Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:47, реферат
Развитие человека в срок юности может шагать несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а потом относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 5
1.1.Юность как возрастной период психического развития5
1.2.Переживание фрустрации в юношеском возрасте10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.1.Ход исследования, его методические основы16
2.2.Полученные данные и обсуждение результатов20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО
ВОЗРАСТА
5
1.1.Юность как возрастной период психического
развития
5
1.2.Переживание фрустрации в юношеском
возрасте
10
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ФРУСТРАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
16
2.1.Ход исследования, его методические
основы
16
2.2.Полученные данные и обсуждение результатов
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
26
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человека в срок юности может шагать несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а потом относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Но все юноши в силу небольшого жизненного опыта отличаются большей глубиной переживаний, чем взрослые.
При переходе
от подросткового возраста к юношескому
происходит изменение в отношении
к будущему: если подросток смотрит
на будущее с позиции настоящего,
то юноша смотрит на настоящее
с позиции будущего. Выбор профессии
и типа учебного заведения неизбежно
дифференцирует жизненные пути юношей
и девушек, закладывает основу их
социально-психологических и
В юношеском возрасте в первый раз серьезно встает вопрос о браке и семье. Юноши и девушки начинают избирать себе партнера для будущей семейной жизни.
Все вышеперечисленное становится основой для сильных переживаний, связанных с овладением своим поведением, своими перспективами и, пока пусть небольшим, но уже имеющимся жизненным опытом.
Данная
курсовая работа посвящена исследованию
особенностей фрустрации в юношеском
возрасте. Объектом работы выступают
психологические аспекты
1) Изучить
научную литературу по
2) Исследовать
особенности переживания
3) Описать
полученные данные и
4) Сделать необходимые выводы.
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1.Юность
как возрастной период
Юношеский возраст - срок жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходят-ся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения от-рочества и юности в возрастной срок, называемый пери-одом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы кото-рого могут простираться от 12/14 до 25 лет.
В отечественной науке молодость оп-ределяется в границах 14 - 18 лет и рассматривается как самостоятельный срок развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 - 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.
Особенности психического развития в раннем юно-шеском возрасте, во многом, связаны со спецификой со-циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо-ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в тот самый срок профессиональное самоопределе-ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч-ты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбо-ра. Если раньше эта проблема решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказыва-ются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.
Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая поло-жение о том, что переживаемый нами исторический пери-од в развитии детства может быть охарактеризован как кри-зисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхожде-нии образовательной системы и системы взросления. Нигде тот самый разрыв не виден столь отчет-ливо, как в срок ранней юности. Взросление про-ходит за пределами образовательной системы, а образование - за пределами системы взросления. Возможно суще-ствование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в срок ран-ней юности, который и вечно был дискуссионным, на се-годняшний день остается открытым.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успеш-но решена без и за пределами решения более широкой задачи лич-ностного самоопределения, включающей построение це-лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под-росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смот-рит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девица смотрят на настоящее с позиции будущего.
Решение
этих центральных для данного
возраста задач сказывается на всем
процессе психического развития, включая
развитие не только мотивационной сферы,
но и развитие познавательных процессов.
К пятнадцати-шестнадцати
Спецификой
возраста является бы-строе развитие
специальных способностей, нередко
напря-мую связанных с
В раннем
юношеском возрасте продолжается процесс
развития самосознания. В юности от-крытие
себя как неповторимой индивидуальности
нераз-рывно связано с
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле-нию об идентичности - понятию, наиболее часто встреча-ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис-следователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который "происходит в тот срок жизненного цикла, когда каж-дый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым со-вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде-лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обострен-ного чувства ожидают от него другие" Р. Бернс. Развитие "Я-концепции" и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997, с. 177.
Если
молодой человек успешно
Особенностью
юности можно назвать близость ее
к истории страны, особенную созвучность
эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что
люди, как правило, на всю жизнь
сохраняют любовь к той музыке,
которую открыли для себя и
полюбили в юности, к тому стилю
в одежде, который тогда доминировал,
к тому типу женской и мужской
красоты, который был в цене и
кото-рый олицетворялся в
Т. Томэ предлагает различать два прин-ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное роль. Такое развитие нельзя назвать реально индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.
Второй
путь можно назвать путем
В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая приятельство - события и связанные с ними пере-живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.
Юность - уникальный срок вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую вероятность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если тот самый шанс упус-кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про-фессиональными, родительскими или какими-либо ины-ми нуждами приобщение к культуре.
Юность ценят все - это возраст, с которым скорбно рас-ставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле более того опасно переоценивается в убытки дру-гим возрастам.
Но эта субъективная и объективная ценность и значи-мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран-ней юности. Исследователями называются различные зада-чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто-рических условий развития личности на данном возрастном этапе.
Выделим следующие основные задачи развития в ран-ней юности:
1. Обретение чувства личностной
тождественности и целостности (идентичности);
2. Обретение психосексуальной
идентичности - осозна-ние и самоощущение
себя как достойного представителя определенного
пола, а также отбор будущего брачного
партнера;
3. Профессиональное самоопределение
- самостоятель-ное и независимое определение
жизненных целей и отбор будущей профессии.
Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност-ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет "включиться" в мир взрослых.
1.2.Переживание
фрустрации в юношеском
В юношеском возрасте в силу эмоциональной
нестабильности особенно сильна подверженность
фрустрациям, и, как следствие, их переживание
с разнообразными эмоциональными реакциями.
"Фрустрация - психическое состояние
человека, вызываемое объективно непреодолимыми
или субъективно так
1) Толерантность. Существуют разные формы
толерантности:
a) спокойствие, рассудительность, подготовленность
принять случившееся как злободневный
урок, но без особых сетований на себя;
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных
импульсивных реакций; в) бравирование
с подчеркнутым равнодушием, за которым
маскируется тщательно скрываемое озлобление
или уныние. Толерантность можно воспитать.
2) Агрессия - это нападение (или охота напасть)
по собственной инициативе с помощью захвата.
Это состояние ослепительно может быть
выражено в драчливости, грубости, задиристости,
а может иметь форму скрытого недоброжелательства
и озлобленности. Типичное состояние при
агрессии - острое, часто аффективное переживание
гнева, импульсивная беспорядочная активность,
злостность и т.д. потеря самоконтроля,
гнев, неоправданные агрессивные действия.
Агрессия - одно из ослепительно выраженных
стенических и активных явлений фрустрации.
3) Фиксация - имеет два смысла: a) стереотипность,
повторность действий. Понимаемая таким
образом фиксация означает активное состояние,
но в противоположность агрессии это состояние
ригидно, консервативно, никому не враждебно,
оно является продолжением прежней деятельности
по инерции тогда, когда эта дело бесполезна
или более того опасна.
б) прикованность к фрустратору, который
поглощает все внимательность. Потребность
длительное час понимать, переживать и
анализировать фрустратор. Здесь проявляется
стереотипность не движений, а восприятия
и мышления. Особая форма фиксации - капризное
поведение. Активная форма фиксации - уход
в отвлекающую, позволяющую забыться дело.
4) Регрессия - возвращение к более примитивным,
а нередко инфантильным формам поведения.
А также понижение под влиянием фрустратора
уровня деятельности. Подобно агрессии
- регрессия не обязательно является результатом
фрустрации.
5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное
поведение возникает после того, как все
другие реакции приспособления к ситуации
не дают эффекта.
Иногда фрустраторы создают психологическое
состояние внешнего или внутреннего конфликта.
Степень фрустрации зависит от того, насколько
человек был подготовлен к встрече с барьером.
В юношеском возрасте особый интерес представляют
причины фрустраций, а также способы и
глубина реагирования на них каждого конкретного
юноши или девушки. Фрустрация различна
не только по своему психологическому
содержанию или направленности, но и по
длительности. Настроения могут быть продолжительными,
в некоторых случаях оставляющие приметный
след в личности молодого человека. Кроме
того, фрустрации могут быть типичными
для характера человека, нетипичными,
но выражающими появление новых черт характера,
либо эпизодическими, преходящими. В данном
случае знания о протекании юношеского
возраста оказываются особенно значимыми.
Потребность в камерном, сильно личностном
общении, на фоне которого разворачиваются
все процессы взросления, созревания,
психического развития на столько высока,
что юноши общаются по 7-9 часов в день,
в основном со своими друзьями, старшими
и младшими. В режиме диалога протекает
и обучение в юношеском возрасте. Это знают
все учителя старших классов. Невозможно
требовать от молодого человека простого
заучивания материала и пересказа его,
так как каждый в этом возрасте имеет свое
мнение. Отсутствие достаточного опыта
в общении, максимализм часто порождают
резкие и конфликтные формы в общении,
когда молодые люди реагируют приятель
на друга резко и грубо, когда объявляются
"бойкоты", являющиеся ни чем иным,
как фрустрацией ведущей потребности
в общении. Лишенный общения со значимыми
людьми молодой человек может переживать
поистине огромную трагедию, становиться
озлобленным и замкнутым, агрессивным,
саркастичным, обидчивым, эмоционально
несдержанным. Это отражается на других
людях, в частности на членах его семьи,
на родителях. Особую проблему составляют
отношения дружбы и любви, являющиеся
суперзначимыми для людей юношеского
возраста. Для юноши или девушки любовь
- это, чаще всего, незнакомое чувство.
Они пока не знают, как она приходит, и
как уходит. Появление предмета любви
- приподнято значимое событие в жизни
молодого человека, вызывающее "бурю"
эмоций, напряженные переживания. "Юношеский
возраст характеризуется новым типом
общения, предметом которого является
сам молодой человек как субъект отношений.
Самые большие открытия в таких отношениях
делаются о себе самом" Абрамова Г. С.
Возрастная психология. - М., 1999 - Режим
доступа: www.ihtik.lib.ru. "Юношеская потребность
в самораскрытии часто перевешивает интерес
к другому, каким он фактически является,
побуждая не столько избирать любимого,
сколько придумывать его" Мудрик Л.В.
Современный старшеклассник. Хрестоматия
по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна,
- М., 1996, с. 267. Подлинная интимность отношений
в юности, то есть совмещение жизненных
целей и перспектив влюбленных при сохранении
индивидуальности и особенности каждого,
возможна только на основе относительно
стабильного образа "Я". Пока его
нет, юноша часто мечется между желанием
полностью слиться с другим человеком
и страхом потерять себя в этом слиянии.
Само по себе сильное чувство может стать
источником фрустрации, активизировать
страх, а также прочие фрустрационные
реакции. Зачастую юношеская мечта о любви
выражает, прежде всего, жажду эмо-ционального
контакта, понимания, душевной близости.
Потребность в са-мораскрытии и интимной
человеческой близости и чувственно-эротические
желания очень часто не совпадают и могут
быть направлены на разные объекты. Подобное
нелегко переносить и взрослому человеку,
не говоря уже о юношах, с хрупким, ещё
не устоявшимся внутренним миром. Э.Шпрангер,
понимая эротику как духовное, эстетическое
проявление любви людей, отмечает: "Для
психологии подростка, однако, самым важным
является установление того факта, что
в годы развития природа сохраняет обе
стороны ещё отдельными в переживании
приятель от друга, и что созвучие обоих
моментов в одном большом переживании
и связанном с ним акте оплодотворения
является симптомом зрелости. В сознании
подростка эротика и сексуальность сначала
резко отделены приятель от друга. Это
самое существенное положение, которое
следует установить в данной связи"
Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в
юношеском возрасте. Психология подростка.
Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997,
с. 35
.
Несмотря на демократизацию и упрощение
взаимоотношений между юношами и девушками,
они совсем не так элементарны, как кажется
некоторым взрослым. "Современный ритуал
ухаживания проще традиционного, зато
он нигде не кодифицирован. Это создает
нормативную неопределенность. Характерно,
что большая часть вопросов, задаваемых
подростками и юношами, касается не столько
психофизиологии половой жизни, всей сложности
которой они ещё не осознают, сколько ее
нормативной стороны: как надо вести себя
в ситуации ухаживания, во час свидания,
когда можно целоваться и т.д" Кон И.С.
Психология ранней юности. - М., 1989, с. 230.
Озабоченность ритуальной стороной дела
иногда настолько сильна, что молодые
люди зачастую глухи к переживаниям приятель
друга, более того собственные их чувства
отступают перед вопросом, "правильно"
ли они поступают с точки зрения норм своей
половозрастной группы. Ухаживание - игра
по правилам, которые, с одной стороны,
весьма жестки, а с прочий - довольно неопределенны.
"Непопадание" в эти правила, вызывает
неприятные эмоции, переживания, стресс.
В силу того, что молодой человек придает
ритуалам гипертрофированное роль, переживания
эти могут быть особенно глубоки. Любовь-страсть
эмоциональная, волнующая, интенсивная.
Э. Хатфилд определяет ее как "состояние
непреодолимого желания соединиться с
любимым" Майерс Д. Социальная психология.
- СПб, 1998, с.561. Если чувство обоюдное, юноша
и девица переполнены любовью и испытываем
радость, если нет - она опустошает и приводит
в состояние отчаянья. Вообще любовь в
юношеском возрасте может превращаться
в самое настоящее испытание, особенно,
если она неразделенная. В этом случае
состояние фрустрации может затягиваться,
переходить в хронический стресс.
В этом возрасте происходит отбор брачного
партнера на основе своих представлений
о нем. Часто в качестве образца партнера
избираются мать или отец, а основой семейной
жизни становится модель родительской
семьи. "Аффективный центр юношеской
жизни - это построение планов на будущее"
Л.И. Божович. Этапы формирования личности
в онтогенезе.Психология подростка. Хрестоматия
/ сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997, с.424, попытка
реализовать ещё толком и не понимаемый
смысл собственной жизни. В этом возрасте,
как правило, окончательно избирается
профессия. Уровень социальной жизни таков,
что без специальной подготовки, без образования
очень сложно построить достойную в материальном
отношении жизнь. Также в этом возрасте
уже довольно ослепительно проявляются
потребности в престиже, уважении и самоуважении.
Юноша испытывает фрустрацию, если что-то
на этом пути не получается. Например,
невозможность в силу разных причин получить
избранную специальность приводит к негативным
переживаниям.
Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста