Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:57, курсовая работа
Цель данной работы: изучить гендерные особенности, причины, возникновения, и способы преодоления депрессии у детей в подростковом возрасте.
К задачам данной работы относятся:
1)изучить особенности депрессивного расстройства;
2)выявить причины появления депрессии в пубертатный период;
3)выявить способы преодоления депрессии мальчиков и девочек в подростковом возрасте;
4)дать рекомендации детям подросткам в трудных депрессивных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте. 5
1.1 Понятие депрессии, её характеристики. 5
1.1.1 Виды депрессии. 8
1.1.2 Причины депрессии. 10
1.2 Проявления депрессии в подростковом возрасте. 13
1.2.1. Депрессия в подростковом возрасте. 15
1.3 Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте. 17
1.4 Гендерные особенности возникновения и преодоление депрессии у подростков. 19
Краткие выводы к первой главе: 23
Глава II. Эмпирическое исследование депрессии у подростков. 24
2.1 Организация исследования. 24
2.2 Интерпретация полученных результатов. 25
2.3 Психолого-педагогические рекомендации подросткам и их родителям по преодолению депрессии. 32
Заключение 35
Список литературы. 37
Приложение
Так как в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Все эти перемены влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут являться основой для развития депрессии у подростков. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Также обстоит дело и с завышенной самооценкой. По словам А.В. Захарова: «Депрессия и подавленное состояние возникают, когда завышенная самооценка мешает самосовершенствованию и развитию».[13]
Понятие "гендер" впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender -- род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола - совокупности биологических характеристик - генетических, физиологических и репродуктивных. [4]
Гендер - это:
a) социальный пол, во многом обусловливающий
особенности собственно
b) биологический пол, выступающий
как комплекс морфологических
и физиологических
Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.
Подольский А. отмечает: « депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе.[17]
У девушек недовольство своим
телом может привести к
Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Действия подростка в этой ситуации называются “выходом из депрессии”. Существует много способов выхода.
Мальчики обычно бывают более буйными, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, превышением скорости или другими антисоциальными действиями. Одно из самых распространенных криминальных действий, которые наблюдаются сегодня среди мальчиков-подростков, это взлом и проникновение в дома. Поступки, связанные с опасностью и будоражащие нервы, в какой-то мере облегчают боль, причиняемую депрессией. Взлом домов дает такие ощущения, и поэтому мальчики, находящиеся в депрессии, часто прибегают к этому.
Девочки обычно пытаются выйти из депрессии менее буйными способами, однако из-за вредного влияния средств массовой информации, насаждающих культ силы, тип их поведения начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей: страдания, причиняемые депрессией, смягчаются во время физической близости. Однако когда эти взаимоотношения заканчиваются, эти несчастные дети обычно чувствуют себя еще хуже - они бывают еще более подавлены, чем раньше, так как их мнение о себе резко падает.[9]
Подросток в состоянии депрессии может начать принимать наркотики. Марихуана и депрессия - крайне опасное сочетание, потому что в принципе после приема марихуаны подростки чувствуют себя лучше. Этот наркотик не избавляет от депрессии, но снимает вызванную ею боль. Подросток чувствует себя лучше просто потому, что у него ничего не болит. Конечно, когда действие марихуаны кончается, боль возвращается снова, и тогда он вынужден принимать большее количество, чтобы достичь той же степени облегчения. Таков самый распространенный путь привыкания к марихуане, роста зависимости от нее. Другие наркотики могут точно так же влиять на подростков. Поэтому, если мы пытаемся помочь им избавиться от наркомании, мы сначала должны определить, насколько депрессия повлияла на это пристрастие.
Другой способ выхода из депрессии - это попытка самоубийства. Иногда подросток, идя на это, хочет не умереть, а привлечь внимание. Хотя иногда бывают и серьезные попытки действительно расстаться с жизнью. Девочки чаще прибегают к этому способу, чем мальчики, зато попытки мальчиков чаще удаются. Девочки в основном используют более безобидные способы самоубийства, как, например, таблетки; мальчики же, наоборот, действуют более решительно, поэтому и спасти девочек обычно проще.[12]
В данной теоретической части исследования по проблеме возникновения и преодоления депрессии в подростковом возрасте была раздела на четыре основные части, в которых мы подробно рассмотрели:
Основные составляющие депрессии в психологии. Все это представлено в первой части, мы привели примеры ученых врачей, труды которых были посвящены сущности депрессии, также в этой части мы раскрыли все аспекты понятия депрессии, охарактеризовали типичные проявления депрессивного состояния. Мы описали существующие виды депрессии и симптоматику каждого из них. Были рассмотрены причины депрессивного расстройства и указали факторы первичной депрессии, при этом был раскрыт ряд теорий психологического фактора. Также мы привели самые распространенные факторы эмоционального расстройства.
