Психологическое влияние СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:40, доклад

Краткое описание

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

Файлы: 1 файл

Психологическое влияние СМИ.docx

— 19.50 Кб (Скачать)

 

Психологическое влияние СМИ

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают  средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные  этапы и стороны информационного  процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько  разнообразен и противоречив, что  самостоятельно разобраться в нем  не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому  сильное воздействие оказывают  именно СМИ.

 СМИ сегодня – это  мощный фактор воздействия на  психологическое, социальное состояние  людей, степень же влияние на  молодежь – аудиторию с неокрепшим  самосознанием, неустоявшимся мировоззрением  – наиболее велика.

Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого  человека с помощью исключительно  психологических средств, с предоставлением  ему права и времени отвечать на это воздействие.

К исключительно  психологическим средствам влияния  относятся:

1. вербальные

2. паралингвистические

3. невербальные.

Вербальные сигналы  – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности.

Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.

Невербальные  сигналы – взаимное расположение субъектов в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.

Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы  влияния СМИ на личность представителя  молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые  связаны с основной функцией СМИ  – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция  и др.

 В практике СМИ сегодня  широко используются методы подсознательного  воздействия, когда отношение  общества к тем или иным  явлениям окружающего мира формируется  с помощью различных методов,  которые внедряются в поток  новостей, автоматически вызывая  в массовом сознании либо отрицательную,  либо положительную реакцию на  конкретное событие. 

Положительное влияние  СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется  мозгом: новые знания и навыки, новая  информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные  ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает  самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам  определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ  освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально.

 К техническому инструментарию  СМИ относятся пресса, телевидение,  радио, а в последнее время  Интернет и реклама. В последние  десятилетия средства коммуникации  претерпевают существенные изменения  вследствие распространения спутниковой  связи, кабельного радио и телевидения,  электронных текстовых коммуникационных  систем (видео-, экранных и кабельных  текстов), а также индивидуальных  средств накопления и печатания  информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное  влияние на общество оказывают  аудиовизуальные СМИ: телевидение,  интернет и реклама (это связано  с «эффектом присутствия», поскольку  в органическом единстве находятся  звуко- и видеоряд и задействованы  оба важнейших типа рецепторов  человека, что обеспечивает создание  более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ  через воздействие на общество  в целом влияют на каждого  человека в отдельности, формируя  определенные одинаковые эмоции  и действия (в данном контексте  мы говорим о положительном  влиянии СМИ, хотя это влияние  может быть и противоположным).

 Таким образом, благодаря  СМИ формируется общественное  мнение – состояние массового  сознания, заключающее в себе  скрытое или явное отношение  различных социальных общностей  к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное  общественное мнение в отношении  таких глобальных общечеловеческих  проблем, как предотвращение экологической  катастрофы, термоядерной, биологической  войны и т.д. Общественное мнение  выступает в контрольной, консультативной  функции. 

 Всё большую популярность  среди представителей молодежи  набирает Интернет, т.к. несет  в себе оттенки трех функций  - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для  бизнеса).

 Сегодня на пути  развития компьютерных информационных  технологий почти полностью отсутствуют  какие-либо барьеры. Интернет - порожденная  этими технологиями система поиска  и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем  приобретет абсолютный набор  степеней свободы. Это явление  открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные  возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других  областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на  основе понимания явления виртуальной  реальности, принесут несомненную  пользу как отдельно взятому  человеку, так и государственной  системе в целом. 

 Отрицательное  влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической  природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед  подобными внушениями.

 Одним из отрицательных  воздействий является – пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет  влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание  России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное  человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку  метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к  формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом  восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют  сообщение, т.е. особым образом "подводят”  информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

 Стереотипы формируются  под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки  и индивидуальной социокультурной  среды, а также, безусловно, при  целенаправленном идеологическом  воздействии с помощью СМИ.  С помощью стереотипов легко  манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан  с жизнедеятельностью общества  в целом и конкретных групп  людей в частности, например, в  сознании жителей нашей страны  сохранилась как стереотип "философия  надежды”, ориентация на идеальные  образцы, у молодежи зачастую  благодаря подаче СМИ складывается  мнение о невозможности влияния  на свое будущее, незаинтересованности  властей в будущих кадрах и  др. Таким образом, большинство  исследователей показывают тесную  связь стереотипов с гигантским  влиянием СМИ, формирующих отношение  к миру, на поведение, воспроизводящее  поступки "героев”, созданных  прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить  стереотипами и снижают интеллектуальный  уровень сообщений так, что  превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод  закрепления нужных стереотипов  в сознании - повторение.

 Велико значение влияния  СМИ не только на социальную  позицию современной молодежи, но  и на ее психическое состояние.  Молодые люди отдают много  сил учебе, работе поэтому,  придя домой, он, несомненно, стремится  расслабиться и отдохнуть. Зафиксировано,  что наибольшую долю преступлений  составляют те, которые были совершены  в домашних условиях. Различные  ссоры, стрессы, неудовлетворенность  жизнью, приводят к подавленности,  истерии. Возбужденный человек,  оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на  ближних, в то время как под  воздействием телевизора, радио  и др. факторов, резко приходит  в торможение, т.е. в состояние  повышенной внушаемости.


Информация о работе Психологическое влияние СМИ