Психологические особенности лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 03:07, реферат

Краткое описание

Проблема лидерства является до сих пор до конца не изученной и ставить точку в ее обсуждении было бы неверно, потому что проблема лидерства сама по себе сложна и многообразна. В последнее время ей уделяется особое внимание и самые большие разработки приходятся именно на ХХ век. Это в свою очередь можно объяснить тем, что в наш век всевозрастающих изменений современное общество становится все более мобильным, динамичным

Оглавление

Введение
1. Понятие лидерства в современной психологии
1.1 Лидерство как психологический феномен
1.2 Характеристика лидерства
1.3 Структура лидерства
2. Психологические особенности лидерства
2.1 Психологический портрет лидера
2.2 Качества современного лидера
2.3 Факторы, влияющие на эффективность лидерства
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Лидерство у студентов.docx

— 38.37 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие лидерства в современной  психологии

1.1 Лидерство как психологический  феномен

1.2 Характеристика лидерства

1.3 Структура лидерства

2. Психологические особенности  лидерства

2.1 Психологический портрет лидера

2.2 Качества современного лидера

2.3 Факторы, влияющие на эффективность  лидерства

Выводы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема лидерства является до сих пор до конца не изученной и ставить точку в ее обсуждении было бы неверно, потому что проблема лидерства сама по себе сложна и многообразна. В последнее время ей уделяется особое внимание и самые большие разработки приходятся именно на ХХ век. Это в свою очередь можно объяснить тем, что в наш век всевозрастающих изменений современное общество становится все более мобильным, динамичным. В нем происходят постоянные изменения и развития, способствующие еще большей социализации отношений. Лидерство - это сложная модель взаимоотношений между людьми, а значит, и явление социальное.

Проблемой лидерства занимались еще с античных времен Аристотель, Платон, Гегель, Кант, Макиавелли, Русо, Гоббс, Ф.Бекон - это лишь некоторые политологи и социологи, которые одни из первых обратили внимание на эту проблему.

Самые большие разработки проблемы лидерства относятся к ХХ веку и связаны с именем Маркса Вебера, которого считают отцом политологии. Он доказал, что лидерство - это особое политическое и психологическое явление, при котором лидер наделен определенными правами и обязанностями и выражает интересы той или иной социальной группы людей. В настоящее время продолжается изучение феномена лидерства. Н.П.Беляцкий, Е.В.Кудряшова, Э.Берн, Р.Дилтс, Р.Райс, Т.Манн - благодаря этим и многим другим, как отечественным, так и зарубежным авторам существуют различные теории, концепции и подходы к пониманию лидерства.

Одни утверждают, что умению быть лидером необходимо учиться и получить в качестве заслуженной награды. Другие говорят, что это подарок судьбы, который невозможно получить путем обучения.

Так или иначе, можно утверждать, что между различиями, которые существуют у сторонников различных теорий, имеется и нечто общее. А именно - это те лидерские способности и качества, необходимость которых на сегодняшний день становится все очевиднее и актуальнее. Наличие данных качеств у человека (в совокупности или в отдельности) и будет определять человека как лидера.

 

 

 

Раздел 1. Понятие лидерства в современной психологии

1.1 Лидерство как психологический феномен

Лидерство - это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство необходимо рассматривать как социально-психологическое явление. А так как лидер может влиять на людей и управлять ими без каких-либо официальных полномочий, то по своей сути, лидерство - это психологический феномен.

Науке известны, по крайней мере, три теории лидерства:

1)харизматическая теория (от греч.charisma - дар, благодать);

2)теория черт;

3)синтетическая теория - объединение  харизматической теории и теории  черт.

Согласно харизматической теории, человек рождается с задатками лидерства, ему как бы предписано руководить людьми.

Согласно теории черт, личность сама может приобретать качества лидера. Сторонники этой теории считают, что можно воспитать истинного лидера, вождя, если выявить лидерские качества в личности, затем организовать ее обучение и воспитание. Правда, единого мнения о наборе качеств, которыми должны обладать эффективные лидеры, нет. Изучение личностных свойств лидеров дает противоречивые результаты.

Однако известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий (или выше среднего) интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее. Лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами (или всеми этими качествами), и напротив, человек, имеющий данные качества, необязательно становится лидером. Так, например, выдвинутая психологами «концепция физических качеств», говорящая о том, что лидер должен иметь физические преимущества - высокий рост, силу, большую массу не подтвердилась. Очень часто лидеры имеют малый рост и небольшую физическую силу. Или например, «концепция интеллигентности» предполагает, что лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями личности. Наличие этих способностей предсказывает управленческий успех. К таким личностным качествам относятся: интеллигентность в вербальном или символическом плане, инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин), женственность (у женщин), зрелость и мотивационные способности.

Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера - ситуационный и поведенческий. Согласно ситуационной(ситуативной) теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей. Точно также, как человек, который является лидером в одной группе, совсем необязательно станет лидером и в другой, так как другая группа - это другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру.

Организаторские способности являются важнейшим качеством в личности лидера. Лидер с организаторскими способностями быстро и правильно оценивает ситуацию, выделяет задачи первостепенной важности, отличает реальность от бесплодных фантазий, достаточно точно рассчитывает сроки решения задач. Главной отличительной чертой способного организатора является его умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач.

Талант лидерства, этот психологический феномен, основан на комплексе социально-психологических качеств и свойств личности лидера. Однако психологи установили, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Структура личных качеств лидера должна находиться в соответствии с личными качествами, деятельностью, задачами группы (подчиненных).

Важным является и то, как и в каких ситуациях лидер проявляет свои качества и как группа воспринимает своего лидера.

Огромное значение имеют доверие и положительное отношение людей к лидеру. Доверие к лидеру выражается:

- признанием его высоких достоинств  и заслуг, полномочий, признанием  необходимости его действий, их  правильности, результативности;

- внутренним согласием с лидером, готовностью действовать в соответствии  с его установками;

- готовностью следовать за ним  на основе доверия, без средств принуждения, по собственному желанию и убеждению.

Однако все эти желания и убеждения появляются при определенном условии: поскольку группа имеет образ лидера и соответствующая этому образу модель, то она требует от реального лидера соответствия этой модели и его способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия члены группы не только пойдут за своим лидером, но и сделают это с желанием.

Механизмы воздействия лидеров на массы зависит от свойств подчиненных группы. В соответствии с этими свойствами лидер определяет, как он будет воздействовать на людей. От него зависит объективный умелый анализ реальной действительности. На основе проведенного анализа лидер делает выводы, затем формирует линию поведения, разрабатывает программу действий и принимает решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидеру необходимо добиваться поддержки со стороны всей группы с целью организации исполнения принятых решений.

1.2 Характеристика лидерства

Лидерство как процесс воздействия на людей с целью организации и координации и их деятельности в процессе производства возник еще до появления самого производства, как такового. Но идея лидерства, как научная дисциплина, как область исследования профессии руководителя относительно нова. Лидерство как самостоятельная наука и область деятельности была признана только в ХХ веке. Различные области знаний были связаны с развитием теории лидерства также, как социология, психология, математика и пр. Все эти и другие факторы, влияющие на эффективность лидерства по-разному оценивались учеными, в связи с чем формировались различные подходы к теории и практике лидерства, различные термины характеризовали лидерство.

Организация (по Я.Зеленевскому) - это широко понимаемый признак вещи или хода событий, рассматриваемых, как состоящее из частей взаимодействующих успеху целого[16, стр.13].

Ч.Бернард определил организацию как систему сознательно координируемой деятельности двух или более лиц[16, стр.12]. в данном случае организация рассматривается как определенный вид социальной системы, характеризующийся сложным многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, то есть связанностью с более широкими структурами общества.

Под управлением же ( по В.Г.Афанасьеву) понимают функцию систем различной природы (биологической, социальной, технической) обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности [16, стр.14].

Характеризуя лидерство, необходимо отметит все достоинства и недостатки, все сильные и слабые качества лидерства.

Главная черта эффективного лидерства - гибкость. В зависимости от специфики ситуации лидер должен умело использовать преимущества того или иного стиля лидерства и нейтрализовать его слабые стороны. В своей повседневной деятельности современному эффективному лидеру необходимо опираться на свои сильные, наиболее развитые стилевые компоненты, качества, постоянно развивая при этом слабые.

Лидерство многолико, оно может быть и ядром групповых тенденций, и действиями личности по достижению согласия и отношениями влияния, и властной дифференциацией, и искусством убеждения, и эффективным воздействием. Но каждый из этих аспектов имеет разные значения для теории лидерства.

Лидерство не имеет конкретной определенности для различных ситуаций, пусть даже одного характера. Возможно, этим и объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.

Изначальным моментом изучения природы лидерства следует считать утверждение о том, что человек не может не управлять, не общаться, не обмениваться информациями с другими людьми. Управление, как и коммуникации, свойственно человеческому бытию. Каждый из нас управляет сам собой и часто оказывается в ситуации, когда он должен принимать решения относительно других людей.

Суть лидерства состоит во взаимодействии людей и через него во влиянии на них. Подобно строению человеческого мозга, имеющего два полушария - левое полушарие (сознание-мышление) и правое (чувства-интуиция), двойственна и природа лидерства. В нем выделяется сфера формальное лидерство и сфера отношений - неформальное лидерство. Иначе говоря, в первом случае речь идет о выработке и достижении цели, а во втором - о согласии между людьми, взаимоотношениях или о том, что принято называть «человеческим фактором». Обе стороны неотделимы друг от друга как два полушария мозга, как организационно-техническая и социально-экономическая стороны управления. Таким образом, управление социальными системами двойственно, а лидерство - это не только наука, но и искусство.

Лидерство касается всех областей жизни человека, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии.

Природа лидерства не есть только та часть человеческой природы, которая связана с управлением другими людьми. Как заметил Кунц и О'Деннел: «нельзя руководить отдельными частями человека, все аспекты его характера «нанимаются» на работу, когда он становится сотрудником»[9,стр.120]. Поэтому лидерство выходит за рамки только выполнения основных функций управления.

Лидерство представляет собой специфический тип управленческих отношений, которые опираются, преимущественно на социальное воздействие. Лидерство, в отличии от управления, предполагает наличие последователей, а не подчиненных или сотрудников.

Влияние только с позиции должности называется формальным лидерством, которое отождествляется с руководством.

Но в своем влиянии руководитель не может полагаться лишь на полномочия, которые дает ему занимаемая должность. К примеру, один из его заместителей, имеющий меньшую формальную власть вдруг начнет пользоваться большой популярностью и авторитетом среди сотрудников в конфликтных ситуациях или в решении важных для выживания организации задач. Такой заместитель получает поддержку, доверие, уважение за свою компетентность, отношение к людям, а может и за другие качества, которых нет у шефа. И вот уже он неформальный лидер, хоть и не руководитель. Поэтому быть руководителем и лидером совсем не одно и то же, как кажется на первый взгляд. Лидерству свойственно нечто большее, чем формальный статус. В зависимости от этого «нечто», существуют различные теории, концепции и типы лидерства. Процесс влияния, выходящий за рамки занимаемой должности, получил название неформальное лидерство. Такое лидерство обусловлено личностными и ситуационными особенностями использования власти.

1.3 Структура лидерства

Структурные элементы лидерства берут свое начало в работах К.Левина - авторитарный, демократический, либеральный стили управления[4,стр.72]. в настоящее время для описания содержательных характеристик и общей структуры используют, как правило, многомерные модели. Вместе с тем даже при использовании двумерных моделей, базирующихся на выделении двух типов ориентации лидеров: на задачу и на людей, разные авторы дают несколько отличающиеся по количеству и содержанию списки струтур лидерства.

В структуру лидерства входит пять основных элементов, взаимодействие которых составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образуют реальный процесс лидерства:

Информация о работе Психологические особенности лидерства