Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится всегда, но особенная четкость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.docx

— 50.90 Кб (Скачать)
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Введение 
 
Актуальность исследования 
 
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится всегда, но особенная четкость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов. 
 
Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологический климат в классе, во дворе и т. д. 
 
Взрослых  больше   всего   настораживают   активность   и энергичность подростков.  Напуганные и  встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное.  Подросткам   надо  показать   разумные   пути   для претворения в  жизнь их  энергии. При  этом им  нужны любовь и понимание. 
 
Подростковая фаза  первичной социализации - все подростки          этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей  или  государства.   Социальный  статус   подростка  мало   чем отличается от  детского.  
 
Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы. 
 
Объектом является подросток. 
 
Предметом являются проблемы психологического развития, поведения. 
 
Метод исследования – анализ научной литературы, обзор СМИ, публикаций в научной периодике. 
 
Обзор литературы 
Данная тема достаточно изучена в  отечественной и зарубежной науке. 
 
В разработку данного вопроса внесли вклад многие ученые изучающие возрастную психологию такие например как : М.И Буянова «Беседы о детской психиатрии»; Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток; Кон И.С. Психология ранней юности ; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков; Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового  возраста.   Однако психологически  этот  возраст  очень противоречив,  и для  него  характерно  диспропорции  уровней  и темпов развития.  Подростковое  «чувство  взрослости»  главным образом новый  уровень притязаний,  предвосхищающий положение, которого подросток  фактически не  достиг. Для подростка очень важно, чтобы  его взрослость  была замечена окружающими, чтобы форма его  поведения не  была  детской.  Ценность  работы  для подростка   определяется   ее   взрослостью,   а   возникающие представления о  нормах поведения  провоцируют  на  обсуждение поведения взрослых. 
 
    
 
Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях 
 
Издавна считалось, что  подростковый период чреват сложными конфликтами. Монография М.И Буянова «Беседы о детской психиатрии» приведены следующие высказывания мыслителей прошлого. Сократ: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она надсмехается над начальством и несколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Неизвестный житель Вавилова: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». 
 
Осуждение некомфортного поведения молодежи считается настолько общепринятым, что американский психолог Э. Берн подвергает его специальному анализу. Разговоры о плохом поведении молодого поколения он описывает как своеобразную «игру» под характерным названием «Разве это не ужасно?». Э.Берн дает этой «игре» крайне отрицательную оценку: «Это фарисейское, карательное или даже порочное родительское развлечение». 
 
Вместе с тем вышеприведенные высказывания отражают не только особенности отношения взрослых к подросткам, но и специфику подросткового периода. Основным содержанием этого периода является обретение собственного «я». 
 
Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский центральной проблемой подросткового периода считал становление самосознания, интериоризацию социальных функций. Он рассматривал подростковый возраст как переходный период развития личности, сопоставляемый по своему значению с периодом раннего детства. Л.С. Выготский отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней мере частично, когда человек взрослеет: «Пережив переходный возраст, мы забываем его, и это служит доказательством нашего перехода к другой структуре личности, к другой системе связей между отдельными функциями. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней переход, все течет». 
 
Психолог  Э. Эриксон дал следующую концепцию подросткового периода: цель развития – обрести самого себя либо утратить свое лицо, «растворившись в толпе»; область социальных отношений охватывает группу сверстников; доминирующие переживания – от чувства идентичности до полного отчуждения, непризнания. Главными результатами развития в подростковый период Э. Эриксон считает приобретение таких качеств, как преданность и верность. 
 
Гэвигаст и Коле приводят более детализированную схему целей развития в подростковый период: 
 
1.      Общее эмоциональное созревание – от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности – к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной и объективной интерпретации ситуации; от избежания конфликтов к их решению. 
 
2.      Кристаллизация интересов к другому полу – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу, от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости. 
 
3.      Социальное созревание – от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе, от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности. 
 
4.      Освобождение от опеки родителей – от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы. 
 
5.      Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным. 
 
6.      Выбор профессии – от интереса к престижными профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии. 
 
7.      Проведение свободного времени – от интереса к индивидуальным играм, где можно показать свою силу, выносливость, к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым. 
 
8.      Жизненная философия – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избежания боли к поведению, основанному на чувстве долга. 
 
  
 
1.1.Проблемы социализации 
 
В подростковом возрасте мы можем понять образ жизни личности лучше, чем в предшествующие до этого возраста годы. Причиной является то, что отрочество к жизни, как к таковой, находится ближе, чем детство. И теперь взрослому легче будет увидеть его отношение к наукам. Можно понять, легко ли подросток завязывает дружбу с людьми и может ли он быть человеком, социально заинтересованным в других. 
 
«Иногда этот постоянно присутствующий интерес принимает чрезмерный характер, мы можем встретить подростков, потерявших чувство меры желающих только жертвовать своей жизнью ради других. Они слишком социализированы, и это также может явиться препятствием в их развитии. Мы знаем, что если человек действительно хочет быть полезным для других и работать на общее благо, он прежде всего должен позаботиться о себе. Он должен иметь нечто. Чем он может поделиться с другими, если  это нечто чего то стоит». 
 
С другой стороны, встречается много молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет, которые в социальном плане чувствуют себя полностью потерянными. В 14 лет они ушли из школы, потеряв тем самым связь со своими старыми товарищами. На то, чтобы завести новые знакомства, у них уйдет много времени. А они между тем чувствуют себя полностью изолированными. 
 
Затем встает вопрос о профессии. Здесь вновь подростковый возраст много раскрывает. Он выявляет отношения, сформированные в образе жизни. Можно встретить некоторых молодых людей, становящихся очень независимыми и изумительно работоспособными. Они тем самым показывают, что находятся на правильном пути развития. Другие, однако, в это же время, приостановятся в своем развитии. Они не найдут для себя подходящего занятия; они всегда будут что-то менять: либо профессии, либо школы и т. д. Либо они выберут праздность и не захотят работать вообще. 
 
Ни один из этих признаков не был приобретен в отрочестве, просто в этот период они наиболее отчетливо проявились, будучи сформированы еще в прошлом. И зная, например, очень хорошо какого-то конкретного ребенка, можно предсказать его будущее поведение в отрочестве, когда у него будет возможность для самовыражения, более свободное, чем в тот период, когда за ним наблюдали, опекали, ограничивали. 
 
Другая фундаментальная жизненная проблема – любовь и брак. Как раскрывается личность подростка, его отношение к этой проблеме? И вновь здесь нет разрыва с предшествующим периодом, только повышенная психическая активность делает это отношение более четким чем раньше. Некоторые подростки совершенно уверенны в том, как они должны вести себя. Они относятся к проблеме любви либо романтично, либо очень смело. В любом случае они находят правильную норму поведения по отношению к противоположному полу. 
 
Из всего сказанного выше следует, что одной из самых лучших мер, предотвращающих проблему подросткового возраста, является культивирование дружбы. Детям следует быть хорошими друзьями и товарищами по отношению друг к другу. И это относится в равной мере как к членам семьи, так и к другим людям. Семья должна быть тем союзом, в котором все доверяют друг другу. Ребенок должен оказывать свое доверие родителям и учителям. Действительно, подростковый период только тот тип родителя и учителя может продолжать, находясь в этой роли, управлять ребенком, который до этого был ему товарищем и полным сочувствия человеком. Любой другой тип взрослого в этот период немедленно отторгается ребенком. 
 
  
 
1.2.Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка 
 
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. 
 
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская  семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень  и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.                                                                                               Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. 
 
Сильно влияет  на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. 
 
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Семейная атмосфера является одним из важнейших факторов становления подростка как личности. 
 
Отрицание, вообще свойственное подростку, может остаться основой  дальнейшего поведения. Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Употребление наркотических веществ всегда бывают симптомом такого неблагополучия. Практически не сталкиваются со случаями, когда употребление наркотиков было главным и единственным фактором, вызывающим социальную дезадаптацию подростка. Велик соблазн прямо связать наркотизацию с кризисом подросткового  возраста: подросток  как бы стремится пережить этот болезненный период «под наркозом». Однако такой взгляд на проблему ошибочен. Нельзя связывать наркотизацию с нормальным становлением личности молодого человека. 
 
Семейное неблагополучие «дезадаптация» является одним из важных факторов, способствующих развитию подростковой наркомании. Прежде всего, следует остановиться на таких семейных конфликтах, которые носят хронический характер, что способствует патохарактерологическому развитию подростка. Такие конфликты находятся в тесной связи с различными типами неправильного воспитания. 
 
