Влияние сми на молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
- раскрыть вопрос о роли телевидения как средства массовой информации в воспитании молодежи;
- изучить проблемы влияния интернет - СМИ на молодое поколение;
- раскрыть основные аспекты воздействия прессы на воспитательный потенциал современной молодёжи;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
1 Влияние на молодежь различных видов СМИ……………………….5
1.1 Телевидение и молодежь…………………………………………..….5
1.2 Интернет и молодежь……………………………….………….…..….9
1.3 Печатные СМИ и молодежь………………………………….……...14
2 Исследование «Влияние СМИ на молодежь»……………………………..………………………………………...20
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий…………………………………………………20
Заключение………………………………………….….………………….24
Список использованной литературы………….…….…………..………26

Файлы: 1 файл

курсавой информ обеспечение Цих.docx

— 56.81 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………….…3

    1  Влияние на молодежь различных  видов СМИ……………………….5

    1.1 Телевидение и молодежь…………………………………………..….5

    1.2 Интернет и молодежь……………………………….………….…..….9

    1.3 Печатные СМИ и молодежь………………………………….……...14

    2 Исследование «Влияние СМИ на молодежь»……………………………..………………………………………...20

    2.1 Исследование «Влияние СМИ на  молодежь» Томского института  информационных технологий…………………………………………………20

    Заключение………………………………………….….………………….24

    Список  использованной литературы………….…….…………..………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают  новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически  используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая  быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь, и, конкретно, учащаяся.

    Важнейшими  условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста, развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации  растущего человека в онтогенезе, развития его самости как важнейшей  образующей базовых оснований становления  и развития человека. Социальный и  духовный мир молодого поколения  формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система  и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиасистема и среда).

    В условиях сложных социально-экономических  процессов, происходящих в обществе в последние 15 - 20 лет, заметно уменьшились  воспитательные функции семьи и  школы. Общение с детьми уходит у  родителей на второй план. Отсюда - возросшее  влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть  или исправить. Но, к сожалению, в  последнее время значительно  возрастает их отрицательное воздействие  на общество.

    Целью курсовой работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:

    - раскрыть вопрос о роли телевидения как средства массовой информации в воспитании молодежи;

    - изучить проблемы влияния интернет - СМИ на молодое поколение;

    - раскрыть основные аспекты воздействия прессы на воспитательный потенциал современной молодёжи;

    - на примере исследования «Влияние СМИ на молодежь» рассмотреть отношение молодежи к современным СМИ.

    Объектом  исследования являются СМИ. Предметом исследования является влияние СМИ   на молодежь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СМИ

    1.1 Телевидение и молодежь

    Ни  одно средство информации, не говоря уже  об искусстве, не знало такого стремительного и бурного развития, какое получило телевидение. Телевидение было изобретено как техническое средство, позволяющее  видеть на расстоянии, видеть за пределами  естественных возможностей человеческого  глаза. Способность телекамеры показывать событие в момент его свершения  ни для кого не представляет секрета. Более того, именно эти качества телевизионной информации - ее визуальность, достоверность и предельная оперативность - вызвали широкое применение телевидения  в промышленности, на транспорте, в  военном деле, в освоении космоса.

    О том, кого и как воспитывает телевидение  и воспитывает ли вообще, спорят давно и страстно, категорично  отстаивая прямо противоположенные  позиции, а именно: одни говорят - телевидение  воспитывает, активно навязывая  те или иные стереотипы поведения  посредством образов, действующих  на подсознание, и в меньшей степени - слова, обращенного к сознанию; другие настаивают на том, что телевидение  не должно никого воспитывать, поскольку  это лишь средство информирования людей  о свершившихся фактах.

    Несколько лет тому назад ректор Бостонского  университета в горестном отчаянии заявил: "Если увлечение наших  соотечественников телевидением будет  продолжаться, то, учитывая «идиотский» характер программ, можно утверждать, что мы воспитаем поколение слабоумных"[2; С.52]. Телевидение далеко ушло от своего прототипа - кинофильма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора.

    Насчитывается кроме информационной еще шесть функций телевидения, и все шесть имеют отношение к воспитанию. Рекреативная, организаторская и интегративная связаны с созданием условий для воспитания, причем последняя, накладываясь на другие функции, объединяет их в чрезвычайно эффективную систему. Как следует из их названий, культурно-просветительская, социально-педагогическая и образовательная функции детерминируют воспитательную направленность телевидения[13, С.42-43].

