Влияние сми на молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
- раскрыть вопрос о роли телевидения как средства массовой информации в воспитании молодежи;
- изучить проблемы влияния интернет - СМИ на молодое поколение;
- раскрыть основные аспекты воздействия прессы на воспитательный потенциал современной молодёжи;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
1 Влияние на молодежь различных видов СМИ……………………….5
1.1 Телевидение и молодежь…………………………………………..….5
1.2 Интернет и молодежь……………………………….………….…..….9
1.3 Печатные СМИ и молодежь………………………………….……...14
2 Исследование «Влияние СМИ на молодежь»……………………………..………………………………………...20
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий…………………………………………………20
Заключение………………………………………….….………………….24
Список использованной литературы………….…….…………..………26

Файлы: 1 файл

курсавой информ обеспечение Цих.docx

— 56.81 Кб (Скачать)

    - взаимоотношения с родителями.

    -отношение к материнству (отцовству).

    - молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.

    - музыка, кино, жизнь звезд.

    - компьютерные игры и Интернет.

    Весь  спектр молодежных СМИ, которые высказываются  по этим вопросам, условно можно  разбить на 4 части.

    Во-первых, это печатные и сетевые молодежные издания о музыке и звездах  шоу-бизнеса, а также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.

    Вторым  блоком можно выделить журналы о  компьютерных играх, их основными потребителями  являются подростки до 18 лет.

    Отдельно  можно выделить политические издания  различных лево - и праворадикальных молодежных группировок. При том, что  они зачастую поднимают вопросы, имеющие общественную значимость, их главный контингент - молодые люди, которые через приобщение к некой  субкультуре, пытаются самоидентифицировать себя [15;С.89-90]. Последний, четвертый, тип можно условно назвать "гибридным", поскольку он, с одной стороны, охватывает широкий круг тем, а с другой - формирует у молодого читателя некий определённый тип поведения - журналы "Хулиган", "Cool", "Ровесник", "Fakел".

    По  мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего  мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка  на положительных примерах, а семья  нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения  в обществе своих сверстников  и в молодежной прессе[15;С.34]. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.

    Подросток воспринимает преподносимые прессой  сведения как достоверные, неоспоримые  и доказательные. Тем более что  молодежные СМИ зачастую формируют  негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ  отца и матери, различными способами  систематически дискредитируя и  подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах", - говорят авторы журнала "Хулиган". У подростков девальвируются понятия "умный взрослый", "любящий  родитель", и ребенок начинает противопоставлять себя "чуждому и враждебному" родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.

    Впрочем, негативное отношение прививается  не только к родителям, но и к остальному взрослому миру, особенно к пожилым  людям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном и становятся предметом  насмешек. На страницах журнала "Cool" мы находим статью под названием "Взбеси пассажира: экстрим-развлечения в общественном транспорте". В данном материале авторы дают рекомендации, как лучше избежать возможных притязаний со стороны старшего поколения на занятое подростком сидячее место и каким образом разнообразить поездку: изобразить больного туберкулезом, спящего, нетрезвого, глухонемого, приставать к пассажирам и т.п.

    Относительно  большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие  секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в пубертатный период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса, "ломку стереотипов" и толерантность к сексуальным девиациям.

    Не  обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. По мнению прокуратуры Москвы, в некоторых  молодежных изданиях зачастую публикуются  материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного  избавления от наркотической зависимости, дается подробная информация о различных  видах и свойствах психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта.

    Так в №9 журнала "Fakел" за 2003 год приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в № 9 за 2005 год напечатан материал "Сказки белого порошка", в котором говорится, что кокаин - самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным[16;С.68].

    Присутствует  на страницах изданий и нецензурная  лексика, прозрачно завуалированная  изъятием одной буквы из слова. Впрочем, на допустимость применения нецензурной  лексики и мата специально обращается внимание читателей. Подобные приемы и  приобщение детей к нецензурным  словам способствуют росту безграмотности и растормаживают психику подростка, поскольку матерная брань всегда была табуированной в русской  культуре [15;С.102-104].

    С одной стороны можно сделать  вывод, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российские молодежные и подростковые СМИ пропагандируют и осуществляют подмену ценностей и "шизофренизацию" молодежи.

    С другой стороны пресса для детей  и юношества является особым социальным институтом и выполняет по отношению  к обществу определённые функции. В  качестве главных выступают такие, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная и функция социализации. К этой группе можно отнести функцию общения, цель которой - создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. 
 
 
 
 

    2 ИССЛЕДОВАНИЕ «ВЛИЯНИЕ СМИ НА МОЛОДЕЖЬ»

    2.1 Исследование «Влияние СМИ на  молодежь» Томского института  информационных технологий

    Картина медиапредпочтений российской молодежи представлена в результатах социологического исследования, проведенного в 2009 году специалистами Томского института информационных технологий, по теме «Влияние СМИ на молодежь»[18;С.74-75].

    Объектом  опроса стали молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Предмет исследования – отношение молодежи к средствам массовой информации. В качестве метода был избран опрос с помощью анкетирования. По стратифицированной типологической выборке обработаны 1000 анкет. Выборка была сформирована таким образом, что в нее вошли юноши и девушки, которые обучаются в образовательных учреждениях разных типов: городские и сельские общеобразовательные школы, гимназии, средне-специальные учебные заведения, гуманитарные и технические вузы. Всего 9 образовательных учреждений. Из них, 50% – школы, гимназии; 30% – вузы; 20% – средне-специальные учебные заведения.

