Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:58, курсовая работа
Цель исследования: развитие памяти подростков.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность понятия «память».
Определить возможность методик по развитию памяти.
Введение
3
Глава 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
7
1.1
1.2
Анализ теории памяти и проблемы способностей
Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков
7
15
Глава 2
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
31
2.1 Оценка уровня сформированности памяти подростка 31
2.2
2.3
2.4
Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков
Результаты эксперимента
33
35
Заключение
36
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
Глава 1 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ |
7 |
1.1 1.2 |
Анализ теории памяти и проблемы способностей Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков |
7 15 |
Глава 2 |
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ |
31 |
2.1 Оценка уровня | ||
2.2
2.3 2.4 |
Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков Результаты эксперимента |
33
35 |
Заключение |
36 | |
Литература | ||
Приложение |
40 | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
“Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.
Память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. (Голубев “Индивидуальные особенности памяти” М. “Педагогика” 1980г.)
Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий столь велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя “фактор личности” и “фактор индивидуальности”. Так подчёркивая актуальность разработки данного направления.
Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.
Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания.
Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что “было в прошлом”. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: “человек остался бы вечно в положении новорожденного”. (И.М.Сетченов).
Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Чтобы улучшить память, учителю необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны приемы снабжения образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», это намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.
Итак, от учителя зависит, обретет ли подросток определенный контроль над памятью.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте».
Проблема исследования: заключается в раскрытии особенностей развития памяти подростков.
Объект исследования: подросток.
Предмет исследования: особенности памяти в подростковом возрасте.
Цель исследования: развитие памяти подростков.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
Гипотеза исследования: процесс обучения будет более успешным, если:
- учитывать возрастные особеннос
- использовать предложенные
Методы исследования:
Опытно – экспериментальная база исследования – учащиеся 10 «Б» класса гимназии №2.
Методологическая основа исследования П.П.Блонский, А.А. Смирнова, П. Радоссавлевич, Рогов и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что определенны некоторые особенности развития памяти подростков.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что можно учитывать и применять разработанные методики при обучении детей в школе при выявлении особенностей памяти.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте», рассматривается понятие «память», раскрыты виды памяти, индивидуальные особенности памяти.
Во второй главе «Развитие индивидуальных особенности памяти в подростковом возрасте» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируется и обосновываются особенности развития памяти подростка.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 42 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы включает 24 наименования.
Приложение содержит диаграммы, а также 5 таблиц.
На защиту выносятся следующие положения:
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Анализ теории памяти и проблемы способностей.
При классификации видов памяти возможны самые различные подходы, дающие возможность рассмотреть многообразие форм памяти с разных точек зрения.
Поэтому существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае, говорить о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видов памяти.
Мгновенная или иконическая, память связанна с удержанием точной или полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память – образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы. Эта память работает без сознательной предварительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя нескольких десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.
Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последнее предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользовании долговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этими процессами.
Генетическую память – можно определить такой, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур. Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.
Информация о работе Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте