Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа
Целью данной работы является выявление социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Теоретический анализ феномена влияния………………………......4
1.1 Влияние как психологический феномен……………………………….......4
1.2. Характеристики письменного текста……………………………………..9
1.3. Социально-психологические качества аудитории………………………15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию………………………………….20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….20
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………....22
Заключение……………………………………………………………………...30
Литература………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ феномена влияния………………………......4
1.1 Влияние как психологический феномен……………………………….......4
1.2. Характеристики письменного текста……………………………………..9
1.3. Социально-психологические качества аудитории………………………15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию………………………………….20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….20
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………....22
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В современном мире существует множество фирм, предприятий и частных лиц, производящих разнообразные товары и оказывающих огромное число различных услуг. Для распространения информации о своих товарах и услугах производители используют рекламу. Одним из наиболее распространенных видов рекламы является печатная продукция, в частности объявления, буклеты, листовки и плакаты. В связи с повсеместным развитием и распространением современных информационных технологий, реклама появилась на телевидении и в сети интернет. Во всех средствах массовой информации важнейшим фактором эффективности рекламы остается текстовое сопровождение. Но в рекламе дается не только сухая информация о продаваемых товарах или оказываемых услугах, основная цель рекламы – заинтересовать потенциального покупателя предлагаемым товаром и побудить его приобрести этот товар. Средством достижения этой цели и является психологическое влияние, оказываемое на потребителя с помощью различных средств, таких как визуальные образы, сопровождающий их текст и другие. Наибольшую эффективность психологического влияния, на наш взгляд, обеспечивает именно текст, содержащийся в рекламе. Так же не вызывает сомнения и то, что эффективность оказываемого влияния зависит и от некоторых других факторов, таких как особенности аудитории, на которую оказывается влияние посредством текста. Все это обуславливает актуальность данного исследования.
Актуальность исследуемой проблемы определила тему работы: социально-психологические условия влияния письменного текста на аудиторию.
Объектом исследования явилось психологическое влияние.
Предметом исследования выступили социально-психологические условия влияния письменного текста на аудиторию.
Целью данной работы является выявление социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
Провести эмпирическое исследование по выявлению социально-психологических условий влияния письменного текста на аудиторию;
Сформулировать выводы по данному исследованию.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по данной проблематике;
2. Эмпирические:
- Методика оценки мотивации достижения успеха;
- Методика оценки мотивации избегания неудач;
- 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла;
- Методы математической статистики (частотный анализ, однофакторный дисперсионный анализ).
Структура данной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав – теоретической и эмпирической, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретический анализ феномена влияния
1.1 Влияние как психологический феномен
Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Роль психологического воздействия на практике весьма значительна (например, с его помощью можно в реальной жизни управлять людьми). В этом плане психологическое воздействие часто может являться конечной целью общения, предполагающей сформировать у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию.
В России исследование проблемы психологического воздействия традиционно рассматривалось в теоретическом плане как изучение методов воздействия (Поршней, 1979; Куликов, 1983; Парыгин, 1999; Кабаченко, 2000), а в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В последнее время особенности акмеологического воздействия в профессиональной деятельности были рассмотрены А. В. Кириченко (Кириченко, 1999). За рубежом наиболее известны эмпирические Йельские исследования К. Ховланда, которые посвящены комплексному изучению различных условий, влияющих на принятие человеком воздействующей на него информации. Кроме того, в зарубежной психологической литературе исследуются тактики влияния и манипулирования, их эффективность в зависимости от статуса и должности личности, психологических особенностей взаимодействующих людей, ситуации и пр. (Чалдини, 1999; Buss, Gomes, Higgins, Lauterbach, 1987; Tjosvold, Andrews, Striithers, 1991).
Выделяют различные классификации воздействия:
1) Воздействие может быть произвольным, когда действующая сторона предполагает вызвать определенный психологический эффект, и непроизвольным, когда заранее возможные его результаты не планируются.
2) Косвенное воздействие не ориентировано на конкретных людей в конкретный момент времени, но касается определенной ситуации. Под косвенными влияниями мы понимаем те социальные влияния, которые воздействуют на индивидуума посредством социальной среды. Прямое воздействие направлено напрямую от инициатора к реципиенту и не подразумевает использование каких-либо социальных средств влияния.
3) Влияние может осуществляться как при наличии непосредственного контакта между взаимодействующими сторонами, так и быть опосредованным через различные способы донесения информации.
4) Психологическое воздействие может осуществляться явно, когда этот факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. В других случаях факт воздействия маскируется, т.е. оно носит скрытый характер.
5) Краткосрочное и длительное виды воздействия различаются по продолжительности оказываемого воздействия.
Рассматривая понятия, отражающие способы и проявления влияния на человека как социально-психологического явления, присущего социальному взаимодействию людей, следует отметить, что в научных исследованиях затрагиваются теоретические и прикладные вопросы изучения различных форм воздействия на личность. Зачастую они описываются в понятиях, применяемых в повседневном языке и используемых в сфере социального управления, либо в общенаучных понятиях таких дисциплин, как психология, социология, теория управления, политология.
Специфических общенаучных понятий, отражающих обобщенную схему, модель или механизм такого явления, как психологическое воздействие, и имеющих достаточную научную проработку, немного. К их числу в первую очередь можно отнести манипулятивное воздействие, психологические игры и рефлексивное управление.
Под понятием «рефлексивное управление» понимается управление решением партнера по коммуникации, в конечном итоге навязывание ему определенной стратегии поведения, осуществляемое не прямо, а путем передачи ему оснований, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение.
Понятие, конкретные формы, классификация и механизмы психологических игр наиболее подробно рассмотрены Э.Берном в рамках его концептуального подхода к межличностному взаимодействию.
“Игрой мы называем, - пишет Берн,- серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от других форм транзакций, двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша”.
В настоящее время одним из наиболее универсальных понятий, отражающих механизм скрытого психологического воздействия, выступает манипуляция. Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются цели манипулятора.
В данной работе процесс психологического влияния рассматривается с точки зрения системного подхода. Системный подход к психологическому воздействию включает субъект, объект и процесс психологического воздействия. Тот, кто первый начал серию воздействий, может называться субъектом (инициатором), а тот, кто испытал его влияние, — объектом (адресатом влияния, реципиентом).
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и исследователя своего процесса воздействия. В роли субъекта может выступать один человек или группа. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса, материальных и информационных ресурсов и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на своего партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности—неуспешности воздействия (обратную связь); организует противодействие объекту (при его возможном контрвоздействии) и т. д.
Инициатор психологического влияния осуществляет его для достижения трех главных целей:
1) для удовлетворения своих потребностей с помощью других людей или через их посредство;
2) для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
3) для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.
Процесс психологического влияния является многомерной системой и включает в себя стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.
Стратегия - это способы действии субъекта по достижению главной цели психологическою воздействия на реципиента. Выделяют монологический и диалогический типы стратегий. (Балл, Бургин, 1994). Субъект воздействия, руководствующийся монологической стратегией, ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины, а реципиент — лишь объектом влияния. Диалогическая стратегия исходит из признания субъективной полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров.
Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами.
Методами психологического воздействия являются способы решения определенной психологической задачи, реализуемые при помощи конкретных приемов.
Объект, психологического влияния, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях и осуществлять контрвоздействие на коммуникатора, т.е. сам выступать в роли субъекта. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решение.
Для осуществления психологического влияния, инициатор направляет своё воздействие на определенные личностные структуры объекта воздействия. К таким структурам в современной литературе относят пять групп психических образований человека:
1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности.
2. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка, субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, установки.
3. Когнитивные структуры - знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.
4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.
5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.
1.2. Характеристики письменного текста.
В основе текста лежит основной мотив, проходящий через весь текст, главная идея, которую необходимо донести читателю. В начале текста необходимо привлечь внимание читателей, вызвать у них интерес к содержанию. Затем идёт основная часть, в которой даётся ответ на вопрос читателя. И в завершении предлагается способ реализации этого решения.
Вначале даётся короткая рекламная фраза, функция которой возбуждать любопытство, интриговать читателя. Правильное построение вступления должно содержать незаконченность мысли, чтобы после прочтения этой части текста у человека возникло недоумение или внутренние вопросы, для решения которых ему необходимо прочитать основную часть. С этой целью во вступлении как правило содержится: постановка вопроса, отрицание чего-либо, идиома, какой-либо парадокс или интрига.
Основная часть является подробно изложенной, конкретизированной основной идеей текста. Главная функция этой части текста – убеждение в целесообразности изменения человеком своего мнения, взглядов, установок или поведения в соответствии с целью составителя текста. Достигаются такие изменения благодаря использованию в тексте специальных приемов психологического влияния. Это могут быть логические аргументы, речевые и манипулятивные техники, воздействие на эмоциональную сферу реципиента а так же соблюдение определенных принципов составления суггестивного текста.
Информация о работе Социально-психологические условия влияния письменного текста на аудиторию