    К проблеме "масс-медиа-молодежь" неоднократно обращаются как отечественные, так  и западные исследователи. Общепризнанным является тот факт, что телевидение  занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому необходимо проанализировать некоторые его  особенности, наиболее тесно связанные  с формированием эстетических представлений  и ценностей современной молодежи.

    Любая телевизионная передача в той  или иной мере приобщает зрителей к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик людей, появляющихся на экране, их манера общения, степень  грамотности оказывают влияние  на зрительские установки. Таким  образом, к культуре имеет отношение  всякая телепередача. Но культурно-просветительскую функцию исполняют далеко не все  из них. На региональных студиях государственного телевидения культурно-просветительскую функцию выполняют лишь немногие теперь передачи. Особенно отчетливо  это прослеживается в программах историко-краеведческой направленности.

    Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных  программ, видеоматериалов, развивающих  игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так  и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры - молодой человек начала XXI века - представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т. д [5;С.34-35]. Хотя доля передач, ориентированных на воспитание и включающих в себя эмоционально-нравственный компонент, на региональном телевидении в последние годы катастрофически снизилась, в какой-то мере образовавшийся духовный вакуум заполнился центральными СМИ. Ярко выраженными компенсаторами выступают общенациональные телеканалы "Звезда" и "Культура". Стали появляться духовно-просветительские и нравственно ориентированные передачи, телефильмы, телесериалы и на других центральных каналах. Например, военно-патриотический сериал для молодежи "Кадетство" на СТС [13;С.16-17].

    После развала СССР и падения так  называемого "железного занавеса" - на российские экраны буквально обрушился  поток насилия. Последовавшая вскоре после этого процесса коммерциализация российского кинематографа и  телевещания эту ситуацию значительно  усугубила. С учетом того, что насилие  подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, с точки зрения финансовой мотивации  данного вида деятельности, элементом  кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в  полтора, а подростковая - почти в 2 раза[16;С.65-67]. Проведенные исследования показали, что более 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кинофильмов и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия.45% молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию, а 20% - вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступное деяние.[16; С.78-80].

      Существуют методы противостояния негативному воздействию экранного насилия на аудиторию, среди которых важнейшую роль может выполнить медиаобразование, - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д [14;С.68]. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

    За  последние 40 лет в мире было проведено  более 1000 исследований, посвященных  влиянию телевидения и кинематографа  на детей. Исследования проводились  во многих странах мира, среди мальчиков  и девочек, принадлежащих к различным  расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и  к неодушевленным предметам.

    Американская  Академия Педиатрии - American Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований[7;С.21-25].

    Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов.

    Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию  в реальной жизни.

    В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.

    В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру  телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.

    Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих  моральных убеждения, а может  и принимать как легитимные с  точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный. 

    1.2 Интернет и молодежь

    Греческий философ и математик Архимед  сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня  мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая  позволит перевернуть мир культуры. Интернет - это новый и весьма эффективный способ представления  культуры в средствах массовой коммуникации. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания.

    Анализируя  влияние сетевых информационных ресурсов на формирование жизненных  установок молодежи, допустимо рассматривать  Интернет в качестве специфичной  среды проявления общественных отношений. В этой среде представлены практически  все социальные слои и возрастные группы населения, здесь нашли воплощение в той или иной форме большинство  видов деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная и т.д.), на основе общности интересов создаются  многочисленные "виртуальные" группы территориально удаленных субъектов. В таких группах складывается своя внутренняя социальная иерархия, появляются формальные и неформальные лидеры.

    Наблюдения  показывают, что сетевая среда, как  и социальная среда в целом, влияет на личность и нравственность людей, социально-психологические характеристики представленных в ней групп, порождает  соответствующую мотивацию поведения, избрание конкретных средств достижения целей (в том числе противоправных). Именно поэтому сетевая среда  все чаще выступает предметом  исследований, направленных на изучение особенностей общения и взаимодействия пользователей, форм самовыражения  личности, характеристик особых "виртуальных" коллективов. Становится очевидным, что  процесс становления социальных отношений в новой информационной среде, не подкрепленный в достаточной  мере ни соответствующими законодательными, ни нравственными установками, порождает неизвестные ранее формы негативного, девиантного поведения, особенно среди молодежи.

Информация о работе Влияние сми на молодежь