Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа
Моя тема посвящена самой острой и актуальной проблеме в наше время – особенностям психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей – в домах ребенка, детских домах и интернатах.
Введение
Дети сироты
Девиантное поведение
Практика
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Коми государственный педагогический институт»
Факультет педагогики и методики начального образования
Специальность «Педагог начальных классов»
Кафедра психологии
развития
Курсовая работа
Особенности девиантного
поведения детей
сирот
Исполнитель:
Студентка 2 курса 622 гр.
Рубцова М. И.
Г. Сыктывкар, 2011г.
Содержание
Моя тема посвящена самой острой и актуальной проблеме в наше время – особенностям психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей – в домах ребенка, детских домах и интернатах.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, - всегда нежелательное и противоречивое явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т.п.), в результате которых ребенок может остаться без самых близких и необходимых ему людей – матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.
Однако
безотрадным социальным фактом является
то, что в условиях мирного времени,
при достаточном в целом уровне
материальной обеспеченности всех слоев
нашего общества в дом ребенка, детские
дома и интернаты постоянно
Эти данные свидетельствуют о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответственном отношении к беззащитному маленькому человеческому существу. Но сами дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития.
В настоящее время приходиться к сожалению констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
В подростковом
возрасте особенности психического
развития воспитанников детских
домой и интернатов проявляются
в первую очередь в системе их взаимоотношений
с окружающими людьми. Они (отношения)
связаны с устойчивыми и определенными
свойствами личности этих детей. Так, к
10 – 11 годам у подростков устанавливается
отношение к взрослым и сверстникам, основанное
на их практической полезности для ребенка,
формируется «способность не углубляться
в привязанности», поверхностность чувств,
моральное иждивенчество (привычка жить
по указке), осложнения в становлении самосознания
(переживание своей ущербности) и многое
другое. Значительно возрастают трудности
овладения учебным материалом, что осложняется
грубыми нарушениями дисциплины. Последние
выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве,
воровстве (до 30% подростков) и других формах
делинквентного (Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок) - асоциальное
противоправное поведение человека, проявляемое
в его поступках (действиях или бездействии),
наносящих вред как отдельным людям, так
и обществу в целом.) поведения.
Помним ли мы насколько от нас, взрослых, зависит здоровье детей? Дети чувствительны и ранимы, они улавливают малейшие оттенки наших эмоций и мыслей, не говоря уже о словах и действиях. Гнев, раздражение, несправедливость, лицемерие тяжелым грузом ложится на неокрепшее сознание ребенка и постепенно проявляются в неадекватном поведении, нервозности, замкнутости, а затем и появлении различных заболеваний. Ведь мы знаем, что ребенок зависим от родителей не только физически, но и тесно связан энергетически.
Дети-сироты - это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем.
Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».
Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология».
Исследования,
проведённые во многих странах мира,
свидетельствуют о том, что вне
семьи развитие ребёнка идёт по особому
пути и у него формируется специфические
черты характера, поведения, личности,
про которые часто нельзя сказать,
хорошие они или плохие, они просто
другие.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.
Ни у зарубежных, ни у отечественных ученых и практиков нет пока единой точки зрения на понятие девиантное, или «отклоняющееся», поведение (deviatio– по-латински «отклонение»).
Для изучения механизмов возникновения такого поведения у подростков используются знания, накопленные в психологии, психиатрии, педагогике и социологии. Термин девиантное поведение употребляется представителями разных наук в нескольких значениях.
• В психологии и педагогике
девиантным поведением
• В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам.
• В
психиатрии девиантность понимается как
пред болезненное состояние
Среди большинства
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.
Это
определение нуждается в
Девиантное поведение:
• всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность);
• является стойко повторяющимся – многократным или длительным;
• согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны;
• рассматривается в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться);
• имеет
выраженное индивидуальное и половозрастное
своеобразие – неодинаково
• сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации1. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения;
Девиантное поведение и
Ключевым для определения девиантного поведения всегда является понятие социальной нормы, точнее, совокупности таких норм. Ведь именно неоднократное их нарушение относит подростка к категории «трудных».
Список использованных источников
Информация о работе Особенности девиантного поведения детей сирот