Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 03:07, реферат
Проблема лидерства является до сих пор до конца не изученной и ставить точку в ее обсуждении было бы неверно, потому что проблема лидерства сама по себе сложна и многообразна. В последнее время ей уделяется особое внимание и самые большие разработки приходятся именно на ХХ век. Это в свою очередь можно объяснить тем, что в наш век всевозрастающих изменений современное общество становится все более мобильным, динамичным
Введение
1. Понятие лидерства в современной психологии
1.1 Лидерство как психологический феномен
1.2 Характеристика лидерства
1.3 Структура лидерства
2. Психологические особенности лидерства
2.1 Психологический портрет лидера
2.2 Качества современного лидера
2.3 Факторы, влияющие на эффективность лидерства
Выводы
Заключение
Список литературы
1)лидер - с определенными личностными чертами, способностями и возможностями;
2)последователи - со своими качествами
и возможностями для
3)задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;
4)ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
5)группа, в которой происходят
все акты межличностного
Лидер - это первый участник процесса лидерства. Лидеру всегда присущи определенные черты, которые выделяют его среди других: компетентность или коммуникабельность, интуиция или другие способности, с помощью которых ему удается достичь, а затем удерживать лидирующее положение.
Каждый из нас в какой-либо ситуации какое-то время является лидером. Все многообразие потребностей человека не замыкаются его профессиональной деятельностью. В зависимости от опыта, ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребности самовыражения и уже через него - в необходимость лидерства в определенных сферах, обстоятельствах или группе людей. Стремление к лидерству выходит за рамки профессии. С другой стороны, профессиональное обучение является наиболее надежным фундаментом лидерства. Если человек повышает свою квалификацию, то он уже тем самым потенциально готовится к карьере, а значит, и заявляет о своих претензиях на профессиональное лидерство. Понятие лидерства связано с лидирующей позицией человека некоторое время, даже когда сама по себе деятельность этого человека незначительна. Истинным лидером можно считать только того, кто неоднократно занимал лидирующую позицию и находился в ней достаточно долгое время.
Статус лидерства определяется самой группой, а не навязывается извне. Это относится к неформальному лидерству. Извне происходит власть начальника под угрозой наказания. Радость достижения общей цели разделяется только с тем, кого группа признает своим лидером. Поэтому в управлении персоналом актуальной остается задача обоснования лидерства с помощью различных механизмов назначения и даже выборов руководителя при участии сотрудников.
Последователи - без них нет лидерства. Но без лидера последователи представляют собой некую совокупность людей. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. При таком взаимодействии выделяется лидер. Без лидера нет последователя. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в командных спортивных соревнованиях. Это происходит потому что сила влияния последователя и лидера соизмерима с обратным влиянием. В группе, как и в природе, на каждое действие есть противодействие. Последователи - это те, кто, по крайней мере, не противодействует лидеру.
Задачи - являются важной характеристикой деловой ситуации и определяет деятельность группы и требования к лидеру. Если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру.
Ситуация - чаще всего человек становится лидером не благодаря каким-то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения(ситуация - лидер - последователи). В каждой ситуации лидерство может проявляться в особом, свойственном лишь ей виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство может быть присуще человеку и непостоянно, а только в определенной ситуации. Оно может быть присуще даже отдельной роли человека, которую он выполняет в группе, а не всему человеку как таковому. Лидерство динамично, как само межличностное отношение. Оно не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.
Группа - последний элемент лидерства, понимается как персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, лидеров и устойчивость их положения.
Раздел 2. Психологические особенности лидерства
2.1 Психологический портрет лидера
Современные научные представления, основанные на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет лидера включают:
- биографические характеристики;
- способности;
- личностные черты.
Биографические характеристики - одним из важнейших биографических показателей признается высокий уровень образования у лидера(или руководителя. Так, типичный лидер в Японии имеет, как правило, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда и два диплома по разным направлениям. Многие российские руководители стремятся также получить инженерное и гуманитарное образование. Отечественные психологи, занимающиеся психобиографическими исследованиями, употребляют понятие «психологический возраст». Исследование возрастных особенностей лидеров, проводимые зарубежными учеными, выявили некоторые закономерности, которые позволяют характеризовать возраст не только как природно-биологическое явление, но и как социальное.
Хотя нужно учесть, что понятие «возраст» многопланово. Различают четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный(гражданский) и психологический. Психологический возраст связан с понятием психологического времени, которое выражается в том, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.
Существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Оказывается, чем моложе человек, тем старше он себе кажется. И так же, как в отношении себя, переоценивает возраст других людей. А чем старее люди становятся, тем больше молодеет у них душа, и только биологический возраст напоминает человеку о том, что он не молод.
Способности - под способностями понимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности. Человеческие способности имеют биосоциальную природу. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процессе его жизни под воздействием различных социальных факторов (прежде всего обучения и воспитания). Способности отличаются от задатков.
Задатки - это качества. которые даны(заданы) человеку от рождения, либо возникают благодаря естественному развитию организма как биологической системы. Благодаря задаткам, у человека могут успешно формироваться развиваться способности в результате обучения. Задатки(как и способности) могут быть общими и специфическими. Общие задатки касаются строения и функционирования организма человека в целом и его отдельных подсистем (нервной, сердечнососудистой, эндокринной). Специфические задатки соотносятся с работой коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, двигательного и др.) и мотивационного (специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Способности и задатки у разных людей неодинаковы.
К особым случаям развития задатков и способностей относятся талант, одаренность и гениальность: талантливые люди - вследствие развития у себя каких-либо способностей достигают в выбранной ими деятельности значимых успехов, одаренные - имеют особые природные задатки для развития разных способностей; гениальные же люди благодаря своим способностям добиваются выдающихся и признанных успехов в одном или нескольких видах деятельности.
Способности лидера (руководителя) делятся на общие( интеллект) и специфические(знания, умения, компетентность, информированность и др.). в ходе исследования американскими психологами выяснилось, что наиболее эффективными лидерами становятся те, которые имеют средние показатели интеллекта. Выявлена и такая закономерность: не все те, кто учится на отлично, становятся отличными руководителями. руководителями.
Личностные черты - к основным чертам личности лидера можно отнести:
- способность доминировать( умение влиять на людей);
- уверенность в себе;
- коммуникабельность;
- целеустремленность;
- креативность(способность к творческому решению задач);
- чувство риска;
- ответственность;
- стрессоустойчивость;
- предприимчивость;
- надежность;
- эмпатия.
Черты личности лидера следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются чертами характера.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Черты характера - это устойчивые особенности поведения человека, которые стали его свойствами. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, которые проявляются постоянно. Их можно предвидеть, ожидать, планировать заранее как реакцию конкретного человека на те или иные ситуации, события и другие проявления среды.
Структуру характера составляют четыре группы черт, которые выражают отношение личности к определенной стороне деятельности:
1) к труду (например, трудолюбие, ответственность, организованность, инициативность, настойчивость, добросовестность, склонность к творчеству; либо противоположные - лень, безответственность, неорганизованность, пассивность, недобросовестность в работе, склонность к рутинной работе);
2) к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, доброта, чуткость, отзывчивость, уважение к людям, коллективизм, альтруизм, вежливость; противоположные черты - индивидуализм, жесткость, безразличие, черствость, презрение, грубость, лживость);
3) к самому себе (например, чувство
собственного достоинства, степень
требовательности в то же
4) к вещам и деньгам( аккуратность, бережливость, щедрость и, с другой стороны, неряшливость, скупость, жадность, расточительство и др.).
Морально-волевые качества личности являются стержнем характера. Человек с сильным характером и волей отличается большой самостоятельностью, решительностью, настойчивостью в достижении поставленных целей. Слабохарактерные люди, как правило, отличаются безволием. Они не могут реализовать всех своих возможностей даже при разнообразии способностей и богатства знаний.
Понятия «сильный» и «слабый» характер отличаются от понятия «тяжелый» и «легкий» характер.
«Тяжелый» характер отличается упрямством, инертностью поведения, косностью, раздражительностью, несдержанностью, злопамятством, большим сомнением. «Легкий» характер считается приветливым, отзывчивый, пластичный, общительный характер.
Тем не менее, люди с «легким» характером могут быть легкомысленными, беспринципными, беспечными и т.д. Это говорит о том, что отдельные черты характера при их чрезмерном развитии могут деформировать характер и сделать его акцентуированным.
2.2 Качества современного лидера
В большей части литературы по лидерству сделан акцент на характеристику хорошего лидера. Эти характеристики, однако, являются слишком общими, чтобы иметь какую-то практическую ценность для того, кто пытается стать более эффективным лидером. Например, утверждение, что хороший лидер является «одаренным оптимистом», или «честным», или «воодушевленным», по сути, не дает практической основы для развития или улучшения специфических умений. Это типичные суждения, которые выносят о нашем поведении другие люди.
Очень часто в описании эффективного лидера делают упор на то, что оказалось эффективным в конкретной сфере будь-то бизнеса, культуры или определенного окружения. Однако действия, стиль или характеристики, которые делают лидера «хорошим» в одних условиях, могут оказаться малоэффективными или даже вредными в других областях.
В первых исследованиях считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключительно его лидерские качества. это мнение согласовывалось с традиционными представлениями историков и философов о роли выдающихся личностей в истории.
Теоретики ХІХ выдвинули концепцию лидера, как человека обладающего уникальными качествами, поражающими воображение масс, и объясняли феномен лидерства на основе наследственных факторов. Ф.Вудз, проследив генезис королевских династий четырнадцати наций за десять столетий, пришел к выводу. Что лидерство зависит от способностей человека. Он утверждал, что правитель определяет состояние страны в состоянии со своими возможностями: каков правитель, таков и народ. Если лидер одарен особыми качествами, которые отличают его от последователей, то эти качества можно определенным образом систематизировать. Такое заключение породило «теорию черт» лидерства, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных качеств.
Основной ее постулат гласил, что человек может стать лидером, лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Р.Стогдилл заметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества и сделал следующий вывод: человек становится лидером не только благодаря тому, что обладает набором определенных личных свойств и качеств. Аналогичную идею на основе анализа многих исследований выдвинул и Р.Манн.