Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности самовоспитания у подростков.
Задачи:
1. Ознакомиться с понятием- подростковый возраст.
2. Рассмотреть особенности общения подростков со взрослыми и со сверстниками.
3. Изучить понятие – самовоспитание подростков.

Оглавление

Стр. 1-Введение.
Стр. 1- Особенности подросткового возраста.
Стр. 6- Общая характеристика общения подростка со сверстниками
Стр. 8- Общение подростка со взрослыми
Стр. 9- Самовоспитание подростков и юношей.
Стр.13-Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 36.32 Кб (Скачать)

           

                                             Содержание.

Стр. 1-Введение.

Стр. 1- Особенности подросткового возраста.

Стр. 6- Общая характеристика общения подростка со сверстниками

Стр. 8- Общение подростка со взрослыми

Стр. 9- Самовоспитание подростков и юношей.

Стр.13-Заключение.

 

 

 

 

 

 

Введение.

Подростковый возраст – важнейший  этап в жизни, во многом определяющий судьбу человека. У подростка основная деятельность направлена на установление взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общение с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции, которые зачастую обусловлены средой. Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Ребёнок всё больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т.п.

Цель работы: изучить особенности самовоспитания у подростков.

Объект реферата: дети подросткового возраста.

Предмет реферата: самовоспитание подростков.

           Задачи:

1. Ознакомиться с понятием- подростковый возраст.

2. Рассмотреть особенности общения  подростков со взрослыми и  со сверстниками.

3. Изучить понятие – самовоспитание  подростков.

Особенности подросткового  возраста.

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. [8, c. 76-77]Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим».

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста  и формирования организма; в это  время совершается перестройка  деятельности всех органов и систем.

Специфическими моментами физического  развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых  признаков (пубертатный скачок в  росте). Увеличение массы мышц и мышечной силы идёт наиб, интенсивно в конце  периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у  девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому изменяется облик  подростка по сравнению с обликом  ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для  взрослого. Однако перестройка моторного  аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть  собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая  неловкость, угловатость). Изменения происходящие в образе тела,которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности и застенчивости. [3, с. 65-66] Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения .

Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот возраст  возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания [5, c. 5-6.]. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со взрослыми). В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной жизни человека. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать [6, c. 113-134].

Центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка  представления о том, что он уже  не ребёнок (чувство взрослости); действенная  сторона этого представления  проявляется в стремлении быть и  считаться взрослым. Это новообразование  самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию  подростка по отношению к людям  и миру, определяет специфическое  направление и содержание его  социальной активности, систему новых  стремлений, переживаний и эмоциональных  реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается  в большой восприимчивости к  усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в  мире взрослых и в их отношениях. Возникновение у подростка представления  о себе как о человеке, уже перешагнувшем  границы детства, определяет его  переориентацию с одних норм и  ценностей на другие - с детских  на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться  к некоторым сторонам их жизни  и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, при  чём прежде всего те, в которых  наиболее зримо проявляется отличие  взрослых и их преимущества по сравнению  с детьми.

Для нравственного развития в подростковый возрасте характерно формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении  и которые формируются под  влиянием окружающей среды (семьи, товарищей  и др.), в процессе учебно-воспитательной работы. В тесной связи с формированием  убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростков.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение  потребностей в самовоспитании. В  развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого  изучения становится человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности [7, c. 186-190].

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность  становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь  предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется  в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого - понимание  и самораскрытие.

Подростковый кризис знаменует  собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным  душевным миром и индивидуальными  способностями или быть вместе - с теми, кто дорог и ценим . Также в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм. Отсюда и «защитная реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его самостоятельность .

Умственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с изменением характера и форм учебной деятельности. Серьёзная и многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более  высокой и организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной логической памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для  запоминания. Внимание становится более  организованным, всё больше выступает  его преднамеренный характер .

Общая характеристика общения  подростка со сверстниками

Особенно интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских  интересов побуждает его к  инициативной перестройке взаимоотношения  с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с  ним как с маленьким.

Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение  со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство  вызывает обиду, протест.

В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного  общения, развития индивидуальности.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает  исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства  подростки отрабатывают способы  взаимоотношений, проходят особую школу  социальных отношений.

Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Связи  с родителями, столь эмоциональные  в детские годы, становятся не столь  непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем  в детстве. Свои дела, планы, тайны  он доверяет уже не родителям, а обретенному  другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких  обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в  любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право  выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится  реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы  осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников  в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости  от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы  чести. Конечно, в целом нормы  и правила заимствуются из отношений  взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения  с точки зрения равенства и  свободы каждого. Здесь высоко ценятся  верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом  совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников  идет более максималистично и  эмоционально, чем у взрослых.

Общение подростка со взрослыми

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми  начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские  психологи вслед за Л.С. Выготским  единодушно считают важнейшим психологическим  новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение  своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально  вырисовывается в отрицательном  плане как требования свободы  от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и  порой драматическая «переоценка  ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями [2, С.14].

Подростки начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым  требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую  в их понимании со взрослостью. Они  болезненно реагируют на реальные или  кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению своих детей-подростков. Они не понимают, следовательно, никогда не принимают во внимание мысли и чувства своих детей. [1 ,Стр. 44-45.]Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание - это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений.

Информация о работе Особенности подросткового возраста