Психологические методы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:32, доклад

Краткое описание

В социальной работе активно используются психологические методы познания, прогнозирования и регулирования социального взаимодействия. Они направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума.

Файлы: 1 файл

В социальной работе активно используются психологические методы познания.docx

— 15.51 Кб (Скачать)

Психологические методы

В социальной работе активно используются психологические  методы познания, прогнозирования и  регулирования социального взаимодействия. Они направлены на решение задач  социализации личности и совершенствование  социума.

    Психологические  методы регулирования социального  взаимодействия, применяемые в социальной  работе, также принято делить  на индивидуальные и групповые.

    Существенные  результаты в социальной работе  дают методы психодиагностики, решающие  многочисленные задачи изучения  социально-психологических характеристик  личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.

    В социальной  работе широко применяются методы  оказания психологической помощи. Одним из самых простых и  доступных в понимании методов  оказания психологической помощи  является психологическое консультирование.

    Психологическое  консультирование – это вид  психологической помощи, заключающейся  в разъяснении клиенту его  психологических трудностей, коррекции  неадаптивных способов поведения  человека, активизации его внутренних  ресурсов для личного развития  и решения психологических проблем,  с которыми он сталкивается  в личной жизни, профессиональной  деятельности, обучении и других  ситуациях.

    Психологическое  консультирование тесно связанно  с психотерапией.

    Психотерапия (от греческого рsyche – душа  и therapeia – уход, лечение) – комплексное  лечебное, вербальное и невербальное  воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих  психических, нервных и психосоматических  заболеваниях.

    Условно  различают: а) клинически ориентированную  психотерапию, направленную преимущественно  на смягчение или ликвидацию  имеющейся симптоматики, и б) личностно  ориентированную психотерапию, ставящую  задачей содействие (пациенту) нуждающемуся  в помощи человеку в изменении  его отношений к социальному  окружению и собственной личности.

    Методы  клинической психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение  и самовнушение, рациональная терапия.

    Личностно  ориентированная психотерапия (индивидуальная  и групповая) широко использует  различные варианты анализа конфликтных  переживаний больного.

    В индивидуальной  психотерапии решающим фактором  эффективности  лечебного воздействия  является психотерапевтический  контакт психотерапевта и больного, основанный на взаимном уважении  и доверии, способности психотерапевта  к сопереживанию.

    В качестве  методов активизирующего терапевтического  воздействия широко используются: а) трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие  повышению компетентности больного  в межличностных отношениях; б)  совершенствования его способностей  к самопознанию и саморегуляции.

    Психотерапия  групповая – использование закономерностей  межличностного взаимодействия  в группе для лечения и достижения  физического и психического благополучия  человека.

    Психологическое  консультирование отличается от  долговременного курса психотерапии  прежде всего временными рамками.  Кроме временных различий, психологическое  консультирование отличается от  курса психотерапии уровнем проблем,  личностных трудностей. То, с какими  проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий их решения. Нуждающиеся в помощи социально-психологического плана подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей.

    У клиентов, ориентированных на глубинную  психотерапевтическую проработку, полюс жалобы иной: их чаще  беспокоит собственная неспособность  контролировать и регулировать  свои внутренние психологические  трудности.

    К психологическому  консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные  люди, военнослужащие и т.д. По  результатам этой работы строится  их индивидуальная и групповая  деятельность, социально-психологическая,  медицинская, профессиональная реабилитация.

    Четко  выраженный психологический характер  носят методы коррекции поведения,  мотивации, общения, самооценки: объект социальной работы осознает  недостатки в структуре собственной  личности, вырабатывает новые модели  поведения и упражняется в  их применении с последующим  обобщением и переносом социально-психологических  образований в новые условия  своей жизнедеятельности.

    Углубленный  характер по отношению к личности  в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические  преобразования в структуре личности. Психические методы, применяемые  в социальной работе в форме  тренинга, игр, аутогенного погружения, гипноза, суггестии и т.д., отличаются  системностью и силой воздействия.

    Особое  место в процессе оказания  психологической помощи социальным  работником и поддержания психического  здоровья нуждающихся в этом  людей занимают социальная, социально-психологическая,  профессиональная и медицинская  реабилитация.

    Социально-психологическая  реабилитация – это поэтапный  процесс социальных, психологических,  педагогических и профессиональных  мероприятий, которые проводят  одновременно с лечением или  в те периоды, когда люди  не нуждаются в лечении, но  страдают от резкого изменения  социальных отношений или условий  жизнедеятельности и нуждаются  в помощи. В случае оптимального  процесса социально-психологической  реабилитации наступает ремиссия  и восстанавливается социальная  адекватность. Ремиссия - это улучшение  или стабилизация психофизического  здоровья индивида.

    Этап социальной  реабилитации лиц, испытывающих  психологические трудности, представляет  собой комплекс мероприятий по  восстановлению их социального  положения в соответствии с  профессиональным уровнем, бывшим  статусом в обществе, личностными  особенностями и психическим  состоянием.

    Не менее  важным является этап профессиональной  реабилитации. Профессиональная реабилитация  – это комплекс мер, совпадающий  с периодом ремиссии, когда наряду  с лекарственными средствами, психотерапией,  разъяснительной работой, проводимой  с родственниками, важное значение  приобретают меры по организации  трудовой деятельности больных,  которой им придется заниматься  на производстве после выздоровления.

    Этап медицинской  реабилитации предполагает ряд  медицинских мероприятий, совпадающий  с периодом ухудшения психического  состояния больных, которых размещают  в стационаре, где основная роль  отводится медикаментозным средствам,  а при улучшении состояния  - психотерапии и трудотерапии.

    Необходимым  методом социальной работы выступает  психологический отбор. Он применяется  для социально-профессионального  самоопределения молодежи, определения  области переобучения кадров, комплектования  групп.

    Существенные  результаты в социальной работе  приносят методы психологической  адаптации и реадаптации. Они  включают реципиентов в социальную  деятельность так, что они лучше  осознают социальную ситуацию, развивают  самооценку, приспосабливаются к  изменяющимся условиям жизнедеятельности.

    Социально-психологический  тренинг и аутотренинг сделались  довольно типичными методами  социальной работы. Социально-психологический  тренинг, один из методов активного  обучения и психологического  воздействия, осуществляемого в  процессе интенсивного группового  взаимодействия и направленного  на повышение компетентности  в сфере общения. Аутогенная  тренировка ( от греч. autos - сам, genos - происхождение)  – психологический метод лечения,  предполагающий обучение пациентов  мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания  и силы представления, умению  контролировать непроизвольную  умственную активность с целью  повышения эффективности значимой  для субъекта деятельности. Аутогенная  тренировка, являясь активным методом  психотерапии, психопрофилактики и  психогигиены, направлена на восстановление  динамического равновесия системы  гомеостатических саморегулирующих  механизмов организма человека. Эти методы привлекают оперативным  формированием социальных качеств  личности, отношений и приемов  деятельности. Эффект достигается,  если обеспечен перенос сформированных  подструктур в реальные условия  учебной, трудовой и другой  деятельности.

    Выделяют  две ступени аутогенной тренировки: 1) обучение релаксации, создание  ощущение     тяжести, тепла,  холода, свидетельствующих об управлении  вегетативными функциями; 2) создание  гипнотических состояний различного  уровня (Г. Шульц).

Информация о работе Психологические методы социальной работы