На вопрос: «Испытываете ли вы страх перед
публикой»? Мы выявили, что 44 % детей испытывают
страх перед аудиторией и им очень сложно
выступать с докладом, перед классом.
28 % учеников
совсем не испытывают каких
– либо смятений перед публикой,
и еще 28 % - затруднились ответить на этот вопрос.
На
вопрос: любите ли вы делиться
своими переживаниями с кем
бы то ни было? Мы выявили: 22
% ответили, что любят и делятся
своими переживаниями, из этих 22% - 14 % оказались
девочки, а остальные – 8 % мальчики.
50 % учеников категорически против
того, чтоб делиться с кем-либо своими
переживаниями.
28 % учеников
затруднились ответить на этот
вопрос.
Цель
следующей методики, которая была
использована нами – это определение поведенческой стратегии
в конфликтной ситуации. Мы получили следующие
результаты, представленные в таблице
3.
Таблица 3
Результат тестирования учеников 7 класса
Стратегии |
Кол-во учеников |
% соотношение |
Избегание |
1
|
5 |
Конкуренция
|
4 |
11 |
Приспособление |
16 |
67 |
Компромисс |
7 |
17 |
Сотрудничество |
__ |
__ |
Данные таблицы
3 показали, что у 67 % учеников идет стратегия
– приспособления, то есть это такой тип
людей, для которых важно взаимоотношение,
а не цель. Они хотят, чтобы их принимали
и любили, ради чего они в большинстве
случаев жертвуют целями, что и характерно
для подросткового возраста.
У
17 % идет стратегия компромисса,
у этих людей умеренное отношение
и к целям, и к взаимоотношениям.
Они готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
У
11 % учеников оказалась силовая
стратегия – конкуренция - для
этих людей очень важны цели,
а не взаимоотношения. Им не
важно любят их, они считают,
что конфликты решаются выигрышем
одной из сторон и проигрышем
второй.
И
лишь у 5 % оказалось стратегия ухода в панцирь
– избегание, то есть отказ, как от достижений
личных целей, так и от участия во взаимоотношениях
с окружающими.
Учеников со стратегией открытой и честной
конфортации и сотрудничества - не
оказалось. Но в дальнейшем работая над
собой, они поднимутся до этого уровня,
и будут ценить и целей, и взаимоотношения.
Также будут стремиться находить решение,
удовлетворяющее всех окружающих.
Вывод
В данной главе мы провели эмпирическое исследование
с учащимися подросткового возраста по
двум методикам. Результаты представили
в таблицах и проанализировали. Также,
результаты мы рассказали детям и классному
руководителю.
Заключение
Таким образом,
на основании изложенного материала
можно сделать вывод, что мы раскрыли все поставленные
перед нами задачи:
- исследовали общую
характеристику общения;
- раскрыли особенности
общения подростков ;
- изучили особенности
общения подростков со сверстниками.
Первая глава «Теоретические основы исследования
общения в подростковом возрасте» посвящена
раскрытию общения как психологической
категории. Термин общение имеет очень
много разнообразных трактовок. Под общением
следует понимать форму социального взаимодействия
людей, в котором осуществляется обмен
мыслями и чувствами. Общение нацелено
на изучение взаимоотношений между общественными
субъектами. Роль общения в психическом
развитии человека имеет огромное значение,
потому что через активное общение вначале
с членами семьи, а затем и со сверстниками,
человек становиться более развитой личностью.
Роль общения еще велика, потому что это
первый вид социальной активности, который
возникает в онтогенезе и благодаря которому
младенец получает необходимую для его
индивидуального развития информацию.
Вторая
глава «Эмпирическое исследование общения
у подростков» посвящена практическому
исследованию общения у подростков.
Общение – это сложный многоплановый
процесс установления и развития
контактов между людьми, который
порождается потребностями совместной
деятельности и включает оно в себя:
- обмен информаций;
- выработку единой стратегии взаимодействия;
- восприятие и понимание собеседника.
Именно,
общение является ведущей деятельностью
в подростковом возрасте, так как на наш взгляд,
общение очень важный процесс для развития
личности.
Подростковый возраст часто называют
трудным для самих подростков так и для
родителей и педагогов. В этот самый возрастной
период происходят наиболее серьезные
изменения в анатома – физиологическом,
психическом развитий, в эмоционально
– духовной, и интеллектуальной жизни
взрослеющего человека[7,17].
Собственно,
общение с товарищами – сверстниками
ли это, или с другими всегда была привлекательно для
ребенка. Но когда он становится подростком,
оно приобретает исключительное значение.
Ведь подросток весьма чуток к своему
положению в отношениях с людьми, у него
появляется недовольство тем, что он в
своем общении с взрослыми часто оказывается
существом подчиненным и неравноправным,
он хочет равенства прав. Вот поэтому
так возрастает для него значимость общения
с товарищами, общение, в котором нет,
и не может быть заведомого неравенства.
Общение с взрослыми, каким бы интересным
оно ни было, уже не может заменить полностью
общения с товарищами.
Уже
к началу подросткового возраста дети приходят с разным
опытом общения: у одних ребят оно уже
занимает немалое место в жизни, у других
ограничивается по преимуществу школой.
Со временем общение все больше выходит
за пределы учения и школы, включает новые
интересы, занятия, увлечения и превращается
в самостоятельную и очень важную для
подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными
событиями и происшествиями, борьбой и
столкновениями, победами и поражениями,
открытиями и разочарованиями, огорчениями
и радостями.
Общение – для подростка это большая ценность.
Как уже говорилось выше, оно нередко становится
настолько притягательным и важным, что
учение отодвигается на второй план, возможность
общения с отцом и матерью выглядит уже
не такой привлекательной. Подросток отдаляется
от родителей, живет уже какой – то своей
жизнью, неохотно рассказывает о себе,
что-то скрывает, рвется из дома к товарищам
[11].
На наш взгляд,
более углубленное изучение этой
темы необходимо, для того чтобы
находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Родителям
необходимо анализировать и изменять
свои отношения с детьми, для того чтобы
дома царила благоприятная атмосфера.
Трудности подросткового возраста – это
преимущественно трудности полового созревания
и расставания с детством, которые прорываются
в серии внешних конфликтов, в частности,
с родителями и вообще со старшими. Задача
родителей понять изменения своих детей
и по возможности перейти на новый стиль
общения с подростком, то есть относиться
к нему как взрослому человеку.
Для
изучения этой проблемы мы
изучили психолого-педагогическую
литературу, сделали теоретический
анализ по проблеме и экспериментально исследовали уровни общения в подростковом
возрасте.
Исследование мы провели с
учениками 7 «А» класса СОШ № 3 г.Елабуги. В качестве метода
исследования был использован опросник
В.Ф. Ряховского «Уровень общительности»,
И.А. Радчука, Л.А. Богатовой «Поведенческие
стратегии в конфликтных ситуациях».
Мы получили, что у большинства подростков
нормальный уровень общения – 78%, в 7 классе
среди учащихся нет никого с низким уровнем
общения.
Методика И.А. Радчука, Л.А. Богатовой
показала, что у 67% учеников идет
стратегия приспособления, у 5% стратегия избегания. Задачи курсовой
работы решены, цель реализована.
Список использованной
литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Проспект, 2002. – 624с.
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 1996. – 224с.
- Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1999. – 234с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352с.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос – Пресс, 2005. – 325с.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560с.
- Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с. (серия «Практическая психология»).
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 464с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1996. – 143с.
- Мир детства. Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1998. – 345с.
- Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624с.
- Немов Р.С. Психология Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн.- кн 1: Психология -3-е изд.- М.: Гуманит.Центр ВЛАДОС, 2002. – 400с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 2: Психология –3-е изд. – М.: Гуманит.Центр ВЛАДОС, 2002. – 632с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 3: Психодиагностика - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640с.
- Немов Р.С. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 396с.
- Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2004. – 256с.
- Психология подростка. Полное руководство. Под ред. члена-кор. РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003 – 432с.
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Центр, 2003.– 400с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656с.
- Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. – М.: МГОПУ, 1999. – 272с.
- Рогов Е.И. Общая психология. – М.: Владос, 2002. – 448с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Центр Владос, 2001. – 480с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2002. – 678 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных подростков.- М.: Академия, 2001. – 331с.
- Тестирование детей / Составитель В. Богомолов. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 347с.
Приложение 1
Оценка уровня общительности
Данный тест, оценивающий
общий уровень общительности, разработан
В.Ф. Ряховским.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько
простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно:
"да", "нет", "иногда".
Опросник
- Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
- Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
- Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
- В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
- Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
- У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
- Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
- Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?