Психологические методы
В социальной работе 
активно используются психологические 
методы познания, прогнозирования и 
регулирования социального взаимодействия. 
Они направлены на решение задач 
социализации личности и совершенствование 
социума.
    Психологические 
методы регулирования социального 
взаимодействия, применяемые в социальной 
работе, также принято делить 
на индивидуальные и групповые.
    Существенные 
результаты в социальной работе 
дают методы психодиагностики, решающие 
многочисленные задачи изучения 
социально-психологических характеристик 
личности, коллективов, воспитательных, 
экономических отношений.
    В социальной 
работе широко применяются методы 
оказания психологической помощи. 
Одним из самых простых и 
доступных в понимании методов 
оказания психологической помощи 
является психологическое консультирование. 
    Психологическое 
консультирование – это вид 
психологической помощи, заключающейся 
в разъяснении клиенту его 
психологических трудностей, коррекции 
неадаптивных способов поведения 
человека, активизации его внутренних 
ресурсов для личного развития 
и решения психологических проблем, 
с которыми он сталкивается 
в личной жизни, профессиональной 
деятельности, обучении и других 
ситуациях.
    Психологическое 
консультирование тесно связанно  
с психотерапией.
    Психотерапия 
(от греческого рsyche – душа 
и therapeia – уход, лечение) – комплексное 
лечебное, вербальное и невербальное 
воздействие на эмоции, суждения, 
самосознание человека при многих 
психических, нервных и психосоматических 
заболеваниях.
    Условно 
различают: а) клинически ориентированную 
психотерапию, направленную преимущественно 
на смягчение или ликвидацию 
имеющейся симптоматики, и б) личностно 
ориентированную психотерапию, ставящую 
задачей содействие (пациенту) нуждающемуся 
в помощи человеку в изменении 
его отношений к социальному 
окружению и собственной личности.
    Методы 
клинической психотерапии: гипноз, 
аутогенная тренировка, внушение 
и самовнушение, рациональная терапия.
    Личностно 
ориентированная психотерапия (индивидуальная 
и групповая) широко использует 
различные варианты анализа конфликтных 
переживаний больного.
    В индивидуальной 
психотерапии решающим фактором 
эффективности  лечебного воздействия 
является психотерапевтический 
контакт психотерапевта и больного, 
основанный на взаимном уважении 
и доверии, способности психотерапевта 
к сопереживанию.
    В качестве 
методов активизирующего терапевтического 
воздействия широко используются: 
а) трудотерапия, групповая психотерапия, 
семейная психотерапия, способствующие 
повышению компетентности больного 
в межличностных отношениях; б) 
совершенствования его способностей 
к самопознанию и саморегуляции.
    Психотерапия 
групповая – использование закономерностей 
межличностного взаимодействия 
в группе для лечения и достижения 
физического и психического благополучия 
человека.
    Психологическое 
консультирование отличается от 
долговременного курса психотерапии 
прежде всего временными рамками. 
Кроме временных различий, психологическое 
консультирование отличается от 
курса психотерапии уровнем проблем, 
личностных трудностей. То, с какими 
проблемами пришел клиент, межличностными 
или глубинными личностными, часто проявляется 
в формах обращения за помощью, в специфике 
жалоб и ожиданий их решения. Нуждающиеся 
в помощи социально-психологического 
плана подчеркивают негативную роль других 
в возникновении собственных жизненных 
сложностей.
    У клиентов, 
ориентированных на глубинную 
психотерапевтическую проработку, 
полюс жалобы иной: их чаще 
беспокоит собственная неспособность 
контролировать и регулировать 
свои внутренние психологические 
трудности.
    К психологическому 
консультированию прибегают руководители, 
рядовые работники, педагоги, родители, 
учащиеся, студенты, молодожены, семейные 
люди, военнослужащие и т.д. По 
результатам этой работы строится 
их индивидуальная и групповая 
деятельность, социально-психологическая, 
медицинская, профессиональная реабилитация.
    Четко 
выраженный психологический характер 
носят методы коррекции поведения, 
мотивации, общения, самооценки: 
объект социальной работы осознает 
недостатки в структуре собственной 
личности, вырабатывает новые модели 
поведения и упражняется в 
их применении с последующим 
обобщением и переносом социально-психологических 
образований в новые условия 
своей жизнедеятельности.
