Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: развитие памяти подростков.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность понятия «память».
Определить возможность методик по развитию памяти.

Оглавление

Введение
3
Глава 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
7
1.1
1.2
Анализ теории памяти и проблемы способностей
Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков
7
15

Глава 2
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
31
2.1 Оценка уровня сформированности памяти подростка 31
2.2

2.3
2.4
Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков
Результаты эксперимента
33

35

Заключение

36
Литература

Файлы: 1 файл

2007Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте-Швадский-х380.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Одной из возрастных особенностей подростков является повышенная утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, находит следующие причины возникновения этой проблемы: “У подростка более интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме”. “Сердечно-сосудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с общим ростом тела в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечно-сосудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов”. “В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто общим малокровием, и, в частности, малокровием мозга, вялостью и повышенной утомляемостью”. Именно в этом возрасте происходит все большее расходование энергии, которые не могут остаться без определенных последствий. Отсюда напрашивается вывод о том, что даже обычные нагрузки приводят к переутомлению.

К. Д. Ушинский в работе “Человек как предмет воспитания” указывал, что педагог, стремящийся воспитывать человека должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях. “Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.

В 60-е годы XX века Д. Б. Эльконин высказал гипотезу о том, что “нет оснований для абсолютизации существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития, для превращения их в некий инвариант любого возможного пути умственного развития. Эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах…”.

Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Так, например, Пиаже считал, что логические операции развиваются у детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей.

Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития, которым принадлежит будущее. С точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход – это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности подростков обусловлены:

  1. особенностями биологического развития организма;
  2. культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;
  3. условиями обучения и воспитания;
  4. резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.

Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа.

Внутренней движущей силой процесса развития является единство борющихся противоположностей. Разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития. Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики, личности, а раскрытие их субстратных характеристик позволяют прогнозировать ход развития личности. Возникновение психических новообразований характеризует “непрерывный процесс самодвижения” личности (Л.С. Выготский). Причем процесс самодвижения в современной психологической науке рассматривается в единстве двух противоположных сторон:

  1. интериоризация существующих во вне социальных факторов, их усвоение;
  2. выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.

Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для выявления резервов развития подростков. Знание и пользование в педагогической практике резервов развития подростков более успешно обучать и воспитывать детей. Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. Учеными и практиками затрачиваются колоссальные усилия для их разрешения. Но почему-то установилась печальная закономерность: чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. В социальную технологию взаимоотношения по формуле “учитель снабжает – ученик потребляет”, познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписывается. Знаменитые “почемучки” именно поэтому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум “ответы без вопросов”. Формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя.

В.В. Давыдов, подводя итоги экспериментальной работы по развивающему обучению, констатировал: “Мы не располагаем цифровыми данными, но наблюдения говорят о том, что проблемы средней школы, связанные с неумением, а главное – с нежеланием учеников учиться, существуют и в экспериментальных классах и в другом месте…”. Увы, формулы самоопределения подростков по отношению к школе типично антишкольные: в традиционном варианте – “не хочу (и не умею) учиться”, в экспериментальном – “умею, но не хочу”. Исследования показали, что активность человека, как субъекта во взаимодействии с окружающим миром, рождается информационной потребностью. Именно она источник активности человека, который в физиологии зарегистрирован И.П. Павловым как рефлекс “что такое?”.

Информационная потребность – это потребность всего живого в информации для ориентировочно-приспособительного поведения и борьбы за существование. Для человека это еще и осознанная необходимость информации для осуществления творчески преобразовательной деятельности. В развитии информационной потребности, главным является – слово. Изучение информационной потребности вскрыло ее прямую зависимость от уровня знания учеников. Чем он выше, тем настоятельней информационная потребность и тем больше школьник проявляет себя как субъект в познавательной деятельности, информационная потребность развивается при условии ощущении учеником успеха, удовлетворения результатом, преодоления трудности. А это требует развития в личности волевой сферы, способности к волевым условиям.

Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих особенностей на каждой возрастной ступени. Возрастные особенности всегда существуют и проявляются в форме индивидуальных вариантов развития и являются фоном для изучения индивидуальных различий. Учет психологических особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении.

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста: “Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывается на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы своего будущего”. А вот, что написал о подростковом возрасте, главный редактор “Семьи и школы” Н. Монахов: “Подрастают дети, сложнее становится их жизнь и уже не все в ней открыто нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия – как разобраться, как отнестись ко всему этому? Только с уважением. Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка – что накоплено, что создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучастия всех в семье в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволяет иные перемены предвидеть, другие – предупреждать, третьи – поддерживать. Более того, этот опыт открывает взрослым благодатную возможность в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую опытность, знание людей, нравственные убеждения. Подростку необходимо все это – ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то не примет, с чем-то не согласится, что-то решит и сделает по-своему. Отнесемся с уважением и к этому выбору.

А если все годы держали, вели за руку, сами решали, и он выполнял, а теперь не слушается, вырывается, рвется, неведомо куда? И к этому отнесемся с пониманием и уважением. Иначе и нельзя: ведь больше не удержим… Пусть его стремление кажутся нам нелепыми, претензии – преувеличенными, суждения – необоснованными. Понять все это он может только как взрослый человек – собственным уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими, а не по нашей команде. Нам открывается последняя возможность стать для него такими близкими”.

Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала “вырастания” из него. Американский музыкант Ди Снайдер так описывает этот возраст: “Юность великолепна и трудна – но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необходимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже: усы, хоть убей, не прорастают, зато физиономия усыпана целым урожаем прыщиков; к тому времени, когда ты наконец начинаешь интересоваться противоположным полом, противоположный пол демонстрирует явную потерю интереса к тебе; родители требуют, чтобы ты “был взрослым”, требуя одновременно, чтобы ты “прекратил изображать из себя умника”. К тебе относятся не как к маленькому ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то посередке”.

А вот точка зрения Б.Ц. Бадмаева: “Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростком объясняется изменением отношения подростка к действительности: он чувствует себя “уже не ребенком” или “не хуже взрослого”, а взрослый продолжает считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым, в том числе к учителям и родителям”.

Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости.

Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. “Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”.

Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.

Широко известен психологам эффект Розенталя – Якобсона. Эти исследования показали, какое огромное значение для успехов ученика имеют ожидания учителя, и его настрой, предвзятость. Большое значение для подростка имеют благоприятные ситуации, создаваемые педагогами: одобрение при правильном ответе ученика или старании; подчеркивание самого незначительного успеха, похвала и другие.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте