Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:47, реферат
Развитие человека в срок юности может шагать несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а потом относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 5
1.1.Юность как возрастной период психического развития5
1.2.Переживание фрустрации в юношеском возрасте10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.1.Ход исследования, его методические основы16
2.2.Полученные данные и обсуждение результатов20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ФРУСТРАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1.Ход исследования, его методические основы
Построение и методическое обеспечение
обусловлено выдвинутой нами гипотезой.
Они служат целям ее верификации.
Гипотеза: юношеская эмоциональность
является фактором, влияющим на особенности
переживания фрустрации. Для получения
первичных данных, которые можно
классифицировать и обобщать, нами
были использованы "Методика диагностики
самооценки психических состояний
личности" Г.Айзенка и "Экспериментально-
Выбор такого методического материала
нуждается в обосновании и пояснении.
Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать
у испытуемых основные, по мнению Г. Айзенка,
эмоциональные психические состояния,
которые он называет тревожностью, фрустрацией,
агрессивностью и ригидностью, на основе
самоотчета испытуемых. Вопросы опросника
построены таким образом, чтобы выявить
обычное, преобладающее, в некотором смысле,
неизменное для испытуемого психическое
состояние. На наш взгляд, оно является
индикатором более глубоких эмоциональных
процессов, отличающихся высокой устойчивостью
и доминированием, которые, в свою очередь,
являются слагаемыми активный и одновременно
устойчивой эмоциональности человека.
"Качественные свойства эмоциональности
характеризуют отношение индивида к явлениям
окружающего мира и находят свое выражение
в знаке и модальности доминирующих эмоций".
Эмоциональность//Психология.
Агрессивность как в психологической
литературе трактуется как личностная
черта, теснейшим образом связанная с
агрессией. "Агрессия: физическое или
вербальное поведение, направленное на
причинение вреда кому-либо". Д.Майерс.
Социальная психология. - СПб.1998.С.485. Д.
Майерс рассматривает враждебную агрессию
как побуждаемую злостью и являющуюся
самоцелью. Проявлением и побудителем
агрессии можно назвать гнев, злобу, ненависть.
Фрустрация в методике Г.Айзенка выступает
синонимом психического состояния нереализованных
побуждений. При наличии мотивов внешней
или внутренней активности, личность в
силу разных причин, не может их осуществить.
В связи с этим возникает особое состояние
эмоционального напряжения. Постоянно
фрустрированные личности характеризуются,
прежде всего, состоянием стресса. Фрустрация/Психология.Словарь.
Составитель Л.А.Карпенко. - М.1990, с. Фактически
фрустрация и есть одна из форм стресса.
Фрустрационная реакция порождает целую
гамму негативных эмоций: раздражение,
гнев, чувство вины. Ригидность как личностный
фактор предполагает жесткую направленность
поведения и вязкость эмоций. Аффективная
ригидность выражается в косности эмоциональных
откликов на изменяющиеся объекты эмоций.
Ригидность. Там же. Ригидные личности
как бы все час "опаздывают" реагировать
на наличную ситуацию, продолжая "гнуть"
свою линию поведения.
Методика С.Розенцвейга выявляет тип реагирования,
до некоторой степени, вскрывающий ценности
личности. Тип реагирования отвечает на
вопрос, в какой сфере кроется наиболее
уязвимое место испытуемого, с чем, прежде
всего, будут связаны его эмоции: будет
ли он сконцентрирован на препятствии,
изучая его свойства, и, стараясь его преодолеть;
будет ли он ограждать себя, являясь слабой
уязвимой личностью; либо он сосредоточится
на путях получения желаемого. Розенцвейг
использует следующие понятия: экстрапунитивные
реакции (реакция направлена на живое
или неживое окружение в форме подчеркивания
степени фрустрирующей ситуации, в форме
осуждения внешней причины фрустрации,
или вменяется в обязанность другому лицу
разрешить данную ситуацию);
интропунитивные реакции (реакция направлена
на самого себя; испытуемый принимает
фрустрирующую ситуацию как благоприятную
для себя, принимает вину на себя или берет
на себя ответственность за исправление
данной ситуации);
импунитивные реакции (фрустрирующая
ситуация рассматривается испытуемым
как малозначащая, как отсутствие чьей-либо
вины или как нечто такое, что может быть
исправлено само собой, стоит только подождать
и подумать);
Реакции по Розенцвейгу различаются также
с точки зрения их типов:
тип реакции "с фиксацией на препятствии"
(в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее
фрустрацию, всячески подчеркивается
или интерпретируется как своего рода
благо, а не препятствие, или описывается
как не имеющее серьезного значения);
тип реакции "с фиксацией на самозащите"
(главную роль в ответе испытуемого играет
броня себя, своего "Я", и субъект
или порицает кого-то, или признает свою
вину, или же отмечает, что ответственность
за фрустрацию никому не может быть приписана);
тип реакции "с фиксацией на удовлетворении
потребности" (ответ направлен на разрешение
проблемы; реакция принимает форму требования
помощи от других лиц для решения ситуации;
субъект сам берется за решение ситуации
или же считает, что час и ход событий приведут
к ее исправлению).
