Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа
Целью данной работы является выявление социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Теоретический анализ феномена влияния………………………......4
1.1 Влияние как психологический феномен……………………………….......4
1.2. Характеристики письменного текста……………………………………..9
1.3. Социально-психологические качества аудитории………………………15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию………………………………….20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….20
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………....22
Заключение……………………………………………………………………...30
Литература………………………
Низкие показатели по этому фактору являются свидетельством конформности человека, а высокие говорят о его нонконформизме. Конформные личности зависимы от мнений и требований окружающих, ориентированы на социальное одобрение. Нонконформисты значительно более независимы и самостоятельны, ориентируются скорее на собственные решения чем на мнение окружающих.
Самооценка | Частота | Процент |
Низкая | 6 | 20,0 |
Средняя | 19 | 63,3 |
Высокая | 5 | 16,7 |
Низкие показатели самооценки характеризуют людей, склонных к критичности к себе, неуверенных в своих силах, и недовольных собой. Средние значения данного фактора характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Высокие показатели часто свидетельствуют о том, что человек переоценивает свои возможности, чрезмерно самоуверен и самодоволен.
Затем была проведена диагностика подверженности респондентов психологическому влиянию. С этой целью был составлен текст суггестивного характера, соответствующий описанным в теоретической главе требованиям. Для оценки непосредственно степени подверженности психологическому влиянию было произведено сравнение личностных установок респондентов перед и после прочтения текста. С этой целью были использованы методики оценки мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач и текст, направленный на формирование мотивации достижения успеха. Разница между результатами методик и является степенью подверженности психологическому влиянию.
Степень подверженности психологическому влиянию
Подверженность | Частота | Процент |
Высокая | 7 | 23,3 |
Средняя | 14 | 46,7 |
Низкая | 9 | 30,0 |
Степень подверженности психологическому влиянию определяет податливость человека по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, заключается в некритической готовности подчиниться, склонности заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Люди с высокой подверженностью психологическому влиянию легче поддаются воздействию рекламы посредством СМИ, манипулированию в межличностном общении, на них эффективнее действует гипнотическое внушение.
На следующем этапе был проведен дисперсионный анализ с целью выявления качеств, оказывающих воздействие на степень подверженности психологическому влиянию. Результаты дисперсионного анализа представлены в следующей таблице.
Качество | Сила | Значимость |
Доминирование | 3,671 | ,039 |
Чувствительность | 5,078 | ,014 |
Самооценка | 4,491 | ,021 |
Дисперсионный анализ показал наибольшую силу влияния на параметр внушаемость таких качеств, как доминирование, чувствительность и самооценка. Остальные качества по результатам дисперсионного анализа не оказывают значимого воздействия на степень подверженности психологическому влиянию.
Из данного графика видно, что подверженность психологическому влиянию обратно пропорциональна выраженности доминирования. Люди с низкими показателями по этому фактору более подвержены психологическому влиянию. Это связано с тем, что они более склонны соглашаться с мнением других людей, принимать пассивную социальную позицию. Такие люди очень тактичны и любезны, скромны и уступчивы, что делает их легким объектом психологического влияния.
На данном графике видно, что степень подверженности влиянию прямо пропорциональна чувствительности человека, то есть его впечатлительности и склонности к эмпатии. Более артистичные люди, с развитым воображением, богатыми эмоциональными переживаниями и склонные к романтизму, сильнее подвержены влиянию посредством письменного текста в связи с большим эмоциональным откликом, который у них вызывает содержание текста.
Данный график показывает, как уровень самооценки человека влияет на степень его подверженности психологическому влиянию. Наиболее сильно подвержены психологическому влиянию люди с низкой самооценкой, недовольные собой, неуверенные и излишне критичные к себе. Эти люди всегда ориентируются на мнение других людей и имеют трудности в принятии решений, так как исходят не из оценки достоинств и недостатков того или иного выбора, а из того, как их будут оценивать другие люди в зависимости от их выбора. Так же достаточно сильно подвержены влиянию посредством письменного текста люди с очень высокой самооценкой, для которых характерна переоценка своих возможностей, самоуверенность и самодовольство. Такие люди легко поддаются психологическому влиянию, направленному на эти их характеристики. Труднее всего повлиять на мнения и убеждения человека с адекватной самооценкой, то есть на того, кто оценивает себя рационально и оптимально.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
В исследуемой выборке преобладают средние значения таких качеств, как интеллект, эмоциональная стабильность, конформизм, доверчивость, тревожность, экстраверсия, самооценка, смелость, доминирование, чувствительность;
Большинство респондентов обладают средней степенью подверженности психологическому влиянию;
Качества самооценка, доминирование и чувствительность влияют на степень подверженности психологическому влиянию.
Заключение
В данной работе были рассмотрены теоретические положения, касающиеся феномена психологического влияния. Психологическое влияние было определено как воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с целью изменения его мнений, установок, убеждений и поведения. Была описана структура психологического влияния, включающая субъекта, процесс и объект влияния. Во втором параграфе были подробно рассмотрены требования к составлению текста, содержащего психологическое влияние. Данный текст должен соответствовать структуре и содержать основную идею, донесение которой до читателя и является целью влияния. Содержание текста влияния должно содержать специальные приемы, с помощью которых и происходят изменения в сознании реципиента. Третий параграф посвящен описанию социально-психологических особенностей аудитории, оказывающих воздействие на эффективность психологического влияния.
Эмпирическое исследование включало диагностику социально-психологических особенностей аудитории и степени подверженности аудитории психологическому влиянию, а так же использование математических методов обработки полученных данных. На основе результатов анализа полученных данных были сделаны выводы о значимом влиянии на эффективность психологического влияния таких социально-психологических особенностей аудитории, как самооценка, доминирование и чувствительность.
Таким образом, решение поставленных задач способствовало достижению поставленной цели.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. Аспект Пресс. 2000.
2. Андреева Г. М . Богомолова Н. Н . Петровская Л.Л.- Зарубежная социальная психология XX столетия М.,2001.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры М., 1996.
4. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж. 1996,
5. Вечер Л. С. Секреты делового общения. М., 1996
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2000.
7. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М , 2000
Информация о работе Социально-психологические условия влияния письменного текста на аудиторию