Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:57, курсовая работа
Цель данной работы: изучить гендерные особенности, причины, возникновения, и способы преодоления депрессии у детей в подростковом возрасте.
К задачам данной работы относятся:
1)изучить особенности депрессивного расстройства;
2)выявить причины появления депрессии в пубертатный период;
3)выявить способы преодоления депрессии мальчиков и девочек в подростковом возрасте;
4)дать рекомендации детям подросткам в трудных депрессивных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте. 5
1.1 Понятие депрессии, её характеристики. 5
1.1.1 Виды депрессии. 8
1.1.2 Причины депрессии. 10
1.2 Проявления депрессии в подростковом возрасте. 13
1.2.1. Депрессия в подростковом возрасте. 15
1.3 Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте. 17
1.4 Гендерные особенности возникновения и преодоление депрессии у подростков. 19
Краткие выводы к первой главе: 23
Глава II. Эмпирическое исследование депрессии у подростков. 24
2.1 Организация исследования. 24
2.2 Интерпретация полученных результатов. 25
2.3 Психолого-педагогические рекомендации подросткам и их родителям по преодолению депрессии. 32
Заключение 35
Список литературы. 37
Приложение
Девочки.
В результате проведения методики выявления депрессии по шкале Гамильтона мы определили, по общему показателю 38,3% наличия в этой группе депрессии. Особенно отличились ученицы Людмила, Вика, Валерия, при беседе они вели себя очень сковано, вяло, и не проявляли ни какого интереса, чувствовалось с их стороны безразличие ко всему окружающему. Очень позитивно и расковано вели себя Ирина и Анжела. В целом, в беседе с девочками не возникло никаких трудностей, на вопросы отвечали без затруднений.
Мальчики.
У мальчиков по общему показателю 28,5 % наличия депрессии в группе, меньше чем у девочек.
Тяжелое депрессивное состояние было выявлено у Тимура, он набрал 25 баллов, беседа с ним показала, что этот мальчик очень забит, и не пользуется особой популярностью у сверстников, общение с ним было трудным, так как он не стремился к общению. В общем, в общении с мальчиками не было трудностей, они были общительны и отвечали на все вопросы без затруднений.
Несмотря на в целом позитивную оценку анализов этих методик, нужно продолжать собирать информацию относительно их депрессий, выяснить воздействие разных факторов, разработать специальные приемы преодоления.
Тест для определения депрессии по «Maria Kovacs».
В ходе проведения этой методики важно было отметить, что бы школьники вели себя расслаблено и отвечали без особых затруднений.
Примечание: Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл. Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка. Мы перевели показатели в проценты. Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубины депрессии.
Анализ результатов методики показал, что в группе девочек из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека это Людмила, Валерия и Вика, со средней тяжестью 4 человека Оксана, Марина, Света, Ирина2, ниже среднего одна Ирина, без проявления признаков депрессии 2 человек, это Анжела и Юлия. В группе из мальчиков с ярко выраженными симптомами 1 человек это Тимур, со средней тяжестью 3 человека Леша, Арсен, Леша2, ниже среднего 4 человека Саша, Женя, Дима, Кирилл, без проявления признаков это Саша2 и Максим.
Результаты распределения результатов по шкалам представлены в таблице 2.
Шкала-А (общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности).
Шкала-В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание).
Шкала-С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе).
Шкала-D (высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества).
Шкала-Е (негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей).
Тест для определения депрессии по Maria Kovacs. Таблица 2.
Распределение результатов по шкалам у девочек. | ||||
Шкалы |
высокий уровень |
средний уровень |
ниже среднего |
без выраженных признаков |
Шкала А |
30% |
50% |
10% |
10% |
Шкала В |
40% |
20% |
30% |
10% |
Шкала С |
30% |
30% |
20% |
20% |
Шкала D |
10% |
30% |
40% |
20% |
Шкала Е |
20% |
20% |
10% |
50% |
Распределение результатов по шкалам у мальчиков. | ||||
Шкала А |
30% |
30% |
30% |
10% |
Шкала В |
30% |
30% |
20% |
20% |
Шкала С |
40% |
20% |
30% |
10% |
Шкала D |
10% |
20% |
40% |
30% |
Шкала Е |
10% |
20% |
20% |
50% |
В результате распределения результатов по шкалам, можно соотнести, какие шкалы более выражены.
