Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
- раскрыть вопрос о роли телевидения как средства массовой информации в воспитании молодежи;
- изучить проблемы влияния интернет - СМИ на молодое поколение;
- раскрыть основные аспекты воздействия прессы на воспитательный потенциал современной молодёжи;
Введение………………………………………………………………….…3
1 Влияние на молодежь различных видов СМИ……………………….5
1.1 Телевидение и молодежь…………………………………………..….5
1.2 Интернет и молодежь……………………………….………….…..….9
1.3 Печатные СМИ и молодежь………………………………….……...14
2 Исследование «Влияние СМИ на молодежь»……………………………..………………………………………...20
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий…………………………………………………20
Заключение………………………………………….….………………….24
Список использованной литературы………….…….…………..………26
- взаимоотношения с родителями.
-отношение к материнству (отцовству).
- молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.
- музыка, кино, жизнь звезд.
- компьютерные игры и Интернет.
Весь спектр молодежных СМИ, которые высказываются по этим вопросам, условно можно разбить на 4 части.
Во-первых, это печатные и сетевые молодежные издания о музыке и звездах шоу-бизнеса, а также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.
Вторым блоком можно выделить журналы о компьютерных играх, их основными потребителями являются подростки до 18 лет.
Отдельно можно выделить политические издания различных лево - и праворадикальных молодежных группировок. При том, что они зачастую поднимают вопросы, имеющие общественную значимость, их главный контингент - молодые люди, которые через приобщение к некой субкультуре, пытаются самоидентифицировать себя [15;С.89-90]. Последний, четвертый, тип можно условно назвать "гибридным", поскольку он, с одной стороны, охватывает широкий круг тем, а с другой - формирует у молодого читателя некий определённый тип поведения - журналы "Хулиган", "Cool", "Ровесник", "Fakел".
По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе[15;С.34]. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.
Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах", - говорят авторы журнала "Хулиган". У подростков девальвируются понятия "умный взрослый", "любящий родитель", и ребенок начинает противопоставлять себя "чуждому и враждебному" родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.
Впрочем,
негативное отношение прививается
не только к родителям, но и к остальному
взрослому миру, особенно к пожилым
людям, которые описываются
Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в пубертатный период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса, "ломку стереотипов" и толерантность к сексуальным девиациям.
Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. По мнению прокуратуры Москвы, в некоторых молодежных изданиях зачастую публикуются материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости, дается подробная информация о различных видах и свойствах психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта.
Так в №9 журнала "Fakел" за 2003 год приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в № 9 за 2005 год напечатан материал "Сказки белого порошка", в котором говорится, что кокаин - самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным[16;С.68].
Присутствует
на страницах изданий и
С одной стороны можно сделать вывод, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российские молодежные и подростковые СМИ пропагандируют и осуществляют подмену ценностей и "шизофренизацию" молодежи.
С
другой стороны пресса для детей
и юношества является особым социальным
институтом и выполняет по отношению
к обществу определённые функции. В
качестве главных выступают такие, как
информационная, воспитательная, образовательная,
познавательная и функция социализации.
К этой группе можно отнести функцию общения,
цель которой - создание особого информационного
пространства для обмена мнениями между
представителями юной аудитории.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ «ВЛИЯНИЕ СМИ НА МОЛОДЕЖЬ»
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий
Картина медиапредпочтений российской молодежи представлена в результатах социологического исследования, проведенного в 2009 году специалистами Томского института информационных технологий, по теме «Влияние СМИ на молодежь»[18;С.74-75].
Объектом опроса стали молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Предмет исследования – отношение молодежи к средствам массовой информации. В качестве метода был избран опрос с помощью анкетирования. По стратифицированной типологической выборке обработаны 1000 анкет. Выборка была сформирована таким образом, что в нее вошли юноши и девушки, которые обучаются в образовательных учреждениях разных типов: городские и сельские общеобразовательные школы, гимназии, средне-специальные учебные заведения, гуманитарные и технические вузы. Всего 9 образовательных учреждений. Из них, 50% – школы, гимназии; 30% – вузы; 20% – средне-специальные учебные заведения.
