Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении общения у подростков.
Задачи нашей курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Определить понятие и роль общения в развитии личности подросткового возраста;
Подбор методик для исследования характеристик и особенностей общения;
Выявить уровень общения у подростков;
Выявить особенности общения у подростков.
1.2. Особенности общения в подростковом возрасте.
В этом параграфе мы рассмотрим особенности общения в подростковом возрасте.
Прежде
чем переходить на
Наша
задача более подробно
Подростковый
возраст – это переходный
Общение
подростка во многом
Подростковый возраст
Но это ни в коем случает, не означает, что родитель постоянно должен контролировать, опекать его. Это в свою очередь тоже может принести негативные последствия: подросток отвыкает от самостоятельности, и вот это стремление освободить ребенка от трудностей приводит к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию: он становится агрессивным, дерзким в общении, и при отстаивании своей независимости. И как показала статистика из 100% людей – 50% ответили, что в подростковом возрасте они были агрессивными, часто конфликтовали. 30 % ответили, что они перенесли этот возраст, спокойно и никаких конфликтов у них с родителями не было.
Но остальные 20 % сказали, что вспоминают этот возраст с ужасом, так как родители все время их опекали, не давали возможности для самостоятельной реализации. Они были замкнутыми, друзей у них было мало и остальные ребята в классе старались избегать их. И что интересно из 20%, большинство оказались мальчиками.
Таким образом, статистика
Отличительная особенность
Американские психологи получили любопытные данные, исследовав время, которое они проводят с родителями. И в результате оказалось, школьники значительную часть времени проводили с друзьями и одноклассниками, были не дома (50 % против 20 %), гуляли, развлекались. Остальное время (почти 30 %!) они были предоставлены сами себе. Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Свои дела, планы, тайны они уже доверяют не родителям, а обретенному другу. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. У них на первый план выходят такие понятия как: верность, честность, караются предательство, измена, эгоизм и т.д. Если подросток подвел, предал, бросил он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить его в полном одиночестве. Они жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения[19].
В неформальных подростковых объединениях формируются, или уже они заимствуют у старших по возрасту группировок своеобразный сленг или арго – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками [15].
Речь подростков может быть сплошь сленговая. Помимо, сленговой речи, необходимо выделить площадные жесты и позы, которые играют не
маловажную роль в общении подростка. Такое подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых. Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов.
Для
отрочества как мы уже
Друг в этом возрасте обретает особую ценность. В их разговорную речь наряду со сленгом включается «черный юмор». И как показывает статистика героями «черного юмора» становятся не сверстники, а «маленький мальчик», или же «девочка – внучка», то есть это всегда кто-то младший, наивный, и поэтому он и становится жертвой подростка.
Таким образом, замкнутые
Выводы.
Подростковый возраст – это переходный период развитие от детства к зрелости, он характеризуется самыми интенсивными биологическими, психологическими и социально – ролевыми изменениями по сравнению с любой другой стадией жизни. В этом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Этот период отличается, что подростки начинают отделяться от семьи, находят друзей и общение является важной частью в их жизни. Через общение с окружающими они взрослеют.
Глава 2. Эмпирическое исследование общения у подростков.
2.1. Подготовка и проведение исследования.
Цель нашей курсовой работы – исследовать уровень общения подростков, выявить особенности общения мальчиков и девочек.
Для
достижения цели нашей
Вопросник состоит из 16 утверждений, на которых испытуемый отвечает «да», «нет», «иногда» (см. Приложение 1) и выявляет 5 уровней общения.
Также, чтобы выявить поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях был использован опросник И.А. Радчука, Л.А. Богатовой.
Вопросник
содержит в себе 35 пословиц и
поговорок, которых можно
Эти методики были использованы в нашем исследовании. При выборе наших методик учитывалось:
возможность математической обработки добытых результатов.
2.2. Анализ полученных результатов.
Анализ
полученных результатов
Цель использованной нами методики – определение различных уровней у подростков. Мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Уровень общения учащихся 7 класса
Уровень общения |
Кол-во учеников |
% соотношение |
Низкая коммуникабельность |
_ |
_ |
Замкнутость |
_ |
__ |
Средний уровень общительности |
1 |
5 |
Нормальная коммуникабельность |
22 |
78 |
Высокий уровень общительности |
5 |
17 |
По таблице №1 мы видим, что у учеников 7 класса у 78% нормальный уровень общения; у 17 % - высокий уровень и только у 5 % средний уровень общения. И нас обрадовало то, что среди учеников 7 класса нет ни кого с низким уровнем общения.
Далее мы перешли к рассмотрению уровня общения мальчиков и девочек. И выявили некоторые различия.
Таблица 2
Уровень общения мальчиков и девочек 7 класса
Уровень общения |
девочки |
мальчики | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Низкая коммуникабельность |
- |
- |
- |
- |
Замкнутость |
- |
- |
- |
- |
Средний уровень общительности |
1 |
8 |
- |
- |
Нормальная коммуникабельность |
16 |
84 |
6 |
67 |
Высокий уровень общительности |
1 |
8 |
4 |
33 |
Рассматривая, таблицу 2 мы видим, что 84 % девочек имеют нормальный уровень коммуникабельности, у мальчиков этот уровень у 67 %. Девочек с низким уровнем и с замкнутостью – 0 %. Высокий и средний уровень имеет одинаковый процент соотношения – 8 %.
Также
таблица 2 показала, что у мальчиков
7 класса нормальный уровень
Что касается высокого уровня, то у мальчиков он составляет – 33 %, на много выше, чем у девочек – 8 %. Среди мальчиков 7 класса не оказалось никого с низким уровнем общения – 0 %, что мы прослеживаем и у девочек.
Далее мы обратили внимание на ответы учащихся на некоторые вопросы.
Информация о работе Общение и его особенности в подростковом возрасте