Влияние сми на молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
- раскрыть вопрос о роли телевидения как средства массовой информации в воспитании молодежи;
- изучить проблемы влияния интернет - СМИ на молодое поколение;
- раскрыть основные аспекты воздействия прессы на воспитательный потенциал современной молодёжи;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
1 Влияние на молодежь различных видов СМИ……………………….5
1.1 Телевидение и молодежь…………………………………………..….5
1.2 Интернет и молодежь……………………………….………….…..….9
1.3 Печатные СМИ и молодежь………………………………….……...14
2 Исследование «Влияние СМИ на молодежь»……………………………..………………………………………...20
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий…………………………………………………20
Заключение………………………………………….….………………….24
Список использованной литературы………….…….…………..………26

Файлы: 1 файл

курсавой информ обеспечение Цих.docx

— 56.81 Кб (Скачать)

    Известно, что изоляция субъекта с нестандартными (в том числе и негативными) установками от нормальных контактов  в реальной микросреде в большинстве  случаев приводит к тому, что он ищет признания в других местах среди подобных себе [1;С.45-47]. В таких случаях сетевое общение может помочь молодому человеку в известном смысле преодолеть внутриличностные и внешние конфликты, возникающие в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.п. При этом индивид очень просто найдет в Сети поддержку и понимание практически в любых взглядах, которые отвергаются его конкретным окружением. Общаясь в Интернете, он может не только на время "менять" пол и имя, представать перед собеседником в ином физическом облике, но даже создавать свой новый образ - реализовывать, пусть "виртуально", свои фантазии, которые трудно или невозможно осуществить в обычном мире.

    Исследователи отмечают, что Интернет усиливает  процесс опосредованного общения  людей, участники которого чаще всего  имеют поверхностные, неглубокие межличностные  отношения[1;С.78]. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

    Есть  немало примеров, когда подростки  используют сетевые возможности, чтобы  досаждать людям, с которыми в  реальной жизни их связывают неприязненные  отношения. В США получило значительное распространение явление, обозначаемое как "киберпреследование", когда злоумышленник постоянно преследует свою жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные случаи отмечаются и в отечественной практике.

    Сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах (так называемой интернет-зависимости). Термин "Интернет-зависимость" - болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, появился в 1996 году и к настоящему моменту широко употребляется в научной и публицистической литературе.

    Специалисты отмечают, что в некоторой степени  указанная зависимость близка к  патологической увлеченности азартными  играми, а ее деструктивные эффекты  схожи с возникающими при алкоголизме[29;С.56]. По мнению специалистов, изучающих различные виды зависимого поведения, можно условно выделить пять типов.

    - киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, к обсуждению сексуальной тематики в чатах, специальных телеконференциях "для взрослых";

    - пристрастие к виртуальным знакомствам - предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальными "кибер-отношениями", зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях;

    - навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;

    - информационная перегрузка (так называемый навязчивый "веб-серфинг") - бесконечные путешествия по Сети, нахождение информации по базам данных и поисковым сайтам;

    - компьютерная зависимость - постоянное участие в компьютерных играх (стрелялки - "Doom", "Quake", "Unreal", стратегии типа "Star Craft")[29; С.98-99].

    Виртуальная "личность", порождаемая компьютерными  играми, замыкается в себе, не пытаясь  возобновить связи с окружающим миром. Однако, пытаясь найти спасение от неустроенности, одиночества и  проблем в виртуальной реальности, человек забывает, что рано или поздно ему придётся вернуться в реальную жизнь и столкнуться с тем, что она резко отличается от виртуальной [3;С.18-20]. Особого внимания требует и проблема влияния на установки личности распространенных в глобальных сетях игр с элементами насилия. Исследования показали, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения молодых людей. Так, весной 2002 г. немецкий подросток Р. Штайнхойзер убил 17 и ранил 7 человек в гимназии, где он учился. При опросах свидетелей выяснилось, что любимым его занятием было участие в сетевых компьютерных играх, содержащих сцены насилия. В настоящее время в Германии ограничено распространение подобных игр. Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет усложняться, поскольку компании - разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду. В обществе формируется целый класс молодых людей - фанатов компьютерных развлечений, игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Такая зависимость приводит к потере смысла жизни и деформации нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с ним связано.

    К мерам, направленным на профилактику возникновения  зависимости от Интернета, можно отнести следующие:

    1) Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должно играть ближайшее окружение "увлеченного компьютером" лица.

    2) Основной принцип ослабления и лечения зависимости - замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.

    3) Родители обязаны научить несовершеннолетнего правилам безопасного общения посредством Интернета: не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений; не заводить через Интернет сомнительных знакомств и т.д.

    4) Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. А для этого с самого первого дня появления дома такой техники необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга": с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.

    5) Эффективным методом борьбы с Интернет-зависимостью является метод использования различных контролирующих программ. Программа "Контроль игр", например, умеет отличать учебу от игровой деятельности: если ребенок сидит за компьютером и учит уроки, он не отключается, а если заигрался в Интернете сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию.

    6) Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения [11;С.106-107].

    Таким образом, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать  существенное влияние на формирование негативных психологических установок  у подростков. Безусловно, в современных  условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования  сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках.

    Не  должно оставаться в стороне от рассматриваемой  проблемы и государство. Назрела  необходимость определения жестких  критериев допустимости размещения в сетях определенных видов информации. Следует выработать работающие механизмы  ограничения доступа к отдельным  сайтам для различных возрастных категорий аудитории Интернета. Требуется законодательно закрепить  ответственность владельцев сайтов за содержание размещаемых информационных материалов. И очень важно, чтобы  происходящие в глобальных компьютерных сетях противоправные процессы получали адекватное противодействие со стороны  правоохранительных органов.

    1.3 Печатные СМИ и молодежь

    По  мнению отечественных специалистов, детский досуг формирует и  развивает личность, стимулирует  творческую инициативу детей, способствует их самовыражению, самоутверждению  и саморазвитию через свободно выбранные  действия[10;С.32]. Досуг не только обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие ребенка, но способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.

    Несмотря  на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных  детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций  и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что  чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция  досугового чтения чаще всего реализуется  с помощью различных периодических  изданий, т.е. журналов и газет. Объяснение этому самое простое: с одной стороны, периодика всегда была и остается одним из самых массовых, дешевых и оперативных видов изданий, а с другой - налицо значительная динамичность изданий данной категории по сравнению с книжными [6;С.54-53].

    По  данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а  в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет  и 112 журналов [17;С.113]. По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую читательскую аудиторию и по соответствующему ей назначению могут быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной.

    Возрастные  особенности детской аудитории  и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение  следующих типов досуговых периодических  изданий: для дошкольников; для младших  школьников; для подростков; для  старшеклассников.

    Вместе  с тем сегодня большинство  изданий для детей и юношества, стремясь привлечь внимание более широкой  аудитории, все чаще обращается сразу  к нескольким возрастным группам:

    1) дошкольникам и младшим школьникам;

    2) младшим школьникам и подросткам;

    3) подросткам и старшеклассникам. При этом издания для старшеклассников  также имеют условную верхнюю  возрастную границу, опубликованные  в них материалы представляют  интерес и для молодежной аудитории.

    Специфика данного вида журналистики - прессы - определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и  юношескую аудиторию. В связи  с этим в ней применяются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

    Современная юношеская досуговая пресса большое  внимание уделяет "звездным" новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных  музыкантов, артистов, спортсменов  и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания,

    которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах  современности, определить свой путь в  жизни. Чувствуя близость

    тематики  публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт  с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).

    Анализ  молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и  т.д.

    Существует  несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

    - отношения полов, секс и сексуальные девиации.

    - алкоголь и наркотики.

Информация о работе Влияние сми на молодежь