Для семьи, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, характерно воспитание по типу гипопротекции и воспитание в условиях жестких отношений. Еще А. Адлер дал характеристику этому типу воспитания. С раннего детства ребенок предоставлен самому себе, пребывание дома тягостно для него; он становится свидетелем или жертвой асоциального, иногда и агрессивного поведения родителей. 
 
Ребенок становится «уличным», он проводит время в компаниях таких же обездоленных детей. Эти компании группируются по территориальному принципу (дворовые, уличные). Обычно лидерство принадлежит делинквентному подростку старшего возраста, отличающемуся эмоциональной возбудимостью и физической силой. Этот подросток и становится для ребенка источником информации о наркотиках, а затем – источником снабжения наркотиками.  Ребенок воспитывается в условиях гипопротекции, у него формируется специфическое мировоззрение. Оно может быть выражено следующей триадой (по Я. Бундуслу): 
 
всегда рассчитывай на самого себя; 
другие – твои враги; 
если хочешь чего-то  добиться – ты должен их обмануть. 
Пример родителей, ведущих асоциальный образ жизни, играют огромную роль при общении ребенка и подростка к употреблению спиртных напитков, затем и наркотических веществ. Этому способствует типичная детская поведенческая реакция – реакция имитации. Ребенок склонен подражать родителям независимо от социальной направленности их поведения. Реже наблюдается реакция отрицательной имитации. Осознав негативные стороны жизни родителей, ребенок стремиться избегать тех форм поведения, которые хоть отдаленно могут напомнить ему поведение родителей. 
 
Важную роль играет наличие эмоционального контакта ребенка с родителями. Если ребенок воспитывался в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающему миру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Однако скрытое эмоциональное отвержение не может остаться не замеченным ребенком. 
 
Тоже относится и к так называемой скрытой безнадзорности: она скрыта от окружающих, но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремиться как-то компенсировать ее. Описываемые в литературе реакции компенсации и сверх компенсации представляют собой сложные формы поведения и деятельности, определяют жизненную позицию ребенка. 
 
Реакция компенсации направлена на достижения успехов в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно. Реакция сверх компенсации (гиперкомпенсации) – это попытка добиться успеха на участке наибольшего сопротивления. Употребление наркотиков нельзя считать проявлением реакции компенсации, однако в некоторых случаях подростки с помощью наркотиков снимают эмоциональное напряжение. 
 
На другом полюсе находятся те типы неправильного воспитания, в основе которых лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Описаны различные типы такого воспитания. 
 
Доминирующая гиперпротекция – мелочный контроль за поведением ребенка, блокирование любых проявлений самостоятельности, недоверие к друзьям ребенка, страх перед «дурным влиянием». 
 
Тесно связанно с доминирующий гиперпротекцией воспитание с повышенной моральной ответственностью. Неадекватно большие надежды родителей на ребенка, постоянные напоминания ему о том, что для него делается и чего от него ждут, накладывают болезненный отпечаток на характер ребенка и подростка. Своеобразный лозунг этого типа воспитания: «Не мы, так наши дети». Часто родители стремятся дать ребенку именно то, чего они сами были лишены в детстве, не заботясь о том, нужно ли это ребенку. 
 
Наименее благоприятно воспитание по типу «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекции). Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его  от любых, даже самых незначительных трудностей. Родители убеждены в том, что их дети обладают особыми способностями, талантами. Детство ребенка проходит в атмосфере всеобщего восхищения. Как отмечает А. Е. Личко, «это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляда, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда». 
 
Мировоззрение подростка воспитанного в обстановке гиперпротекции, может быть сформулировано такой триадой (по Я. Бундуслу): 
 
1.           никогда не предпринимай ничего самостоятельно; 
 
2.           другие обязаны заботиться о тебе; 
 
3.           если у тебя что-то не получается, виноваты в этом другие, а не ты. 
 
