Психологические особенности юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:47, реферат

Краткое описание

Развитие человека в срок юности может шагать несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а потом относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 5
1.1.Юность как возрастной период психического развития5
1.2.Переживание фрустрации в юношеском возрасте10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.1.Ход исследования, его методические основы16
2.2.Полученные данные и обсуждение результатов20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 

1.1.Юность как возрастной период психического развития 

1.2.Переживание фрустрации в юношеском возрасте 
10 
ГЛАВА 
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 
16 
2.1.Ход исследования, его методические основы 
16 
2.2.Полученные данные и обсуждение результатов 
20 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
25 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
26 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие  человека в срок юности может шагать несколькими путями. Юность может  быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать  особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники  плавно и непрерывно продвигаются к  переломному моменту жизни, а  потом относительно легко включаются в новую систему отношений. Они  больше интересуются общепринятыми  ценностями, в большей степени  ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые  благодаря хорошо развитой саморегуляции  не вызывают сложностей в развитии. Но все юноши в силу небольшого жизненного опыта отличаются большей  глубиной переживаний, чем взрослые.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении  к будущему: если подросток смотрит  на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее  с позиции будущего. Выбор профессии  и типа учебного заведения неизбежно  дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических  различий. Учебная дело становится учебно-профессиональной, реализующей  профессиональные и личностные устремления  юношей и девушек. Ведущее место  у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и  подготовкой к самостоятельной  жизни, с дальнейшим образованием и  самообразованием. Эти мотивы приобретают  личностный смысл и становятся значимыми.

В юношеском  возрасте в первый раз серьезно встает вопрос о браке и семье. Юноши  и девушки начинают избирать себе партнера для будущей семейной жизни.

Все вышеперечисленное  становится основой для сильных  переживаний, связанных с овладением своим поведением, своими перспективами  и, пока пусть небольшим, но уже имеющимся  жизненным опытом.

Данная  курсовая работа посвящена исследованию особенностей фрустрации в юношеском  возрасте. Объектом работы выступают  психологические аспекты юношеского возрастного периода. Предмет работы - фрустрация в юношеском возрасте. В данной работе верифицируется гипотеза: юношеская эмоциональность является фактором, влияющим на особенности  переживания фрустрации. Цель настоящей  курсовой работы: исследовать особенности  фрустрации в юношеском возрасте. Цель конкретизируется в следующих  задачах:

1) Изучить  научную литературу по избранной  теме;

2) Исследовать  особенности переживания фрустрации  в юношеском возрасте;

3) Описать  полученные данные и результаты;

4) Сделать  необходимые выводы.

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1.Юность  как возрастной период психического  развития

Юношеский возраст - срок жизни человека между  подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходят-ся в определении  возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения  от-рочества и юности в возрастной срок, называемый пери-одом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы кото-рого могут простираться от 12/14 до 25 лет.

В отечественной  науке молодость оп-ределяется в  границах 14 - 18 лет и рассматривается  как самостоятельный срок развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 - 17 лет называют ранним юношеским  или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем юно-шеском возрасте, во многом, связаны со спецификой со-циальной ситуации развития, суть которой  сегодня состо-ит в том, что общество ставит перед молодым человеком  настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в тот самый  срок профессиональное самоопределе-ние, причем не только во внутреннем плане  в виде меч-ты, намерения кем-то стать  в будущем, а в плане реального  выбо-ра. Если раньше эта проблема решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказыва-ются дезориентированными в вопросе  выбора профессии и неавторитетными  в глазах ребенка.

Принципиально важную характеристику современной  ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая  поло-жение о том, что переживаемый нами исторический пери-од в развитии детства может быть охарактеризован как кри-зисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхожде-нии образовательной системы и системы взросления. Нигде тот самый разрыв не виден столь отчет-ливо, как в срок ранней юности. Взросление про-ходит за пределами образовательной системы, а образование - за пределами системы взросления. Возможно суще-ствование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в срок ран-ней юности, который и вечно был дискуссионным, на се-годняшний день остается открытым.

Задача  выбора будущей профессии, профессионального  самоопределения принципиально  не может быть успеш-но решена без  и за пределами решения более  широкой задачи лич-ностного самоопределения, включающей построение це-лостного замысла  жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным  центром жизни старшего школьника. Сам переход от под-росткового к  раннему юношескому возрасту она  связывала с изменением отношения  к будущему. Она утверждает, что  подросток смот-рит на будущее  с позиции настоящего, а юноша  или девица смотрят на настоящее  с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного  возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая  развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам  общие умственные способнос-ти уже  сформированы, однако на протяжении раннего  юно-шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки  овладевают сложными интеллектуаль-ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная дело становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении  к дея-тельности взрослых.

Спецификой  возраста является бы-строе развитие специальных способностей, нередко  напря-мую связанных с выбираемой профессиональной облас-тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру  умственной деятельности юноши или  девушки го-раздо более сложной  и индивидуальной, чем в более  млад-ших возрастах. У юношей тот  самый процесс начинается рань-ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо-собностей и  интересов делает более заметными  и многие другие индивидуальные различия.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс  развития самосознания. В юности от-крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз-рывно связано с открытием  социального мира, в котором предстоит  существовать. Обращенные к себе в  процессе самоанали-за, рефлексии вопросы  у юноши в отличие от подростка  чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен-том социально-нравственного  или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение  рас-сматривают как основное новообразование, итожащее ран-нюю молодость. И.В. Дубровина: "Поскольку мы не разделяем бытующего  мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного  развития, и поскольку, с нашей  точки зрения, процессы личностного  и жизненного самоопределения осу-ществляются  и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов-ность (способность) к личностному и жизненному самоопре-делению" Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1997, с.374.

Такое представление  о центральном новообразовании  раннего юношеского возраста по сути близко представле-нию об идентичности - понятию, наиболее часто встреча-ющемуся  при описании этого возраста зарубежными  ис-следователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в  обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным  Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с  кризисом идентичности, который "происходит в тот срок жизненного цикла, когда  каж-дый молодой человек должен выработать из действенных элементов  детства и надежд, связанных с  предвидимым со-вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде-лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству  его обострен-ного чувства ожидают  от него другие" Р. Бернс. Развитие "Я-концепции" и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997, с. 177.

Если  молодой человек успешно справляет-ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где пребывает и  куда идет. В противном случае возникает "путаница ролей", или "спу-танная идентичность". Часто "спутанная  идентичность" бы-вает результатом  трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что  девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас-пущенность, очень  часто обладают фрагментарным пред-ставлением о своей личности и свои беспорядочные  поло-вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уров-нем, ни с системой ценностей. В некоторых  случаях юноши и девушки стремятся  к "негативной идентичности", т. е. отождествляют себя с образом, противоположным  тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мне-нию Э. Эриксона, в  поиске собственной идентичности луч-ше более того идентифицировать себя с  хиппи, с малолетним преступником, более  того с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

Особенностью  юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность  эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что  люди, как правило, на всю жизнь  сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и  полюбили в юности, к тому стилю  в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской  красоты, который был в цене и  кото-рый олицетворялся в любимых  актрисах и актерах, нако-нец, к тем  ценностям и идеалам, которым  были привер-жены, входя во взрослую жизнь.

Т. Томэ предлагает различать два прин-ципиально  разных типа развития в юношеском  возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается  первостепенное роль. Такое развитие нельзя назвать реально индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому  равновесию.

Второй  путь можно назвать путем сознательного  саморазвития. Ю.Б.Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит о  сознательном самоопределении как  об основном содержа-нии "второго  рождения" личности в юности Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1997, с. 313. Само-определение юноши  отличается тем, что он уже начинает работать, реализуя эти планы, утверждая  тот или иной образ жизни, начиная  осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека случаются  первая любовь и первая приятельство - события и связанные с ними пере-живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность - уникальный срок вхождения человека в мир культуры, когда он имеет  не только интеллектуальную, но и физическую вероятность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как  бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если тот  самый шанс упус-кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным  такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про-фессиональными, родительскими  или какими-либо ины-ми нуждами приобщение к культуре.

Юность  ценят все - это возраст, с которым  скорбно рас-ставаться, в который  многие хотели бы вернуться, который  в этом смысле более того опасно переоценивается в убытки дру-гим  возрастам.

Но эта  субъективная и объективная ценность и значи-мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком  в ран-ней юности. Исследователями  называются различные зада-чи, что  зависит от общей концепции возрастного  развития, разделяемой тем или  иным автором, и от конкретно-исто-рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран-ней юности:

 
1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

 
2. Обретение психосексуальной идентичности - осозна-ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также отбор будущего брачного партнера;

 
3. Профессиональное самоопределение - самостоятель-ное и независимое определение жизненных целей и отбор будущей профессии.

Развитие  готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень  развития ценност-ных представлений, волевой сферы, самостоятельности  и ответственности. Все это позволяет "включиться" в мир взрослых.

1.2.Переживание  фрустрации в юношеском возрасте


В юношеском возрасте в силу эмоциональной  нестабильности особенно сильна подверженность фрустрациям, и, как следствие, их переживание  с разнообразными эмоциональными реакциями. "Фрустрация - психическое состояние  человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми  трудностями, возникающими на пути к  достижению цели или к решению  задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор - причину, вызывающую фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины" Фрустрация. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990, с. 434. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Левитов Н.Д Н.Д. Левитов Фрустрация как один из видов психических состояний. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М., 2002, 313-315. выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие: 
 
1) Толерантность. Существуют разные формы толерантности: 
 
a) спокойствие, рассудительность, подготовленность принять случившееся как злободневный урок, но без особых сетований на себя;  
 
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций; в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать. 
 
2) Агрессия - это нападение (или охота напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ослепительно может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии - острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия - одно из ослепительно выраженных стенических и активных явлений фрустрации. 
 
3) Фиксация - имеет два смысла: a) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта дело бесполезна или более того опасна. 
 
б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимательность. Потребность длительное час понимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации - капризное поведение. Активная форма фиксации - уход в отвлекающую, позволяющую забыться дело. 
 
4) Регрессия - возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии - регрессия не обязательно является результатом фрустрации. 
 
5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта. 
 
Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером. 
 
В юношеском возрасте особый интерес представляют причины фрустраций, а также способы и глубина реагирования на них каждого конкретного юноши или девушки. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Настроения могут быть продолжительными, в некоторых случаях оставляющие приметный след в личности молодого человека. Кроме того, фрустрации могут быть типичными для характера человека, нетипичными, но выражающими появление новых черт характера, либо эпизодическими, преходящими. В данном случае знания о протекании юношеского возраста оказываются особенно значимыми. Потребность в камерном, сильно личностном общении, на фоне которого разворачиваются все процессы взросления, созревания, психического развития на столько высока, что юноши общаются по 7-9 часов в день, в основном со своими друзьями, старшими и младшими. В режиме диалога протекает и обучение в юношеском возрасте. Это знают все учителя старших классов. Невозможно требовать от молодого человека простого заучивания материала и пересказа его, так как каждый в этом возрасте имеет свое мнение. Отсутствие достаточного опыта в общении, максимализм часто порождают резкие и конфликтные формы в общении, когда молодые люди реагируют приятель на друга резко и грубо, когда объявляются "бойкоты", являющиеся ни чем иным, как фрустрацией ведущей потребности в общении. Лишенный общения со значимыми людьми молодой человек может переживать поистине огромную трагедию, становиться озлобленным и замкнутым, агрессивным, саркастичным, обидчивым, эмоционально несдержанным. Это отражается на других людях, в частности на членах его семьи, на родителях. Особую проблему составляют отношения дружбы и любви, являющиеся суперзначимыми для людей юношеского возраста. Для юноши или девушки любовь - это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви - приподнято значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее "бурю" эмоций, напряженные переживания. "Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом" Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999 - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru. "Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько избирать любимого, сколько придумывать его" Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996, с. 267. Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа "Я". Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии. Само по себе сильное чувство может стать источником фрустрации, активизировать страх, а также прочие фрустрационные реакции. Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмо-ционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в са-мораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Подобное нелегко переносить и взрослому человеку, не говоря уже о юношах, с хрупким, ещё не устоявшимся внутренним миром. Э.Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: "Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны ещё отдельными в переживании приятель от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность сначала резко отделены приятель от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи" Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997, с. 35 
 

 
Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они совсем не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. "Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они ещё не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во час свидания, когда можно целоваться и т.д" Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 230. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям приятель друга, более того собственные их чувства отступают перед вопросом, "правильно" ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с прочий - довольно неопределенны. "Непопадание" в эти правила, вызывает неприятные эмоции, переживания, стресс. В силу того, что молодой человек придает ритуалам гипертрофированное роль, переживания эти могут быть особенно глубоки. Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э. Хатфилд определяет ее как "состояние непреодолимого желания соединиться с любимым" Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998, с.561. Если чувство обоюдное, юноша и девица переполнены любовью и испытываем радость, если нет - она опустошает и приводит в состояние отчаянья. Вообще любовь в юношеском возрасте может превращаться в самое настоящее испытание, особенно, если она неразделенная. В этом случае состояние фрустрации может затягиваться, переходить в хронический стресс. 
 
В этом возрасте происходит отбор брачного партнера на основе своих представлений о нем. Часто в качестве образца партнера избираются мать или отец, а основой семейной жизни становится модель родительской семьи. "Аффективный центр юношеской жизни - это построение планов на будущее" Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе.Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997, с.424, попытка реализовать ещё толком и не понимаемый смысл собственной жизни. В этом возрасте, как правило, окончательно избирается профессия. Уровень социальной жизни таков, что без специальной подготовки, без образования очень сложно построить достойную в материальном отношении жизнь. Также в этом возрасте уже довольно ослепительно проявляются потребности в престиже, уважении и самоуважении. Юноша испытывает фрустрацию, если что-то на этом пути не получается. Например, невозможность в силу разных причин получить избранную специальность приводит к негативным переживаниям.

Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста