Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа
Целью данной работы является выявление социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Теоретический анализ феномена влияния………………………......4
1.1 Влияние как психологический феномен……………………………….......4
1.2. Характеристики письменного текста……………………………………..9
1.3. Социально-психологические качества аудитории………………………15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию………………………………….20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….20
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………....22
Заключение……………………………………………………………………...30
Литература………………………
Интроверты не любят сильных впечатлений, контролируют свои эмоции, несколько пессимистичны, неагрессивны, стремятся к спокойной упорядоченной жизни. Экстраверты же стремятся к сильным, ярким впечатлениям, склонны к риску, действуют под впечатлением момента. Они любят перемены, находчивы в разговоре, беззаботны, оптимистичны. К. Г. Юнг писал, что экстраверты подчиняются внешним требованиям не без борьбы, но верх всегда берут внешние условия. Сознание экстраверта обращено вовне, поскольку оттуда и черпается всегда главное и решающее определение. Его интересуют лица и вещи. Соответственно и поступки такого человека обусловлены влиянием последних. Экстраверты склонны делать то, в чем в данный момент нуждается окружающая среда и чего она ждет от него. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц, часто жертвуют собой ради других.
Эмоциональность — свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяется впечатлительность, импульсивность и эмоциональная лабильность. Исходя из этого становится очевидно влияние степени эмоциональности человека на его подверженность влиянию.
Одним из важнейших факторов подверженности психологическому влиянию является уровень развития и скорость протекания мыслительных процессов. Мышление - процесс отражения существенных свойств объектов и явлений окружающего мира, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Важным аспектом протекания мыслительного процесса является процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.
Конформность — податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
Таким образом, к числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, можно отнести следующие: неуверенность в себе, низкая самооценка, конформность, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления.
Таким образом, осуществление психологического влияния имеет свою структуру, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: субъекта, процесса и объекта влияния. Субъект, или инициатор, для достижения своих целей вступает в процесс психологического влияния и направляет его на наиболее уязвимые стороны объекта. При этом субъект влияния имеет возможность выбирать наиболее эффективные для его целей стратегию, тактику, средства и методы влияния.
Так как предметом данной работы является изучение социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию, наиболее подробному теоретическому анализу подверглись требования к составлению текста суггестивного характера и социально-психологические характеристики индивида, подвергшегося психологическому влиянию.
К числу требований к тексту были отнесены его соответствие структуре и принципам построения суггестивного текста, убедительность и доказательность воздействия, направленность на эмоциональную и когнитивную сферы.
К ряду характеристик объекта, способствующих высокой эффективности влияния, были отнесены неуверенность в себе, низкая самооценка, конформность, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления.
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию
2.1. Организация и методы исследования
В данном исследовании в соответствии с темой была сформулирована цель – выявить социально-психологические условия влияния письменного текста на аудиторию. Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Определить социально-психологические качества респондентов;
2. Определить степень подверженности респондентов психологическому влиянию;
3. Провести корреляцию между социально-психологическими качествами респондентов и степенью их подверженности психологическому влиянию для выявления их взаимосвязи;
4. На основе математико-статистических данных сделать выводы о взаимосвязи социально-психологических качеств респондентов и степени их подверженности психологическому влиянию.
Исследование проходило в три этапа: сбор данных, их анализ и выводы.
Первый этап заключался в сборе данных, необходимых для исследования. Для сбора данных были использованы психодиагностические методики. С целью определения социально-психологических качеств респондентов был использован 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. Данный опросник предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности и включает 105 вопросов с тремя вариантами ответов. В соответствии с задачами данного исследования были детально проанализированы 10 факторов, полученные с помощью этого опросника: интеллект, эмоциональная стабильность, конформизм, доверчивость, тревожность, экстраверсия, самооценка, смелость, доминирование, чувствительность.
Затем была оценена степень подверженности респондентов психологическому влиянию. Оценка проводилась в три этапа. На этапе предварительного тестирования была проведена диагностика мотивации респондентов к избеганию неудач при помощи теста Т. Элерса. Затем испытуемых попросили прочитать текст суггестивного характера, отвечающий требованиям, изложенным в теоретической главе. Содержание данного текста было направлено на формирование у респондентов мотивации достижения успеха. На третьем этапе была проведена диагностика у респондентов мотивации достижения при помощи теста Т. Элерса. На основании сильной обратной корреляции между результатами тестов на мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха и разницей между этими результатами до и после прочтения текста была оценена степень подверженности респондентов психологическому влиянию посредством письменного текста.
На втором этапе проводилась обработка полученных данных с помощью программы SPSS Statistics, которая включала методы описательной статистики и однофакторный дисперсионный анализ.
На третьем этапе на основе полученных данных были сделаны выводы.
Выборку для исследования составили 30 человек в возрасте от 19 до 23 лет, среди них 17 девушек и 13 парней.
2.2. Анализ результатов исследования
На первом этапе была проведена диагностика качеств респондентов с помощью опросника Кеттелла. Ниже представлены данные о распределении степени выраженности исследуемых качеств по выборке.
Интеллект | Частота | Процент |
Низкий | 4 | 13,3 |
Средний | 21 | 70,0 |
Высокий | 5 | 16,7 |
Уровень интеллекта показывает оперативность мышления, общий уровень вербальной культуры и эрудиции. Низкие показатели интеллекта показывают медленный темп понимания информации, конкретность мышления. Высокие значения по этому показателю характеризуют людей с достаточно высокой скоростью восприятия и анализа информации а так же с достаточно высоким уровнем вербальной культуры.
Эмоциональная стабильность | Частота | Процент |
Низкая | 3 | 10,0 |
Средняя | 23 | 76,7 |
Высокая | 4 | 13,3 |
Высокие значения параметра эмоциональной стабильности являются свидетельством эмоциональной устойчивости, выдержанности человека. Такие люди обычно эмоционально зрелые, спокойные, устойчивы в интересах. Их противоположность – люди с низкой эмоциональной стабильностью характеризуются эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью. Они часто находятся под влиянием чувств, переменчивы в настроении, неустойчивы в интересах.
Доминирование | Частота | Процент |
Низкий | 3 | 10,0 |
Средний | 24 | 80,0 |
Высокий | 3 | 10,0 |
Информация о работе Социально-психологические условия влияния письменного текста на аудиторию