Воспитание по типу гиперпротекции также может привести к социальной дезадаптации, а иногда – к приобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в поле зрения наркологов эти подростки, как правило, не попадаются, поскольку родители всеми силами стараются скрыть факт потребления наркотиков, избегают постановки подростка на учет. Даже в выраженных случаях наркомании анозогнозия в отношении заболевания имеется не только у подростков, но и у его родителей. Родители «не желают замечать» признаки наркотического опьянения, а когда факты потребления становятся явными, родители стараются объявить их «тонким душевным складом подростков», «стимулирование творческих способностей». 
 
Наиболее часто подобную неадекватную позицию занимает мать подростка, с ее помощью. Долгие годы скрывается пагубное пристрастие молодых людей от окружающих. Несмотря на ранее начало наркотизации, они ставятся на учет не редко в возрасте старше 20 лет. Обычно на лечении настаивают жены больных вопреки воли родителей. 
 
Таким образом, ведущую роль в развитии играет воспитание по типу гиперпротекция, особенно в тех случаях, когда у подростка обнаруживаются те или иные патологические особенности характера. 
 
  
 
1.3 Образ тела 
 
«Центральную роль в становлении личности подростка играет происходящие в нем физиологические изменения. Скорость в которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидны и для самого подростка, и для его окружения, делает не возможным сохранение детского статуса». 
 
Опросы, проведенные на детях предподросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок. Относительно постоянный между 8 и 11 годами, образ тела испытывает множество превращений, достигающих максимума в 14 лет, и постепенно стабилизируется к 18 годам. В период между 11 и 15 годами подростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обращаются к физическим характеристикам; позднее же они отмечают в качестве таковых личностные черты или особенности социального поведения. 
 
Известно, что морфологическое развитие происходит не равномерно: пубертатный скачок сначала затрагивает внутренние органы, а мускулатура развивается позднее. Эти временные диспропорции могут, однако, быть приняты за окончательные, и, для отрочества больше, чем для других возрастов, характерны воображаемые физические недостатки. Психологи исследовали развитие подобных «дисморфофобий» на выборки подростков в возрасте от 10 до 17 лет и выяснили, что субъективные диспропорции сначала затрагивают отдельные компоненты образа тела (ступни, ноги и руки), затем охватывает общий образ тела (рост и вес), наконец касаются наиболее социально значимых частей (лицо и голос). 
 
Реакция подростков на происходящие физические с ними изменения исследовалось во многих работах. Лишний вес представляет исключительно важную проблему в подростковом возрасте, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и остальных. Но и здесь наблюдается половое различие. Согласно исследованиям, мальчики мало озабоченны увеличением веса и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60 % их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16 % из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением. 
 
Мальчики и девочки ощущают специфическую тревогу, связанную с развитием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к развитию половых органов, и начала пубертата дает пищу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками. 
 
Девочки меньше интересуются развитием гениталий, их озабоченность в основном связана с ростом груди. Психологи выявили, что большинство тревог опрошенных девочек – подростков связана с развитием груди, этим наглядным доказательством женственности. 
 
Гораздо меньший интерес вызывали первые менструации, которые всеми исследователями считаются основным феноменом женского полового созревания. Так по статистики около половины девушек спокойно или безразлично реагируют на первые менструации, 40 % испытывают негативные чувства и только 10 % проявляют положительные эмоции, интереса и гордости. Эти результаты объясняются тем, что большинство матерей говорят дочерям о негативных сторонах менструации. 
 
Среди девушек можно заметить, что именно в это время они начинают проявлять неприязнь к своей женской роли и будут искать возможность подражать мальчикам. И, конечно, значительно легче подражать мальчикам – подражать в таких проступках, как курение, употребление алкоголя и присоединение к группировкам, чем следование таким добродетелям, как выполнение ответственной и тяжелой работы. К тому же у девушек на этот счет может быть оправдание, что если они не будут повторять действия мальчиков, последние не будут ими интересоваться. 
 
Если проанализировать мужской протест девочки-подростка, то обнаруживается, что с самого раннего детства ей по сути дела никогда не нравилась женская роль. Однако, до сих пор эта неприязнь была скрыта и проявилась только в отрочестве. Вот почему так важно наблюдать за поведением девочки в данный период, так как именно в это время мы можем понять их позицию по отношению к своей половой роли в будущем. 
 
  
Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка 
 
У подростков, наделенных своеобразным (акцентуированным) характером и испытывающих давление неблагоприятных средовых факторов, сравнительно легко возникает нарушение адаптации в окружающем мире в виде острых аффективных реакций, неврозов, нарушения поведения, психосоматических расстройств, реактивных состояний и пр. 
 
