Общение и его особенности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общения у подростков.
Задачи нашей курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Определить понятие и роль общения в развитии личности подросткового возраста;
Подбор методик для исследования характеристик и особенностей общения;
Выявить уровень общения у подростков;
Выявить особенности общения у подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Особенности общения в подростковом возрасте.

 

       В этом параграфе мы рассмотрим особенности общения в подростковом возрасте.

       Прежде  чем переходить на рассмотрение  общения в подростковом возрасте, давайте ознакомимся с периодизацией психического развития по Д.Б. Эльконину. Он указывает на то, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является – деятельность общения в процессе обучения организации трудовой деятельности [15].

       Наша  задача более подробно рассмотреть  подростковый возраст.

       Подростковый  возраст – это переходный период  развитие от детства к зрелости, он характеризуется самыми интенсивными биологическими, психологическими и социально – ролевыми изменениями по сравнению с любой другой стадией жизни, за исключением младенчества. Подростковый возраст содержит в себе два поворотных момента: переход от детства к раннему подростничеству, и переход от позднего подросткового возраста к юности. Два эти перехода считаются кризисными развитиями.

       Общение  подростка во многом обуславливается  изменчивостью его настроения. А  изменчивость настроения ведет  к неадекватности реакций подростка. Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он начинает чувствовать себя лишним, и одно неосторожное движение со стороны родителей, и они могут потерять своего ребенка. Психологи считают, что именно кризисность принято выделять как основную характеристику подросткового возраста[10].

        Подростковый возраст традиционно  считается конфликтным, трудным  и взрослые, скорее, ориентируются  на то, чтобы пережить эту гормональную бурю, стереть противоречия в надежде, что потом все само собой наладиться и выправиться.

        Но это ни в коем случает,  не означает, что родитель постоянно  должен контролировать, опекать  его. Это в свою очередь тоже  может принести негативные последствия: подросток отвыкает от самостоятельности, и вот это стремление освободить ребенка от трудностей приводит к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию: он становится агрессивным, дерзким в общении, и при отстаивании своей независимости. И как показала статистика из 100% людей – 50% ответили, что в подростковом возрасте они были агрессивными, часто конфликтовали. 30 %  ответили, что они перенесли этот возраст, спокойно и никаких конфликтов у них с родителями не было.

      Но остальные  20 % сказали, что вспоминают этот  возраст с ужасом, так как родители все время их опекали, не давали возможности для самостоятельной реализации. Они были замкнутыми, друзей у них было мало и остальные ребята в классе старались избегать их. И что интересно из 20%, большинство оказались мальчиками.

        Таким образом, статистика выявила,  что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни полагаются на свои собственные силы, они не способны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замысла, брать на себя ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее уверены в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально – нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера [24].

        Отличительная особенность детей  подросткового возраста – это  их тяга к общению со сверстниками  и, как следствие этого, некоторая  социально – психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят.

       Американские психологи получили любопытные данные, исследовав время, которое они проводят с родителями. И в результате оказалось, школьники значительную часть времени проводили с друзьями и одноклассниками, были не дома (50 % против 20 %), гуляли, развлекались. Остальное время (почти 30 %!) они были предоставлены сами себе.  Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Свои дела, планы, тайны они уже доверяют не родителям, а обретенному другу. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. У них на первый план выходят такие понятия как: верность, честность, караются предательство, измена, эгоизм и т.д. Если подросток подвел, предал, бросил он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить его в полном одиночестве. Они жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения[19].

       В  неформальных подростковых объединениях формируются, или уже они заимствуют у старших по возрасту группировок своеобразный сленг или арго – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками [15].

       Речь  подростков может быть сплошь сленговая. Помимо, сленговой речи, необходимо выделить площадные жесты и позы, которые играют не

маловажную роль в  общении подростка. Такое подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых. Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов.

       Для  отрочества как мы уже говорили  большое значение, имеет обретение друга, помните пословицу: «Скажи,  кто твой друг и я скажу кто ты ».

Друг в этом возрасте обретает особую ценность. В их разговорную речь наряду со сленгом включается «черный юмор». И как показывает статистика  героями «черного юмора» становятся не сверстники, а «маленький мальчик», или же «девочка – внучка», то есть это всегда кто-то   младший, наивный, и поэтому он и становится жертвой подростка.

          Таким образом, замкнутые возрастные  группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого  возраста имеется, кроме того, много специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и не заслуживающими внимания. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах, друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание.

 

Выводы.

       Подростковый возраст – это переходный период развитие от детства к зрелости, он характеризуется самыми интенсивными биологическими, психологическими и социально – ролевыми изменениями по сравнению с любой другой стадией жизни. В этом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Этот период отличается, что подростки начинают отделяться от семьи, находят друзей и общение является важной частью в их жизни. Через общение с окружающими они взрослеют.

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование общения у подростков.

2.1.  Подготовка и проведение исследования.

 

       Цель нашей курсовой работы – исследовать уровень общения подростков, выявить особенности общения мальчиков и девочек.

       Для  достижения цели нашей курсовой  работы мы провели исследование с учащимися 7 «А» класса татарской гимназии №1 г. Елабуга в количестве 28 человек: из них 10 мальчики и 18 девочек. Для выявления уровня общения, мы использовали опросник В.Ф. Ряховского. Методика В.Ф. Ряховского позволяет определить уровень коммуникабельности человека [25].

       Вопросник  состоит из 16 утверждений, на которых  испытуемый отвечает «да», «нет»,  «иногда» (см. Приложение 1) и выявляет 5 уровней общения.

       Также, чтобы выявить поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях был использован опросник И.А. Радчука, Л.А. Богатовой.

       Вопросник  содержит в себе 35 пословиц и  поговорок, которых можно рассматривать  как краткие описания различных  стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. И на которых испытуемый отвечает «совсем типично», «редко», «иногда», «часто», «весьма типично».

       Эти  методики были использованы в  нашем исследовании. При выборе  наших методик учитывалось:

    • положительная оценка применения и надежности методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей;
    • пригодность данной методики для групповых исследований;

возможность математической обработки добытых результатов.

 

       2.2. Анализ полученных результатов.

 

       Анализ  полученных результатов проходил  в 2 этапа: на первом этапе  мы исследовали уровни общения  учащихся 7 класса; на втором этапе  мы исследовали особенности общения мальчиков и девочек.

       Цель  использованной нами методики  – определение различных  уровней у подростков. Мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Уровень общения учащихся 7 класса

 

 

Уровень общения

 

Кол-во учеников

 

% соотношение

Низкая 

коммуникабельность

 

_

 

_

Замкнутость

_

__

Средний уровень

 общительности

 

1

 

5

Нормальная коммуникабельность

 

22

 

78

Высокий уровень

 общительности

 

5

 

17


     

     По таблице №1 мы видим, что у учеников 7 класса у 78% нормальный уровень общения; у 17 % - высокий уровень и только у 5 % средний уровень общения. И нас обрадовало то, что среди учеников 7 класса нет ни кого с низким уровнем общения.

       Далее  мы перешли к рассмотрению  уровня общения мальчиков и девочек. И выявили некоторые различия.

Таблица 2

 

Уровень общения мальчиков  и девочек 7 класса

 

 

Уровень общения

девочки

мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Низкая 

коммуникабельность

 

-

 

-

 

-

 

-

Замкнутость

 

       -   

 

-

 

-

 

-

Средний уровень общительности

 

1

 

8

 

-

 

-

Нормальная

 коммуникабельность

 

16

 

84

 

6

 

67

Высокий уровень общительности

 

1

 

8

 

4

 

33


   

       Рассматривая, таблицу  2 мы видим, что  84 % девочек имеют нормальный уровень коммуникабельности, у мальчиков этот уровень у 67 %. Девочек с низким уровнем и с замкнутостью – 0 %. Высокий и средний уровень имеет одинаковый процент соотношения – 8 %.

       Также  таблица 2 показала, что у мальчиков  7 класса нормальный уровень коммуникабельности  составляет – 67 %, который оказался  на несколько ступень ниже, чем у девочек – 84 %.

        Что касается высокого уровня, то у мальчиков он составляет – 33 %, на много выше, чем у девочек – 8 %. Среди мальчиков 7 класса не оказалось никого с низким уровнем общения – 0 %, что мы прослеживаем и  у девочек.

       Далее  мы обратили внимание на ответы учащихся на некоторые вопросы.

Информация о работе Общение и его особенности в подростковом возрасте