Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он - также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

Построение «я - высказывания»:

1) объективно описать события,  ситуацию без экспрессии, вызывающей  напряжение: - когда я вижу, что…

- когда это происходит…

2) описать свои эмоциональную  реакцию, точно назвать свое  чувство в этой ситуации: - я  чувствую…

- я огорчаюсь…

- я не знаю, как реагировать…

3) объяснить причины этого  чувства и высказать свои пожелания:

- потому что я не  люблю…

- мне бы хотелось…

4) представить как можно  больше альтернативных вариантов:

- возможно, тебе стоит  поступить так…

- В следующий раз сделай…

 

«ты-высказывание»

«я-высказывание»

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой  взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь  я постараюсь быть более терпимой.


 

 

4. Упр. «Тренируемся  быть корректными».

Каждый участник пишет  «ты-высказывание» на отдельных  листочках, которые собираются ведущим, перемешиваются и снова раздают  участникам. Попавшие высказывания переформулируют  в

«Я-высказывание».

5. Упр. «Письмо  другу».

Вы желаете помириться с одноклассником. С какими словами  вы обратитесь к другу, чтобы он понял  вашу искренность и желание помириться?

6. Составление  правил поведения.

Составить правила поведения  в гостях , в театре в спортивном зале. Что в них общего и каковы различия.

7. Рефлексия

-Что объединяет «Я-высказывание»  и правила поведения в общественных  местах.

-Готовы ли Вы изменить  в себе то, что мешает другим?

Занятие № 7. Проверка на гуманизм.

Задача. Создание условий для усвоения навыков эффективной коммуникации. Организация процесса обратной связи.

1. Упр. «Цвет».

Почувствовать и обозначить цветом настроение соседа цветом.

2. Упр. «Комплименты»

Каждый по очереди говорит  комплимент своему соседу справа.

3. Беседа «Процесс  передачи и получения обратной  связи».

Обратная связь – это  сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним  отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

В процессе взаимодействия с  людьми не обойтись без обмена ценностями, который проходит в диалоге, где  проясняются взаимные ожидания и  установки, идет анализ происходящего, принимаются решения. Одним из условий  этого диалога является процесс  обратной связи, под которым мы понимаем информацию о том, как реципиент (тот, кто получает информацию) воспринимает коммуникатора (того, кто эту информацию передает), как оценивает его поведение  и слова, то есть его реакцию на собеседника, описание не личности человека, а взаимоотношений с ним. Обратная связь необходима для того, чтобы  улучшить взаимопонимание. Она поможет  партнерам по общению понять, как  воспринимаются их действия, поступки, эмоциональные проявления, адекватно  ли воспринимают окружающие то, что  человек транслирует. Мы часто бываем зажаты в социально одобряемые нормы  поведения, и в нашем менталитете  не заложены нормы искренней трансляции отношения к чему-либо или кому-либо. Это касается как отрицательного, так и положительного отношения. Бытует мнение, что лучше сказать  то, что от нас хотят услышать, для того чтобы не испортить отношения  или свой образ. Конструктивная ситуация: все участники взаимодействия стремятся  прямо и открыто называть те ощущения и переживания, которые испытывают по отношению к партнеру по общению, в той форме, которая доступна и понятна другому.

Правила эффективной  обратной связи.

Коммуникатору необходимо настроиться  на общение с партнером, перераспределить внимание, понять, в каком состоянии  он находится. Затем следует установить контакт, то есть создать ситуацию, в которой оба партнера настроены  на взаимодействие и включены в общение. Это может быть как поворот  головы и кивок, так и приглашение  поговорить. На этом этапе партнеры определяют характер ситуации (профессиональный, личный, интимный, игровой), что позволяет  создать единое информационное поле. В ситуации прямой обратной связи  партнер по общению выходит из ситуации с пониманием того, о чем  шла речь, и принятием вашей  позиции. Это не говорит о том, что он должен быть во всем с вами согласен, но должен осознавать суть вашей  позиции. Трансляция обратной связи  требует определенной атмосферы, уровня доверия, уважения. Ее лучше предлагать, а не навязывать. Партнер по общению  в праве от нее отказаться. Легче  ее принять, если это не попытка изменить другого человека, его поведение, отношение.

Правила обратной связи.

-Выслушать обратную связь  до конца, не интерпретируя  слов собеседника и не выстраивая  систему контраргументов в процессе  слушания.

Попытаться осмыслить  и вернуть ее говорящему своими словами. Даем этим понять собеседнику, что услышали его, и проясняем те моменты, которые  остались недопонятыми.

Обратная связь – мнение одного человека, которое не интегрирует  отношения всего вашего окружения  к вам. Его восприятие ваших поступков  исключительно субъективно и  может быть неполным. Не стоит спорить  с ним и доказывать обратное, ведь он имеет право на собственную  точку зрения, собственные чувства  и эмоции.

Обратная связь не средство воздействия, а способ взаимодействия.

-Часто необходимо помочь  партнеру решиться на обратную  связь, дать ему возможность  почувствовать вашу готовность  выслушать все, что он хочет  вам сказать.

4. Упр. «Обратная  связь».

а). Одному из участников пары ведущий дает карточку, на которой  написана ситуация.( Например: ваш друг не дал вам переписать контрольную  работу – ваша реакция: вы разозлились  на него обиделись.) У участников 3 мин., чтобы подумать, как инсценировать  данную ситуацию

- Удалось ли конструктивно  дать обратную связь?

б). Участникам дается та же ситуация, но теперь работа происходит в парах  одновременно, с использованием правил трансляции и получения обратной связи.

- Получилось ли общение  более продуктивным?

- Что мешало, что помогало?

5. Упр. «Волшебный  стул».

Человек, который садится  на «волшебный стул», становится обладателем  уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания. Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи, тому, кто сидит на «волшебном стуле»,- внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто, принимая информацию. Затем на «волшебном стуле» окажется следующий участник.

- Хотите ли вы дать  обратную связь группе?

- Что вы чувствовали,  когда получали обратную связь?  

- Удалось ли вам следовать  правилам?

Каждый по очереди садиться на стул в центре круга и слушает  от участников критику и положительные  высказывания.

6. Упр. «Афоризмы».

Каждый выбирает карточку с афоризмом, озвучивает его, обосновывает, о ком из группы идет речь. Афоризм  отдается тому, кто вызвал у участников больше всего ассоциаций.

Возможные афоризмы.

- Серая скука, и страх,  и злоба – вот причины того, что жизнь столь коротка. Р.  Бах

-Чем выше летает чайка,  тем дальше она видит. Р.  Бах

-Наши поступки подобны  строчкам буриме: каждый связывает  их, с чем ему заблагорассудится.  Ф. Ларошфуко

-Человеческая жизнь похожа  на коробку спичек. Обращаться  с ней серьезно – смешно. Обращаться  несерьезно – опасно. А. Рюноскэ

-Хотя мальчишки побивают  лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему. Плутарх

-Люди по натуре своей  таковы, что не меньше привязываются  к тем, кому сделали добро  сами, чем к тем, кто сделал  добро им. Н. Макиавелли

-Каждое дитя до некоторой  степени гений и каждый гений  до некоторой степени дитя. А.  Шопенгауэр

-Всякий видит, чем ты  кажешься, немногие чувствуют, кто  ты на самом деле. Н. Макиавелли

-Достойно вести себя, когда  судьба благоприятствует, труднее,  чем когда она враждебна. Ф.  Ларошфуко

-Человек, которому никто  не нравится, гораздо несчастнее  того, который сам никому не  нравится. Ф. Ларошфуко

-Люди похожи на оконные  стекла. Они сверкают и сияют,  когда светит солнце, но, когда  воцаряется тьма, их истинная  красота открывается лишь благодаря  свету, идущему изнутри. Э. Кюблер-Росс

Чтобы оправдаться в собственных  глазах, мы нередко убеждаем себя, что  не в силах достичь цели; на самом  же деле мы не бессильны, а безвольны. Ф. Ларошфуко

7. Рефлексия

-Удалось ли воспользоваться  правилами получения и передачи  обратной связи при выполнении  этих упражнений?

