Особенности девиантного поведения детей сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Моя тема посвящена самой острой и актуальной проблеме в наше время – особенностям психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей – в домах ребенка, детских домах и интернатах.

Оглавление

Введение
Дети сироты
Девиантное поведение
Практика
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Коми государственный  педагогический институт»

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Педагог начальных классов»

Кафедра психологии развития 
 

Курсовая  работа

  Особенности девиантного  поведения детей  сирот 
 

                        Исполнитель:

Студентка 2 курса 622 гр.

                          Рубцова М. И.

                                        Научный руководитель: 
 

Г. Сыктывкар, 2011г.

Содержание

    1. Введение
    2. Дети сироты
    3. Девиантное поведение
    4. Практика
    5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Введение

     Моя тема посвящена самой острой и  актуальной проблеме в наше время – особенностям психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей – в домах ребенка, детских домах и интернатах.

     Ребенок, который растет и воспитывается  не в своей семье, - всегда нежелательное  и противоречивое явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т.п.), в результате которых ребенок может остаться без самых близких и необходимых ему людей – матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.

     Однако  безотрадным социальным фактом является то, что в условиях мирного времени, при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев  нашего общества в дом ребенка, детские  дома и интернаты постоянно поступают  дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Анализ состава детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав (68%), где одинокие родители не воспитывают своих детей (8%) или отказались от родительских прав при рождении ребенка (7%); дети родителей, не дееспособных по болезни, и родителей, находящихся в заключении, составляют собственно 7 и 4%, сироты и подкидыши – 5 и 1%.

     Эти данные свидетельствуют о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответственном отношении к беззащитному маленькому человеческому существу. Но сами дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития.

     В настоящее  время приходиться к сожалению констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

     В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских  домой и интернатов проявляются  в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Они (отношения) связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины. Последние выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве (до 30% подростков) и других формах делинквентного (Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок) - асоциальное противоправное поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.) поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Дети сироты

     Помним  ли мы насколько от нас, взрослых, зависит здоровье детей? Дети чувствительны и ранимы, они улавливают малейшие оттенки наших эмоций и мыслей, не говоря уже о словах и действиях. Гнев, раздражение, несправедливость, лицемерие тяжелым грузом ложится на неокрепшее сознание ребенка и постепенно проявляются в неадекватном поведении, нервозности, замкнутости, а затем и появлении различных заболеваний. Ведь мы знаем, что ребенок зависим от родителей не только физически, но и тесно связан энергетически.

     Дети-сироты - это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем.

     Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

     Но  вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников  детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

     Но  специфика психического, или точнее психологического развития детей в  учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология».

     Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне  семьи развитие ребёнка идёт по особому  пути и у него формируется специфические  черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.  

    1. Понятие и причины  сиротства

     Сиротство - социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей  вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы  о своих детях.

     Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

     Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых  умерли оба или единственный родитель.

     Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

     Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей  с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной  поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты»  отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

    1. Девиантное поведение

     Ни  у зарубежных, ни у отечественных  ученых и практиков нет пока единой точки зрения на понятие девиантное, или «отклоняющееся», поведение (deviatio–  по-латински «отклонение»).

     Для изучения механизмов возникновения  такого поведения у подростков используются знания, накопленные в психологии, психиатрии, педагогике и социологии. Термин девиантное поведение употребляется  представителями разных наук в нескольких значениях.

       • В психологии и педагогике  девиантным поведением называют  поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного  общества.

     • В  социологии и правоведении девиантностью  считают социальное явление, которое  выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам.

     • В  психиатрии девиантность понимается как  пред болезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее  в силу разных причин патологии, имеющейся  при психических расстройствах и заболеваниях.

       Среди большинства исследователей  принято следующее определение:

     Девиантное  поведение – устойчивое поведение  личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее  реальный ущерб обществу или самой  личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

     Это определение нуждается в уточнениях. Речь идет о дополнительных признаках, позволяющих отличать девиантное поведение  от схожих явлений. Вот некоторые  из них.

     Девиантное  поведение:

     • всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность);

     • является стойко повторяющимся – многократным или длительным;

     • согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны;

     • рассматривается  в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться);

     • имеет  выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие – неодинаково проявляется  у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают  мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности;

     • сопровождается различными проявлениями социально-психологической  дезадаптации1. В то же время верно  и обратное: само по себе состояние  дезадаптации, вызванное другими  причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения;

       Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную  оценку со стороны других людей.  Эта оценка может иметь форму  общественного осуждения, социальных мер (в крайних проявлениях – даже уголовного наказания).

     Ключевым  для определения девиантного  поведения всегда является понятие  социальной нормы, точнее, совокупности таких норм. Ведь именно неоднократное  их нарушение относит подростка  к категории «трудных».

 

     

Список использованных источников

    1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, Статья 1
    2. Газета «Школьный вестник» - 7 с.
    3. Дубровина А.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М.:Педагогика,1990. – 3 с.
    4. Психологос. Энциклопедия практической психологии. 58 с.

Информация о работе Особенности девиантного поведения детей сирот