У девочек более выражена Шкала С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе) и Шкала - В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание) менее выражена Шкала - А (общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом), менее выражены Шкалы Е,D.
У мальчиков выражена Шкала A(общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности) и Шкала С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе) менее выражена Шкала - В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание) также менее выражены все остальные Шкалы D,E.
Сопоставив результаты методик можно наблюдать, что у групп детей с разной степенью тяжести выражены разные симптомы проявления депрессивного расстройства. Мы составили сводную таблицу результатов методик.
Результаты представлены в таблице 3.
Сопоставление результатов Таблица 3.
Тяжести депрессии по шкале Гамильтона |
Шкалы по по «Maria Kovacs»(проявление у учеников) |
норма |
- |
легкое депрессивное расстройство |
Шкала С |
депрессивное расстройство средней степени тяжести |
Шкала А |
депрессивное расстройство тяжелой степени |
Шкала В |
депрессивное расстройство крайне тяжелой степени тяжести |
Шкала Е |
Общие результаты по методикам:
После проведения методик «Шкала Гамильтона для оценки депрессии» и Тест для определения депрессии по «Maria Kovacs», мы определили, что девочки более склонны к депрессии, чем мальчики.
По первой методике (по общим показателям) мы выяснили, что в возрасте от 14 – 15 лет, девочки более подвержены депрессивному состоянию. Эта методика предполагает визуальный контакт с учениками, поэтому кроме подсчета показателей в результате общения, беседы с ними, уже можно сказать, что девочки более зажаты, скромные, не общительные, как уже было ранее отмечено, наиболее выделились 3 девочки из группы, у которых были наиболее выражены симптомы депрессии. Мальчики же наоборот старались больше общаться, вели себя расковано, поэтому у них ниже показатель наличия депрессии, кроме одного ученика.
По второй методике мы определили, что у мальчиков более выражено, наличие таких симптомов как, общее снижения настроения, негативная оценка собственной эффективности, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности, мальчики при депрессиях зачастую сверяют себя с ролью плохого, у них агрессивное поведение, непослушание. У девочек проявление к такому эмоциональному состоянию приводит высокий уровень убеждение неэффективности в школе, снижение настроения негативная оценка себя в целом.
На основе этих результатов можно сделать вывод, что девочки подростки более чувствительны к своим эмоциям и могут лучше выражать их, поэтому они более склонны к депрессивному состоянию. В этом возрасте большая подверженность девочек депрессии. Мальчики же в большинстве случаев наоборот, пытаются скрыть эмоции, и переживают все неприятности в себе, пытаясь никому не показывать свое душевное состояние.
Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего, надо постоянно помнить, что подростки — эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых — рассматривать подростков как полноправных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.
Взрослые, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии.
Формы помощи подросткам для эффективного преодоления депрессивного состояния
Изобретено три возможные способы преодоления негативных проявлений подростковой депрессивности.
Один из таких способов — предварительное планирование своих действий:
Рекомендации родителям в преодолении депрессии подростками.
Как помочь ребенку в депрессивном состоянии?
1) Важно показывать ребенку свое отношение: что бы ни случилось в жизни, родители его любят, и он может доверять вам.
2) Найдите время для полноценного общения с подростком, чтобы он мог рассказать вам о своих делах, мыслях, обо всем, что для него значимо, главная цель – понимание ребенка.
3)Не отмахивайтесь от ребенка, когда ему трудно. Помогите словом, утешением, отвлеките от мыслей.
4)Разговаривайте с ребенком. Помогите ему разобраться в своих чувствах и отношениях.
5)Будьте внимательны к
6)Покажите ребенку, что настроение зависит не от происходящих событий, а от того, как мы их воспринимаем; счастье зависит от мировоззрения человека, а не от условий его жизни.
7)В стрессовых ситуациях
8)Если ребенка невозможно ни в чем переубедить, обратитесь за помощью к специалистам
Заключение
Итак, депрессия — это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, когнитивных представлений и общей сенсивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.
Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе — для подростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, — это и трагедия.