка и юношу особенно  чувствительным к неблагоприятным  воздействиям внешней среды. Особенно  провоцирует проявление ранее  скрытой акцентуации или патологии  пубертатный период, т.е. период  полового созревания. Так, ранняя  сексуальная жизнь и сексуальная  невоздержанность может привести  либо к аморальным формам поведения,  либо к сексуальной немощи  в форме импотенции. Поскольку  у молодых людей сексуальные  потребности часто не удовлетворяются,  то это приводит к сексуальной  озабоченности и фрустрации.

2.Сказываются трудности  переходного возраста. Переход во  «взрослую жизнь» сопровождается  бурной перестройкой психики:  перестраиваются такие важные  психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир  эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.

3.Перестройка «Я –  концепции» – процесс очень  сложный и сопровождается рядом  так называемых личностных расстройств.  Они проявляются в нескольких  формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. «Я – концепция»  – это устойчивая неповторимая  система представлений индивида  о себе, на основе которой он  строит свои отношения с окружением  и самим собой. В это время  формируется образ собственного  «Я» как установка по отношению  к самому себе, складывается представление  о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

Личностные расстройства молодых людей проявляются в  нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. Характер протекания депрессии  разнообразен, она может принимать  следующие формы:

1. Локус контроля –  склонность человека приписывать  ответственность за важнейшие  события или самому себе, или  другим людям: мнимое чувство  вины, стрессовые ситуации в результате  потери близких людей, критика  со стороны авторитетных лиц  может привести к суицидальным  попыткам.

2. Бред физического недостатка, который возникает в период  полового созревания преимущественно  у девочек. Эти переживания,  как правило, связаны с внешностью. Иногда недовольство своим телом  достигает уровня паранойи и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. В этом случае нужна консультация психотерапевта.

3. Синдром философской  интоксикации – у части молодых  людей интерес к проблемам  бытия принимает «уродливые»  формы: изобретаются всеобщие  законы мироздания, вынашиваются  планы переустройства мира, часто  этих молодых людей увлекают  оккультные науки. Синдром «сверхценной  идеи» - это признак вялотекущей  шизофрении.

4. Учебные неврозы или  фобии проявляются в упорном  нежелании посещать учебное заведение.  Невроз выражается в конфликтных  отношениях с преподавателями  и одноклассниками. [7, с.15-25]

Трудность в распознании  юношеской патологии состоит  в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированным характером. В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертип, поскольку повышенно активен; этот шизоид, т.к. замкнут и неразговорчив; этот конформист, т.к. зависит от настроения окружения и т.д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на инх педагогическими методами.

Традиционные разделения в отечественной психиатрии форм девиантного поведения, несомненно, оправдано, так как позволяет дифференцировать и конкретизировать меры, направленные на профилактику и коррекцию выявленных нарушений девиантного поведения.

Причины девиантного поведения.

1. В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и особенно молодежи, в трудностях которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин.

2. Морально-этический фактор  выражается в низком морально-нравственном  уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях экономической жизни общества, когда все покупается и продается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви».

3. Окружающая среда, которая  нейтрально или благосклонно  относится к девиантному поведению. Молодые девианты – алкоголики, наркоманы, проститутки – в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты и приоритеты. [1, с.48-50]

Известный социолог Р.Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством.

Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные  ситуации, различные психофизические  отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису  духа, потери смысла существования.

 

1.2 Формы проявления  девиантного поведения

 

Пьянство  и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма  влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности  окружающей среды, низкий уровень материального  положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие  на первые.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное  окружение и связанные с ним  устойчивые алкогольные традиции; характерологические  особенности (неустойчивые и эпилептоидные  типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к  подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое  влияние окажет на меня алкоголь?) –  для недопущения этого явления  нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка  и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой  является добывание и системное  распитие спиртных напитков, употребление наркотиков – в основном это подростки  с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в  себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия  к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно  развивались и самоутверждались. [9, с.114-122]

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых  школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые  люди, для которых алкоголь и наркотики  – основа всех развлечений и необходимое  условие проведения досуга. Им подражают  менее решительные и волевые  подростки. Делается это из чувства  солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для  утверждения себя в качестве взрослого  самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать  желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в своем деле.

Пьянство девушек свидетельствует  о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль проведения досуга и вести настойчивую и продолжительную  работу по восстановлению у них нравственных установок и ценностей.

О подростковом алкоголизме  говорят в том случае, когда  впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного  пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.

Информация о работе Девиантное поведение