    Углубленный 
характер по отношению к личности 
в целом носят методы психотерапии. 
Они ориентированы на психологические 
преобразования в структуре личности. 
Психические методы, применяемые 
в социальной работе в форме 
тренинга, игр, аутогенного погружения, 
гипноза, суггестии и т.д., отличаются 
системностью и силой воздействия.
    Особое 
место в процессе оказания 
психологической помощи социальным 
работником и поддержания психического 
здоровья нуждающихся в этом 
людей занимают социальная, социально-психологическая, 
профессиональная и медицинская 
реабилитация. 
    Социально-психологическая 
реабилитация – это поэтапный 
процесс социальных, психологических, 
педагогических и профессиональных 
мероприятий, которые проводят 
одновременно с лечением или 
в те периоды, когда люди 
не нуждаются в лечении, но 
страдают от резкого изменения 
социальных отношений или условий 
жизнедеятельности и нуждаются 
в помощи. В случае оптимального 
процесса социально-психологической 
реабилитации наступает ремиссия 
и восстанавливается социальная 
адекватность. Ремиссия - это улучшение 
или стабилизация психофизического 
здоровья индивида.
    Этап социальной 
реабилитации лиц, испытывающих 
психологические трудности, представляет 
собой комплекс мероприятий по 
восстановлению их социального 
положения в соответствии с 
профессиональным уровнем, бывшим 
статусом в обществе, личностными 
особенностями и психическим 
состоянием.
    Не менее 
важным является этап профессиональной 
реабилитации. Профессиональная реабилитация 
– это комплекс мер, совпадающий 
с периодом ремиссии, когда наряду 
с лекарственными средствами, психотерапией, 
разъяснительной работой, проводимой 
с родственниками, важное значение 
приобретают меры по организации 
трудовой деятельности больных, 
которой им придется заниматься 
на производстве после выздоровления.
    Этап медицинской 
реабилитации предполагает ряд 
медицинских мероприятий, совпадающий 
с периодом ухудшения психического 
состояния больных, которых размещают 
в стационаре, где основная роль 
отводится медикаментозным средствам, 
а при улучшении состояния 
- психотерапии и трудотерапии.
    Необходимым 
методом социальной работы выступает 
психологический отбор. Он применяется 
для социально-профессионального 
самоопределения молодежи, определения 
области переобучения кадров, комплектования 
групп.
    Существенные 
результаты в социальной работе 
приносят методы психологической 
адаптации и реадаптации. Они 
включают реципиентов в социальную 
деятельность так, что они лучше 
осознают социальную ситуацию, развивают 
самооценку, приспосабливаются к 
изменяющимся условиям жизнедеятельности.
    Социально-психологический 
тренинг и аутотренинг сделались 
довольно типичными методами 
социальной работы. Социально-психологический 
тренинг, один из методов активного 
обучения и психологического 
воздействия, осуществляемого в 
процессе интенсивного группового 
взаимодействия и направленного 
на повышение компетентности 
в сфере общения. Аутогенная 
тренировка ( от греч. autos - сам, genos - происхождение) 
– психологический метод лечения, 
предполагающий обучение пациентов 
мышечной релаксации, самовнушению, 
развитию концентрации внимания 
и силы представления, умению 
контролировать непроизвольную 
умственную активность с целью 
повышения эффективности значимой 
для субъекта деятельности. Аутогенная 
тренировка, являясь активным методом 
психотерапии, психопрофилактики и 
психогигиены, направлена на восстановление 
динамического равновесия системы 
гомеостатических саморегулирующих 
механизмов организма человека. 
Эти методы привлекают оперативным 
формированием социальных качеств 
личности, отношений и приемов 
деятельности. Эффект достигается, 
если обеспечен перенос сформированных 
подструктур в реальные условия 
учебной, трудовой и другой 
деятельности.
    Выделяют 
две ступени аутогенной тренировки: 
1) обучение релаксации, создание 
ощущение     тяжести, тепла, 
холода, свидетельствующих об управлении 
вегетативными функциями; 2) создание 
гипнотических состояний различного 
уровня (Г. Шульц).