    В задачи исследования входило изучить  структуру потребления молодежью  средств массовой информации, выяснить отношение молодежи к СМИ, ее оценки по различным параметрам, интересы и потребности, ожидания по отношению  к СМИ.

    По  данным опроса совершенно очевидно, что  предпочтения всех групп молодежи на стороне электронных СМИ. Подрастает поколение не читающее, а слушающее, и еще больше смотрящее. В целом в молодежной среде как источник информации с большим преимуществом лидирует телевидение (79,1%). Наименьший интерес представляют печатные СМИ (20,5%) и радио (27,6%).

    На  второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел интернет (35,2%). Однако разрыв между школьниками и, например, учащимися техникумов огромный (42,9% и 14,9% соответственно), что говорит, во-первых, о низкой оснащенности современной техникой образовательных учреждений этой категории, во-вторых, об уровне материальной обеспеченности семей и, в-третьих, об интеллектуальных запросах данной группы респондентов. Понятно, что разрыв между городской молодежью и сельской будет еще больше. Это свидетельствует о существенном расслоении в среде молодежи по уровню доступности к информационным ресурсам и безусловном нарушении прав части молодого населения страны на полную и всестороннюю информацию.

    В разбивке по социальным группам видно, что, чем выше интеллектуальный уровень  респондентов, тем чаще они предпочитают печатные СМИ: училище – 12,1%, техникум – 14,7%, вуз – 36,7%. При этом школьники  опережают учащихся училищ и студентов  техникумов в среднем на 6 и 4 процента соответственно.

    Девочки чаще, чем мальчики смотрят телевизор (82% и 76% соответственно), они также  чаще листают газеты и журналы (30% и 16% соответственно). Однако в Интернете  больше пропадают юноши, чем девушки (44% и 34% соответственно). В графе «Другое» как источник информации некоторые  называют общение на улице, слухи.

    Сегодня газеты оказались вне интересов  молодежной аудитории. Региональный рынок  общественно-политических изданий  за небольшим исключением прекратил  для молодежи свое существование, это  – не их формат. Молодые люди не находят  на страницах газет ни своих тем, ни выразительного визуального ряда, газеты не становятся помощниками молодежи в решении их проблем.

    Тем не менее, однозначно прослеживается тенденция: чем выше интеллектуальный уровень  респондентов, тем в большей степени  они все же читают, либо просматривают  печатные СМИ. Среди школьников наибольшей популярностью пользуются бульварные газеты «Телемир» (10,4%),«ТелеСемь» (8,9%), «Жизнь» (7,1%).

    Что касается журналов, то в целом около 20% респондентов из журнальной периодики  предпочитают международные и федеральные  «Play Boy», «OOPS», «Yes!», «Cool», «Маруся», «Молоток», которые рассказывают о жизни звезд, шоу-бизнесе, сфере развлечений, взаимоотношении полов.

    Лидирует  в этой группе СМИ респектабельный  федеральный журнал «Космополитен», причем особой популярностью он пользуется в среде школьников (19,3%) и среди  студентов вузов – 12,5%.

    Из  телевизионных каналов вузовская  аудитория предпочитает программы  ОРТ (40,8%) и РТР (24,3%). В училищах наиболее популярны СТС (31,3%) и также РТР (29,3%). Устойчивый интерес к программам ОРТ у студентов техникумов (35,1%) и школьников (32,1%). В целом, только 8,1% молодежи смотрят канал «Культура». Вопреки ожиданиям низкой популярностью пользуется канал МузТV: техникумы – 4,7%, вузы – 3%, училище – 11,2%, школы –10,4%. Можно предположить, что молодежную аудиторию все же не удовлетворяет содержательное однообразие канала и весьма низкое качество программ.

    Среди радиостанций наиболее популярными  в молодежной среде оказались  Европа-Плюс 15,1%, Русское радио – 7.7%, Хит FM – 7,6%. Общественно-политические каналы «Эхо Москвы» и «Радио России»  в рейтинге радиопредпочтений молодежи имеют соответственно 2,5 и 2,1 процентов.

    Из  web-сайтов чаще всего молодежь обращается к ресурсу Yandex.ru: в вузах – 11,8%, в школах – 6,1%. Однако в техникумах и училищах – 0%. 8,3% молодежи назвали другие сайты, в основном игрового и развлекательного характера.

    Изменение приоритетов в пользу аудиовизуального текста приводит к изменению качественных характеристик молодежной аудитории. При этом следует отметить, что  эти характеристики не всегда соответствуют  традиционным представлениям взрослых о негативном влиянии современных  информационных технологий на молодежь.

    При анализе приведенных данных следует  понимать, что активная, мобильная, «продвинутая» молодежь быстро осваивает  медиапространство и из всего спектра медиапрограмм выбирает то содержание, которое соответствует уровню ее медиакомпетентности. В этой связи вариативность предложений – главный вопрос медиаобразования – должен решаться в плоскости социальной ответственности средств массовой информации и их медиаобразовательной деятельности. При этом очевидно, что подчас СМИ в погоне за прибылью не оставляют молодому человеку выбора, массово предлагая однообразно пошлый и уныло безвкусный информационно-развлекательный продукт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Современное общество можно охарактеризовать как  информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной  закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем  передаваемой информации; ускоряется ее обработка.

Информация о работе Влияние сми на молодежь