Общение и его особенности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общения у подростков.
Задачи нашей курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Определить понятие и роль общения в развитии личности подросткового возраста;
Подбор методик для исследования характеристик и особенностей общения;
Выявить уровень общения у подростков;
Выявить особенности общения у подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

       На вопрос: «Испытываете ли вы страх перед публикой»? Мы выявили, что 44 % детей испытывают страх перед аудиторией и им очень сложно выступать с докладом, перед классом.

       28 % учеников  совсем не испытывают каких  – либо смятений перед публикой, и еще 28 % - затруднились ответить на этот вопрос.

       На  вопрос: любите ли вы делиться  своими переживаниями с кем  бы то ни было? Мы выявили: 22 % ответили, что любят и делятся  своими переживаниями, из этих 22% - 14 % оказались девочки, а остальные – 8 % мальчики.

       50 % учеников категорически против того, чтоб делиться с кем-либо своими переживаниями.

       28 % учеников  затруднились ответить на этот  вопрос.

       Цель  следующей методики, которая была  использована нами – это определение поведенческой стратегии в конфликтной ситуации. Мы получили следующие результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результат тестирования учеников 7 класса

 

Стратегии

Кол-во учеников

% соотношение

Избегание

       1

5

Конкуренция

4

         11

Приспособление

16

67

Компромисс

 

7

17

 

Сотрудничество

 

__

 

__


 

 

    Данные таблицы  3 показали, что у 67 % учеников идет стратегия – приспособления, то есть это такой тип людей, для которых важно взаимоотношение, а не цель. Они хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего они в большинстве случаев жертвуют целями, что и характерно для подросткового возраста.

       У  17 %  идет стратегия компромисса,  у этих людей умеренное отношение  и к целям, и к взаимоотношениям. Они готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

       У  11 % учеников оказалась силовая  стратегия – конкуренция - для  этих людей очень важны цели, а не взаимоотношения. Им не  важно любят их, они считают,  что конфликты решаются выигрышем  одной из сторон и проигрышем  второй.

       И  лишь у 5 % оказалось стратегия ухода в панцирь – избегание, то есть отказ, как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

       Учеников со стратегией открытой и честной конфортации и сотрудничества -  не оказалось. Но в дальнейшем работая над собой, они поднимутся до этого уровня, и будут ценить и целей, и взаимоотношения. Также будут стремиться находить решение, удовлетворяющее всех окружающих.

 

Вывод

 

В данной главе мы провели эмпирическое исследование с учащимися подросткового возраста по двум методикам. Результаты представили в таблицах и проанализировали. Также, результаты мы рассказали детям и классному руководителю.

 

Заключение

 

  Таким образом,  на основании изложенного материала  можно сделать вывод, что мы раскрыли все поставленные перед нами задачи:

- исследовали общую  характеристику общения;

- раскрыли особенности  общения подростков ;

- изучили особенности  общения подростков со сверстниками.

         Первая глава «Теоретические основы исследования общения в подростковом возрасте» посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

       Вторая  глава «Эмпирическое исследование общения у подростков» посвящена практическому исследованию общения у подростков.

          Общение – это сложный многоплановый  процесс установления и развития  контактов между людьми, который  порождается потребностями совместной  деятельности и включает оно в себя:

  • обмен информаций;
  • выработку единой стратегии взаимодействия;
  • восприятие и понимание собеседника.

       Именно, общение является ведущей деятельностью  в подростковом возрасте, так как на наш взгляд, общение очень важный процесс для развития личности.

       Подростковый возраст часто называют трудным для самих подростков так и для родителей и педагогов. В этот самый возрастной период происходят наиболее серьезные изменения  в анатома – физиологическом, психическом  развитий, в эмоционально – духовной, и интеллектуальной жизни взрослеющего человека[7,17].

       Собственно, общение с товарищами – сверстниками  ли это, или с другими всегда была привлекательно для ребенка. Но когда он становится подростком, оно приобретает  исключительное значение. Ведь подросток весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении с взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он хочет равенства прав. Вот поэтому так возрастает для него значимость общения с товарищами, общение, в котором нет,  и не может быть заведомого неравенства. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно ни было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

       Уже  к началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других ограничивается по преимуществу школой. Со временем общение все больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

       Общение – для подростка это большая ценность. Как уже говорилось выше, оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой – то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам [11].  

   На наш взгляд, более углубленное изучение этой  темы необходимо, для того чтобы  находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.

       Для  изучения этой проблемы мы  изучили психолого-педагогическую  литературу, сделали теоретический  анализ по проблеме и экспериментально исследовали уровни общения в подростковом возрасте.

        Исследование мы провели с  учениками 7 «А» класса СОШ № 3 г.Елабуги. В качестве метода исследования был использован опросник В.Ф. Ряховского «Уровень общительности», И.А. Радчука, Л.А. Богатовой «Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях».

        Мы получили, что у большинства подростков нормальный уровень общения – 78%, в 7 классе среди учащихся нет никого с низким уровнем общения.

           Методика И.А. Радчука, Л.А. Богатовой  показала, что у 67% учеников идет  стратегия приспособления, у 5% стратегия избегания. Задачи курсовой работы решены, цель реализована.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Проспект,  2002. – 624с.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 1996. – 224с.
  3. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1999. – 234с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352с.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос –  Пресс, 2005. – 325с.
  6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560с.
  7. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с. (серия «Практическая психология»).
  8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. –  464с.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1996. – 143с.
  10. Мир детства. Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1998. – 345с.
  11. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624с.
  12. Немов Р.С. Психология Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн.- кн 1: Психология -3-е изд.- М.: Гуманит.Центр ВЛАДОС, 2002. – 400с.
  13. Немов Р.С. Психология:  Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 2: Психология –3-е изд. – М.: Гуманит.Центр ВЛАДОС, 2002. – 632с.
  14. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 3: Психодиагностика - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640с.
  15. Немов Р.С. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 396с. 
  16. Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2004. – 256с.
  17. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. члена-кор. РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ –  ЕВРОЗНАК, 2003 –  432с.
  18. Радугин  А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Центр, 2003.– 400с.
  19. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656с.
  20. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. – М.: МГОПУ, 1999. – 272с.
  21. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: Владос, 2002. – 448с.
  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд.  – М.:  Гуманит. Центр  Владос, 2001.  – 480с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2002.  – 678 с.
  24. Степанов В.Г. Психология трудных подростков.- М.: Академия, 2001. – 331с.
  25. Тестирование детей / Составитель В. Богомолов. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.  – 347с.

 

Приложение 1

 Оценка уровня общительности

Данный тест, оценивающий  общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Опросник

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Информация о работе Общение и его особенности в подростковом возрасте