Острые аффективные реакции – это кратковременные (минуты, часы, один, два дня) психогенные эмоциональные расстройства одним словом непсихотического уровня, наступающее при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным эмоциональным напряжением (выраженным аффектом) подросток плохо управляет собой и не способен трезво оценить последствия своих поступков. 
 
Острые аффективные реакции проявляются в виде агрессивных и суицидных тенденций, уходов из дому, симуляции болезни, нарушение поведения и т.д. Клиническая окраска острых аффективных реакций определяется характером критической ситуации и особенностями личности подростка. 
 
Агрессивные реакции свойственны подросткам с гипертимными и эпилептоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности прямо отомстить обидчику, портят его вещи, распространяет порочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных. 
 
Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об измене любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако, именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода. 
 
Острые аффективные суицидные реакции свойственны подросткам с эпилептоидными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера. 
 
Ситуативно обусловленные уходы из дома (интерната, лагеря) вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило в одиночку. Подросток стремиться забыться отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы характерны для неустойчивых и сенситивных подростков. 
 
Проявление острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоционально-значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т. д. демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить добрые отношения родных и сверстников. Наиболее часто в качестве демонстрации используются угрозы самоубийства, рискованные действия, самоповреждения, изображение намерения расстаться с жизнью. Покушение на собственную жизнь осуществляется при людях, с оповещением через записки о виновнике «безвыходной» ситуации. При этом наносятся поверхностные порезы предплечий («вскрытие вен»), прием горстями не очень токсичных лекарств, распахивание окон и пр. Демонстративные аффективные реакции могут проявиться бегством в болезнь или нарушениями поведения (нарочитыми выпивками, кражами, токсикоманическим поведением). Демонстративные аффективные реакции свойственны подросткам с истероидными чертами характера. 
 
Лекарственная терапия может быть полезна на высоте аффекта и проводится психиатром. Для снятия эмоционального напряжения достаточно бывает однократный прием аминазина, седуксена, кизерцина. В дальнейшем, в психоневрологическом диспансере или на специальном приеме в поликлинике целесообразна психотерапия и психологическая коррекция, в процессе которой психотерапевт объясняет родителям причины, которые привели в данном случае к аффективному реагированию, а подростку опасность или невыгодность подобных реакций для него самого и обучит его избегать ситуаций, в которых у него легко могут возникнуть  острые аффективные реакции. 
 
Для предотвращения острых аффективных реакций и оказания срочной медико-психологической помощи подросткам при этих критических состояниях созданы отделения профилактической службы. Эти структуры оказывают анонимную помощь подросткам с ориентировкой на немедленное снятие острого напряжения, могущего привести к агрессии и аутоагрессии, отказом от учебы, уходом из дома и другим формам отклоняющегося поведения, на клинико-психологическую диагностику, проведение индивидуальной и семейной психокоррекционной работы. Отделение имеет круглосуточный телефон доверия, кабинеты консультативной и психотерапевтической помощи, небольшой стационар кратковременного пребывания. Отделение кризисно профилактической службы принимает без направления всех обратившихся за помощью подростков, родителей, учителей, воспитателей и других заинтересованных в судьбе подростков лиц. 
 
Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. В младшем подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. Тоже относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-подростковые формы поведения». 
 
К формам поведения (реакциям) свойственным, главным образом, детям, относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации, гиперкомпенсации. К типично подростковым – реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также деликвентность, бродяжничество, суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации. 
 
  
 
2.1. Протестное поведение 
 
Разновидностью протестного поведения является так называемая реакция   отказа (от общения, еды, игр, посещение уроков) при внезапном отрыве от обычной обстановки (семьи, компании сверстников). Такая форма поведения характерна для инфантильных подростков. Примером может послужить отказ подростка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители», «Как я провел лето» и т.д. Или отказ посещать уроки учителя, предвзято относящегося к подростку. 
 
Протестное поведение, вызванное психологически трудной для подростка ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия), проявляется в непослушании, грубости, агрессии, наговоров, порче вещей, уходов из дома, суицидном поведении и употреблении алкоголя и наркотиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшении внимании к подростку, связанным с приходом в семью мачехи или отчима, рождением второго ребенка и т.п. 
 
 Тип протестного поведения во многом зависит от особенности личности. Стеничные, упрямые, возбудимые - склонны к активным, а робкие, тормозимые, неуверенные в себе подростки - к пассивным формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточной энергии и эмоционального оснащения. 
 
  
 
2.2. Имитационное поведение 
 
Имитационное поведение характеризуется копирование внешнего облика, суждений или поведения авторитетных для подростка людей. Подростки подражают лидерам среди сверстников, героям книг и кинофильмов, идолам молодежной моды. Имитация далеко не всегда имеет социально положительную направленность. 
 
Нередко подражание приводит к асоциальному и даже криминальному поведению (сквернословие, хулиганство, кража, изнасилование, разбой, грабежи) и к выработке вредных привычек (употребление табака, алкоголя, наркотиков). 
 
Подражание свойственно подросткам с истероидными и неустойчивыми чертами характера, также подросткам, поведение  который не определяется достаточно сложной мотивацией. Это подтверждается ростом криминального поведения среди подростков после демонстрации кинобоевиков, пропагандирующих насилие или увеличение суицидов среди подростков после просмотра лент с демонстрацией самоубийства. Можно вспомнить волну самоубийств среди молодежи после смерти С. Есенина. 
 
Отрицательные имитации - по существу – негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. В определенной мере движение «хиппи» – протест и вызов респектабельному истеблишменту – пример отрицательной имитации. 
 
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение 
 
Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение маскирует слабость подростков в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или физиологическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями. 
 
При гиперкомпенсаторном поведении имеет место стремление в достижении успехов именно в той сфере деятельности, в которой подросток слаб. Так, боящийся высоты, начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям, добиваться успехов в секции бокса. 
 
При гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают иногда гипертрофированный характер, и могут дезадаптировать подростка в коллективе. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восстанавливает справедливость», что влечет за собой соответствующие репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр. 
 
  
 
2.4. Эмансипационное поведение 
 
Характеризуется повышенным стремлением подростков к самостоятельности в независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все по своему, наперекор, несогласием с установленными страшим поколением порядками, нетерпимостью и возражениям к критике в свой адрес. 
 
 Эмансипационное поведение, являющееся вместе с протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает отличные от принятых у взрослых моды, вкусов, взглядов, язык (жаргон). Борьба за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям. 
 
Возникновение эмансипационного поведения способствует чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В крайних случаях, эмансипированность, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подросткам с возбудимыми чертами характера. 
 
2.5.  Группирование 
 
Группирование со сверстниками более характерно для подростков мужского пола и проявляется стремлением примкнуть к группе ровесников с определенной иерархией и распределением ролей. 
 
Группа объединяется территорией, жаргоном, однотипными духовными запросами и диктуют своим членам стиль поведения и ценностные установки. В неформальной группе подросток находит возможность нерегламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте. 
 
Неумение найти свою группу может привести к комплексу неполноценности, ненужности. Кроме того, чтобы быть в группе, компании, «команде» престижно, членство в ней создает чувство защищенности и анонимности при совершении правонарушений. Группа сверстников является источником информации, которую подросток не может получить от взрослых. 
 
 Подростки с семейно-бытовой запущенностью находят в группе суррогат семьи. 
 
Интересы антисоциальной группы определяются лидером и имеют социольно-негативную даже криминальную направленность. Будучи социально-незрелыми, несамостоятельными, под влияние лидера (обычно эпилептоидного или гипертимного подростка) попадают, прежде всего, подростки с чертами неустойчивости. 
 
Правилам и законам группы вместе с большинством членов подчиняются конформные подростки. Жестко и иерархически, стабильные по составу, и, как правило, однополые группы называются автократическими. Анархические группы с неустойчивым составом, не имеющие постоянного лидера и обычно разнополые, гораздо более демократичны. Примером могут служить так называемые молодежные тусовки. 
 
По-видимому, имеется следующая закономерность: чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой либо группе и вполне удовлетворяется обществом 1 – 2 духовно близких друзей – ровесников или своим собственным. 
 
