Психологические особенности возникновения и преодоления депрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить гендерные особенности, причины, возникновения, и способы преодоления депрессии у детей в подростковом возрасте.
К задачам данной работы относятся:
1)изучить особенности депрессивного расстройства;
2)выявить причины появления депрессии в пубертатный период;
3)выявить способы преодоления депрессии мальчиков и девочек в подростковом возрасте;
4)дать рекомендации детям подросткам в трудных депрессивных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте. 5
1.1 Понятие депрессии, её характеристики. 5
1.1.1 Виды депрессии. 8
1.1.2 Причины депрессии. 10
1.2 Проявления депрессии в подростковом возрасте. 13
1.2.1. Депрессия в подростковом возрасте. 15
1.3 Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте. 17
1.4 Гендерные особенности возникновения и преодоление депрессии у подростков. 19
Краткие выводы к первой главе: 23
Глава II. Эмпирическое исследование депрессии у подростков. 24
2.1 Организация исследования. 24
2.2 Интерпретация полученных результатов. 25
2.3 Психолого-педагогические рекомендации подросткам и их родителям по преодолению депрессии. 32
Заключение 35
Список литературы. 37
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая ира.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

 

Девочки.

В результате проведения методики выявления депрессии по шкале Гамильтона мы определили, по общему показателю 38,3% наличия в этой группе депрессии. Особенно отличились ученицы Людмила, Вика, Валерия, при беседе они вели себя очень сковано, вяло, и не проявляли ни какого интереса, чувствовалось с их стороны безразличие ко всему окружающему. Очень позитивно и расковано вели себя Ирина и Анжела. В целом, в беседе с девочками не возникло никаких трудностей, на вопросы отвечали без затруднений.

Мальчики.

У мальчиков по общему показателю 28,5 % наличия депрессии в группе, меньше чем у девочек.

Тяжелое депрессивное состояние было выявлено у Тимура, он набрал 25 баллов, беседа с ним показала, что  этот мальчик очень забит, и не пользуется особой популярностью у сверстников, общение с ним было трудным, так как он не стремился к общению. В общем, в общении с мальчиками не было трудностей, они были общительны и отвечали на все вопросы без затруднений.

        Несмотря на в целом позитивную оценку анализов этих методик, нужно продолжать собирать информацию относительно их депрессий, выяснить воздействие разных факторов, разработать специальные приемы преодоления.

Тест для определения депрессии по «Maria Kovacs».

В ходе проведения этой методики важно было отметить, что бы школьники вели себя расслаблено и отвечали без особых затруднений.

Примечание: Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл. Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка. Мы перевели показатели в проценты. Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубины депрессии.  

Анализ результатов методики показал, что в группе девочек из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека это Людмила, Валерия и Вика, со средней тяжестью 4 человека Оксана, Марина, Света, Ирина2, ниже среднего одна Ирина, без проявления признаков депрессии 2 человек, это Анжела и Юлия. В группе из мальчиков с ярко выраженными симптомами 1 человек это Тимур, со средней тяжестью 3 человека Леша, Арсен, Леша2, ниже среднего 4 человека Саша, Женя, Дима, Кирилл, без проявления признаков это Саша2 и Максим.

Результаты распределения результатов по шкалам представлены в таблице 2.

Шкала-А (общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности).

Шкала-В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание).

Шкала-С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе).

Шкала-D (высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества).

Шкала-Е (негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей).

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест для определения депрессии по Maria Kovacs.                          Таблица 2.

 

       Распределение результатов по шкалам у девочек.              

Шкалы

высокий уровень

средний уровень

ниже среднего

без выраженных признаков

Шкала А

30%

50%

10%

10%

Шкала В

40%

20%

30%

10%

Шкала С

30%

30%

20%

20%

Шкала D

10%

30%

40%

20%

Шкала Е

20%

20%

10%

50%

Распределение результатов по шкалам у мальчиков.

Шкала А

30%

30%

30%

10%

Шкала В

30%

30%

20%

20%

Шкала С

40%

20%

30%

10%

Шкала D

10%

20%

40%

30%

Шкала Е

10%

20%

20%

50%


                                                                                                              

В результате распределения результатов по шкалам, можно соотнести, какие шкалы более выражены.

У девочек более выражена Шкала С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе) и Шкала - В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание) менее выражена Шкала - А (общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом), менее выражены Шкалы Е,D.

У мальчиков выражена Шкала A(общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности) и Шкала С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе)  менее выражена Шкала - В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание) также менее выражены все остальные Шкалы D,E.

Сопоставив результаты методик можно наблюдать, что у групп детей с разной степенью тяжести выражены разные симптомы проявления депрессивного расстройства. Мы составили сводную таблицу результатов методик.

Результаты представлены в таблице 3.

 

                                Сопоставление результатов                              Таблица 3.

 

Тяжести депрессии по шкале Гамильтона

Шкалы по по «Maria Kovacs»(проявление у учеников)

норма

-

легкое депрессивное расстройство

Шкала С

депрессивное расстройство средней степени тяжести

Шкала А

депрессивное расстройство тяжелой степени

Шкала В

депрессивное расстройство крайне тяжелой степени тяжести

Шкала Е


 

Общие результаты по методикам:

После проведения методик  «Шкала Гамильтона для оценки депрессии» и Тест для определения депрессии по «Maria Kovacs», мы определили, что девочки более склонны к депрессии, чем мальчики.

По первой методике (по общим показателям) мы выяснили, что в возрасте от 14 – 15 лет, девочки более подвержены депрессивному состоянию.  Эта методика предполагает визуальный контакт с учениками, поэтому кроме подсчета показателей в результате общения, беседы с ними, уже можно сказать, что девочки более зажаты, скромные, не общительные, как уже было ранее отмечено, наиболее выделились 3 девочки из группы, у которых были  наиболее выражены симптомы депрессии. Мальчики же наоборот старались больше общаться, вели себя расковано, поэтому у них ниже показатель наличия депрессии, кроме одного ученика.

              По второй методике мы определили, что у мальчиков более выражено, наличие таких симптомов как, общее снижения настроения, негативная оценка собственной эффективности, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности, мальчики при депрессиях зачастую сверяют себя с ролью плохого, у них агрессивное поведение, непослушание. У девочек проявление к такому эмоциональному состоянию приводит высокий уровень убеждение неэффективности в школе, снижение настроения негативная оценка себя в целом.

       На основе этих результатов можно сделать вывод, что девочки подростки более чувствительны к своим эмоциям и могут лучше выражать их, поэтому они более склонны к депрессивному состоянию. В этом возрасте большая подверженность девочек депрессии. Мальчики же в большинстве случаев наоборот, пытаются скрыть эмоции, и переживают все неприятности в себе, пытаясь никому не показывать свое душевное состояние.

 

 

 

2.3 Психолого-педагогические рекомендации подросткам и их родителям по преодолению депрессии.

Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего, надо постоянно помнить, что подростки — эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых — рассматривать подростков как полноправных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих. 

Взрослые, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. 

Формы помощи подросткам для эффективного преодоления депрессивного состояния

Изобретено три возможные способы преодоления негативных проявлений подростковой депрессивности.

Один из таких способов — предварительное планирование своих действий:

  1. Молодому человеку предлагают получить больше информации о депрессивное состояние. Многие уже переживал нечто похожее, поэтому стоит воспользоваться их опыта. Совет можно получить от того, кто лично побывал в депрессивном состоянии, от профессионала или со специализированной литературы.
  2. Просьба о помощи. Понимание подростком своего состояния, то есть без поддержки и помощи депрессию не преодолеть, — мотивирует его сотрудничать с теми, кто готов предоставить такую помощь.
  3. Принятие заботы о себе. Молодому человеку предлагают создать свою собственную социальную сеть поддержки — из знакомых людей, с которыми подросток регулярно общается. Кроме того, к ней привлекают и значимых лиц, от которых молодой человек территориально удален, о том на кого может положиться в случае острой необходимости.

 

Рекомендации родителям в преодолении депрессии подростками. 
        Как помочь ребенку в депрессивном состоянии?

1) Важно показывать ребенку свое отношение: что бы ни случилось в жизни, родители его любят, и он может доверять вам.

2) Найдите время для полноценного общения с подростком, чтобы он мог рассказать вам о своих делах, мыслях, обо всем, что для него значимо, главная цель – понимание ребенка.

3)Не отмахивайтесь от ребенка, когда ему трудно. Помогите словом, утешением, отвлеките от мыслей.

4)Разговаривайте с ребенком. Помогите ему разобраться в своих чувствах и отношениях.

5)Будьте внимательны к окружению  ребенка.

6)Покажите ребенку, что настроение  зависит не от происходящих  событий, а от того, как мы их  воспринимаем; счастье зависит от  мировоззрения человека, а не от условий его жизни.

7)В стрессовых ситуациях пусть  ребенок проявляет физическую  активность, делится своими переживаниями  с другими, занимается тем, что  больше всего увлекает.

8)Если ребенка невозможно ни  в чем переубедить, обратитесь  за помощью к специалистам 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, депрессия — это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, когнитивных представлений и общей сенсивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.

Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе — для подростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, — это и трагедия.

Информация о работе Психологические особенности возникновения и преодоления депрессии в подростковом возрасте