Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:21, контрольная работа
В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он - также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО
В своем развитии ребенок проходит
несколько кризисов, отражающих новый
этап взаимодействия развивающейся
личности с социальным окружением,
переход к новой социальной ситуации
развития. Самым длительным является
3-й возрастной криз, длящийся от 12 до
18 лет, он - также самый выраженный,
сложный, имеющий наибольшее значение
для понимания специфики
Существуют разные критерии определения границ подросткового периода. Для одних исследователей первые менструации (менархе) и эякуляции (эякулярхе) начало, а для других - конец полового созревания. Более динамичная точка зрения состоит в выделении этапов: 1) препубертатного - от начала полового оволосения и ускорения роста до менархе и эякулярхе; 2) пубертатного - от менархе и эякулярхе до остановки роста; 3) постпубертатного, или юношеского, - от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости. Репродуктивная зрелость связана с завершением соматического полового развития, когда организм готов к воспроизведению вида, признаками чего у женщин являются регулярные овуляторные циклы при закончившейся соматической реорганизации, а у мужчин - регулярная продукция зрелых сперматозоидов (2).
Биологические механизмы полового
созревания обеспечиваются перестройками
в гипоталамо-гипофизарно-
По мнению Д.Н. Оудсхоорна, слово «пубертат» акцентирует внимание на физиологическом созревании, а термин «подростковый возраст» - на психологических и социокультурных изменениях (72). В отечественной психологии термином «пубертат» обозначают и психологические характеристики.
Первым, кто четко сформулировал
концепцию о единстве биологического
и социального в генезе пубертатного
криза, был Л.С. Выготский: критические
периоды в психическом
Содержание пубертатного периода
складывается из двух основных процессов
созревания - физиологического и психологического.
Эти процессы рассматриваются в
тесном динамическом единстве, хотя каждый
из них сохраняет известную
С 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке другими своей внешности), рост способностей, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (A. Gessel, - по 18, с.33; А.Е. Личко); сочетание чувствительности с поразительной черствостью, болезненной застенчивости - с нагловатостью, жажды признания - с бравированием независимости, отказ от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования - с сухим мудрствованием (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко); эгоцентризм юношеского мышления, тяготение к теоретизированию (Ж. Пиаже); диффузное расплывчатое «Я», ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, «кризис идентичности» (Е. Erikson); стремление к освобождению от детской независимости, оппозиционную готовность, максимализм в оценках, непереносимость опеки, многообразие переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированные колебания настроения (К.С. Лебединская).
Образное описание психики подростка
было дано в свое время П.Б. Ганнушкиным:
«Естественный и здо-ровый
Большое значение имеют данные о
становлении социа-лизации
Ш. Бюлер (Buhler Ch., 1931) разделила пубертатный криз на две фазы - негативную (12-14 лет) и позитив-ную (15-18 лет), каждой из которых дала обобщенные характеристики.
1. Негативная.
Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность).
Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхолии.
2. Позитивная.
Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости.
Согласно теории К.Левина, важнейшими
процессами переходного возраста являются
расширение жизненного мира личности,
круга ее общения, групповой принадлежности
и типа людей, на которых она ориентируется.
Поведение подростка
Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом (13).
Развитие на этом этапе идет быстрыми
темпами. Благодаря бурному росту
и перестройке организма, в данном
возрасте резко повышается интерес
к своей внешности. Формируется
новый образ физического «Я».
Из-за гипертрофированной значимости
ребенком остро переживаются все
изъяны внешности, действительные и
мнимые (10). На образ физического
«Я» и самосознание в целом
оказывают влияние темпы
Много изменений происходит в плане
формирования личности. Главная особенность
подростка - личностная нестабильность.
Противоположные черты, стремления,
тенденции сосуществуют и борются
друг с другом, определяя противоречивость
характера и поведения
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Подросток не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется чаще всего во внешнем облике, в манерах. Подражание идет и по линии развлечений.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста (13).
Чувство взрослости - это особая форма самосознания подростка, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, определяет специфические направления и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Особенность самосознания и самооценки
в отрочестве непосредственно отражается
на поведении. При заниженной самооценке
подросток недооценивает свои возможности,
стремится к выполнению только самых
простых задач, что мешает его
развитию. При завышенной самооценке
он переоценивает свои возможности,
стремится выполнить то, с чем
не в состоянии справиться, что
также негативно сказывается
на развитии личности подростка. Чувство
взрослости подростка проявляется,
прежде всего, в желании, чтобы все
- и взрослые, и сверстники - относились
к нему не как к маленькому, а
как к взрослому. Он претендует на
равноправие в отношениях со старшими
и идет на конфликты, отстаивая свою
«взрослую» позицию (13). Чувство взрослости
проявляется и в стремлении к
самостоятельности, желании оградить
какие-то стороны своей жизни
от вмешательства родителей. Это
касается вопросов внешности, отношений
со сверстниками, может быть, учебы.
В семье к подростку
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пространственно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себя, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в самом себе порождают и исповедальность в общении со сверстниками, и дневники, которые начинают вести именно в этом возрасте, стихи и фантазии.
Образы «Я», которые создает в своем воображении подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция (45).
К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.
Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).
Очевидно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.
Наряду с учебной