В
задачи исследования входило изучить
структуру потребления
По данным опроса совершенно очевидно, что предпочтения всех групп молодежи на стороне электронных СМИ. Подрастает поколение не читающее, а слушающее, и еще больше смотрящее. В целом в молодежной среде как источник информации с большим преимуществом лидирует телевидение (79,1%). Наименьший интерес представляют печатные СМИ (20,5%) и радио (27,6%).
На второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел интернет (35,2%). Однако разрыв между школьниками и, например, учащимися техникумов огромный (42,9% и 14,9% соответственно), что говорит, во-первых, о низкой оснащенности современной техникой образовательных учреждений этой категории, во-вторых, об уровне материальной обеспеченности семей и, в-третьих, об интеллектуальных запросах данной группы респондентов. Понятно, что разрыв между городской молодежью и сельской будет еще больше. Это свидетельствует о существенном расслоении в среде молодежи по уровню доступности к информационным ресурсам и безусловном нарушении прав части молодого населения страны на полную и всестороннюю информацию.
В разбивке по социальным группам видно, что, чем выше интеллектуальный уровень респондентов, тем чаще они предпочитают печатные СМИ: училище – 12,1%, техникум – 14,7%, вуз – 36,7%. При этом школьники опережают учащихся училищ и студентов техникумов в среднем на 6 и 4 процента соответственно.
Девочки чаще, чем мальчики смотрят телевизор (82% и 76% соответственно), они также чаще листают газеты и журналы (30% и 16% соответственно). Однако в Интернете больше пропадают юноши, чем девушки (44% и 34% соответственно). В графе «Другое» как источник информации некоторые называют общение на улице, слухи.
Сегодня
газеты оказались вне интересов
молодежной аудитории. Региональный рынок
общественно-политических изданий
за небольшим исключением
Тем не менее, однозначно прослеживается тенденция: чем выше интеллектуальный уровень респондентов, тем в большей степени они все же читают, либо просматривают печатные СМИ. Среди школьников наибольшей популярностью пользуются бульварные газеты «Телемир» (10,4%),«ТелеСемь» (8,9%), «Жизнь» (7,1%).
Что касается журналов, то в целом около 20% респондентов из журнальной периодики предпочитают международные и федеральные «Play Boy», «OOPS», «Yes!», «Cool», «Маруся», «Молоток», которые рассказывают о жизни звезд, шоу-бизнесе, сфере развлечений, взаимоотношении полов.
Лидирует в этой группе СМИ респектабельный федеральный журнал «Космополитен», причем особой популярностью он пользуется в среде школьников (19,3%) и среди студентов вузов – 12,5%.
Из
телевизионных каналов
Среди радиостанций наиболее популярными в молодежной среде оказались Европа-Плюс 15,1%, Русское радио – 7.7%, Хит FM – 7,6%. Общественно-политические каналы «Эхо Москвы» и «Радио России» в рейтинге радиопредпочтений молодежи имеют соответственно 2,5 и 2,1 процентов.
Из web-сайтов чаще всего молодежь обращается к ресурсу Yandex.ru: в вузах – 11,8%, в школах – 6,1%. Однако в техникумах и училищах – 0%. 8,3% молодежи назвали другие сайты, в основном игрового и развлекательного характера.
Изменение приоритетов в пользу аудиовизуального текста приводит к изменению качественных характеристик молодежной аудитории. При этом следует отметить, что эти характеристики не всегда соответствуют традиционным представлениям взрослых о негативном влиянии современных информационных технологий на молодежь.
При
анализе приведенных данных следует
понимать, что активная, мобильная,
«продвинутая» молодежь быстро осваивает
медиапространство и из всего спектра
медиапрограмм выбирает то содержание,
которое соответствует уровню ее медиакомпетентности.
В этой связи вариативность предложений
– главный вопрос медиаобразования –
должен решаться в плоскости социальной
ответственности средств массовой информации
и их медиаобразовательной деятельности.
При этом очевидно, что подчас СМИ в погоне
за прибылью не оставляют молодому человеку
выбора, массово предлагая однообразно
пошлый и уныло безвкусный информационно-развлекательный
продукт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка.