Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
- раскрыть вопрос о роли телевидения как средства массовой информации в воспитании молодежи;
- изучить проблемы влияния интернет - СМИ на молодое поколение;
- раскрыть основные аспекты воздействия прессы на воспитательный потенциал современной молодёжи;
Введение………………………………………………………………….…3
1 Влияние на молодежь различных видов СМИ……………………….5
1.1 Телевидение и молодежь…………………………………………..….5
1.2 Интернет и молодежь……………………………….………….…..….9
1.3 Печатные СМИ и молодежь………………………………….……...14
2 Исследование «Влияние СМИ на молодежь»……………………………..………………………………………...20
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий…………………………………………………20
Заключение………………………………………….….………………….24
Список использованной литературы………….…….…………..………26
Известно, что изоляция субъекта с нестандартными (в том числе и негативными) установками от нормальных контактов в реальной микросреде в большинстве случаев приводит к тому, что он ищет признания в других местах среди подобных себе [1;С.45-47]. В таких случаях сетевое общение может помочь молодому человеку в известном смысле преодолеть внутриличностные и внешние конфликты, возникающие в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.п. При этом индивид очень просто найдет в Сети поддержку и понимание практически в любых взглядах, которые отвергаются его конкретным окружением. Общаясь в Интернете, он может не только на время "менять" пол и имя, представать перед собеседником в ином физическом облике, но даже создавать свой новый образ - реализовывать, пусть "виртуально", свои фантазии, которые трудно или невозможно осуществить в обычном мире.
Исследователи
отмечают, что Интернет усиливает
процесс опосредованного
Есть немало примеров, когда подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. В США получило значительное распространение явление, обозначаемое как "киберпреследование", когда злоумышленник постоянно преследует свою жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные случаи отмечаются и в отечественной практике.
Сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах (так называемой интернет-зависимости). Термин "Интернет-зависимость" - болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, появился в 1996 году и к настоящему моменту широко употребляется в научной и публицистической литературе.
Специалисты отмечают, что в некоторой степени указанная зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме[29;С.56]. По мнению специалистов, изучающих различные виды зависимого поведения, можно условно выделить пять типов.
- киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, к обсуждению сексуальной тематики в чатах, специальных телеконференциях "для взрослых";
- пристрастие к виртуальным знакомствам - предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальными "кибер-отношениями", зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях;
- навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;
- информационная перегрузка (так называемый навязчивый "веб-серфинг") - бесконечные путешествия по Сети, нахождение информации по базам данных и поисковым сайтам;
- компьютерная зависимость - постоянное участие в компьютерных играх (стрелялки - "Doom", "Quake", "Unreal", стратегии типа "Star Craft")[29; С.98-99].
Виртуальная "личность", порождаемая компьютерными играми, замыкается в себе, не пытаясь возобновить связи с окружающим миром. Однако, пытаясь найти спасение от неустроенности, одиночества и проблем в виртуальной реальности, человек забывает, что рано или поздно ему придётся вернуться в реальную жизнь и столкнуться с тем, что она резко отличается от виртуальной [3;С.18-20]. Особого внимания требует и проблема влияния на установки личности распространенных в глобальных сетях игр с элементами насилия. Исследования показали, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения молодых людей. Так, весной 2002 г. немецкий подросток Р. Штайнхойзер убил 17 и ранил 7 человек в гимназии, где он учился. При опросах свидетелей выяснилось, что любимым его занятием было участие в сетевых компьютерных играх, содержащих сцены насилия. В настоящее время в Германии ограничено распространение подобных игр. Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет усложняться, поскольку компании - разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду. В обществе формируется целый класс молодых людей - фанатов компьютерных развлечений, игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Такая зависимость приводит к потере смысла жизни и деформации нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с ним связано.
К мерам, направленным на профилактику возникновения зависимости от Интернета, можно отнести следующие:
1) Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должно играть ближайшее окружение "увлеченного компьютером" лица.
2) Основной принцип ослабления и лечения зависимости - замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.
3) Родители обязаны научить несовершеннолетнего правилам безопасного общения посредством Интернета: не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений; не заводить через Интернет сомнительных знакомств и т.д.
4) Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. А для этого с самого первого дня появления дома такой техники необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга": с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.
5) Эффективным методом борьбы с Интернет-зависимостью является метод использования различных контролирующих программ. Программа "Контроль игр", например, умеет отличать учебу от игровой деятельности: если ребенок сидит за компьютером и учит уроки, он не отключается, а если заигрался в Интернете сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию.
6) Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения [11;С.106-107].
Таким образом, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических установок у подростков. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках.
Не
должно оставаться в стороне от рассматриваемой
проблемы и государство. Назрела
необходимость определения
1.3 Печатные СМИ и молодежь
По мнению отечественных специалистов, детский досуг формирует и развивает личность, стимулирует творческую инициативу детей, способствует их самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия[10;С.32]. Досуг не только обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие ребенка, но способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.
Несмотря
на стремительное уменьшение доли чтения
в досуговой деятельности современных
детей, этот вид занятий по-прежнему
занимает одну из лидирующих позиций
и интерпретируется как одна из форм
досуговой деятельности. Исследования
последних лет показывают, что
чтение детей стало более
По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет и 112 журналов [17;С.113]. По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую читательскую аудиторию и по соответствующему ей назначению могут быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной.
Возрастные
особенности детской аудитории
и своеобразие работы с каждой
из возрастных групп определили возникновение
следующих типов досуговых
Вместе с тем сегодня большинство изданий для детей и юношества, стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам:
1)
дошкольникам и младшим
2)
младшим школьникам и
3)
подросткам и старшеклассникам.
При этом издания для
Специфика данного вида журналистики - прессы - определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.
Современная юношеская досуговая пресса большое внимание уделяет "звездным" новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания,
которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость
тематики публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).
Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.
Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:
- отношения полов, секс и сексуальные девиации.
- алкоголь и наркотики.