Психологические аспекты профессионального становления психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессиональная направленность студентов.
Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональной направленности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования профессиональной направленности личности 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности 5
1.2 Основные подходы к проблемам психологии профессионального становления личности 9
1.3 Психологический анализ профессиональной деятельности практического психолога 18
1.4. Профессионально значимые качества психолога 21
Глава 2. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В 45
Приложение Г 46
Приложение Д 47
Приложение Е 48
Приложение Ж 49
Приложение З 50
Приложение И 51
Приложение К 52
Приложение Л 53
Приложение М 54
Приложение Н 55
Приложение О 56

Файлы: 1 файл

психологические_аспекты_профессион_становления_психологов.doc

— 400.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Теоретические исследования           профессиональной направленности личности                                                                                      5

1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности                                                                                       5

1.2 Основные подходы к проблемам психологии профессионального становления личности                                                                                             9

1.3 Психологический анализ профессиональной деятельности практического психолога                                                                                      18

1.4. Профессионально значимые качества психолога                             21

Глава 2. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность         24

2.1. Организация и методы исследования                                                 24

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования                        27

Заключение                                                                                                  38

Библиографический список                                                                       40

Приложение А                                                                                             43

Приложение Б                                                                                              44

Приложение В                                                                                             45

Приложение Г                                                                                              46

Приложение Д                                                                                             47

Приложение Е                                                                                              48

Приложение Ж                                                                                             49

Приложение З                                                                                              50

Приложение И                                                                                              51

Приложение К                                                                                              52

Приложение Л                                                                                              53

Приложение М                                                                                             54

Приложение Н                                                                                              55

Приложение О                                                                                              56

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Профессиональное становление психолога является сложным, длительным и противоречивым процессом. Особенности деятельности таких специалистов предполагают не только когнитивное, но и личностное, индивидуальное развитие, так как личность психолога должна быть релевантной его профессиональной деятельности. Поэтому особо важной становится проблема изучения становления идентичности психологов, что связано с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в системе человек-человек. Идентичность - это сложный феномен, «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. Она рассматривается как аспект «Я» и определяется как переживание и осознавание индивидом самотождественности, целостности и неделимости в пространстве, а также постоянства во времени. Переживание идентичности актуализируется в личной, социальной, в том числе и в профессиональной сфере человеческой жизни. Обучение в ВУЗе является важнейшим условием формирования профессиональной идентичности. О становлении профессиональной идентичности может говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личной влиятельности.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной  направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала психологических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смы­слового единства у будущих специалистов.

Профессия психолога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональной  психолог - это специалист, призванный решать конкретные психофизиологические задачи, связанные с проблемами конкретной личности и межличностного взаимодействия. Значение профессии практического психолога в современном мире возрастает с каждым годом, т.к. она призвана способствовать обеспечению интеллектуального, эмоционально-потребностного, коммуникативного и личностного развития и психофизиологического здоровья членов общества.

Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной  направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной  деятельности.

Объект исследования: профессиональная направленность студентов.

Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональной  направленности.

Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию практического психолога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора.

Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.                  Выявление профессионально значимых качеств психолога. (Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме).

2.                  Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.

3.                  Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов психологического факультета.

Глава 1. Теоретические исследования профессиональной направленности личности

 

1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности

 

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек  - профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие "отношение человека к профессии" не может  быть сведено к активности, идущей от субъекта. Исследования профессиональной направленности, условий  и движущих сил ее развития, не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия,  создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может   по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, как указывает Шишкина Л.И., указанное содержание имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к  специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.

Таким образом, несоответствия между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной  направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной  направленности.

Процесс формирования профессиональной  направленности можно представить в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым, на примере студентов ВУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.

Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.

Формирование и поддержание  устойчивой направленности личности студента представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, как справедливо отмечает В.И. Ковалев, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формирование потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений, и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же индивид в процессе деятельности не будет видеть перспективы или общественно значимая для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться как бы заморожено, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы.

В процессе развития профессиональной  направленности обучающийся проходит ряд ступеней, выделенных Халяпиной Л.Н. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.

Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него появляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливаются в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной  направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще не достаточно для его решения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Таким образом, психологическими механизмами профессиональной  направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов, а так же способностей, определяющих профессионально важные качества.

В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Возможности различных видов деятельности в этом отношении не равноценны.

 

1.2 Основные подходы к проблемам психологии профессионального становления личности

 

Процессы профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью. Совсем не случайно различные аспекты этой проблемы исследуются специалистами самого разного: экономистами (Основы управления социальными процессами, М. ,1988), юристами (Л.И. Шишкина и др., 1976), социологами (Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, 1985), педагогами (В.Н. Парамзин, 1987), психологами (Б.Г. Ананьев, 1969, 1977; Е.А. Климов, 1985, 1988). Естественно, что разные специалисты придают разное толкование, как существенным характеристикам этих процессов, так и основным понятиям, связанным с изучением проблем, возникающих в этой сфере.

Информация о работе Психологические аспекты профессионального становления психологов