Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:57, курсовая работа
Цель данной работы: изучить гендерные особенности, причины, возникновения, и способы преодоления депрессии у детей в подростковом возрасте.
К задачам данной работы относятся:
1)изучить особенности депрессивного расстройства;
2)выявить причины появления депрессии в пубертатный период;
3)выявить способы преодоления депрессии мальчиков и девочек в подростковом возрасте;
4)дать рекомендации детям подросткам в трудных депрессивных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте. 5
1.1 Понятие депрессии, её характеристики. 5
1.1.1 Виды депрессии. 8
1.1.2 Причины депрессии. 10
1.2 Проявления депрессии в подростковом возрасте. 13
1.2.1. Депрессия в подростковом возрасте. 15
1.3 Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте. 17
1.4 Гендерные особенности возникновения и преодоление депрессии у подростков. 19
Краткие выводы к первой главе: 23
Глава II. Эмпирическое исследование депрессии у подростков. 24
2.1 Организация исследования. 24
2.2 Интерпретация полученных результатов. 25
2.3 Психолого-педагогические рекомендации подросткам и их родителям по преодолению депрессии. 32
Заключение 35
Список литературы. 37
Приложение
На сегодняшний день причины депрессии понятны не полностью. Возникновение депрессии у человека становиться более вероятно, если на него влияет ряд факторов, к которым относиться неблагоприятная наследственность, побочный эффект некоторых лекарств, врожденные особенности (например, интровертированность - сосредоточенность личности на самой себе) и эмоционально травмирующие события, особенно потеря близких. Депрессия может также появляться или усугубляться без какой-либо очевидной причины.
Причины первичной депрессии.
На сегодняшний день в современной медицине принята, так называемая биопсихосоциальная модель, которая объясняет возникновение первичной депрессии совокупностью различных биологических, психологических и социальных факторов. Необходимо особенно подчеркнуть, что ни одна из этих составляющих по отдельности не может стать причиной депрессии определённого человека. Все эти факторы обязательно должны рассматриваться в совокупности.
Рассмотрим вкратце каждую составляющую биопсихосоциальной модели возникновения депрессии.
Биологические факторы. Наследственность имеет определённое влияние на появление депрессии, однако оно не столь велико, как в других психических заболеваниях и расстройствах. Возможность заболеть тяжёлой депрессией у ближайших родных больного (т.е. у родственников первого порядка) в 2-3 раза больше, чем у людей, у которых в родстве нет больных депрессией.
Социальными факторами, которые играют значительную роль в проявлении первого эпизода депрессии, являются безработица, развод и траур. Один из факторов, очень тесно связанный с возникновением тяжёлой депрессии, – потеря родителя ребёнком в возрасте до 10 лет. Важно отметить, что в появлении последующих эпизодов депрессии эти социальные факторы уже не участвуют. С какого-то момента участие стрессогенного фактора в появлении депрессивного эпизода не обязательно. Предыдущие эпизоды сами становятся причинами для последующих проявлений болезни.
При попытке объяснить причины депрессии с помощью психологических факторов, был сформулирован ряд теорий.
Например, существует много различных психоаналитических теорий депрессии. Согласно одной из них, депрессия возникает в случае потери значимого «другого», который при этом становится одновременно объектом любви и ненависти (вернее, гнева из-за того, что его потеряли). В результате отрицания ненависти или гнева возникает чувство вины, выливающееся в направленную на себя враждебность.
Когнитивные теории возникновения депрессии утверждают, что человек, страдающий депрессией, развивает отрицательные мысли на трёх уровнях. Эта негативная триада устойчивых представлений депрессивных больных включает в себя, во-первых, видение себя лишёнными каких-либо достоинств и ни на что не годными людьми, во-вторых, видение окружающего мира как жестокого и вызывающего отвращение, и, наконец, в-третьих, безнадёжность по отношению к будущему. [3]
Когнитивно-бихевиористская теория, основой её направления стали труды А. Эллиса и А. Бека, описывает больного депрессией как человека, для поведения которого характерна так называемая «выученная беспомощность». Этот термин довольно точно описывает то, что происходит, когда люди оказываются в обстоятельствах, при которых не могут предотвратить неблагоприятные внешние события: возникает пассивность, чувство отчаяния и безнадежности.[3]
Ниже приведем самые распространенные факторы появления депрессии:
Насилие. Пережитое в прошлом сексуальное, физическое или эмоциональное насилие провоцирует появление депрессии в дальнейшей жизни.
Медикаменты. Например, некоторые медицинские препараты, применяемые при лечении высокого кровяного давления, могут вызывать депрессию.
Конфликт. Депрессия может возникнуть вследствие постоянных ссор и конфликтов с родными или друзьями
Смерть или утрата. Боль или глубокая грусть после потери любимого человека, также может повысить риск появления депрессии.
Наследственность. Случаи депрессии в семье, повышают риск ее проявления. Также существует версия, что депрессия может передаваться от поколения поколению. Но как это происходит на самом деле не известно.
Важные события в жизни. Такие события, как новая работа, окончание высшего учебного заведения или женитьба, могут стать причиной депрессии. Равноценно как т потеря работы или основного заработка, развод или уход на пенсию.
Личные проблемы. Социальная изоляция из-за другой психической болезни или изгнание из семьи или социальной группы, также ведет к депрессии.
Серьезные заболевания. Очень часто депрессия встречается у людей с серьезными заболеваниями, или развивается как реакция на них.
Алкогольная или наркотическая зависимость. Более 30% людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, страдают также и от острой или клинической депрессии.
Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. [6]
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.[7]
Этот возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности, меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития, на фоне духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. И поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. [12]
Возникновение депрессии в подростковом возрасте зачастую обуславливается тем, что в этом возрасте протекает большой по продолжительности кризисный период «Пубертатный кризис».
Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.[8]
На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. В подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а, также, не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.[13]
Результаты некоторых исследований показали, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже.
Симптомы депрессивных подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида.
От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, лечение подростков можно проводить с помощью тех видов терапии, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых. Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий. Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников.[17]
Н.М. Иовчук считает, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:
• Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).
• Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).
• Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).
• Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).
• Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).
• Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).[10]
В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.
Отметим еще немаловажный фактор развития депрессивного состояния у подрастающего поколения, с психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что тех, кто оценивал собственную деятельность выше, чем это было на самом деле, высока вероятность развития подавленного состояния и депрессии. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии является так же постепенное понижение человеком собственной самооценки, собственных привлекательных черт и заслуг. Это происходит обычно под влиянием негативных мыслей о себе.[15]