Психологические особенности возникновения и преодоления депрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить гендерные особенности, причины, возникновения, и способы преодоления депрессии у детей в подростковом возрасте.
К задачам данной работы относятся:
1)изучить особенности депрессивного расстройства;
2)выявить причины появления депрессии в пубертатный период;
3)выявить способы преодоления депрессии мальчиков и девочек в подростковом возрасте;
4)дать рекомендации детям подросткам в трудных депрессивных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте. 5
1.1 Понятие депрессии, её характеристики. 5
1.1.1 Виды депрессии. 8
1.1.2 Причины депрессии. 10
1.2 Проявления депрессии в подростковом возрасте. 13
1.2.1. Депрессия в подростковом возрасте. 15
1.3 Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте. 17
1.4 Гендерные особенности возникновения и преодоление депрессии у подростков. 19
Краткие выводы к первой главе: 23
Глава II. Эмпирическое исследование депрессии у подростков. 24
2.1 Организация исследования. 24
2.2 Интерпретация полученных результатов. 25
2.3 Психолого-педагогические рекомендации подросткам и их родителям по преодолению депрессии. 32
Заключение 35
Список литературы. 37
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая ира.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически не справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза - девочки подросткового возраста более склонны к  проявлению депрессивных состояний, чем мальчики.

Мы провели несколько методик, анализ результатов помог нам определить, что девочки более склонны к депрессивному состоянию, чем мальчики. До сих пор неизвестно, почему же существует такое гендерное разделение, однако, ученые предполагают, что, скорее всего его причиной являются множественные факторы, которые включают биологическую уязвимость и тому подобные признаки присущие подростковому возрасту.

Это обусловлено тем, что на долю девочек приходится больше факторов риска, чем на долю мальчиков.

Мальчики-подростки также испытывают депрессию, однако, риск развития у них тяжелой депрессии не настолько высок, как у девочек-подростков.

Уже до подросткового возраста девочки по сравнению с мальчиками более склонны к размышлениям и эгоцентризму. Девочки часто переживают по поводу своего внешнего вида, чаще подвергаются сексуальному насилию, на них оказывается больше давление по сравнению с мальчиками выполнять надлежащие социальные роли.

Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.

Психологи разработали большое количество эффективных советов для, преодоления этого состояния. Но главное что можно посоветовать родителям, чьи дети страдают от такого рода эмоционального расстройства, это любить детей подростков, смотреть на них с нежностью, уделять им больше внимания, спрашивать их, разговаривать с ними, слушать их внимательно и сосредоточенно, заботиться о них.

 

Список литературы.

 

 1.    Акимова М. К. Психологическая диагностика. - Спб., 2005.  

2.    Александровский Ю. А. Глазами психиатра. - М., 1977. 

 3.   Богданович Л. А. Записки психиатра. - М., 1956.

4.    Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. В.В. Бойко. - СПб.: Союз, 2009. 

5.    Буянов М.И. Беседы о психиатрии.- М.: Просвещение, 1986. 

6.    Выготский Л.С. Собрание  сочинений: в 6 т. Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2010. 

7.    Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 1977.  
 8.  Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование.- М., 2002. 

  1. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982.  
  2. Иовчук Н. М. Психология эмоций. - М., 1999. 

 

 11.  Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.  
 12.  Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. - М., 1984. 

13.  Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. Мафсон Л., Моро Д. и др. - М.: ЭКСМО, 2008.

14.  Пери А. Депрессия. Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., изд-во Мир, 2009. 
 15.  Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК, 2003.  
 16.  Подласый И.П.Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС, 2002. 

17.  Подольский А.И. Диагностика  подростковой депрессивности. Подольский  А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. - СПб.: Питер, 2009. 
 18.  Словарь – справочник Дефектология – ее основные понятия. – М., 2005.  

19.  Ушаков Г. К.Пограничные нервно-психические расстройства. - М.,1978.    

20.  Фрейд З. Детская патология. - М., 1998. 

 21. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006.

 22.    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Э. Эриксон - М., 2010.

 

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 1

Шкала Гамильтона для оценки депрессии

 

1. Депрессивное настроение.

(подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности)

0- отсутствие

1- выражение указанного чувства  только при прямом вопросе

2- жалоба высказывается спонтанно

3- определяется невербально (поза, мимика, голос, плаксивость)

4- пациент выражает только эти  чувства, как в высказываниях, так  и невербально

2. Чувство вины.

0- отсутствие

1- самоуничижение, считает, что подвел других

2- чувство собственной вины, мучительные  размышления о собственных ошибках  и грехах

3- настоящее заболевание расценивается  как наказание, бредовые идеи  виновности

4- вербальные галлюцинации обвиняющего  и/или осуждающего содержания, и/или  зрительные галлюцинации угрожающего содержания

3. Суицидальные намерения.

0- отсутствие

1- чувство, что жить не стоит

2- желание смерти или мысли  о возможности собственной смерти

3- суицидальные высказывания или  жесты

4- суицидальные попытки

4. Ранняя бессонница.

0- отсутствие затруднений при  засыпании

1- жалобы на эпизодические затруднения  при засыпании (более 30 минут)

2- жалобы на невозможность заснуть  каждую ночь

5. Средняя бессонница.

0- отсутствие

1- жалобы на беспокойный сон  в течение всей ночи

2- многократные пробуждения в течение всей ночи, подъем с постели

6. Поздняя бессонница.

0- отсутствие

1- раннее пробуждение с последующим  засыпанием

2- окончательное раннее утреннее  пробуждение

7. Работоспособность и активность.

0- отсутствие трудностей

1- мысли и ощущение несостоятельности, чувство усталости и слабости, связанное с работой или хобби

2- утрата интереса к работе  или хобби, выраженная непосредственно  в жалобах или опосредованно, через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном  усилии приступить к работе или проявить активность)

3- уменьшение реального времени  проявления активности или снижение  продуктивности

4- отказ от работы вследствие  настоящего заболевания

8. Заторможенность. (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)

0- нормальная речь и мышление

1- легкая заторможенность в беседе

2- заметная заторможенность в  беседе

3- выраженные затруднения при  проведении опроса

4- ступор

9. Ажитация.

0- отсутствие

1- беспокойство

2- беспокойные движения руками, теребление волос

3- подвижность, неусидчивость

4- постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание  волос, кусание губ

10. Психическая тревога.

0- отсутствие

1- субъективное напряжение и  раздражительность

2- беспокойство по незначительным  поводам

3- тревога, выражающаяся в выражении  лица и речи

4- страх, выражаемый и без расспроса

11. Соматическая тревога. (физиологические проявления тревоги – гастроинтестинальные – сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка, сердечнососудистые – сердцебиение, головные боли, дыхательные – гипервентиляция, одышка, + учащенное мочеиспускание, повышенное потоотделение)

0- отсутствие

1- слабая

2- средняя

3- сильная

4- крайне сильная

12. Желудочно-кишечные соматические симптомы.

0- отсутствие

1- утрата аппетита, но с приемом  пищи без сильного принуждения, чувство тяжести в животе

2- прием пищи только с упорным  принуждением, потребность в слабительных  средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов

13. Общие соматические симптомы.

0- отсутствие

1- тяжесть в конечностях, спине, голове, мышечные боли, чувство утраты  энергии или упадка сил

2- любые резко выраженные симптомы

14. Генитальные симптомы. (Утрата либидо, менструальные нарушения)

0- отсутствие симптомов

1- слабо выраженные

2- сильно выраженные

15. Ипохондрия.

0- отсутствие

1- поглощенность собой (телесно)

2- чрезмерная озабоченность здоровьем

3- частые жалобы, просьбы о помощи

4- ипохондрический бред

16. Потеря в весе.

(оценивается либо А, либо Б)

 А. По данным анамнеза.

0- отсутствие

1- вероятная потеря в весе  в связи с настоящим заболеванием

2- явная (со слов) потеря в весе

3- не поддается оценке

Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно.

0- менее 0,5 кг. в неделю

1- более 0,5 кг. в неделю

2- более 1 кг. в неделю

3- не поддается оценке

17. Критичность отношения к болезни.

0- осознание болезни

1- осознание болезненности состояния, но отнесение его на счет  плохой пищи, климата, переутомление  и т.д.

