Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он - также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

Приложение №1.

3. Беседа

Классификация качеств личности. Пути воспитания сильной воли. Классификация  людей по отношению к себе, своим  способностям и возможностям. Что  в них положительного и отрицательного.

Жизнь «чеканит», отливает характер человека, характер откладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека.

Группы черт характера.

1). Отношение человека  к другим людям, к коллективу, обществу: общительность, чуткость, бездушие, грубость и т. д.

2). Отношение человека  к труду; своему делу: трудолюбие, инициативность, лень…

3). Отношение человека  к самому себе: скромность, тщеславие,  самокритичность…

4). Отношение человека  к вещам: аккуратность, бережливость…

Насчитывается 15000 черт характера. Черты характера можно классифицировать на:

- интеллектуальные ( сообразительность,  наблюдательность..);

- эмоциональные ( возбудимость, холодная рассудительность..);

- волевые ( решительность,  целеустремленность, смелость..) или  умение и готовность сознательно  регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей.

Характер проявляется  в действиях, поступках. В каждом действии есть цель и мотив. Может  быть цель одна, а мотивов много. «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» (восточная пословица). Важны положительные  привычки, которые держаться на повторении, а так же должна быть потребность  в них.

Составьте свой список привычек положительных (мотив «надо» - долга, необходимости) и отрицательных (мотив  «хочу» - легкости, приятности). Проанализируйте  списки привычек.

Чтобы владеть своим поведением, надо развивать волю, то есть способность  преодолевать трудности, упорство в  достижении цели. Следует различать  волю и упрямство. Упрямство –  это желание настоять на своем, которое  носит болезненный характер и  становится более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Упрямство – это отрицательное  качество, выраженное в нецелесообразной настойчивости.

4. Упр. «Качества  личности».

Записать качества личности при уверенном и неуверенном  поведении. Обсуждение.

5. Игра «Торг».

Напишите 10 качеств, характеризующих  вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества – положительные и отрицательные. Они не должны описывать внешность, не должны отражать социальное положение, успехи. Список должен быть такой, что  глядя на него, вы могли бы сказать: «Да, это я, я – такой».

Перепишите каждое из 10 качеств  на отдельные таблички и прикрепите их к одежде. Посмотрите на качества у одноклассников. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы очень хотелось иметь? Качества можно  менять только одно на одно – просто поменяйтесь табличками! Думайте, что  вам нужно, ищите эти качества у других, »сбывайте» свои!

Закончите обмен, сядьте. Что  за человек получился из вас! Точно  ли вам хочется быть именно таким? Или вы бездумно разбазарили все, что у вас было? Отдали все, что  просили другие? Может что-то вам  хочется вернуть из своих качеств? Сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться – задумайтесь об этом еще раз. Продолжите обмен.

Найдите среди своих качеств  то, которое никак не удавалось  «продать», и подумайте над его  рекламной кампанией. Что такого хорошего есть в этом «отрицательном»  качестве? Кому оно может пригодиться? Чтобы выменять у человека его  «хорошее» качество, подумайте, чем  оно может мешать ему в его  жизни…Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные кампании!

6. Рефлексия

- Как работалось вместе?

- Какие трудности возникли  во время работы?

- Что запомнилось?

Занятие № 4. Ключи  в мой внутренний мир.

Задача: Активизация процесса самопознания Отработка приемов уверенного поведения.

Упр. 1.«Демонстрация  естественной реакции»

Учащиеся дают быстрый  ответ на предложенную ситуацию. Каждый участник демонстрирует свою реакцию.

- Учитель говорит, что  ваша одежда не соответствует  внешнему виду учащегося. Вы  говорите…

- Друг продолжает занимать  вас разговором, а вы хотите  уйти. Вы:...

- Люди, сидящие сзади вас  в кинотеатре мешают вам громким  разговором. Вы обращаетесь к  ним:…

2. Тест. «Темперамент».

Проведение диагностики  и обработка результатов.

Участники определяют свое согласие или несогласие к поставленным вопросам.

1).Обычно вы осуществляете  действие без предварительного  планирования.

2). Чувствуете себя то  счастливым, то несчастным без  видимых причин.

3). Чувствуете себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим  немедленных действий.

4). Подвержены ли вы  колебаниям настроений без видимых  причин.

5). При завязывании новых  знакомств вы первым проявляете  инициативу.

6). Часто ли вы бываете  в плохом настроении?

7). Склонны ли, действовать  быстро и решительно?

8). Бывает ли так, что  вы пытаетесь над чем-либо сосредоточиться,  но не можете?

9). Вы пылкий человек?

10). Бывает ли так, что  при беседе с другим человеком  вы присутствуете только физически,  а мысленно отсутствуете?

11). Чувствуете себя неуютно,  когда не имеете возможности  общаться.

12). Бывает ли так, что  временами вы полны энергии,  А порой, наоборот, очень пассивны?

Обработка результатов.

Начертите оси координат  Х и У. Подсчитайте сумму ответов  – согласий (+) для вопросов с нечетными  номерами и отложите ее на оси «Х». Подсчитайте сумму ответов –  несогласий (-) для вопросов с нечетными  номерами и отложите ее на оси «Х». Подсчитайте сумму ответов –  согласий (+) для вопросов с четными  номерами и отложите ее на оси «У». Подсчитайте сумму ответов –  несогласий (-) для вопросов с четными  номерами и отложите ее на оси «У».Через  отложенные точки на осях Х и У  проведите перпендикуляры. В получившемся прямоугольнике определите четырехугольник  с большей площадью. Он и будет  характеризовать тип темперамента, преобладающего в нестандартной  критической ситуации.

3. Беседа «Типы  и признаки темперамента».

Темперамент – это совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Типы темперамента.

1). Холерик – безудержный,  процессы возбуждения и торможения  сильные, подвижные, уравновешенные.

2). Сангвиник – живой,  процессы возбуждения и торможения  сильные, подвижные, уравновешенные.

3). Флегматик – спокойный,  процессы возбуждения и торможения  сильные, уравновешенные, но малоподвижные.

4). Меланхолик – слабый, процессы возбуждения и торможения  сильные, неуравновешенные, малоподвижные.

Природные особенности оказывают  существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может  привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и  к нервным заболеваниям.

Классификация профессий  по признаку профпригодности:

1) абсолютная – профессия  предъявляет жесткие требования  к особенностям нервной системы  человека и требует отбора (1 группа );

2) относительная – данными  специальностями может овладеть  практически любой человек (2 группа).

При выборе профессии надо учитывать тип темперамента. Сангвинику необходима разнообразная работа, где  он постоянно получает новые задания. Для сангвиника требуется частое и интересное общение и организация  деятельности других людей. Холерику интересна  цикличная работа, где чередуются периоды больших усилий и спокойной  деятельности. Для флегматика сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный  режим не представляет для него трудностей. Меланхолику требуются тонкие ручные умения. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями  и сложностями.

В чистом виде ни один из типов  темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех типов темпераментов, однако какой-то один из этих типов  доминирует. Темперамент как врожденное свойство мало изменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент  человека. Нет плохих и хороших  типов темперамента. Каждый из них  имеет свои преимущества и свои недостатки.

4. Упр. «Определи  темперамент».

По предложенному тексту, учащиеся определяют: для какого типа темперамента характерны те или другие действия в определенной ситуации. В качестве иллюстрации к различным  типам темперамента рассмотрим следующую  ситуацию. «Четыре работника опоздали на очень важное совещание. Первый опоздавший: пытается, во что бы то ни стало прорваться на совещание. Его искренне возмущает  поведение секретаря – референта  руководителя, не позволяющего войти  в кабинет. С упорством работник эмоционально объясняет, почему же ему  так нужно попасть на совещание (холерик). Второй опоздавший, одарив очаровательной улыбкой секретаря, пытается непринужденно  проследовать в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря  заставляет его попытаться зайти  еще раз, а затем повернуться  и без возражений покинуть приемную, подумав: «Не получилось, ну и бог  с ним. Зайду на перерыве» (сангвиник). Третий опоздавший, столкнувшись с  проблемой, сильно расстраиваться не стал, неторопливо и спокойно вернулся к прерванным делам и продолжил  их скрупулезно выполнять (флегматик). Четвертый опоздавший стал очень  переживать по поводу своего опоздания  и предпринял слабые попытки попасть  на совещание («попытки», потому, что  он должен быть на совещании, а «слабые» потому что, появившись на совещании, ему  придется отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он стал переживать о возможных последствиях своего опоздания (меланхолик)». Прослушав  четыре ситуации, участники определяют типы темперамента.

5. Игры в командах.

а) Одна команда называет героев сказок, мультфильмов, а вторая – определяет тип темперамента героя. Затем меняются ролями.

б) На каждый тип темперамента написать как можно больше профессий, ярко выраженных для данного типа.

6. Рефлексия.

- Какие мысли и чувства  возникли после занятия?

- Что нового узнали  о себе и о других.

Занятие №5. Точки  пересечения.

Задача: Создание условий для установления взаимопонимания.

Обучение умению давать инструкции и говорить для других.

1. Упр. «Стыковка».

Работа в четверках. Два  человека садятся друг напротив друга  на стулья, упираясь коленями в сидящего напротив. Остальные два человека занимают места за сидящими и начинают управлять указательными пальцами партнеров, не касаясь их, чтобы пальцы сидящих соединились. При этом у  сидящих участников глаза закрыты

Один человек управляет  действиями другого с помощью  словесных команд, не прикасаясь, не направляя непосредственно его  движения.

2. Объясни инструкцию.

Добровольцу предлагают, никому не показывая изображение, описать  его так, чтобы слушатели смогли представить описываемую картину  и  воспроизвести ее на своем листе бумаги.

1 этап. Доброволец садится  напротив группы и пытается  словесно описать геометрическую  композицию. Он может отвечать  на вопросы и помогать себе  при объяснении жестами. Изображения  слушателей сравниваются с оригиналом.

- Какие трудности возникли?

- Какие приемы использовал  рассказчик для облегчения задачи  слушателей?

- Сильные и слабые стороны  выбранной стратегии изложения.

2 этап. То же, но нельзя  использовать жесты.

3 этап. Рассказчик сидит  спиной к группе.

3. Беседа «Текст  для себя», «Текст для другого».

Мы пытаемся передать все  слушателям и с отчаянием наблюдаем  за постепенным изменением лиц собеседников. Да они рады за нас. Но наша экспрессия начинает их понемногу утомлять, потому что наша история, которую трудно представить и почти невозможно прожить с чужих слов. Причина: умение говорить не для себя, а для  другого.

«Текст для себя» (не эгоцентрическая  речь)- рассказ, выстроенный в собственной  логике, по законам субъективной психической  жизни. В нем главенствуют эмоции, оценки, интерпретации: на первый план выступают детали, особенно поразившие рассказчика, а общий контекст ситуации может быть вообще не передан или  передан фрагментарно. В результате у слушателя формируются четкие представления о том, каково отношение  рассказчика, как он оценивает ту или иную ситуацию, но само видение  описываемой ситуации может быть сильно искажено.

«Текст для другого» - рассказ, специально конструируемый для собеседника, учитывающий законы возникновения  образов и личные особенности  данного человека. Рассказ, позволяющий  не просто услышать, а мысленно прожить  описываемую ситуацию. Это позволяет  передавать собеседнику сложную  информацию, требующую осмысления, поэтапного усвоения.

4. Упр. «Остров сокровищ».

Работа в парах, спина  к спине, сидя на стульях. У каждого  участника лист бумаги А 4 и карандаш.

Один участник делает набросок острова сокровищ и одновременно  рассказывает партнеру, что тот должен нарисовать на своем месте, чтобы получить как можно более точную копию карту острова. Партнеры не видят планы друг друга, но могут разговаривать.

Обсуждение.

-На чем партнер концентрировал  свое внимание: на рисовании своего  плана или передаче информации  партнеру?

-Какие приемы использовал  для того, чтобы помочь партнеру  в решении его задачи?

5. Игра - рисование.  «Картина путешествий».

В группах по 4 человека создается  коллективное произведение под  руководством, руководителя «с помощью трех художников», которые творят с закрытыми глазами. «Руководитель» слышит, разговаривает, но не прикасается к «художникам».

6. Рефлексия.

- Оцените свои умения  управлять действиями другого  человека, правильно давать инструкцию.

Занятие № 6. Мысль  изреченная.

Задачи: организация деятельности, направленной на осознание своих чувств и умение правильно сообщать о них при овладении техникой «Я-сообщения».

1.  Упр. «Список благодарности»

Представьте себе утро завтрашнего  дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза  – и говорите «спасибо» этому  миру за то, что он подарил вам.

Составить список того, за что  и кому вы можете быть благодарны.

2. Упр. «Договориться  или не договориться».

В таблице записать ситуации, о чем люди договариваются и последствия  этого, если смогли договориться или  не смогли договориться.

 

О чем люди договариваются

Последствия, если смогли договориться

Последствия, если не смогли договориться

     

 

3. Беседа «Ты  – и «Я – высказывания».

«Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение  к определенному предмету без  оценки.

«Ты-замечания» неэффективны, т.к. ставят человека в позицию обвиняемого  и обороняющегося; у человека возникает  искушение, вместо того чтобы изменить свое поведение – возразить вам, отстоять себя и в итоге… продолжать делать то же самое. Причем порой очень  настойчиво, «назло» («ты-плохой»). Берегите себя и других: избавляйтесь от обид, уколов, обвинений.

Информация о работе Особенности подросткового возраста