Во второй части мы указали возрастные особенности подросткового возраста, и чем он обусловлен. В этом возрасте более велика склонность к депрессивному расстройству, так как в нем переживается кризис «пубертатного возраста».
В третьей части мы указали причины вероятности возникновения депрессии у современных подростков, и взаимосвязь уровня собственной самооценки и депрессивного состояния.
Четвертую часть мы посвятили особенностям генедерного различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков, также мы рассмотрели способы выхода из депрессии современных подростков.
Глава II. Эмпирическое исследование депрессии у подростков.
С целью исследование склонности к депрессии мы провели методики среди учащихся 8 классах. Возраст от 14 – 15 лет, пол – женский, мужской. В диагностике участвовало 20 учеников.
Для исследования выбрали 2 методики:
Описание методики №1.
Тест «Шкала Гамильтона для оценки депрессии». Шкала Гамильтона для оценки депрессии, созданная в 1959 г., быстро приобрела большую известность и стала широко использоваться для оценки тяжести депрессии в динамике. Первоначально она включала 17 признаков, оцениваемых по 3-балльной системе. В последующем были предприняты попытки расширить шкалу, как за счет включения большего числа признаков депрессии (до 24), так и за счет увеличения степеней градаций оценки каждого из них, более детальной оценки степени их интенсивности или частоты (от 3 до 5 баллов).
В нашей методике был применен опросник из 24 признаков.
Данная шкала разработана для оценки тяжести симптомов депрессии (независимо от небольших колебаний во времени), поэтому вопросы касаются состояния пациента в течение последних нескольких дней или предыдущей недели.
Для оценки следует выбирать вариант ответа, наиболее точно характеризующий состояние пациента. Суммарный бал определяется по первым 17-ти пунктам. Четыре последних пункта шкалы Гамильтона (с 18-го по 21-й) используются для оценки дополнительных симптомов депрессии и определения подтипов депрессивного расстройства.
Описание методики №2.
Тест для определения депрессии по Maria Kovacs. Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет.
Ряд пунктов тестирует последствия депрессии, специфичные для детей, подростков (например, для школы).
Каждый пункт содержит три варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2, показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.
Ребенок должен выбрать одно из трех значений по каждому пункты шкалы на основе последних двух недель.
Опросник легко предъявлять и обсчитывать. Его заполнение требует не более 15 минут. Особенно ценен в ситуациях, где требуется быстрая и алгоритмизированная оценка проблем ребенка.
В каждой методике мы разделили 20 учеников на 2 группы, в первой- девочки, во второй – мальчики.
Тест «Шкала Гамильтона для оценки депрессии».
Интерпретация результатов методики по шкале наблюдения Гамильтона. Методика основывается на визуальном контакте с испытуемым. Проводилась при непосредственном наблюдении, беседы с испытуемым. Результаты методики представлены ниже в Таблице 1.
Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона:
0-7 – норма
8-13 – легкое депрессивное
14-18 – депрессивное расстройство средней степени
19-22 – депрессивное расстройство тяжелой степени
23-30 – депрессивное расстройство крайне тяжелой степени
Тест «Шкала Гамильтона для оценки депрессии».
Испытуемые (ученики) |
Количество баллов |
Тяжесть Депрессии | ||
Девочки | ||||
Ирина |
6 |
Норма | ||
Оксана |
11 |
Легкая | ||
Марина |
13 |
Легкая | ||
Света |
16 |
Средняя | ||
Людмила |
27 |
Крайне тяжелая | ||
Ирина2 |
7 |
Легкая | ||
Анжела |
4 |
Норма | ||
Валерия |
21 |
Тяжелая | ||
Вика |
22 |
Тяжелая | ||
Юлия |
5 |
Норма | ||
Процентное соотношение: |
38,3% | |||
Мальчики | ||||
Саша |
11 |
Легкая | ||
Леша |
15 |
Средняя | ||
Саша2 |
3 |
Норма | ||
Женя |
10 |
Легкая | ||
Максим |
6 |
Норма | ||
Дима |
11 |
Легкая | ||
Арсен |
13 |
Легкая | ||
Леша2 |
13 |
Легкая | ||
Кирилл |
7 |
Норма | ||
Тимур |
25 |
Крайне тяжелая | ||
Процентное соотношение: |
28,5% |