Общение и его особенности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общения у подростков.
Задачи нашей курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Определить понятие и роль общения в развитии личности подросткового возраста;
Подбор методик для исследования характеристик и особенностей общения;
Выявить уровень общения у подростков;
Выявить особенности общения у подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)


Введение

 

    Под общением  следует понимать форму социального  взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди.  В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами [9].

В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.

 Отрочество, подростковый  возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11- 12 до 14-15 лет) – это период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости, который совпадает с обучением детей в V – VIII  классах. Периодизация подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии не совпадают. Так, возраст от 11 до 15 лет отечественные психологи относят к подростковому периоду, а после 15 лет (старшие классы школы) – к ранней юности, поскольку кризисы уже проходят. Мы придерживаемся, точки зрения, принятой Т.В. Драгуновой, Л.С. Выготским, В.А. Крутецким, Д.Б. Элькониным и др. [1].  

 

     Неправомерно относить к подростковому возрасту раннюю юность, так как на этом этапе развития появляются качественно иные психические новообразования.  В этот самый короткий, по астрономическому времени период, как нам известно, подросток проходит великий путь в своем развитий: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

      До XVII – XVIII столетий подростковый возраст  не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека, Ж. Ж. Руссо.

      Француз,  этнограф и историк Ф.Ариес  предположил, что подростковый возраст возникает в XIX в., когда контроль родителей за развитие ребенка продолжился вплоть до брака.

      Почему  мы сегодня так часто говорим  о подростковом возрасте? Ответ один: подростковый возраст считается самым трудным и кризисным в широком смысле слова. И особое внимание нужно обратить на общение, так как в этом возрасте подростку очень важно построить общение со своими родителями, со сверстниками, друзьями. Именно сейчас как никогда, ему нужна поддержка, взаимопонимание со стороны своих близких, ведь сейчас они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

  Изучение литературы по проблеме позволило узнать, что общение играет большую роль в развитии личности. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди.  В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами [13,14].

В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.

      Теоретическим  обоснованием для разработки  этой проблемы послужили работы Б.Ф. Ломова, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина.

      Цель данной курсовой работы заключается в изучении общения у подростков.

      Объектом исследования являются учащиеся 7 «А» класса татарской гимназии №1 г. Елабуга  (в количестве 28 учеников: из них 10 мальчики и 18 девочек).

      Предметом исследования является уровень и особенности общения в конфликте у подростков.

      Гипотеза – мы предполагаем, что у учащихся 7 «А» класса нормальный уровень общения, и отсутствует низкий уровень общения.

      Задачи нашей курсовой работы:

    • Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
    • Определить понятие и роль общения в развитии личности подросткового  возраста;
    • Подбор методик для исследования характеристик и особенностей общения;
    • Выявить уровень общения у подростков;
    • Выявить особенности общения у подростков.

 

      В качестве  метода исследования был использован  опросник В.Ф. Ряховского «Уровень  общительности», И.А. Радчука,  Л.А. Богатовой «Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях».

  Практическая значимость  курсовой работы заключается в возможности использования данного материала в процессе преподавания  психологии как учебной дисциплины.

        Курсовая работа состоит из введения, двух глав:

         Первая глава «Теоретические  основы исследования общения  в подростковом возрасте» состоящая  из двух глав, посвящена раскрытию  общения как психологической  категории.

        Вторая глава «Эмпирическое исследование общения у подростков» посвящена практическому исследованию общения у подростков.

       А  также заключения, списка использованной  литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования общения в подростковом возрасте.

1.1.  Психологические характеристики общения.

 

          В настоящее время, как в  нашей стране, так и за рубежом  наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения. Ведь, как нам известно, личность человека формируется в процессе общения с людьми.

Понятие общения, как  и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

         Ведущие специалисты, по проблемам  общения, такие как: Б.Ф. Ломов,  А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, выступили с оригинальными, научными программами, формирующими задачи, принципы и пути дальнейшего изучения феноменологии, закономерностей общения [9, 12, 16].

       Впервые  в развернутой форме показал  важность учета категории общения  среди других детерминант, которые определяют проявление и развитие психики человека, Б.Г. Ананьев, больше трех десятилетии назад в книге «Психология педагогической оценки » [4].

       Выделяя  общение, Б.Г. Ананьев подчеркивает, что особой и главной характеристикой  общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

     Заслуживают  особого внимания, труды в области  психологии В.Н. Мясищева, поскольку  в них он освещает главные  содержательные и формальные характеристики процесса общения [12].

      Изучение  проблем общения в психологии  имеет свою традицию и в  отечественной психологии обычно  выделяют следующие 3 периода  разработки названной проблемы:

 

  1. Исследования В.М. Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека. Но сам процесс у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования, анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.
  2. До 70-х гг. в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Роль общения как средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условия  развития мышления, подчеркивал А.Н. Леонтьев.
  3. В 70-е гг. общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Этот период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

     Что же  такое общение?

     Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый, потребностями совместной деятельности.

     Общение – взаимодействие двух или нескольких людей, состоящего в обмене меж ними информации познавательного и аффективно – оценочного характера.

    Общение – совокупность совершенно разных связей меж людьми.

     Общение – связь меж людьми, в результате которого происходит  влияние одного человека на другого. Оно играет большую роль в развитии личности [18].

      Говоря  о функциях (целях) общения, то  можно выделить 8 функции:

     1. Контактная, цель, которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности;

     2. Информационный обмен сообщениями, так как прием – передача  каких – либо сведении в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами;

     3.  Побудительная стимуляция – активность партнера по общению;

координационное – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

     4. Координационная функция – взаимное ориентирование и                 согласование действий при организации совместной деятельности;

   5. Понимание - понимание партнерами друг друга; 

   6. Эмотивное возбуждение, то есть обмен эмоциями;

   7. Установление  отношений;

   8. Оказание влияния – изменение состояния, поведения, в том числе его намерений, установок, мнений, решений.

     В последние  годы в науке наряду с понятием  «общение» используется понятие «коммуникация».

     Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию.

     Как было  выше сказано, общение – обмен  информацией между людьми. Просмотр  телепередачи, чтение книги, восприятие  произведений искусства это также  акты общения.

     Виды общения зависит от содержания, цели, средств.

По содержанию общения различают следующие виды:

  1. материальное общение – это обмен предметами, продуктами;
  2. когнитивное общение – это обмен знаниями;
  3. кондиция – обмен внутренними психическими состояниями;
  4. мотивационное общение – передача установок, побуждений, обмен интересами.

По средствам общения различают:

    1. непосредственное общение – когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», то есть с помощью лица, рук, голоса, то есть с помощью естественных органов;
    2. опосредованное общение – коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи: телефон, телевизор, радио;
    3. прямое общение – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения (беседа, взгляд);
    4. косвенное общение – осуществляется через посредников, которые могут выступать другие люди (переговоры).

 

А также среди видов  общения можно выделить:

    • деловое общение;
    • личностное общение;
    • инструментальное общение;
    • целевое общение.

   Важными видами  общения у людей являются:

      1. вербальное общение – присуще только человеку при усвоении – использовании языка, опирается на не вербальное средство;
      2. невербальное общение – осуществляется с помощью жестов, мимики и другие ощущения.

Таким образом, понятие  общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки видов, средств, содержания [4,12,20,23].

Информация о работе Общение и его особенности в подростковом возрасте