Кроме того, Розенцвейг приводит смысловое
содержание факторов, образуемых при сочетании
типов и направлений фрустрационных реакций.
Поскольку методика является проективной,
хотя получаемые данные и стандартизируются,
нелишними будут психоаналитические трактовки.
Представления, использованные С.Розенцвейгом
о защите собственной личности, восходят
к концепции защитных механизмов З.Фрейда.
Методика Айзенка снабжена опросником,
бланком для работы испытуемого и ключами
ответов. Методика Розенцвейга снабжена
большим по объему стимульным материалом
в виде рисунков, стандартным бланком
для обработки данных, описанием способов
подсчета данных .
Ход исследования:
1. Нашими испытуемыми стали
студенты разных ВУЗов г.Волгограда. Всем
испытуемым от 17-18 лет. Все испытуемые
представляются нам социально адаптированными
личностями, имеющими позитивные интересы
и планы. Величина выборки 20 человек. Каждый
испытуемый проходил инструктирование
и следовал установке серьезного отношения
к исследованию.
2. Этап обработки данных
включал стандартные расчеты, предполагаемые
методиками, перегруппировку данных, а
также сопоставление "сырых" данных,
полученных двумя методиками и математическую
обработку, в том числе и компьютерную,
а также графическое и табличное представление
данных.
3. На этапе получения и
интерпретации результатов мы исследовали
выявленные нами взаимосвязи и тенденции,
сделали достоверные и вероятностные
выводы, наметили новые тенденции исследовательской
работы и пути применения на практике
полученных в данной работе результатов.
2.2.Полученные
данные и обсуждение
Данные диагностики испытуемых
мы сгруппировали в нескольких таблицах,
отражающих варианты группирования. Это
было произведено для удобства восприятия
и сопоставления результатов
и последующей разносторонней интерпретации.
Данные, сгруппированные в Таблице 2.1 количественно
отражают ведущие тенденции реакций испытуемых.
Следует отметить, что не все испытуемые
показали большой уровень агрессии, тревожности,
ригидности или фрустрации. Графа "ведущие
психические состояния" отражает, скорее
тенденцию испытуемого, а не силу выраженности
ведущего фактора эмоционального реагирования.
Таблица 2.1 Е - экстрапунитивные реакции;
I - интропунитивные реакции; М - импунитивные
реакции; ЕD - реакция с фиксацией на самозащите;
OD - реакция с фиксацией на препятствии;
NP - реакция с фиксацией на удовлетворении
потребности; Для обозначения новых факторов,
возникающих при сочетании действия вышеозначенных
используются обозначения: Е* =Е ОD; Е = E
ED; e = E NP; I*=I OD; I = I ED; i = I NP;
M*=M OD; M = M ED; m=M NP
№ |
Ведущее психическое состояние (по методике Айзенка) |
Ведущее направление реагирования (по Розенцвейгу) |
Ведущий тип реагирования (по Розенцвейгу) |
Ведущая тенденция реагирования (по Розенцвейгу) |
|
1. |
Агрессивность |
I |
ED |
I |
|
2. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
3. |
Агрессивность |
E |
OD |
E* |
|
4. |
Тревожность |
I |
ED |
I |
|
5. |
Тревожность |
I, M |
ED, OD |
I, M, I* ,M* |
|
6. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
7. |
Тревожность |
I |
NP |
i |
|
8. |
Тревожность |
I |
OD |
I |
|
9. |
Агрессивность |
E |
OD, ED, NP |
E*, E, e |
|
10. |
Ригидность |
E |
ED |
E |
|
11. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
12. |
Ригидность |
E, I, M |
ED |
E, I, M |
|
13. |
Тревожность |
I |
OD |
I* |
|
14. |
Ригидность |
M |
OD |
M* |
|
15. |
Агрессивность |
I |
OD, ED |
I*, I |
|
16. |
Ригидность |
M |
OD |
M* |
|
17. |
Ригидность |
M |
NP |
m |
|
18. |
Тревожность |
E |
OD, ED, NP |
E*, E, e |
|
19. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
20. |
Ригидность |
M |
NP |
m |
|
Перегруппируем данные с поставленной задачей определения наибольших частот различных реакций на фрустрацию в подвыборках. Весьма показательна Таблица 2.2. Таблица 2.2
Фактор эмоционального реагирования |
№ исп |
Частота различных реакций на фрустрацию ( процент(ов) в подвыборках "агрессивность", "тревожность", "ригидность", "фрустрация") |
|
Агрессивность |
1; 2; 3; 6; 9; 11; 15; 19 |
I, E, E*, E, E*, E, e, E, I, I, E E = 45% |
|
Тревожность |
4; 5; 7; 8; 13; 18 |
I, I, M, I*, M*, i, I, I*, E*, E, e I = 30% |
|
Ригидность |
14; 16; 20 |
M*, M*, m |
|
Фрустрация |
10; 12; 17 |
E, E, I, M, m |
|
Юноши и девушки, часто переживающие
агрессивные психические
Таблица 2.3
№ картинки |
Содержание картинки |
Высказывания |
|
6 |
Женщина берет книги в библиотеке, а ей не разрешают взять книг больше, чем положено по библиотечным правилам |
"Но мне надо…", "Вы же сами, небось, больше берете…", " Извините, но очень надо" |
|
8 |
Один молодой человек говорит другому: "Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не придешь" |
"Ну, и что?", "Это которая из них?", "А ты ей навязался, наверное". |
|
10 |
Одни человек говорит другому: "Вы лжец! Вы сами это знаете!" |
"Сам ты лжец!", "Это в чем же?", "На себя посмотри!" |
|
14 |
Одна подруга говорит другой: "Она должна быть в этом месте уже 10 минут назад" |
Вызывает более яркую реакцию у девушек. "Ничего, подождем, но выскажемся", "Ладно, нечего ее больше ожидать, раз она так относится к нам" |
|
Интересным результатом нашего
исследования явился характер связи
между эмоциональными процессами и
направлением и типом реагирования
личности в ситуации межличностного
конфликта. Выбор методики Розенцвейга
представляется весьма удачным, так
как затруднительно моделировать действительный
конфликт или опрашивать испытуемых
на месте "накала страстей". В методике
Розенцвейга испытуемому
В юношеском возрасте основные потребности
- это потребности в общении, как групповом,
так и камерном; потребность в смысложизненном
самоопределении, в том числе и выборе
профессии;
Выделим следующие основные задачи развития
в ран-ней юности: 1) Обретение чувства
личностной тождественности и целостности
(идентичности); 2) Обретение психосексуальной
идентичности - осозна-ние и самоощущение
себя как достойного представителя определенного
пола, а также отбор будущего брачного
партнера; 3) Профессиональное самоопределение
- самостоятель-ное и независимое определение
жизненных целей и отбор будущей профессии;
Для исследования особенностей реагирования
во фрустрационных ситуациях можно избирать
опросник Айзенка и Методика исследования
психических состояний Розенцвейга;
Фрустрационные реакции взаимосвязаны
с наиболее "излюбленными" эмоциональными
состояниями личности;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной
поставленной задачей нашего исследования
было исследовать особенности
Для достижения
цели осуществлено изучение и анализ
научных работ о юношеском
возрасте, эмоциональных процессах
личности юноши и фрустрациях. Наиболее
общим выводом следует считать
следующий: фактором реагирования во фрустрационных
ситуациях является юношеская эмоциональность,
наиболее часто переживаемые конкретной
личностью эмоциональные
В ходе исследования было выявлено реальное
соотношение и взаимодействие факторов
эмоционального реагирования во фрустрационной
ситуации и выбора личностью направленности
и типа реагирования. Основной вывод,
который можно сделать - эмоциональные
процессы влияют, главным образом
на отбор человеком направленности
реакции, и, в немаловажно меньшей
степени типа реагирования. Интерпретация
данных представляла трудности, так
как в гипотезе заложено психологическое
содержание принципиально не верифицируемое
только математическими методами. Именно
теоретическое исследование связи
эмоциональных процессов и
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова Г. С. Возрастная
психология. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
2. Бернс Р. Развитие "Я-концепции"
и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия
/ сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997;
3. Божович Л.И. Этапы формирования
личности в онтогенезе. Психология подростка.
Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997;
4. Василюк Ф.Е. Психология
переживания. - М., 1984;
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение
в общую психологию. - М., 1997;
6. Зимбардо Ф. Застенчивость.
- М., 1991;
7. Кон И.С. Психология ранней
юности. - М., 1989;
8. Левитов Н.Д. Фрустрация
как один из видов психических состояний.
Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия
/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.
- М., 2002;
9. Майерс Д. Социальная
психология. - СПб, 1998;
10. Майерс Д. Социальная
психология. - СПб.,1998;
11. Мудрик Л.В. Современный
старшеклассник. Хрестоматия по возрастной
психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна,
- М., 1996;
12. Практическая психодиагностика
/Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара. 1998;
13. Практическая психология
образования / под ред. И.В. Дубровиной
- М., 1997;
14. Психология. Словарь
/ под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
- М., 1990;
15. Рабочая книга социолога/
под ред. Г.В.Осипова. - М., 2003.
16. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. - М., 1989;
17. Шпрангер Э. Эротика
и сексуальность в юношеском возрасте.
Психология подростка. Хрестоматия / сост.
Фролов Ю.И. - М., 1997;
Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста