Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:04, реферат
Цель работы: изучить особенности самовоспитания у подростков.
Задачи:
1. Ознакомиться с понятием- подростковый возраст.
2. Рассмотреть особенности общения подростков со взрослыми и со сверстниками.
3. Изучить понятие – самовоспитание подростков.
Стр. 1-Введение.
Стр. 1- Особенности подросткового возраста.
Стр. 6- Общая характеристика общения подростка со сверстниками
Стр. 8- Общение подростка со взрослыми
Стр. 9- Самовоспитание подростков и юношей.
Стр.13-Заключение.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Самовоспитание подростков и юношей.
Одно из наиболее примечательных явлений,
связанное с подростковым возрастом,—
это сильная тяга к самовоспитанию.
Активный процесс самовоспитания начинается
именно в этом возрасте и обычно
продолжается в той или иной форме
в течение всей последующей жизни
человека.[4 ,c.384] Говоря о начале самовоспитания
в подростковом возрасте, мы имеем в виду
тот факт, что, достигнув возраста 12—13
лет, дети впервые начинают задумываться
над возможностями интеллектуального
и личностного самосовершенствования
и предпринимать для достижения этой цели
сознательные, целенаправленные усилия.
Самовоспитание проходит определенный
путь развития. Если попытаться охватить
его основные возрастные ступени, то весь
путь его преобразования с возрастом представляется
следующим. Первая ступень — физическое и волевое самовоспитание, подростковый
возраст. Типичной целью в этом возрасте
является волевое и физическое самосовершенствование
подростка, а задача — улучшение волевых
качеств личности, таких, как смелость,
выносливость, самообладание, выдержка,
уверенность в себе и др., — через применение
специальных средств и упражнений. То
же самое касается физического развития,
в связи с которым многие дети в этом возрасте
начинают заниматься физической культурой
и спортом. Вторая ступень —нравственное самосовершенствование, ранний
юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся
цель самовоспитания в это время — духовное,
моральное развитие, понимаемое как выработка
у себя благородных качеств личности:
порядочности, доброты, щедрости, верности
другу, преданности любимому человеку,
готовности прийти на помощь и др. Третья
ступень —профессиональное самовоспитание
— средний и поздний юношеский возраст,
начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот
период жизни можно рассматривать как
время делового самосовершенствования,
связанного с развитием у человека целого
комплекса профессионально необходимых
качеств, включая способности, умения
и навыки, важные для успешной работы по
избранной специальности. Цель профессионального
самосовершенствования, возникнув в этом
возрасте, у многих людей закрепляется
и становится одной из главных в жизни.
Четвертая ступень —социально-мировоззренческое
самовоспитание, период жизни после
40—45 лет. Здесь задачей самосовершенствования
становится выработка социальной позиции,
мировоззрения, определенного взгляда
на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень,
соответствующая постановке и реализации человеком
цели самоактуализации, отмеченной
как высшая ступень личностного развития
в гуманистической психологии.
Две из пяти перечисленных ступеней в
развитии самовоспитания человека приходятся
на подростковый и ранний юношеский возраст.
Успешность занятий личностным самосовершенствованием
в эти годы, его результаты определяют
характер человека как личности.
Чтобы помочь подростку самосовершенствоваться
нужно:
Во-первых, следует поощрять и активно
поддерживать стремление детей к
самовоспитанию, начиная с появления
первых его признаков. Подростку
в его физическом самовоспитании
лучше всего помогут, конечно, занятия
физической культурой и спортом.
Особенно полезны для детей игровые
виды спорта, а также легкая атлетика,
плавание, комплексные физические упражнения,
многоборье, способствующие разностороннему
и гармоничному физическому развитию
организма. В этих же занятиях неплохо
вырабатываются и волевые качества
личности.
Систематические занятия физической культурой
и спортом не Должны преследовать цель
обязательного установления рекордов.
Главное, чтобы они доставляли ребенку
удовольствие, укрепляли его здоровье
и улучшали самочувствие. Особенно полезны
они для физически ослабленных детей и
тогда, когда ими вместе с подростками
занимаются родители, учителя, другие
взрослые люди. Это, конечно, не исключает
возможности впоследствии всерьез заняться
спортом под руководством опытных тренеров,
но тогда воспитательная задача становится
иной и выходит за рамки простого физического
или волевого самосовершенствования ребенка.
Занятия физической культурой и спортом
для подростков полезны тем, что являются
хорошей школой для выработки необходимых
качеств личности. Это средство, однако,
не единственное и не всегда способно
обеспечить всестороннее волевое развитие
человека. Определенные качества воли,
выработанные в физических упражнениях,
не всегда проявляются в интеллектуальных
и других видах деятельности, не обеспечивают
автоматически волю в нравственной сфере
жизни. Существует следующее правило:
волевые качества личности следует в первую
очередь вырабатывать в тех сферах деятельности,
к которым они имеют прямое отношение
и в которых будут на практике проявляться.
Заинтересованное, доброжелательное и
деятельное участие взрослого в самовоспитании
подростка обычно помогает ему поверить
в свои силы, преодолеть кризисные явления
и комплексы, характерные для данного
возраста. Большую роль в самовоспитании
подростков и юношей играет пример взрослого.
Дети данного возраста часто подражают
именно взрослым и стараются вырабатывать
у себя личностные качества, которые замечают
у значимых и авторитетных взрослых людей,
а также детей более старшего возраста.
Сложная в психолого-педагогическом плане
ситуация, связанная с самовоспитанием,
возникает тогда, когда старшие школьники
сталкиваются с проблемой нравственного
самосовершенствования. Здесь им приходится
встречаться со множеством противоречий
и проблем. Одна из них — стремление детей
этого возраста к романтизму, рыцарству
и приключениям, навеянное соответствующей
литературой и фильмами. В современных
социальных условиях такое стремление
часто сталкивается с прагматической
ориентацией, порождаемой экономическими
условиями жизни. Если романтический идеал
требует от личности аскетизма и скромности
в своих притязаниях, в частности материальных,
то прагматический, напротив, порождает
стремление к материальному благополучию
и роскоши. Романтическая ориентация предполагает
уединение, прагматическая — активное
общение. Первой свойственна покорность
судьбе, второй — борьба. Перечень антиномий
чисто нравственного характера, возникающих
при столкновении романтических идеалов
с реальной современной действительностью,
можно было бы продолжить. Главная трудность
осуществления выбора между ними в самовоспитании
состоит в том, что для юношей просто отказаться
от одной из целей—романтической или
прагматической — в пользу другой невозможно.
Первейшая задача воспитателя, работающего
с детьми юношеского возраста, заключается
в том, чтобы показать им, что в
действительности романтические и
прагматические идеалы и ценности вполне
совместимы друг с другом, что юноше
или девушке вовсе не следует
обязательно отказываться от одного
в пользу другого, так как романтику
и прагматику можно соединить
на уровне высших духовных и материальных
человеческих ценностей. Можно, например,
быть достаточно прагматичным, предприимчивым
и расчетливым человеком и
в то же время в нравственном отношении
оставаться весьма порядочным, проявляя
доброту, сострадание к людям, в
том числе и к своим
Для подобного воспитания современных
юношей и девушек им можно рекомендовать
наряду с чтением литературы романтической.
героической и приключенческой направленности
обращаться и к лучшим произведениям деловой
литературы, особенно тем, которые содержат
в себе биографические сведения о наиболее
выдающихся личностях в этой сфере. Важно
помочь молодым людям найти у прагматически
ориентированных героев таких произведений
привлекательные нравственные и романтические
черты и, наоборот, искать и находить у
романтиков полезные деловые свойства.
Заключение.
Развитие под влиянием внешних
сил и воспитания превращается постепенно
в саморазвитие, основу которого составляют
самовоспитание. Осознание школьниками
потребности в самовоспитании происходит,
как правило, после пятого класса. Подросток
претендует на признание его взрослым,
но в то же время ощущает свою ограниченность
и пытается её скрыть, демонстрируя внешнюю
независимость или развязность. Осознание
этого противоречия подталкивает его
к работе над собой. Подросток хочет не
играть во взрослого, как это делает иногда
младший школьник, а быть им, и хочет, чтобы
это признавали другие. Посредством самовоспитания
он стремится устранить недостатки в собственном
поведении, устранить имеющиеся слабости,
сформировать качества, которые бы дали
ему право считаться волевым, умелым и
самостоятельным. Под самовоспитанием
понимается планомерная работа над собой,
направленная на формирование положительных
качеств, необходимых для активной деятельности
и жизни в обществе, на преодоление отрицательных
качеств, если они имеются. Эффективность
самовоспитания зависит от организации,
направления и оценки, и активного,но деликатного
влияния взрослых.