Занятие № 9. Ценностные ориентации человека.

Обобщающие задачи:

5.   Очертить круг факторов влияющих на формирование ценностей, а так же определить их горизонты.

6.   Расширить представление детей о потребностях и ценностях человека.

7.   Создать условия для понимания того, что ценности можно определять совместно.

8.   Помочь детям определить причинно - следственные связи в своих целях и поступках.

Игра «Я люблю»:

Шаг вперёд делает тот кто  согласен с этим утверждением

Кто любит по утрам поспать

Кто говорить доброе утро родителям

Кто с удовольствием идёт в школу

Кто едет в школу на автобусе

Кто рад встрече с одноклассниками

Кто не боится никого из учителей

Кто доволен своею жизнью

Кому нравится получать «5»

Кому всё равно, какие  у него оценки

Кто мечтает стать богатым  и знаменитым

Кто радуется успехам своих  друзей

Кто уважает старших

Кто любит праздники

Кто хочет, чтобы его понимали

Кто хочет, чтобы классный час прошёл «классно»!

Вот мы и собрались все  на одном уровне. Я очень этому  рад. И хоть мы с вами и виделись, давайте ещё раз поздороваемся  друг с другом.

Игра «Импульс»

Рукопожатие «Я рад тебя видеть»

Второе рукопожатие «Здравствуйте»

Похлопывание по плечу  «Привет, привет, привет»

Похлопывание ладошками  по кругу.

4. Беседа. Сегодня мы поговорим с вами о потребностях и ценностях человека. Я надеюсь, что разговор получится интересным и полезным. Мне очень хотелось бы, что бы вы поняли и осознали, что для вас является ценным, дорогим и что Вы можете сейчас сделать, какое поведение выбрать, чтобы достичь своих целей.

Эпиграф

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни преуспеет  тот,

Кто жить, готовясь в детстве, не живет».

- Я думаю, что тема  интересна, потому что именно  сейчас формируются ваши личностные  ценности. Многие ученые изучали  проблему возникновения и классификации  потребностей. Давайте познакомимся  с одной из систем.

Пирамида потребностей Маслоу:

Первый уровень: Материальные потребности (еда, одежда)

Второй уровень: Потребность  в защите (родные, семья, здоровье)

Третий уровень: Потребность  в общении (друзья, коллеги)

Четвёртый уровень: Потребность  в признании (творчество, работа, слава, успех)

Пятый уровень: Самореализация и самоудовлетворение.

6.Желания. Сейчас мы проведём мини интервью, выясним, какие желания вы могли бы загадать. Будто мы оказались в сказке.«Цветик - семи цветик»

- Ты лети, лети лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг

возвращайся, сделав круг…

быть, по-моему, вели.

Какие три желания ты бы хотел, что бы исполнились: (работа в  группах)

Для себя лично

Для всей твоей семьи

Для класса

Для города

Для друга

Для всего мира

Для школы

Итоги зачитывают.

Пока мы с вами мечтали  и фантазировали, а теперь давайте  подумаем, как наши потребности и  ценности влияют на поведение, или поведение  помогает достигнуть того, чего мы хотим.

- Вы абсолютно правильно  сделали выводы о том, что  люди, у которых не совпадают  ценностные ориентации часто  не могут понять друг друга.  Но все - таки, мы не такие  уж разные.

9. Я предлагаю, поиграть  в «сокровищницу».

Каждому из вас я раздаю 7 листов бумаги разного размера. На них вы должны написать 7 самых сокровенных  желаний. Чем больше лист, тем масштабней желание. После этого вы разложите  свои листочки в карманы «Кладовой  желаний». У нас получится настоящая  «сокровищница» нашего класса.

Дети самостоятельно работают. После этого анализируют, сколько  желаний в «сокровищнице» направленно  на себя лично, окружающих, на весь мир


Информация о работе Особенности подросткового возраста