Своеобразную группу поведенческих проявлений у подростка составляет увлечения. Они могут быть основаны на жажде информации, на чувстве азарта, на страсти к накопительству, стремлении к лидерству, телесному или духовному совершенствованию и т. д. 
 
Подросток, находящийся в психотравмирующей ситуации находит в увлечениях психологическую пищу. Нередко увлечения становятся крайне интенсивным, ради него подросток забрасывает учебу, работу. Одержимость увлечением может стать причиной нарушения поведения, когда заводятся сомнительные знакомства, заключаются спекулятивные сделки по продаже, обмену и прочее. Постоянная сосредоточенность на увлечении позволяет рассматривать их в некоторых случаях как сверхценные образования. 
 
Половое влечение подростков характеризуется высокой интенсивностью и в то же время недостаточной дефференцированностью. Отсюда юношеская гиперсексуальность и различные в основном, временные отклонения: онанизм, петтинг, ранняя половая жизнь, гомосексуальные контакты и пр. Определенную роль в появлении сексуальных девиаций играет стремление подростков к группированию и подражанию. 
 
  
 
2.6.  Делинквентность 
 
- мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности. 
 
Делинквентность проявляется в мелком хулиганстве и мошенничестве, «фарцовке» и домашних «кражах», угонах транспортных средств, вызывающим поведением в общественных местах и т. д. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения. 
 
Преобладающим мотивом делинквентного поведения является потребность в самоутверждении, нередко реализуемое через насилие. 
 
Делинквентность подростков носит обычно групповой характер и, также как и алкоголизация, служит средством принадлежности к группе. Наибольшее влияние асоциальная группа оказывает на подростков неустойчивого типа. 
 
Отмечается определенная зависимость между типом личности и мотивом правонарушения. Так, для неустойчивых, эпилептоидных и гипертимных подростков характерны мелкие кражи, хулиганство, драки с ровесниками. Причем кража для неустойчивого – способ добычи средств для развлечений, для гипертимного – утвердить себя в глазах товарища, для эпилептоидного – средство обогащения. Для сенситивных и психастенических подростков делинквентное поведение мало характерно. 
 
2.7. Бродяжничество 
 
Бродяжничество более свойственно подросткам, но первые уходы из дома нередки  в детстве. 
 
Они обычно совершаются из-за страха наказания или в качестве протеста, а по мере повторения становятся стереотипными. Для подростков характерны так называемые эмансипационные побеги с потребностью вырваться из под опеки и надоевшего будничного уклада с его нотациями и строго регламентированным поведением. Главная цель таких побегов пожить без заботы и контроля, и свойственны они легко возбудимым и неустойчивым подросткам. 
 
При демонстративных побегах подростков пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть утраченное внимание, избавиться от предстоящих неприятностей, получить те или иные блага. Арсенал таких побегов невелик, сбежавший стремиться быть скорее найденным и возвращенным домой. Демонстративные побеги характерны для истероидных подростков. 
 
Причиной импунитивных побегов является жестокое обращение в семье или коллективе. Начавшись как проявление острой аффективной реакции, побеги в дальнейшем нередко становятся стереотипом поведения. В отличии от ситуативно – обусловленных, эти побеги связаны с первичными внезапными изменениями настроения.  Такие побеги совершаются без предварительной подготовки, в одиночку и являются симптомом психического заболевания (резидуально-органического мозга, эпилепсия). 
 
 Бродяжничество как проявление конфликта «отцов и детей», начавшись на Западе, было подхвачено и у нас и во многом идейно соприкасается с движением «хиппи». «Рейнджеры» существуют в так называемой системе, обеспечивающей ее участникам эмоциональную и материальную помощь, путешествуют по стране, живут на чужих квартирах и дачах. За декларациями неприятия ценностей старших, стремление к свободе от власти государственных институтов и пр. стоят как правило, узкоэгоистические побуждения, банальное нежелание трудиться, кормиться за свой счет. В среде бродяг широко распространены употребление наркотиков, венерические заболевания. 
 
  
 
2.8. Суицидное поведение 
 
Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций. 
 
Свойственные переходному возрасту фиксации на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценка ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, и сформированностью диалектического мышления, однозначностью оценки вокруг происходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делает подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства. 
 
Суицидная попытка становиться более вероятной и в связи с недостаточной способностью подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Л.К. Личко усматривает определенную связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. По его мнению, демонстративные суицидные действия более свойственны истероидным, а истинное суицидное поведение – сенситивным личностям. 
 
Ситуационно-личностные конфликты, могущие привести подростка к суицидальным мыслям, намерениям и даже покушениям на самоубийство, достаточно многообразно. 
 
Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии теплого и доброго отношения и понимания в семье или обратная ситуация могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувстве безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении ситуации – самоубийство. 
 
Инвалидизация или косметический дефект, оставляющий подростка вне круга романтических отношений, формирует чувство безнадежности, отвергнутости, приводит к рациональной оценке перспектив и, в силу названных выше психологических особенностей подросткового возраста, делает подобный личностный конфликт весьма суицидоопасным. 
 
Из других опасных в отношении самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в какой либо сфере, в том числе и сексуальные неудачи при неделикатном поведении партнера, падением престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее, например, к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других (чаще родителей). 
 
Значение внутриличностных и внешних социальных факторов в возникновении побуждений к суициду, по видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть, чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньше предуготованность (акцентуация – психопатия) личности требуется для суицидного поступка и, наоборот, чем выраженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суицидоопасными. 
 
Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последний призыв о помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан. 
 
  
 
2.9. Ранняя половая жизнь 
 
Ранняя половая жизнь может рассматриваться в качестве патологической сексуальной девиации, если начинается до наступления половой зрелости. Вследствие акселерации половая жизнь заметно «помолодела». Это явление,  не будучи патологическим, вызывает тревогу, поскольку, не достигнув социальной зрелости, подростки не учитывают возможных последствий половой жизни. У романтичных подростков столкновение с «грубой прозой секса» может вызвать чувство глубокого разочарования, даже депрессивные реакции. Ранняя половая жизнь наиболее характерна для подростков с гипертимными чертами личности, что связано как с рано пробуждающимся интенсивным половым влечением, так и со свойственным им легкостью в общении. 
 
  
Заключение 
 
Нельзя  быстро   и  без   труда  разрешить  все  проблемы подросткового  возраста.   И  взрослые,   и  подростки  должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить  друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек,  полагаясь  на  свою  мудрость,  справляется  с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются  тогда, когда  дух терпит  крах. Незаживающая рана свидетельствует  о том,  что исцеление не наступило, и она не затянулась  даже тонкой  кожицей.  Причиной  тому  являются тяжелые   психологические    и   социальные    условия.   Опыт практической работы  психологов  убеждает, что взрослые стремятся сделать все,  чтобы кризис  подросткового возраста  прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения  подросткового  возраста  у  своих  детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные  страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных  извращениях и  злостном  хулиганстве. Если взрослого  во всем  ограничивать, то он, как и подросток, будет  сильно   страдать.   (Попытки   сексуального   контакта подростков  вызваны  жаждой  нежности,  тепла  и  близости,  а повышенная агрессивность  - результат  отчаянного  желания  не выглядеть  слабым  и  зависимым).  Разрешение  и  серьезных  и пустяковых проблем  зависит от  того,  известны  ли  взрослым подходящие алгоритмы  их решений.  Если  они  знают  выход  из ситуации -  половина дела  уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность,  взрослым   стоит  понаблюдать   за  подростком, узнать, какие  замечательные дела совершаются руками их детей. Следует   обращать  внимание на перестройку характера  взаимоотношений и  общения родителей  с юношами  и  девушками  в  сторону  сотрудничества,  реализации стремления стать для юности другом и советчиком. 
 
  
 
Библиографический список 
 
1.      Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991 
 
2.      Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г 
 
3.      Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М., 1984 
 
4.      Возрастная психология. Учебник. М., 1999 г 
 
5.      Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4 . 
 
6.      Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988 г 
 
7.      Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1991 
 
8.      Корниенко Н. А. Типология личности. Новосибирск 1998 г. 
 
9.      Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.,  1983 г 
 
10. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового  возраста//  Вопросы психологии N 5 1992 г 
 
11. Психология современного подростка под ред. Д. И. Фельдштейна М.,  1997 г. 
 
12. Рем Шмидт Х. Подростковый и юношеский возраст// Мир 1994 г. 
 
13. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Г.Г.Аракелова. М.,1990 г.
 

Информация о работе Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте