Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: развитие памяти подростков.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность понятия «память».
Определить возможность методик по развитию памяти.

Оглавление

Введение
3
Глава 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
7
1.1
1.2
Анализ теории памяти и проблемы способностей
Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков
7
15

Глава 2
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
31
2.1 Оценка уровня сформированности памяти подростка 31
2.2

2.3
2.4
Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков
Результаты эксперимента
33

35

Заключение

36
Литература

Файлы: 1 файл

2007Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте-Швадский-х380.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

   

Введение

3

 Глава 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

7

1.1

1.2

Анализ теории памяти и проблемы способностей

Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков

7

15

     

Глава 2

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

31

                   2.1            Оценка уровня сформированности  памяти подростка                31

2.2

 

2.3

2.4

Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков

Результаты эксперимента

33

 

35

     

Заключение

 

36

Литература                                                                                                                38

Приложение

40

   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Память – один из самых сложных и достаточно изученных  процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

“Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.

Память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. (Голубев “Индивидуальные особенности памяти” М. “Педагогика” 1980г.)

Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий столь велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя “фактор личности” и “фактор индивидуальности”. Так подчёркивая актуальность разработки данного направления.

Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.

Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания.

Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической  жизни личности. Роль памяти не может быть сведена  к запечатлению того, что “было в прошлом”. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического  акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: “человек остался бы вечно в положении новорожденного”. (И.М.Сетченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Чтобы улучшить память, учителю необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны  приемы снабжения образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», это  намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.

Итак, от учителя зависит, обретет ли подросток определенный контроль над памятью.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте».

Проблема исследования: заключается в раскрытии особенностей развития памяти подростков.

Объект исследования: подросток.

Предмет исследования: особенности памяти в  подростковом возрасте.

Цель исследования: развитие памяти подростков.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

    1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
    2. Раскрыть сущность понятия «память».
    3. Определить возможность методик  по развитию памяти.
    4. Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на развитие памяти.

Гипотеза исследования: процесс обучения будет более успешным, если:

- учитывать возрастные особенности детей;

- использовать предложенные нами  методики по развитию памяти.

Методы исследования:

    • Анкетирования
    • Тестирование

Опытно – экспериментальная база исследования – учащиеся 10 «Б» класса гимназии №2.

Методологическая основа исследования П.П.Блонский, А.А. Смирнова, П. Радоссавлевич, Рогов и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что определенны некоторые особенности развития памяти подростков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что можно учитывать и применять разработанные методики при обучении детей в школе при выявлении особенностей памяти.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте», рассматривается понятие «память», раскрыты виды памяти, индивидуальные особенности памяти.

Во второй главе «Развитие индивидуальных особенности памяти в подростковом возрасте» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируется и обосновываются особенности развития памяти подростка.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 42 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы  включает 24 наименования.

Приложение содержит диаграммы, а также 5 таблиц.

На защиту выносятся следующие положения:

    • Поднимаемый вопрос является до конца не изученным.
    • Разработанные методики являются эффективными при решении задачи развития памяти подростков.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Анализ теории памяти и проблемы способностей.

При классификации видов памяти возможны самые различные подходы, дающие возможность рассмотреть многообразие форм памяти с разных точек зрения.

Поэтому существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае, говорить о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видов памяти.

 Мгновенная  или иконическая, память связанна  с удержанием точной или полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы. Эта память работает без сознательной предварительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя нескольких десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последнее предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользовании долговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этими процессами.

Генетическую память – можно определить такой, в которой информация хранится в генотипе,  передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур. Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте