Психологические особенности лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 03:07, реферат

Краткое описание

Проблема лидерства является до сих пор до конца не изученной и ставить точку в ее обсуждении было бы неверно, потому что проблема лидерства сама по себе сложна и многообразна. В последнее время ей уделяется особое внимание и самые большие разработки приходятся именно на ХХ век. Это в свою очередь можно объяснить тем, что в наш век всевозрастающих изменений современное общество становится все более мобильным, динамичным

Оглавление

Введение
1. Понятие лидерства в современной психологии
1.1 Лидерство как психологический феномен
1.2 Характеристика лидерства
1.3 Структура лидерства
2. Психологические особенности лидерства
2.1 Психологический портрет лидера
2.2 Качества современного лидера
2.3 Факторы, влияющие на эффективность лидерства
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Лидерство у студентов.docx

— 38.37 Кб (Скачать)

В конце ХХ века наметился некоторый спад интереса к изучению тех качеств, которые необходимы для становления лидера. Но классификации, составление каталогов и моделей лидерских черт по-прежнему продолжают быть актуальными и «завораживают» исследователей.

В настоящее время существует множество разных «теорий черт» лидерства, на основании которых мы выделили самые общие и в то же время основные свойства и поделили их на четыре категории:

1. Коммуникативные качества: личное общение, вежливость, общительность, авторитетность, готовность помочь, отзывчивость, тактичность, внимание и доверие к подчиненным, уважение, умение быть хорошим собеседником.

2. Организационно-административные  качества: умение брать на себя  ответственность, умение положительно  мотивировать подчиненных, умение  координировать работу коллектива, умение правильно оценивать себя  и коллектив, умение контролировать, умение планировать, требовательность  к себе и другим, индивидуальный  подход к каждому, поощрение инициативы  подчиненных, склонность к организаторской  деятельности.

3. Волевые качества: уверенность в себе, самообладание, предприимчивость, выдержка, уравновешенность, упорство, настойчивость, инициативность, независимость, целенаправленность, самостоятельность, решительность, умение ставить выполнимые цели.

4. Морально-этические качества: честность, порядочность, принципиальность, обязательность, сознательность, надежность, добросовестность, ответственность, скромность, бескорыстность, интеллигентность, умение держать слово.

Необходимо отметить, что единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели лидерских качеств ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории качеств остаются неучтенными многие аспекты этого процесса, например, условия окружающей среды, определенная ситуация, требования, предъявляемые обществу. Хотя не вызывает сомнений тот факт, что лидер должен обладать качествами, способными вызвать доверие.

Черты лидера нужно рассматривать не изолированно от других элементов лидерства, а в связи с ними и в динамике. Следует учесть, что выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты.

Л.И.Уманский предложил другую модель свойств личности лидера, свойства которой предлагал рассматривать в единстве, используя для названия этой триады термин «организаторское чутье»[4, стр.202]:

- психологическая избирательность - способность личности отражать  с достаточной полнотой психологию  организуемой группы в ходе  решения ею общественной задачи;

- практически-психологическое направление  ума - овладение знаниями и умениями  в сфере практической психологии, готовность применить их в  практике решения организаторских  задач;

- психологический такт - наличие  чувства меры во взаимоотношениях  с людьми.

2.3 Факторы, влияющие на эффективность лидерства

Практически в любом коллективе, группе выделяется лидер. Но для эффективного управления властных или должностных полномочий недостаточно, поэтому руководитель должен обладать лидерским влиянием. Способности, знания лидера, как показывает практика оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Чем же определяется лидерское влияние? Почему одни могут влиять на людей и управлять ими, а другие нет?

Психологи на основе исследований и анализа их результатов выделили качества и соответствующие им стили поведения, присущие сильным и слабым лидерам-руководителям. Психологи В.Я.Квитко и П.Г.Полингер (Молдавия) считают, что лица с высокой общей способностью к лидерству, в частности к управленческой деятельности в своем поведении пластичны и свободны, терпимы и уживчивы, лучше ладят с людьми, склонны брать на себя ответственность за разрешения конфликтов и сложных ситуаций, свободны от шаблонов, реалистичны в суждениях, эмоционально стабильны, обладают высоким творчеством.

Ч.Маргерисон (Австралия) и Э.Какабадзе (Великобритания) в процессе исследования факторов, влияющих на развитие успешной карьеры и способствующих успешному достижению поставленных целей, пришли к следующим данным: личное желание занять руководящий пост, готовность рисковать и брать ответственность за это на себя, самодисциплина, проявление последовательности в словах и поступках, умение ладить с людьми, обладать чувством юмора, уметь сочувствовать, быть обаятельным - все это является составляющими совокупности качеств лидера.

Опрос выдающихся лидеров (менеджеров, руководителей) Европы, США и Японии показал, что они выделяют следующие факторы, обеспечивающие успех и эффективность в руководстве. Все эти выделенные важнейшие факторы тесно связаны с психологическими качествами и чертами личности: доминантность, уверенность, желание и интерес человека заниматься данной деятельностью, умение работать с людьми (общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на них), гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, оптимальное сочетание разумного риска и ответственности в характере, способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

В итоге, сделав вывод на этих и многочисленных других исследованиях ученые-психологи пришли к выводу, что почти все опрошенные респонденты-лидеры и их подчиненные не лидеры делают упор на умение работать с людьми, сочетающегося с готовностью к риску и гибким поведением. По их мнению, без высокой коммуникабельности, умение управлять людьми и делегировать свои полномочия - трудно ждать успеха. Это наиболее существенные аспекты деятельности лидера-руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема лидерства является до сих пор до конца не изученной и ставить точку в ее обсуждении было бы неверно, потому что проблема лидерства сама по себе сложна и многообразна. Следует отметить, что в последнее время ей уделяется особое внимание и самые большие разработки приходятся именно на ХХ век. Это в свою очередь можно объяснить тем, что в наш век всевозрастающих изменений современное общество становится все более мобильным, динамичным. В нем происходят постоянные изменения и развития, способствующие еще большей социализации отношений. Лидерство - это сложная модель взаимоотношений между людьми, а значит, и явление социальное.

В настоящее время существует бесконечное множество теорий черт, каждая из которых пытается выделить самые главные, отличительные черты и качества лидера. В данной работе мы попытались выделить психологические особенности личности студенческих лидеров. Необходимо отметить, что единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше типы и модели лидерских черт и качеств ничего не говорят о степени важности той или иной из них. А потому исследование психологических особенностей личности лидеров остается все еще актуальным и будет рассматриваться нами и далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Кишкель Е.Н., Управленческая психология, 1998.

2.Машков В.Н., Психология управления, 2000.

3.Парыгин Б.Д., Руководство и  лидерство, 1973.

4.Карачев В.Н., Феномен политического  лидерства, 2002.

5.Таранов Е.И., Наше общество  и власть: вопросы управления,1997.

6.Кудряшева Е.В., Основы искусства  управления, 2003.

7.Кнорринг В.М., Основы искусства  управления, 2003.

8.Беляцкий Н.П., Менеджмент. Основы  лидерства, 2002.

9.Пол Мучински, Психология, профессия, карьера...,2004.

10.Робертс Дилтс, Навыки эффективного лидерства, 2002.

11.Бандурка А.М., Основы психологии  управления, 1999.

12.Берн Шон, Гендерная психология, 2002.

13.Шекшня С.В., Лидерство в современном  бизнесе, 2003.

14.Романовский А.Г., Проблемы формирования личности лидера, 2000.

15.Антонио Менегетти, Психология лидера, 2002.

16.Кабаченко Т.С., Психология управления, 2002.

17.Шейн Эдгар, Организационная культура  и лидерство, 2002.

18.Кричевский Л.Р., Дубовская В.В., Психология малых групп, 1976.

19.Визгин А.В., Пантелеев С.Р., Проявление  личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопросы психологии, 2001/3.

20.Эрик Берн, Лидер и группа: о  структуре и динамике организаций  и групп, 2000.

 


Информация о работе Психологические особенности лидерства