Психологические методы
В социальной работе
активно используются психологические
методы познания, прогнозирования и
регулирования социального взаимодействия.
Они направлены на решение задач
социализации личности и совершенствование
социума.
Психологические
методы регулирования социального
взаимодействия, применяемые в социальной
работе, также принято делить
на индивидуальные и групповые.
Существенные
результаты в социальной работе
дают методы психодиагностики, решающие
многочисленные задачи изучения
социально-психологических характеристик
личности, коллективов, воспитательных,
экономических отношений.
В социальной
работе широко применяются методы
оказания психологической помощи.
Одним из самых простых и
доступных в понимании методов
оказания психологической помощи
является психологическое консультирование.
Психологическое
консультирование – это вид
психологической помощи, заключающейся
в разъяснении клиенту его
психологических трудностей, коррекции
неадаптивных способов поведения
человека, активизации его внутренних
ресурсов для личного развития
и решения психологических проблем,
с которыми он сталкивается
в личной жизни, профессиональной
деятельности, обучении и других
ситуациях.
Психологическое
консультирование тесно связанно
с психотерапией.
Психотерапия
(от греческого рsyche – душа
и therapeia – уход, лечение) – комплексное
лечебное, вербальное и невербальное
воздействие на эмоции, суждения,
самосознание человека при многих
психических, нервных и психосоматических
заболеваниях.
Условно
различают: а) клинически ориентированную
психотерапию, направленную преимущественно
на смягчение или ликвидацию
имеющейся симптоматики, и б) личностно
ориентированную психотерапию, ставящую
задачей содействие (пациенту) нуждающемуся
в помощи человеку в изменении
его отношений к социальному
окружению и собственной личности.
Методы
клинической психотерапии: гипноз,
аутогенная тренировка, внушение
и самовнушение, рациональная терапия.
Личностно
ориентированная психотерапия (индивидуальная
и групповая) широко использует
различные варианты анализа конфликтных
переживаний больного.
В индивидуальной
психотерапии решающим фактором
эффективности лечебного воздействия
является психотерапевтический
контакт психотерапевта и больного,
основанный на взаимном уважении
и доверии, способности психотерапевта
к сопереживанию.
В качестве
методов активизирующего терапевтического
воздействия широко используются:
а) трудотерапия, групповая психотерапия,
семейная психотерапия, способствующие
повышению компетентности больного
в межличностных отношениях; б)
совершенствования его способностей
к самопознанию и саморегуляции.
Психотерапия
групповая – использование закономерностей
межличностного взаимодействия
в группе для лечения и достижения
физического и психического благополучия
человека.
Психологическое
консультирование отличается от
долговременного курса психотерапии
прежде всего временными рамками.
Кроме временных различий, психологическое
консультирование отличается от
курса психотерапии уровнем проблем,
личностных трудностей. То, с какими
проблемами пришел клиент, межличностными
или глубинными личностными, часто проявляется
в формах обращения за помощью, в специфике
жалоб и ожиданий их решения. Нуждающиеся
в помощи социально-психологического
плана подчеркивают негативную роль других
в возникновении собственных жизненных
сложностей.
У клиентов,
ориентированных на глубинную
психотерапевтическую проработку,
полюс жалобы иной: их чаще
беспокоит собственная неспособность
контролировать и регулировать
свои внутренние психологические
трудности.
К психологическому
консультированию прибегают руководители,
рядовые работники, педагоги, родители,
учащиеся, студенты, молодожены, семейные
люди, военнослужащие и т.д. По
результатам этой работы строится
их индивидуальная и групповая
деятельность, социально-психологическая,
медицинская, профессиональная реабилитация.
Четко
выраженный психологический характер
носят методы коррекции поведения,
мотивации, общения, самооценки:
объект социальной работы осознает
недостатки в структуре собственной
личности, вырабатывает новые модели
поведения и упражняется в
их применении с последующим
обобщением и переносом социально-психологических
образований в новые условия
своей жизнедеятельности.
Углубленный
характер по отношению к личности
в целом носят методы психотерапии.
Они ориентированы на психологические
преобразования в структуре личности.
Психические методы, применяемые
в социальной работе в форме
тренинга, игр, аутогенного погружения,
гипноза, суггестии и т.д., отличаются
системностью и силой воздействия.
Особое
место в процессе оказания
психологической помощи социальным
работником и поддержания психического
здоровья нуждающихся в этом
людей занимают социальная, социально-психологическая,
профессиональная и медицинская
реабилитация.
Социально-психологическая
реабилитация – это поэтапный
процесс социальных, психологических,
педагогических и профессиональных
мероприятий, которые проводят
одновременно с лечением или
в те периоды, когда люди
не нуждаются в лечении, но
страдают от резкого изменения
социальных отношений или условий
жизнедеятельности и нуждаются
в помощи. В случае оптимального
процесса социально-психологической
реабилитации наступает ремиссия
и восстанавливается социальная
адекватность. Ремиссия - это улучшение
или стабилизация психофизического
здоровья индивида.
Этап социальной
реабилитации лиц, испытывающих
психологические трудности, представляет
собой комплекс мероприятий по
восстановлению их социального
положения в соответствии с
профессиональным уровнем, бывшим
статусом в обществе, личностными
особенностями и психическим
состоянием.
Не менее
важным является этап профессиональной
реабилитации. Профессиональная реабилитация
– это комплекс мер, совпадающий
с периодом ремиссии, когда наряду
с лекарственными средствами, психотерапией,
разъяснительной работой, проводимой
с родственниками, важное значение
приобретают меры по организации
трудовой деятельности больных,
которой им придется заниматься
на производстве после выздоровления.
Этап медицинской
реабилитации предполагает ряд
медицинских мероприятий, совпадающий
с периодом ухудшения психического
состояния больных, которых размещают
в стационаре, где основная роль
отводится медикаментозным средствам,
а при улучшении состояния
- психотерапии и трудотерапии.
Необходимым
методом социальной работы выступает
психологический отбор. Он применяется
для социально-профессионального
самоопределения молодежи, определения
области переобучения кадров, комплектования
групп.
Существенные
результаты в социальной работе
приносят методы психологической
адаптации и реадаптации. Они
включают реципиентов в социальную
деятельность так, что они лучше
осознают социальную ситуацию, развивают
самооценку, приспосабливаются к
изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Социально-психологический
тренинг и аутотренинг сделались
довольно типичными методами
социальной работы. Социально-психологический
тренинг, один из методов активного
обучения и психологического
воздействия, осуществляемого в
процессе интенсивного группового
взаимодействия и направленного
на повышение компетентности
в сфере общения. Аутогенная
тренировка ( от греч. autos - сам, genos - происхождение)
– психологический метод лечения,
предполагающий обучение пациентов
мышечной релаксации, самовнушению,
развитию концентрации внимания
и силы представления, умению
контролировать непроизвольную
умственную активность с целью
повышения эффективности значимой
для субъекта деятельности. Аутогенная
тренировка, являясь активным методом
психотерапии, психопрофилактики и
психогигиены, направлена на восстановление
динамического равновесия системы
гомеостатических саморегулирующих
механизмов организма человека.
Эти методы привлекают оперативным
формированием социальных качеств
личности, отношений и приемов
деятельности. Эффект достигается,
если обеспечен перенос сформированных
подструктур в реальные условия
учебной, трудовой и другой
деятельности.
Выделяют
две ступени аутогенной тренировки:
1) обучение релаксации, создание
ощущение тяжести, тепла,
холода, свидетельствующих об управлении
вегетативными функциями; 2) создание
гипнотических состояний различного
уровня (Г. Шульц).