2- полное отсутствие сознания болезни

18. Суточные колебания. (пункт Б оценивается при наличии расстройств в пункте А)

А. Когда симптомы более выражены.

0- отсутствие колебаний

1- утром

2- вечером

Б. Степень выраженности.

0- отсутствие

1- слабые

2- сильные

19. Деперсонализация и дереализация. (измененность себя, окружающего)

0- отсутствие

1- слабая

2- умеренная

3- сильная

4- непереносимая

20. Параноидальные симптомы.

0- отсутствие

1- подозрительность

2- идеи отношения

3- бред отношения, преследования

21. Обсессивные и компульсивные симптомы.

0- отсутствие

1- легкие

2- тяжелые

 

                                                                                                            Приложение 2

Тест для определения депрессии по Maria Kovacs.

 

 

№ 

Содержание вопроса 

Баллы 

шкала 

Мне никогда не грустно 

Я часто бываю грустный 

 

Мне всегда грустно 

У меня никогда ничего не получается 

Я редко бываю уверен что у меня что ниб. пол. 

 

У меня все получается хорошо 

Я практически все делаю хорошо 

Я многое делаю не так 

 

Я все делаю неправильно 

Многое приносит мне удовольствие 

Кое что доставляет мне радость 

 

Меня ничто не радует 

Я всегда плохой 

Я часто бываю плохим 

 

Я редко бываю плохим 

Я редко думаю что со мной случится плохое 

Я беспокоюсь об этом 

 

Я уверен что со мной произойдет что то ужасное 

Я ненавижу себя 

Я не люблю себя 

 

Я себе нравлюсь 

Все плохое происходит из – за моих ошибок 

Много плохое происходит … 

 

Плохое происходит не из – за меня 

Я не думаю о суициде 

Я думаю о суициде, но не смогу 

 

Я хочу убить себя 

10 

Я плачу каждый день 

Я часто плачу 

 

Я плачу редко 

11 

Я все время беспокоюсь 

Я часто испытываю беспокойство 

 

Я редко испытываю 

12 

Мне нравится общаться 

Мне не нравится общаться 

 

Мне совсем не хочется общаться 

13 

Я не могу решится но многое 

Мне трудно на многое решиться 

 

Я легко принимаю решения 

14 

Я выгляжу хорошо 

Кое- что в моем облике меня не устраивает 

 

Я выгляжу уродливо 

15 

Я себя заставляю все время делать шк. задания 

Я часто себя заставляю делать шк. задания 

 

Для меня это не проблема 

16 

Я плохо сплю кажд. ночь 

Я часто сплю плохо 

 

Я сплю очень хорошо 

17 

Я редко устаю 

Я часто устаю 

 

Я все время чувствую себя устало 

18 

В большинстве случаев не хочу есть 

Я часто не хочу есть 

 

Я ем очень хорошо 

19 

Меня не беспокоят боли 

Меня часто беспокоят боли 

 

Меня все время беспокоят боли 

20 

Я не чувствую себя одиноким 

Я часто чувствую себя одиноким 

 

Я всегда чувствую себя одиноким 

21 

Школа никогда не приносит мне удовольствие 

Школа иногда приносит мне удовольствие 

 

Школа часто радует меня 

22 

У меня много друзей 

У меня есть друзья, но мне хотелось бы больше 

 

У меня их нет 

23 

С моей учебой все в порядке 

Я учусь не так хорошо, как прежде 

 

Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам которые раньше хорошо шли или 

24 

Я никогда не стану таким хорошим как др. реб. 

Если я захочу то смогу стать хорошим как др. 

 

Я такой же хороший как др. реб. 

25 

Меня никто по настоящему не любит 

Я не уверен в том что меня кто ни будь любит 

 

Я уверен в том что меня любят 

26 

Обычно я делаю то что мне сказали 

Как правило я не делаю того что мне говорят 

 

Я никогда не делаю того что меня просят сделать 

27 

Я чувствую себя одиноким с людьми 

Я часто радуюсь 

 

Я все время радуюсь 


 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности возникновения и преодоления депрессии в подростковом возрасте