Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он - также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый  этап взаимодействия развивающейся  личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он - также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Существуют разные критерии определения  границ подросткового периода. Для  одних исследователей первые менструации (менархе) и эякуляции (эякулярхе) начало, а для других - конец полового созревания. Более динамичная точка  зрения состоит в выделении этапов: 1) препубертатного - от начала полового оволосения и ускорения роста  до менархе и эякулярхе; 2) пубертатного - от менархе и эякулярхе до остановки  роста; 3) постпубертатного, или юношеского, - от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости. Репродуктивная зрелость связана с завершением  соматического полового развития, когда  организм готов к воспроизведению  вида, признаками чего у женщин являются регулярные овуляторные циклы при  закончившейся соматической реорганизации, а у мужчин - регулярная продукция  зрелых сперматозоидов (2).

Биологические механизмы полового созревания обеспечиваются перестройками  в гипоталамо-гипофизарно-гонадо-адреналовой  системе и процессами, обусловленными гормональной функцией половых желез.

По мнению Д.Н. Оудсхоорна, слово  «пубертат» акцентирует внимание на физиологическом созревании, а термин «подростковый возраст» - на психологических  и социокультурных изменениях (72). В отечественной психологии термином «пубертат» обозначают и психологические  характеристики.

Первым, кто четко сформулировал  концепцию о единстве биологического и социального в генезе пубертатного криза, был Л.С. Выготский: критические  периоды в психическом созревании необходимы, они обусловлены логикой  самого процесса развития, характеризующегося не только негативными явлениями, но и обязательно созидательными. Пубертат протекает критически только при  определенных условиях развития, при  этом на такое его течение влияет не столько «внешняя обстановка развития» (23), сколько тесное неповторимое взаимодействие постоянно меняющихся среды и  ребенка, проходящего определенные стадии развития. Критический характер развития в период пубертата объясняется  незаконченностью в формировании разных органов и систем, а также повышенной реактивностью, обусловливающей чрезвычайную чувствительность (72).

Содержание пубертатного периода  складывается из двух основных процессов  созревания - физиологического и психологического. Эти процессы рассматриваются в  тесном динамическом единстве, хотя каждый из них сохраняет известную автономию  и неравномерность по форме, функциям и социальному значению. Физиологическое  созревание включает в себя наряду с половым метаморфозом дозревание центральной нервной системы. Становление  биологического и физиологического гомеостаза, системы «гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников - половые  железы», нейрогуморальной регуляции. Физиологические процессы, лежащие  в основе психического созревания, во многом определяют периодизацию пубертатного развития. Психологическое развития заканчивается после полового, а  социальное развитие завершает процесс  созревания в целом.

С 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические  особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В  это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке другими своей внешности), рост способностей, умений в сочетании  с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям  взрослых (A. Gessel, - по 18, с.33; А.Е. Личко); сочетание  чувствительности с поразительной  черствостью, болезненной застенчивости - с нагловатостью, жажды признания - с бравированием независимости, отказ от общепринятых правил - с  обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования - с сухим  мудрствованием (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко); эгоцентризм юношеского мышления, тяготение  к теоретизированию (Ж. Пиаже); диффузное  расплывчатое «Я», ролевую личностную неопределенность, расстройство временной  перспективы, «кризис идентичности» (Е. Erikson); стремление к освобождению от детской независимости, оппозиционную  готовность, максимализм в оценках, непереносимость опеки, многообразие переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированные колебания  настроения (К.С. Лебединская).

Образное описание психики подростка  было дано в свое время П.Б. Ганнушкиным: «Естественный и здо-ровый протест  подростков против часто злоупотребляю-щих  своим авторитетом старших вырастает  в бессмыслен-ное упрямство и  нелепое противодействие всякому  разумному совету. Развиваются заносчивость и самоуве-ренность. Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим, создает  у него одновременно ощущение растущей силы и чувства недовольства собой. Наличие только что про-будившихся новых влечений при отсутствии еще  вводя-щего их в определенные границы  серьезного содержания, страстное искание  признания собственной значительнос-ти и зрелости при невозможности  этого добиться, - все это побуждает  юношу ставить себе цели явно недостижи-мые, заставляющие его казаться больше, чем он есть, и при-дает его мимике и жестам оттенок напыщенности и  теат-ральности» (34).

Большое значение имеют данные о  становлении социа-лизации личности. Так, в младшем подростковом возрасте (12-14 лет) появляются недоверчивость и  критичность, безжалостное обличение  лицемерия и неискренности взрос-лых, в тех случаях, когда они говорят  одно, а делают другое. В ходе отношений, складывающихся со взрослыми, подросток  легко теряет уверенность в прочности  своего положения.

Ш. Бюлер (Buhler Ch., 1931) разделила пубертатный  криз на две фазы - негативную (12-14 лет) и позитив-ную (15-18 лет), каждой из которых  дала обобщенные характеристики.

1. Негативная.

Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность).

Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхолии.

2. Позитивная.

Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность  в интимной человеческой близости.

Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его  положения. Это проявляется в  психике, для которой типичны  внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним  точкам зрения и позициям. Конфликтность  тем больше, чем резче различия между миром детства и миром  взрослости.

Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и  для ребенка, и для близких  ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом (13).

Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Благодаря бурному росту  и перестройке организма, в данном возрасте резко повышается интерес  к своей внешности. Формируется  новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все  изъяны внешности, действительные и  мнимые (10). На образ физического  «Я» и самосознание в целом  оказывают влияние темпы полового созревания. Дети с поздним созреванием  оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает  более благоприятные возможности  личностного развития.

Много изменений происходит в плане  формирования личности. Главная особенность  подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются  друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Также нужно отметить и  эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим  оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного  участника этой жизни. Конечно, подростку  еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Подросток не может  включиться во взрослую жизнь, но стремится  к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция  проявляется чаще всего во внешнем  облике, в манерах. Подражание идет и по линии развлечений.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает  и чувство взрослости - отношение  подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости является центральным  новообразованием младшего подросткового  возраста (13).

Чувство взрослости - это особая форма  самосознания подростка, стержневая особенность  личности, ее структурный центр. Это  чувство выражает новую жизненную  позицию подростка по отношению  к себе, людям, определяет специфические  направления и содержание его  социальной активности, систему новых  стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей  восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых  простых задач, что мешает его  развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем  не в состоянии справиться, что  также негативно сказывается  на развитии личности подростка. Чувство  взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а  как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (13). Чувство взрослости проявляется и в стремлении к  самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни  от вмешательства родителей. Это  касается вопросов внешности, отношений  со сверстниками, может быть, учебы. В семье к подростку предъявляются  более высокие требования, за ними признают больше прав и обязанностей, что ведет к высоким требованиям, предъявляемым подростком самому себе. Чувство взрослости становится центральным  новообразованием подросткового возраста. А к концу периода ребенок  делает еще один шаг в своем  личностном развитии. После поисков  себя, личностной нестабильности, у  него формируется «Я-концепция» - система  внутренне согласованных представлений  о себе, образов «Я».

Примерно в 11-12 лет возникает  интерес к своему внутреннему  миру, а затем происходит постепенное  усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются  им пространственно. Подросток хочет  понять, какой он есть на самом деле, и представляет себя, каким он хотел  бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как  в зеркало, в поисках сходства. Подростковая рефлексия, потребность  разобраться в самом себе порождают  и исповедальность в общении  со сверстниками, и дневники, которые  начинают вести именно в этом возрасте, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает  в своем воображении подросток, разнообразны - они отражают все  богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной  внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных  качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный  и поведенческий. Для ребенка  важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько  значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит  от системы ценностей, сложившихся  благодаря влиянию семьи и  сверстников. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и  недостаточном осознании своих  возможностей идеальное «Я» может  слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и  действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Когда  идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным  в этот период благодаря тому, что  у подростков развивается саморегуляция (45).

К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются  и образуют целостную систему - «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают  новые мотивы учения, связанные с  осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают  особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку  расширение собственного сознания и  значимое место среди сверстников.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут  с помощью хороших знаний: при  этом для подростка продолжают иметь  значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно  для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).

Очевидно, что устойчивые учебные  мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует  от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит  усвоить научные понятия, системы  знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.

Наряду с учебной деятельностью  у подростка большое место  занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно  общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется  потребность в общении и поиске лучшего друга (45).

Информация о работе Особенности подросткового возраста